Научная статья на тему 'Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках x XIV вв'

Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках x XIV вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванов А. Е.

Раскрываются идеи народной педагогики, содержащиеся в новгородских фольклорных источниках. Показаны их историко-культурная специфика, а также теоретическое и прикладное значение в контексте проблем современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи в новгородских фольклорных источниках x XIV вв»

УДК 37.017.92

А.Е.Иванов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НОВГОРОДСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОЧНИКАХ X — XIV вв.

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, antonio06@list.ru

The ideas of folk pedagogies, found in the Novgorod sources, their cultural peculiarities and theoretical and applied significance in the context of contemporary education are presented in this article.

Ключевые слова: народная педагогика, фольклорные источники

В настоящей статье делается попытка выявить и проанализировать с педагогических позиций идеи, содержащиеся в различных новгородских фольклорных источниках. Любая идея несет в себе и знание, и метод, а потому в фокусе внимания автора будет находиться и народная педагогическая мудрость, и практический опыт обучения и воспитания растущего человека.

Великий Новгород и Новгородская земля издревле имели свое особое, неповторимое лицо. В своем генезисе они интегрировали как культурные традиции славянских и других народов (балтов, эстов, вепсов, ижоры, чуди и др.), населявших данную территорию, так и наследие цивилизаций, с которыми приходилось вести всеобъемлющий синхронический и диахронический диалог на протяжении ряда столетий. Все это в полной мере коснулось и воспитательных традиций и естественным образом придало важное наполнение и самобытные черты тому, что мы называем сейчас народной педагогикой.

Народная педагогическая мысль и опыт воспитания ребенка, начиная с момента его рождения, наиболее яркое выражение находит в так называемой поэзии пестования. Сегодня доказано, что термин «пестование» имеет общеславянские корни и является равнозначным более позднему понятию «воспитание». Слово «пестун» впервые встречается в «Остромировом Евангелии», написанном диаконом-писцом Григорием для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) в 1056-1057 гг.

К поэзии пестования относятся колыбельные песни, пестушки и потешки. С их помощью малыш получает соответствующее возрасту умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Все это происходит в психологически комфортной атмосфере материнской любви, ласки и заботы («Баю-баюшки-баю, не ругаю, не браню...»; «Тише, тише, голубок, спи, мой маленький сынок.» и др.) [1]. А потому можно говорить о том, что в поэзии пестования нашли свое прикладное выражение на-

родные гуманистические идеи, которые использовались новгородцами для педагогического сопровождения развития ребенка в течение первых дней, месяцев и лет его жизни. Одной из наиболее известных в современной России является потешка о сороке, которая «кашу варила». Сложно сейчас точно назвать время и место ее происхождения, однако найденное на стене новгородского Софийского собора граффити, относящееся к концу XII — началу XIII вв.: «Перепелка парит в дубраве, поставила кашу, поставила пироги, туда иди.» [2], — явно напоминает этот маленький шедевр устного народного творчества и позволяет предположить, что известная всем «сорока» прежде была новгородской «перепелкой».

Вместе с поэзией пестования важную роль в воспитании детей с древних времен занимают сказки. Они выступают в качестве одного из главных педагогических средств в возрасте от трех до шести лет, представляя собой своеобразную гуманистическую этическую энциклопедию, без нотаций, упреков и наказаний раскрывающую перед ребенком смысл добра и зла. Это в полной мере относится к оригинальным новгородским сказкам («Горшок», «Дурни», «Мамыка», «Мудрая жена» и др.), имеющим значительный воспитательный потенциал, который проявляется и в высмеивании людских пороков, таких, к примеру, как лень и жадность, и в призыве к справедливости, что, в частности, выражается в стремлении защитить обделенных отцовским наследством младших детей, и в доступном объяснении жизненной необходимости развития умственных способностей, благодаря которым главные герои, в том числе и женщины, всегда выходят победителями из самых сложных ситуаций. К этому следует добавить, что педагогический эффект новгородских сказок значительно повышает их художественно-эстетическая привлекательность, неразрывно связанная с поэтичностью и мелодичностью местных диалектов [3].

