Научная статья на тему 'Педагогические аспекты создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе'

Педагогические аспекты создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКСПЕРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55 / SECONDARY SCHOOL / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EXPERT / EDUCATIONAL SITUATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARY SCHOOL № 55"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Надежда Витальевна, Слепцова Марина Викторовна

В работе рассматривается актуальная педагогическая проблема создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе. Авторы предлагают организовать образовательную среду в виде множества образовательных ситуаций, разработанных учителем на базе реальных профессиональных ситуаций, описываемых специалистами-экспертами. Авторами разработаны и практически опробованы модели образовательных сред по наиболее востребованным у учащихся направлениям профессиональной деятельности, среди которых организация предприятий общественного питания, по пошиву и ремонту одежды, флористика, изготовление изделий народного творчества. В работе приводятся количественные данные о результатах проводимых исследований, показано увеличение степени обученности учащихся, рост показателей качества знаний, интереса учащихся и их родителей к профессиональному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Надежда Витальевна, Слепцова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of creating the educational environment of professional self-determination of students in secondary school

The work deals with the actual pedagogical problem the creation of the educational environment of professional self-determination of students in secondary school. The authors propose to organize the educational environment in many educational situations designed by the teacher based on real professional situations described by the specialists and experts. The authors have developed and practically tested models of educational environments for the most popular students areas of professional activities, including organization of catering, sewing and repairing clothes, flowers, manufacturing of products of folk art. The paper presents quantitative data on the results of the studies shown an increase in the degree of proficiency of students, the growth of indicators of quality of knowledge, interest of students and their parents towards vocational education.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018

№ 2 (32). С. 117-123. . . __ _

удк 372.862 м. в. Слепцова, н. в. Яебедеба

Педагогические аспекты создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе

В работе рассматривается актуальная педагогическая проблема - создания образовательной среды профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе. Авторы предлагают организовать образовательную среду в виде множества образовательных ситуаций, разработанных учителем на базе реальных профессиональных ситуаций, описываемых специалистами-экспертами. Авторами разработаны и практически опробованы модели образовательных сред по наиболее востребованным у учащихся направлениям профессиональной деятельности, среди которых организация предприятий общественного питания, по пошиву и ремонту одежды, флористика, изготовление изделий народного творчества. В работе приводятся количественные данные о результатах проводимых исследований, показано увеличение степени обученности учащихся, рост показателей качества знаний, интереса учащихся и их родителей к профессиональному образованию.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, профессиональное образование, образовательная среда, эксперт, образовательная ситуация, профессиональная компетенция, средняя общеобразовательная школа № 55

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018

No. 2 (32). pp. 117-123. hA\/C M \ / I

M. v. sleptsova, N. v. Lebedeva

Pedagogical aspects of creating the educational environment of professional self-determination of students in secondary school

The work deals with the actual pedagogical problem - the creation of the educational environment of professional self-determination of students in secondary school. The authors propose to organize the educational environment in many educational situations designed by the teacher based on real professional situations described by the specialists and experts. The authors have developed and practically tested models of educational environments for the most popular students areas of professional activities, including organization of catering, sewing and repairing clothes, flowers, manufacturing of products of folk art. The paper presents quantitative data on the results of the studies shown an increase in the degree of proficiency of students, the growth of indicators of quality of knowledge, interest of students and their parents towards vocational education.

Keywords: secondary school, vocational education, educational environment, the expert, the educational situation, professional competence, municipal budgetary educational institution "secondary school № 55"

Введение

нимание государства и общества к проблемам системы основного и среднего обязательного образования, насыщенность общеобразовательных организаций, применительно к учебному предмету «Технология», техническими средствами производства, создание и широкое распространение разного рода виртуальных образовательных ресурсов, позволяет говорить о создании в России широкого образовательного пространства, направленного

на подготовку учащихся общеобразовательных школ к общественной и профессиональной деятельности в будущем общественном устройстве.

В существующем образовательном пространстве относительно легко реализуются вопросы формирования и развития у учащихся когнитивной и деятельностной компетенций, но практически нет успешных примеров формирования компетенции в области профессионального развития.

