Научная статья на тему 'Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов'

Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / GUIDANCE / TEACHER / STUDENT / REFLEXION / REFLEXIVE SKILLS / INDIVIDUAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушева Т.Ф.

Статья посвящена вопросам сопровождения студентов в сложных ситуациях в образовательном процессе. В работе описан опыт сопровождения студентов в высшей школе на основе рефлексивного подхода. Рефлексивный подход даёт возможности для создания педагогических условий: индивидуальной образовательной программы, диалогового взаимодействия, субъект-субъектных отношений и «выхода» в рефлексивную позицию. Представленный в работе подход носит универсальный характер и может использоваться для реализации других программ подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE REFLEXIVE GUIDANCE OF STUDENTS

The article is devoted to the issues of educational guidance of students in challenging life situations and describes the experience in guiding the students in higher school based on the reflexive approach which provides the opportunities for creating such pedagogical conditions as individual curriculum, dilogue interaction, objective-subjective relations, and going into a reflexive position. Presented in the article approach is of a multi-functional nature and can be used for different kinds of curricula.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты рефлексивного сопровождения студентов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-231-236

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕФЛЕКСИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ушева Т.Ф.

ORCID: 0000-0003-0659-0315, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Статья посвящена вопросам сопровождения студентов в сложных ситуациях в образовательном процессе. В работе описан опыт сопровождения студентов в высшей школе на основе рефлексивного подхода. Рефлексивный подход даёт возможности для создания педагогических условий: индивидуальной образовательной программы, диалогового взаимодействия, субъект-субъектных отношений и «выхода» в рефлексивную позицию. Представленный в работе подход носит универсальный характер и может использоваться для реализации других программ подготовки студентов.

Ключевые слова: высшее образование; образовательный процесс; воспитательный процесс; сопровождение; преподаватель; студент; рефлексия; рефлексивные умения; индивидуальная образовательная программа.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE REFLEXIVE GUIDANCE OF STUDENTS

Usheva T.E

ORCID: 0000-0003-0659-0315, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article is devoted to the issues ofeducational guidance of students in challenging life situations and describes the experience in guiding the

students in higher school based on the reflexive approach which provides the opportunities for creating such pedagogical conditions as individual curriculum, dilogue interaction, objective-subjective relations, and going into a reflexive position. Presented in the article approach is of a multi-functional nature and can be usedfor different kinds of curricula.

Keywords: higher education; educational process; guidance; teacher; student; reflexion; reflexive skills; individual curriculum.

Педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [3].

Для молодого человека выбор является показателем субъект-ности (личностной зрелости): осознанности, самостоятельности, ответственности, где главным механизмом понимания трудной жизненной ситуации является рефлексия.

Что же такое «рефлексивное сопровождение студентов в образовательной деятельности»? Статья вторая первой главы Закона «Об образовании в РФ» (2012 г.) четко определяет образовательную деятельность как деятельность по реализации образовательных программ [2].

Рефлексивное сопровождение мы понимаем, как возможность создания условий для студентов по освоению образовательных программ, которые формируют компетенции: понимания ситуации, самоанализа, проектирование будущей деятельности и самостоятельного выбора.

В настоящее время уровневое образование позволяет расширить свободы образовательного выбора студентов, у них появились право и обязанность выстраивать различными способами образовательный маршрут учебной деятельности и профессионального становления. Учебные программы стали ориентированы на компетенции студентов, а социальным замыслом образования становится развитие личностного потенциала студента, развитие его способностей: целеполагания и рефлексии.

Создание условий является сущностной характеристикой процесса сопровождения. Рефлексивное сопровождение в образовательной деятельности реализует следующие идеи, которые могут выступать педагогическими условиями: субьектности в образовательном процессе, индивидуализации, диалогичности и метапредметности.

Идея субьектности в образовательном процессе предполагает активность студента. У обучающегося всегда есть возможность задать себе вопрос «Для чего я делаю?» и ответить на него. В процессе самоанализа и самооценки студентом учебной деятельности и самого себя как её субъекта учебной деятельности: «каковы мои качества личности?», «какой я студент?», «правильно ли я поступаю в ситуации относительно моих общих принципов?», «какова мотивация моей учебной деятельности?» «какие у меня жизненные установки?», и т.д. Такие и подобные вопросы, на наш взгляд, характеризуют рефлексивное отношение студента к самому себе как к субъекту образовательной деятельности.

Действия самоанализа, анализа субъектов образовательной действительности и анализ педагогической ситуации в целом обучающимися совершается, свернуто в мышлении.

Идея индивидуализации в рефлексивном подходе подразумевает, что рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому. Индивидуализация - учитывает личностные потребности и персональные особенности студентов. В психологическом плане этап индивидуализации - особо значимый этап духовной жизни молодого человека, он связан с пониманием роли и поиском своего места в обществе, с выработкой собственного мировоззрения, с принятием определенных ограничений, с определением своей уникальности и творческой инициативы.