Наряду с поэзией пестования и сказками важным гуманистическим воспитательным средством,

созданным нашими предками, были и остаются игрушки. Древнейшие из найденных в Великом Новгороде относятся к Х-Х! вв. Они изготовлены из дерева и имеют формы коников, гусей, уток, кур и кукол. Кроме того, археологами в культурных слоях, относящихся к ХП-ХШ вв., были обнаружены две гончарные мастерские, специализировавшиеся на изготовлении свистулек и различных глиняных фигурок, что свидетельствует о большом их распространении в то время. Занятия с подобного рода поделками развивали сенсорную сферу ребенка, стимулировали его фантазию и воображение, формировали эстетический вкус и приоткрывали дверь в окружающий мир.

В процессе взросления постепенно приходили другие игры, которые, усложняясь с возрастом, решали многофункциональные педагогические задачи, связанные с развитием у детей важных личностных качеств, а также приобретением различных полезных умений и навыков. К ним можно, в частности, отнести распространенные в старину уличные детские забавы с кубарём и вертеницами («Коляска», «Колесо», «Рюшка», «Бабки» и др.). В ходе археологических раскопок на Новгородчине обнаружено большое количество необходимых атрибутов данных игр. Это и деревянные шары, и кубари, и вертеницы, и биты из крупных надко-пытных суставов коров, и утяжеленные свинцом или гвоздями бабки. Подобные находки встречаются в различных культурных слоях, начиная с Х в. [4].

Из летописных свидетельств, рассказов путешественников и былинного эпоса мы знаем, что в Великом Новгороде издревле в почете были состязания в силе и удали. Некоторые из них внешне выглядели весьма жестокими. Это в первую очередь относится к популярным среди мужского населения кулачным боям «стенка на стенку». Известно, что мальчишки, подражая старшим, также нередко бились между собой. Здесь следует отметить, что отечественная народно-педагогическая традиция никогда не одобряла чрезмерной жестокости по отношению к ребенку ни со стороны взрослых, ни со стороны других детей. А потому даже в кулачных боях существовали определенные общепризнанные правила. Трудно сказать, сколько их всего было, но два, судя по всему, главных, хорошо известны и в наши дни: «драться до первой крови» и «лежачего не бить», т. е. проявлять благородство и сострадание по отношению к более слабому или поверженному сопернику [5].

Кулачные бои и другие подобного рода ребячьи забавы способствовали выработке качеств, необходимых будущему воину. Традиции такого воспитания имеют в Великом Новгороде многовековую историю. Подтверждением тому служат найденные археологами рисунки на бересте средневекового мальчика Онфима. Им изображены и русские ратники в доспехах XIII в., и батальные сцены, и собственный автопортрет в образе всадника, поражающего врага. Все это говорит о том, что ребенок восхищался боевой амуницией и победами новгородцев и мечтал о том времени, когда сам сможет стать защитником своего города.

Однако не только подвижные и силовые игры увлекали жителей Великого Новгорода. Были популярны и занятия для «гимнастики» ума. Так, во всех

культурных слоях, начиная с XI в., встречается большое количество шахматных фигур, изготовленных из дерева, камня и кости. Различная художественная (а значит, и материальная) ценность находок позволяет предполагать, что в шахматы играли все слои городского населения. Нет сомнения, что и дети, благодаря природной любознательности и пытливости ума, приобщались к этому полезному провождению времени, развивая тем самым свой интеллектуальный потенциал. Игра в шахматы, как известно, не имеет исконных русских корней, что лишний раз показывает открытость новгородцев культурам других народов мира.