Между тем, проводимые научные исследования показывают, что профессиональная компетенция для выпускника общеобразовательной

школы не менее важна, чем полученные в процессе обучения знания [1,2].

Стремительное появление новых профессий и отраслей знаний требует перехода системы образования от «догоняющей» модели к «инновационной», когда образовательный процесс направлен на формирование у учащихся перспективных компетенций, которые будут востребованы в будущем[3,4]. Единственной возможностью реализации такой модели в рамках образовательного предмета «Технология», является привлечение в образовательный процесс знаний специалистов - экспертов в соответствующих отраслях знаний, которые могут, пусть и с некоторой долей погрешности, определить перспективные, востребованные в будущем, знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательной школы [5].

Создание на основе локального образовательного пространства школы соответствующих образовательных сред, интегрировано использующих возможности образовательного пространства и знания привлеченных специалистов-экспертов о перспективных, востребованных обществом в будущем компетенциях выпускника школы является одним из актуальных направлений педагогических исследований.

Целью работы является разработка методики развития профессиональной компетентности учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы в рамках учебного предмета «Технология» с использованием элементов моделирования образовательных ситуаций на основе знаний привлеченных специалистов-экспертов.

_Методология

Создание образовательной среды, направленной на формирование и развитие у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы в рамках учебного предмета «Технология» проводилось в 2013 - 2017 годах совместно сотрудниками кафедры «Технологических и естественнонаучных дисциплин» Воронежского государственного педагогического университета и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 55» г.Воронеж.

Образовательная среда как категория педагогической науки в настоящее время определяется как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности» обучаемого, целевой функцией которой по В.А.Ясвин, является «формирование личности по заданному образцу» [6,7]. Как интегральная характеристика личности учащегося в современной педагогической науке рассматривается понятие компетентности. Под

профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности, основными компонентами которой являются когнитивная (знания), операционно-технологическая (деятельностная), мотивационная (эмоциональная), этическая, социальная и поведенческая составляющие (компетенции), среди которых именно личностные компетенции признаются доминантными.

Таким образом, создаваемая образовательная среда должна стимулировать учащегося и предоставлять ему возможности сформировать и совершенствовать профессиональные компетенции, взяв в качестве примера личностные качества высочайших профессионалов, достойных образцов для подражания в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Поставленная задача в рамках компетент-ностной парадигмы образования решается нами в несколько этапов [8,9].

На первом этапе определяется образовательная цель для каждого учащегося. Одним из базовых постулатов компетентностной парадигмы образования является «отказ от получения образования как готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средство построения личной карьеры» [10]. Учащийся сам выбирает себе цель образования - каким специалистом, и в какой области человеческой деятельности он хочет стать. Основная проблема на этом этапе - отсутствие у учащихся и их родителей осознаваемых, четко выделяемых эталонов, образцов для подражания, играющих основную роль в образовательном процессе [11]. Учащиеся имеют сильную мотивацию к обучению только тогда, когда могут визуально представить, кем они хотят быть и какие атрибуты успеха иметь. 92% учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ г. Воронежа в качестве образцов для подражания называют имена Генри Форда, Билла Гейтса, Стивена Джобса, и многих других ярких представителей крупного бизнеса, но при этом не могут объяснить, какие именно качества личности, профессиональные компетенции хотят взять у них в качестве образца для подражания [12]. Как следствие, инфантильность, отсутствие уверенности в достижении цели, ориентация на наёмный труд и жизнь «как все». Всего 3,3% учащихся 5-8 класса общеобразовательных школ г. Воронежа могут назвать хотя-бы одного человека, являющегося для них образцом, из своей социальной среды: живущего с ними рядом, в соседней квартире, в соседнем подъезде, в соседнем доме[12].

Задача педагога на этом этапе - помочь учащемуся найти в своей социальной среде образец для подражания. В работах американского психолога Р. Хизрич показано, что ключевым моментом в формировании профессиональной компетентности учащихся является социальное

научение через усвоение ролевых моделей. Базовым механизмом усвоения этих ролевых моделей является социальное сравнение, когда в процессе наблюдения реальных случаев успешной профессиональной деятельности, учащийся примеряет роль: «Если этот человек может делать это, то и я смогу делать также» [13]. Именно функционированием механизма социального сравнения можно объяснить профессиональную успешность среди членов одной семьи, родственников, близких друзей и т.д. Если такого образца нет, мы в первом приближении обращаемся к средствам массовой информации.