Организация учебного процесса (способы, темп обучения, методы и приёмы и т.д.) обеспечивает возможности для каждого студента. Для реализации этой идеи опыт педагогического образования в российских вузах показал, что необходимо использовать индивидуальные образовательные программы студентов. Индивидуальные образовательные программы создаются на основе рефлексии, в ходе

которой действия студента в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, индивидуальностью и до оформления проходит ряд стадий: образовательные потребности - образовательные задачи - индивидуальная образовательная программа [5].

В понимании ИОП мы опирались на исследования В.Б. Лебе-динцева [1], он констатирует, что индивидуальная образовательная программа состоит из содержания образования (в широком смысле этого понятия: информация, знания, способы работы, технологии) и деятельности по ее реализации. Так через ИОП происходит планирование собственной учебной деятельности.

Диалогичностъ основывается на «разговоре двоих». Диалогич-ностъ учебного общения включает в себя диалогичностъ межличностных взаимоотношений и взаимодействий [7]. Принцип диало-гичности должен проявляться ни только во внешних, но и во внутренних процессах. Диалог является имманентной формой существования мышления, он выступает как осмысление предмета мышление. Одним из предметов мышления может выступать «Я образ» (обучающегося, будущего специалиста, идеального профессионала и т.п.), такой внутренний процесс ведет к самопознанию и самоизменению.

Метапредметность предполагает возможности «выхода» из образовательной деятельности. Это переводит деятельность студента с предметного на метапредметный уровень. Так, рефлексивная деятельность чередуется с предметной (в учебном, научном, воспитательном процесса) [6].

Данные условия позволяют отвечать требованиям уровневого обучения, которое предполагает смену форм организации образовательного процесса (переход с линейной на нелинейную), направленность на компетентностный подход в определении образовательных результатов, переход на модульные учебные планы, ориентацию на учет индивидуальных способностей и склонностей студентов и их интересов [7]. Рефлексивное сопровождение студентов в обновленном образовательном процессе «выводит» их на новый уровень осознанности образовательных результатов.

Но сам процесс освоения образовательных программ вызывает сложности, некоторые (большинство) студенты переживают их, как трудные жизненные ситуации. Почему «как жизненные», а не «образовательные»? Потому что для многих из них в этот жизненный период базовым процессом является освоение профессии в учебно-профессиональной деятельности [4]. Именно с его завершением и полученными образовательными результатами они связывают успехи будущей жизни: материальное благополучие и экономическую независимость, социальный статус, новые возможности общения и смену места жительства.

В процессе рефлексивного сопровождения студенты овладевают рефлексивными умениями при специально созданных педагогических условиях. Приобретают навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточного результата), овладевают умениями принимать решения и прогнозировать их последствия, позиционирования и самоопределения в проблемной ситуации, а также в практической деятельности приобретают приемы коллективной коммуникации.

Основными ожидаемыми результатами является переход компетенций студентов на новый уровень развития. Данный переход становится возможным в результате осознания способов действо-вания, представленных в современном обществе, их понимания и качественной оценки студентом.

Понимание и осознание, в свою очередь, достигаются на основе знаний и практической деятельности посредством механизмов рефлексии. Показателями результата являются конкретные культурные продукты деятельности: научные статьи, проекты, рефлексивные тексты, программы и т. д., создаваемые студентами в процессе обучения в вузе

Создание собственных образовательных продуктов охватывает учебную, воспитательную и самое главное научную деятельность. Научная деятельность студента организуется с первого курса через многообразные формы: проекты, студенческие научные общества, кружки, лаборатории, конференции, которые позволяют студентам найти единомышленников.

Таким образом, рефлексивное сопровождение студентов в проблемах решения или профилактики трудных жизненных ситуаций в образовательном процессе связано с созданием определенных педагогических условий в вузе, которые способствуют осознанию студентом свободной и ответственной личностью стремящейся к самосовершенствованию и самореализации, а это реализует задачи гуманизации образования.

Список литературы

1. Лебединцев В.Б. Индивидуальные образовательные программы обучающихся: сущность и пути реализации // Мир образования -образование в мире. 2013. № 1. С. 89-98.

2. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. № 273-ФЭ: по состоянию на 13 июня 2015 г.] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. С. 75-98.

3. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 19.01.2017).

4. Социально-педагогические подходы к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации / Науч. ред. O.A. Лапиной. Иркутск, 2016. 226 с.

5. Ушева Т.Ф. Педагогическое образование в вузе в контексте рефлексивного подхода IIВ мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. Красноярск, 2014. №11.7 (59). С. 2712-2729.

6. Ушева Т.Ф. Рефлексивные методики обучения студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Наука и образование: новое время. Чебоксары, 2016. №3. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2016/06/3_2016_Usheva-T.F..pdf (дата обращения: 23.01.2017).

7. Федотова Е.Л., Ушева Т.Ф. Интерактивность как конститутивная

огическом взаимодействии // Гуманизация образования. Сочи, 2015. №2. С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.