Из русских народных средств, способствующих развитию мыслительной деятельности ребенка, главное место с древних времен отводилось загадкам, которые содержали в себе образные и точные характеристики элементов растительного и животного мира, природных явлений, трудовой и иной деятельности людей и т.д. Вот несколько примеров из фольклорного наследия новгородчины: «Пойду я в ухту, найду я валухту, кабы не кубыхта, так не быть бы живому» (лес, зверь и ружье); «Летят гуси на море, кричат ты, ты, латы!» (молотьба); «Лежат побитые мужички, побритые головки» (снопы) [6]. Характерное для многих подобных смысловых форм оживление неодушевленных предметов говорит об их языческом прошлом. В то же время нельзя не отметить, что христианская культура обогатила народную педагогику новыми загадками, которые наряду с более давними использовались в процессе обучения грамоте. Так, на одной из стен Софийского собора была обнаружена сделанная, вероятно, кем-то из учеников надпись, относящаяся либо к концу XII, либо к началу XIII в.: «Гололе Железнич, камяный перси, медяная голова, липова челюсть, в золоте... » [7], что, по всей видимости, означает часовню или церковь. В целом же можно говорить о том, что созданные народом загадки в течение многих веков и по сей день включительно с успехом используются в процессе ненасильственного интеллектуального развития растущего человека.

Характерными чертам жителей, населявших Новгородскую землю, были общинность и антропоморфизм. Не случайно, что и педагогическая мысль, заключенная в произведениях устного народного творчества, во многом связана с аграрнокалендарными праздниками, в которых принимали участие и взрослые, и дети. Рожденные в недрах языческой культуры заклички и приговорки («Дождик, дождик, пуще, дай хлеба гуще!» и т.п.), весенние, летние и зимние праздничные и обрядовые песни («У нас на горочке лен посеян.» и др.) [8] соответствовали циклам земледельческих работ по кругу аграрного календаря и отражали различные стороны жизни, приметы и верования. Они играли незаменимую роль в процессе социализации растущего человека, его трудовом, нравственном, эстетическом воспитании, учили любить и понимать родную природу и традиции своего народа. Кроме того, с их помощью естественным образом решалась обозначенная и осмысленная значительно позднее гуманистическая

педагогическая идея организации различных форм совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

Своеобразной летописью жизни народа и его педагогического творчества являются пословицы и поговорки. Что касается Новгорода, то он в данном жанре фольклора упоминается нередко, что лишний раз показывает величие его исторического прошлого: «Новгород судит один Бог»; «Не велик барин, не новгородский боярин»; «Где святая София, там и Новгород»; «Умрем за Великий Новгород и святую Софью». Есть еще с намеком на издержки новгородской демократии: «На одном вече, да не одне речи»; «Новгородцы такали, да и протакали» (про то, как новгородцы «протакали» свое вече и свою волю); «Упрям, как новгородец» (с педагогической точки зрения данную характеристику можно рассматривать, как с отрицательной, так и с положительной стороны). Встречаются и такие, восходящие из глубины веков, уважительные выражения, как «новгородская честь» и «новгородская душа», подчеркивающие порядочность новгородцев при проведении торговых сделок [9]. Эти меткие народные фразы в образной форме сообщают нам о результатах воспитания и дают понять, что его важными приоритетами в Великом Новгороде были этические ценности.

Так же, как и пословицы с поговорками, реалии конкретных исторических процессов в народной жизни, но в более объемной и образной художественной форме отражают былины. Уже в ранних эпических повествованиях (об Илье Муромце, Святогоре и др.), которые были хорошо известны и в Великом Новгороде, сказители поднимались до осмысления вечных философских и педагогических проблем: о смысле человеческой жизни, об идеале человека, о соответствии его внешнего облика внутреннему миру, о добре и зле, справедливости, взаимоотношениях детей с родителями. Из собственно новгородских ранних былин наиболее заметными являются две — «Глеб Володьевич» и «Ставр Годинович», исторически и событийно связанные с периодом правления Владимира Мономаха. Однако гораздо интереснее и с литературно-художественных, и с педагогических позиций былинный эпос Великого Новгорода, относящийся к XIII-XIV вв. Самыми известными народными эпическими произведениями того периода являются «Садко» и «Василий Буслаев». В них на смену героям, отдававшим все свои силы защите отечества, приходят люди, которые благодаря развитию своих личных качеств добиваются индивидуального успеха и положения в обществе. Здесь впервые явно просматривается гуманистическая педагогическая идея о самоценности человека как личности, о его праве на свободное развитие и проявление своих способностей. Василий Буслаев пробивает себе дорогу в жизни природной силой, храбростью, лидерскими качествами. Садко побеждает власть денег и морского царя силой музыкального таланта и смекалки. Эти персонажи новгородских былин — хорошо образованные люди, к тому же еще и владеющие каким-либо видом искусства. Обо всем этом, как видно из отрывка о детстве Василия Буслаева, должны были позаботиться их родители: «Будет Васинька семи го-