Сериал «Кухня», «Отель «Иллион»» и аналогичные фильмы и сериалы позволяют учащимся примерить на себя роль владельца ресторана, шеф-повара, владельца гостиничного бизнеса, и на этих ярких, хотя и не всегда достоверных, образах сформулировать хотя-бы приблизительно свою образовательную цель в профессиональном образовании. Затем, зная общее направление профессиональной деятельности, мы целенаправленно ищем людей, занимающихся аналогичной профессиональной деятельностью, в окружении учащегося. Оптимальным является их приглашение к дальнейшей разработке образовательного процесса в качестве специалиста-эксперта. Являясь авторитетом для учащегося, обладая необходимыми знаниями и опытом, доказавшие в глазах учащегося свою состоятельность, демонстрирующие личностные качества, к формированию которых учащийся стремится, специалисты-эксперты способны совместно с учащимся конкретизировать цель образования, в том числе и применительно к перспективным сферам человеческой деятельности, определить основные этапы достижения поставленной цели, дать примеры реальных жизненных ситуаций, в которых формируются целевые для учащегося когнитивные, операционно-технологические, мотивационные, этические, социальные и поведенческие составляющие успешной личности, обладание которыми является целью образования для учащегося.

На втором этапе мы разрабатываем образовательный процесс, обеспечивающий достижение учащимся поставленной образовательной цели. В общем случае, образовательный процесс в условиях компетентностной парадигмы образования представляет собой множество эталонных образовательных ситуаций А={А1,А2,...,Ак,.....,Ап,А0}, заранее подготовленных специалистами-экспертами и педагогом. Здесь А0 - эталонная целевая образовательная ситуация А0 , описывающая цель образовательного процесса, А1, А2, ..., Ак - эталонные входные образовательные ситуации, описывающие исходный уровень знаний, наличие практического опыта, желания, заинтересованности учащегося в достижении поставленной образовательной цели, Ак+1, А2, ..., Ап - промежуточные эталон-

ные образовательные ситуации, описывающие последовательность развития у учащегося определённых целевой эталонной образовательной ситуацией А0 когнитивной, операционно-тех-нологической, мотивационной, этической, социальной и поведенческой составляющих формируемой и развиваемой в образовательном процессе профессиональной компетенции. Основой разработки образовательных ситуаций служат реальные, описываемые специалистами-экспертами ситуации, которые, по их мнению, показывают учащемуся, какие знания и в каком объеме, он должен получить, какие навыки освоить, чтобы достичь поставленной образовательной цели. Наиболее просто такая организация образовательного процесса реализуется в жёстко структурированных областях знаний, например бухгалтерский учёт. Здесь специалисты-эксперты вначале описывают ситуации, где встречаются простейшие формы налогообложения, например, расчет подоходного налога. Затем описываются всё более сложные ситуации, касающиеся налогообложения различных форм бизнеса. Образовательная цель - ситуация, требующая проведения сложных, «комбинированных» расчетов доходов, расходов и налогов предприятия. Образовательные ситуации должны охватывать все возможные варианты предполагаемой профессиональной деятельности учащегося, т.к. в процессе обучения цель образования неоднократно корректируется, уточняется, что, собственно, естественно для образовательного процесса.

Образовательные ситуации адаптируются учителем к особенностям возрастного, психического и эмоционального развития учащихся, а также отражают интересы государства и общества. Понятно, что недопустимо формировать и развивать профессиональные компетенции в экономике на примере организации и проведения мошеннических схем, но необходимо обеспечить эмоциональное одобрение учащегося в случае успешного применения им полученных знаний для развития институтов гражданского общества. В совокупности мы получаем множество образовательных ситуаций А1,А2,...,Ак,... ..,Ап, в котором образовательный процесс имеет вид А1 ^ Ак ... Ак ^ Ат... Ат ^ Ап , что составляет формальное описание индивидуальной образовательной траектории для учащегося. Переход от образовательной ситуации Аi к следующей образовательной ситуации Аi+1 происходит после достижения локальной образовательной цели на предшествующем этапе. Вопросы извлечения и обработки экспертных знаний, выделения множества базовых признаков Y={y1,...,y¡}, характеризующих область профессиональной деятельности и объект педагогического моделирования, определения количественных и качественных шкал, на которые они отображаются, формализация описания реальных ситуаций, полученных от специалистов-экспертов, и создание на их осно-

