Научная статья на тему 'Педагогические аспекты планирования карьеры менеджера туризма'

Педагогические аспекты планирования карьеры менеджера туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР В СФЕРЕ ТУРИЗМА / КАРЬЕРА МЕНЕДЖЕРА / ПЕДАГОГИКА ТУРИЗМА / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ / MANAGER'S CAREER / TOURISM MANAGER / TOURISM PEDAGOGY / CAREER PLANNING / PEDAGOGICAL ASPECTS OF CAREER PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Александр Валерьевич

Рассматриваются проблемы разработки педагогики туризма как целостной системы, а также педагогическая методология планирования карьеры менеджера в сфере туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF CAREER PLANNINFOR TOURISM MANAGER

In modern society tourism is a recognized fact of social and cultural integration. Tourism management is an independent sort of professional activity. Tourism development makes a problem of management training in the system of tourism education. In this connection there is a necessity of development tourism pedagogy as a system which includes a methodology of tourism management training, professional development, and pedagogical methodology of career planning for tourism manager

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты планирования карьеры менеджера туризма»

Ахмедов, Э.М. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. -Баку: Элм, 1989.

Геюшов, З.Б. Философская мысль в Советском Азербайджане. -Баку: Елм, 1979.

Гусейнов, Г.Н. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. - Баку: Азернешр, 1958.

Дебрин, А.М. Социально-политические учения нового и новейшего времени.- Т.1-2 .- М.:Наука, 1958-1967.

Мамедов, Н.М., Мамедалиев, С.Ю. Гейдар Алиев и парадигмы азербайджанской культуры /Взаимодействие культур в условиях глобализации. - М., 2009.

Проблемы Просвещения в мировой литературе.- М.:Наука, 1970.

© Мамедов Н.К., 2010

А.В. Лебедев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА

ЛЕБЕДЕВ Александр Валерьевич - эксперт экспертного совета по финансовым рискам и экспертного совета по законодательству о банках и банковской деятельности Комитета по финансовому рынку Государственной Думы (e-mail: lav65@mail.ru)

Аннотация. Рассматриваются проблемы разработки педагогики туризма как целостной системы, а также педагогическая методология планирования карьеры менеджера в сфере туризма.

Ключевые слова: менеджер в сфере туризма, карьера менеджера, педагогика туризма, планирование карьеры, педагогические аспекты планирования карьеры.

Ведущим педагогическим аспектом отечественного профессионального образования в сфере туризма является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как профессионала высокого уровня.

Профессиональное становление менеджера в сфере туризма имеет карьерное измерение. Карьера - это результат осознанной позиции и по-

ведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Профессиональная карьера, как правило, характеризует профессиональную специализацию работника в одной предметной профессиональной области. Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса работника, его социальной роли, степень и пространство его должностного авторитета в организации. Это своеобразная траектория перемещения работника как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации1.

Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа преимущественно в одной предметной области, достижение им признания в профессиональном сообществе. Как правило, профессиональная карьера складывается в организации так, что профессиональные достижения служат предпосылкой и для формирования его должностной карьеры.

Управленческую карьеру можно определить как расширение влияния или продвижение менеджера по ступеням иерархии систем управления, сопровождаемое достижением целей организации на каждом из занимаемых уровней.

Представления о целях карьерного продвижения могут быть различными. Индивидуальная карьера предполагает как продвижение, так и личностное развитие, которое на каждой из должностных ступенек должно подтверждаться конкретными достижениями и результатами.

Карьерный потенциал специалиста-профессионала наиболее полно реализуется в управленческой деятельности. Она дает возможность перейти от пассивности к активности; от зависимости к относительной независимости; от однообразной деятельности к более разнообразной; от близких перспектив к долговременным; от подчиненности к лидированию; от неуверенности к уверенности в себе.

Современный рынок предъявляет к менеджеру высокие требования: способность к творчеству, высокий интеллектуальный уровень, желание и способность постоянно обновлять знания, обладание чувством нового, готовность рисковать, ориентированность на поиск оптимального решения социальных (кооперативный стиль руководства, коммуникабельность) и экономических (заинтересованность в минимизации затрат, достижении высоких корпоративных результатов) задач2.

В современных социально-экономических условиях высоко ценится управленческая компетентность менеджеров, их способность ориентироваться в возрастающих информационных потоках, умение создавать работоспособные команды из людей, придерживающихся различных ценностей

1 См.: Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики.- М.: Флинта, 1998.

2 См.: Кови Стивен, Р. Семь навыков высокоэффективных людей / пер. с англ. - М., 1997.

и принципов, влиять на эффективность использования всех природных и общественных ресурсов, разрабатывать стратегии, осуществлять перспективное планирование, учитывающее цели общественного развития. Иначе говоря, проблемы управленческой карьеры рассматриваются в контексте глобальных изменений, происходящих в организациях.

Большой вклад в разработку методологии планирования карьеры менеджера в условиях современной России внесла Е.Г. Молл. Ее подходы базируются на учете ряда ведущих тенденций1.