дов отдавала матушка родимая, матера вдова Амелфа Тимофеевна, учить ево во грамоте, а грамота ему в наук пошла; присадила пером ево писать, письмо Василию в наук пошло. Отдавала петью учить церковному, петье Василъю в наук пошло. А и нет у нас такова певца во славном Нове-городе супротив Ва-силъю Буслаева» [10].

Следует также отметить, что в названных былинах прослеживается важное для дальнейшего развития отечественной педагогики признание народом роли Православной Церкви в вопросах воспитания, связанных с нравственным становлением человека. Молодого буяна Василия Буслаева пытается усмирить и наставить на истинный путь «старец пилигримишша», в котором некоторые исследователи видят отражение образа новгородского архиепископа. Садко же, ожидая скорую погибель в бушующем море, «кое именье отписывал божьим церквам», а после чудесного вызволения из морского плена «состроил церкву соборную Миколы Можайскому» [11], т. е. оказывал уважение и Русской Церкви, и ее святым. Таким образом, мы можем заключить, что в былинном эпосе Великого Новгорода был впервые представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, православно верующей, образованной и эстетически развитой личности.

Подводя итог педагогическому анализу фольклорного наследия Великого Новгорода можно констатировать, что оно обладает богатым воспитательным потенциалом, который оставил свой важный след в истории и не потерял актуальности в наши дни. Еще с языческих времен на Новгородской земле началось эволюционное формирование демократических и гуманистических идеалов как цели и условия воспитания подрастающего поколения, что стало одним из объективных факторов зарождения и распространения соответствующих традиций. Создание психологически комфортных условий в системе взаимоотношений матери и ребенка с момента его рождения, использование подходящих возрасту методов и средств раннего и последующего развития растущего человека с постепенным органичным включением его в социум и принятием существующих ценностей и правил общежития, уважительное отношение к знаниям и письменному слову, открытость другим народам и культурам обеспечивали становление разносторонней гармоничной личности и способствовали накоплению важного, интересного и полезного методического багажа. Все это позволяет говорить о том, что народно-педагогическое наследие Великого Новгорода может рассматриваться в качестве глубинных отечественных истоков официально признанных сегодня приоритетов российского образования, в основе которых лежат идеи демократии, гуманизма и диалога культур, и адаптивно использоваться в современных концепциях и практике семейного и школьного воспитания.

1. Традиционный фольклор Новгородской области / Сост. М.Н.Власова, В.И.Жекулина. СПб.: Тропа Троянова, 2006. С.78.

2. Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора. XI — XIV вв. М.: Наука, 1978. С.101.

3. Великий Новгород: школьное и педагогическое образо- 7. Медынцева А.А. Указ. соч. С.175.

вание: Статьи и очерки. В.Новгород: НовГУ, 1999. С.10- 8. Фольклор Новгородской области: история и современ-

11. ность / Сост. О.С.Бердяева. М.: Стратегия, 2005. С.315.

4. Там же. С. 12-13. 9. Традиционный фольклор Новгородской области. С.16-17.

5. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике: Моногра- 10. Новгородские былины / Сост. Ю.И.Смирнов, В.Г.Смо-

фия. В.Новгород: НовГУ, 2002. С.90. лицкий. М.: Наука, 1978. С.5.

6. Традиционный фольклор Новгородской области. С.257. 11. Там же. С.154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.