ве образовательных ситуаций вида Ап, определяемые через понятия функции принадлежности 0(А) и лингвистических переменных, связывающих понятие функции принадлежности с признаком у^ описывающим объект педагогического моделирования, расчета индивидуальной образовательной траектории учащегося и её оптимизации по временным и иным влияющим на эффективность образовательного процесса параметрам, рассматриваются в работах Бережной И.Ф., Слепцовой М.В., Чвановой М.С.[14,15,16]. Аналогичным образом нами разработаны ситуационные модели образовательного процесса по наиболее востребованным направлениям образования с привлечением специалистов-экспертов. Например, по направлению формирования и развития профессиональных компетенций в сфере общественного питания ситуационная модель содержит 22 уровня, на каждом из которых описываются от 18 до 26 для входных А1, А2, ..., Ак или промежуточных Ак+1, А2, ..., Ап-1 педагогических ситуаций, охватывающие все возможные ситуации, которые необходимо пройти для успешного открытия своего дела в сфере общественного питания. Студентами и магистрантами Воронежского государственного педагогического университета, проходящими ежегодно производственную практику на базе школы, перечень ежегодно разрабатываются новые и редактируются существующие множества образовательных ситуаций по направлениям профессиональной деятельности, вызывающей интерес у учащихся школы.

Третий этап - собственно реализация образовательного процесса. В нашем случае преподаватель становится «менеджером образовательного процесса» непосредственно его организующий в образовательном пространстве школы. Для каждого учащегося образовательные ситуации по выбранному им направлению профессиональной деятельности воспроизводятся на занятиях в рамках учебного предмета «Технология» или на занятиях детского творческого объединения «Рукодельницы». Здесь необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов в организации и проведении учебных занятий.

Во-первых, максимально возможное количество образовательных ситуаций «проигрывается» учащимся, непосредственно выполняющим определенное практическое действие, «работая руками». В этом плане наиболее предпочтительны направления профессиональной подготовки, такие как приготовление пищи, моделирование, изготовление одежды, флористика и т. д. В этих направлениях профессиональной деятельности каждая образовательная ситуация - «комплексная», требующая у учащегося для своего «проигрывания» знаний по большинству учебных предметов общеобразовательной школы. Приготовление омлета - это не только вопросы собственно технологии приготовления пищи,

это расчет себестоимости единицы продукции, исследование рынка сбыта, обеспечения безопасности жизнедеятельности в плане срока годности приобретаемых ингридиентов и т.д. И, конечно, создания и юридического оформления малого предприятия общественного питания, его прибыли, налогообложения и личных доходов владельцев. Аналогично, указанные вопросы возникают при изготовлении из дерева отделочных фигурок для оформления клумб в виде сказочных героев для пришкольного участка, выращивании рассады и цветов, изготовлении скворечников. Многие знания из иных учебных предметов общеобразовательной школы, которые с трудом понимаются школьниками теоретически, легко и быстро понимаются и находят своё применение при изготовлении продукции «своими руками».

Большое внимание на уроках технологии уделяется исследовательской деятельности. Она даёт возможность осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить анализ, делать предложения и выводы. Наиболее успешными оказались исследовательские проекты «Молекулярная кухня», «Ткани нового поколения», «Плюсы и минусы искусственного меха», «Доступная среда в Придонском микрорайоне», «Что надо есть, чтобы жить?». С этими проектами обучающиеся выступили не только на школьных начно-практических конференциях, но и высших учебных заведениях города Воронежа. Связь школы с ВУЗами имеет положительное значение при выборе профессии.

Во-вторых. В образовательном процессе создаются и реализовываются образовательные ситуации с отрицательным результатом, например изготовление вещи, себестоимость которой будет выше цены в соседнем магазине. Например, если обучающая использует дорогостоящую ткань при изготовлении юбки, да ещё при этом выполнит нерациональную раскладку выкройки на ткани, то её изделие станет экономически невыгодным. В реальной жизни мы стараемся отгородить детей от неудач. Но в будущей профессиональной деятельности от них никто не застрахован. «Проигрывание» ситуации с отрицательным результатом обучающимся, действительно заинтересованным в выбранном направлении профессиональной деятельности, только укрепляет его заинтересованность в учёбе, подталкивает на поиск иных решений, развивает интеллект, формирует потребность в получении знаний. В ином случае, когда «проигрывание» ситуации с отрицательным результатом становится непреодолимой преградой, у учащегося всегда есть возможность выбрать другую сферу профессиональной деятельности, опробовать себя на новом поприще, найти свою профессиональную среду. На занятиях детского объединения «Рукодельницы» применяются активные формы и методы обучения (нестандартные задания, разбор ситуаций).

В-третьих. В образовательном процессе создаем значительную часть образовательных ситуаций, успешное «проигрывание» которых требует от учащегося наличия социальных компетенций: создания коллектива, распределения обязанностей, согласования усилий, умения «работать в команде». Например, при выполнении коллективного социального проекта «Добрые сердца», обучающиеся сами распределяют между собой различные задания. Они организуют группу вышивальщиц, вязальщиц, оформителей, упаковщиц и т.д. Создание такого рода коллективов резко повышает эффективность образовательного процесса.

«Теперь необходимо такое обучение, которое бы позволяло людям ... быть сетевым и социальным, нежели индивидуальным, отвечать этическим и ценностным представлениям, нежели отгораживаться «свободным от ценностей и объективным» знанием»[17].

В-четвертых. Обеспечиваем востребованность результатов образовательного процесса в социуме. Мы стараемся, чтобы любое изделие, действие, расчеты, произведённые в результате образовательного процесса, нашли свое воплощение в реальной жизни, получили одобрение со стороны образовательной среды школы, привлекаемых специалистов-экспертов, родителей учащихся. Одним из вариантов работы в этом направлении является ежегодный проект «Добрые сердца». Результаты образовательного процесса направляются в виде подарков для детей из интерната, попавших в трудную жизненную ситуацию, пожилым людям и инвалидам, на украшение здания школы и прилегающей территории, проводятся благотворительные ярмарки. На ухоженный школьниками пришкольный участок приходят любоваться жители всего микрорайона: здесь прогуливаются молодые мамы с детьми, пенсионеры и сами наши ученики. Это способствует развитию толерантности, чуткости, заботы, милосердия. Востребованность результатов своего труда, одобрение образовательной деятельности со стороны общества, способствует повышению заинтересованности учащихся в профессиональном образовании, формировании и развитии профессиональной компетентности в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Рассмотренные выше педагогические аспекты и особенности методики развития компетентности в области профессионального и личностного развития обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы в рамках учебного предмета «Технология» с использованием элементов моделирования образовательных ситуаций на основе знаний привлеченных специалистов-экспертов прошли апробацию и в настоящее время используются при организации и проведения учебных занятий по учебному предмету «Технология» и в работе детского творческого объединения

«Рукодельницы» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55». Всего в проводимых исследованиях приняло участие 475 человека. В качестве контрольной группы выступали учащиеся иных общеобразовательных школ г. Воронежа. В результате проведения работы нами получены следующие результаты. Степень обученности учащихся выросла с 93,63% в 2013/2014 учебном году до 97,17% в 2015/2016 учебном году. Качество знаний учащихся, принимавших участие в эксперименте в 2015/2016 учебном году достигло 100%. Количество учащихся, посещающих детское творческое объединение «Рукодельницы» составило 15 человек.

Заключение

Стремительное развитие науки и производства, возникновение и исчезновение профессий и профессиональных групп, переход экономики в «виртуальное пространство» требует изменений в системе профессионального образования, подготовки выпускников школ к будущей профессиональной деятельности. Одним из возможных вариантов развития системы профессионального образования в общеобразовательных школах является создание образовательных сред с использованием элементов моделирования образовательных ситуаций на основе знаний привлеченных специалистов-экспертов.

Цель профессионального образования в такой образовательной среде наглядна и понятна учащимся, кажется им доступной и легко достижимой, что стимулирует их на самостоятельный выбор направления будущей профессиональной деятельности, поиск и освоение необходимых знаний, получение практического опыта профессиональной деятельности.

Удовлетворение от достигнутых результатов, моральное и эмоциональное одобрение общества, социализация в профессиональном коллективе, обеспечивает формирование и устойчивое развитие у учащегося интереса к выбранной сфере профессиональной деятельности, формирования у него профессиональной компетентности, осмысленного направления будущей профессиональной деятельности. По результатам проводимых исследований мы можем констатировать перспективность и востребованность предложенной методики развития профессиональной компетентности учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы в рамках учебного предмета «Технология» с использованием элементов моделирования образовательных ситуаций на основе знаний привлеченных специалистов-экспертов.

Особенностью предлагаемой методики, затрудняющей её массовое применение, являются сложности в создании множества образовательных ситуаций по выбранным направлениям

профессиональной деятельности учащегося. Описываемые экспертами реальные ситуации зачастую дублируют друг друга, или, наоборот, в образовательном пространстве остаются значительные пробелы. Также количество образовательных ситуаций стремительно растёт по мере уточнения образовательной цели учащегося. На сегодняшний день работа по созданию образовательного пространства в виде

множества образовательных ситуаций требует значительных временных и трудовых ресурсов. Основное направление дальнейших исследований - формализация создания образовательного пространства в виде множества образовательных ситуаций, его автоматизация, перевод в «виртуальное» пространство, создаваемое аппаратным и программными средствами вычислительной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Допрофессиональная компетентность как интегральная характеристика профессионального самоопределения школьников в условиях довузовской подготовки учреждения дополнительного образования : [монография] / Н. И. Калаков, А. В. Кузнецов, С. Б. Малых. Ульяновск: Ульяновский государственный университет. 2005. 426 с.

2. Слепцов А.Ф. Теоретические предпосылки создания интеллектуальной образовательной среды и условия её практической реализации // Открытое и дистанционное образование. 2016. №3(63). С.56-61.

3. Didenko D., Klyucharyov G. Vocational training in Russia: Ways and means of catch-up modernization and innovative modernization // Educational Studies. 2013. №1. P. 183-204.

4. Слепцова М.В. Инновационный подход к преподаванию учебного предмета «Технология» в общеобразовательной школе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №12(44). С. 84-102.

5. Слепцова М.В. Направление модернизации учебного предмета «Технология» // European Social Science Journal. 2013. № 9-3 (36). С. 144-150.

6. Григорьева М.В. Понятие «Образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т.3. №4. С.3-11.

7. Ковалева М.И. Использование личностно-ориентированных технологий в образовательной среде // На путях к новой школе. 2016. № 1. С. 37-39.

8. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Понятийное поле компетентностного подхода: компетентность, компетенции, математическая компетентность, профессиональная компетентность // Глобальный научный потенциал. 2014. № 3 (36). С. 15-19.

9. Слепцова М.В. Компетентностный подход к организации учебного процесса профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 3. С. 408-413.

10. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. М.: Издательство «Эгвес». 2005. 176 с.

11. СлепцоваМ.В.Актуальныеаспекты целеполаганияприизученииучебногопредмета«Технология»в общеобразовательной школе // Науковедение.2015. Т. 7. № 1 (26). С. 138.

12. Слепцова М.В. Определение целей педагогического процесса профессиональной подготовки в условиях перехода к компетентностной парадигме образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 2. С. 221-227.

13. Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. Предприниматель и предпринимательство. Москва: Прогресс. 2003. 160с.

14. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: [монография] / И.Ф. Бережная. Воронеж : Научная книга. 2012. 219 с.

15. Слепцова М.В. Теоретические основы построения универсальной модели педагогического процесса // Науковедение. № 6 (25). С. 24.

16. Чванова М.С., Киселева И.А., Молчанов А.А., Бозюкова А.Н. Использование экспертных систем в образовании // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 47-54.

17. Tynjala P. Toward a 3-P model of workplace learning: A literature review // Vacations and Learning. 2013. Vol. 6, № 1. P. 11-36.

REFERENCES

1. Preprofessional competence as an integral characteristic of professional self-determination of schoolchildren in the conditions of pre-University training institutions of additional education : [monograph] / N. I. Kulakov, A. V. Kuznetsov, S. B. Small. Ulyanovsk: Ulyanovsk state University. 2005. 426 p. (in Russian)

2. Sleptsov A. F. Theoretical prerequisites for the creation of intelligent learning environments and the conditions of its practical implementation. Open and distance education. 2016. No. 3(63). P. 56-61. (in Russian)

3. Didenko D., Klyucharyov G. Vocational training in Russia: Ways and means of catch-up modernization and innovative modernization. Educational Studies. 2013. no. 1. P. 183-204.

4. Sleptsova M. V. Innovative approach to teaching the school subject "Technology" in secondary school. Modern researches of social problems (electronic scientific journal). 2014. no.12(44). pp. 84-102. (in Russian)

5. Sleptsova M. V. modernization of school subject "Technology". European Social Science Journal. 2013. no. 9-3 (36). pp. 144-150. (in Russian)

6. Grigorieva M. V. the Concept of "Educational environment" and models of educational environments in the modern domestic pedagogical psychology. Proceedings of the Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental and educational psychology. 2010. Vol. 3. no. 4. pp. 3-11. (in Russian)

Kovalev M. I. the Use of personality-oriented technologies in educational environment. On the tracks to the new school. 2016. no. 1. pp. 37-39. (in Russian)

8. Ilyashenko, L. K., Meshkov L. M. Conceptual field of competence-based approach: competence, competence, mathematical competence, professional competence. Global scientific potential. 2014. no. 3 (36). pp. 15-19. (in Russian)

9. Sleptsova M. V. Competence approach to organization of educational process of professional education. Professional education in the modern world. 2016. Vol. 6. no. 3. pp. 408-413. (in Russian)

10. Novikov A. M. the Development of national education / Polemical reflections. Moscow, Publishing House "Agues". 2005. 176 p. (in Russian)

11. Sleptsova M. V. Current aspects of goal setting when exploring academic subject "Technology" in secondary school.2015. Vol. 7. no. 1 (26). pp. 138. (in Russian)

p2. Sleptsova, M. V., Definition of the objectives of the pedagogical process of training in conditions of transition to competence paradigm of education. Professional education in the modern world. 2016. Vol. 6. no. 2. pp. 221-227. (in Russian)

13. Hisrich R. Entrepreneurship or How to start their own businesses and succeed. Vol.1. Entrepreneur and entrepreneurship. Moscow, Progress Publ.. 2003. 160 p. (in Russian)

14. Berezhnaya I. F. Pedagogical design individual trajectory of professional development of future specialist: [monograph]. Voronezh, Scientific book Publ.. 2012. 219 p. (in Russian)

15. Sleptsova M. V. Theoretical basis for the development of a universal model of the pedagogical process. Science, no. 6 (25). P.24. (in Russian)

16. Chvanova M. S., Kiseleva I. A., Molchanov A. A., Bozukova A. N. The use of expert systems in education. Psychological-pedagogical journal Gaudeamus. 2013. no. 1 (21). pp. 47-54. (in Russian)

17. Tynjala P. Toward a 3-P model of workplace learning: A literature review. Vacations and Learning. 2013. Vol. 6, no 1. pp. 11-36.

Информация об авторах Лебедева Надежда Витальевна

(Россия, Воронеж) Учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» E-mail: lebedeva041061@mail.ru

Information about the authors

Lebedeva Nadezhda Vitalevna

(Russia, Voronezh) Teacher of Technology Secondary school № 55 E-mail: lebedeva041061@mail.ru

Слепцова Марина Викторовна

(Россия, Воронеж) Доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук Воронежский государственный педагогический университет E-mail: 79304014250@yandex.ru

Sleptsova Marina Viktorovna

(Russia, Voronezh) The senior lecturer of faculty of technological and natural-science disciplines, PhD in Pedagogical sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: 79304014250@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.