Первая тенденция связана с переходом от индустриального общества к информационному обществу. По оценкам специалистов, в настоящее время до 60% совокупного рабочего времени тратится на создание, передачу и использование информации. Новый «информационный работник» постоянно использует компьютер, информационные технологии, что также имеет значение для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации, различных вариантов самопрезентаций и т. д.

Вторая тенденция сопряжена с переходом к высоким технологиям труда, при которых человеческий фактор не только не утрачивает своей значимости для организации, а наоборот, она значительно возрастает, что проявляется в росте цены ошибок, особенно если это касается управления.

Следовательно, в новых условиях наибольшую ценность приобретают управленческая компетентность менеджера, его способность использовать тонкие средства и методы воздействия для достижения поставленных целей.

Третья тенденция символизирует переход от иерархического построения организации к сетевому. В идеальной модели современной организации вертикальная иерархия должна уступить место горизонтальным, разнонаправленным связям. Тем самым осуществится переход к преобладанию целеориентированных сетей. На первый взгляд, данная тенденция снижает актуальность исследований управленческой карьеры, но в действительности она подчеркивает многоплановость карьеры, возможность не только иерархического должностного продвижения менеджеров, но и расширение сферы их влияния.

Четвертая тенденция определяет переход от ситуации с ограниченным выбором возможных решений к вариативным решениям, что существенно влияет на карьерные принятия решений.

Пятая тенденция связана с переходом к глобальным компаниям, к так называемым «мультинациональным корпорациям». Именно этим корпорациям потребовались услуги не просто менеджеров, а «глобальных менеджеров», которые бы не были ограничены национальными рамками,

1 См.: Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера.- СПб.: Питер, 2003.-С. 15-18.

учитывали особенности организационной культуры страны, в которой они работают в данный момент. В большинстве многонациональных корпораций головная (материнская) компания располагается в одной стране, а дочерние предприятия и филиалы находятся во многих странах. В деятельности таких компаний преобладают интересы страны, в которой расположена материнская компания. Часть функций управления корпорацией централизована (планирование инвестиций, выбор направлений и финансирование научно-исследовательских работ), а часть - децентрализована (подбор кадров, изучение местных особенностей спроса и т. п.).

Шестая тенденция связана с возможностью резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени затрагивающих управленческие карьеры, обусловливающих необходимость оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации. Беспрецедентное количество изменений, происходящих в современном мире, затрагивающих политику, экономику, технологии, образование, культуру, социальные отношения, оказывают влияние на управленческую деятельность.

Перечисленные тенденции существенно воздействуют на карьерные предпочтения менеджеров, предъявляют жесткие требования к гибкости карьерных стратегий, к наиболее полному использованию личных конкурентных преимуществ. В этих условиях начала бурно развиваться специфическая область науки, призванная способствовать всем позитивным карьерным процессам, - психология управленческой карьеры.

Изучение карьеры предполагает выявление закономерностей движения человека в организационной системе. Для начальных этапов исследования управленческой карьеры характерны: пристальное внимание к ее внешней стороне, к механическим законам перемещения, обобщения на базе статистических данных, разработка в компаниях схем должностного продвижения1. Наиболее часто карьеру описывают с помощью вероятностных моделей должностного роста, которые имеют ряд преимуществ и позволяют выявить особенности реализации карьерных целей в различных организациях и в зависимости от образовательного уровня менеджеров.

Анализ научной психолого-педагогической, социально-управленческой литературы позволил выявить, что основными способами изучения и планирования карьеры менеджера являются статистический, организационный, системный, деятельностно-психологический, нормативно-ролевой и функциональный подходы.

В рамках статистического подхода основными являются временные показатели карьеры: скорость и темп должностного роста, время достижения определенного должностного уровня, управленческий возраст.

Главная задача планирования и развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной

1 См.: Поляков, В.А. Технология карьеры.- М.: Дело, 1995.

карьеры. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, в том числе:

достижения взаимосвязи целеполагания организации и отдельного работника;

обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и способностей;

обеспечения открытости процесса управления карьерой;

устранения карьерных «тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития сотрудника;

повышения качества планирования карьеры;

формирования наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

изучения карьерного потенциала сотрудников;

обеспечения обоснованной оценки карьерного потенциала работников;

определения путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в организации.

Во многих фирмах планирование деловой карьеры является обязательным. Оно состоит в определении целей и путей, ведущих к их достижению. Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана.

Развитие карьеры создает определенные преимущества как для самого работника, так и для организации в целом. Эти преимущества состоят для работника - в более глубокой удовлетворенности трудом, повышении конкурентоспособности на рынке, в возможности планировать свой профессиональный рост; для организации - в высокой лояльности сотрудников, в возможности планировать профессиональное развитие, сокращении текучести кадров и повышении производительности туда.

Изучение карьеры предполагает выявление закономерностей движения специалиста в организационной системе. Для начальных этапов исследования карьеры характерны: пристальное внимание к ее внешней стороне, к механическим законам перемещения, обобщения на базе статистических данных, разработка в компаниях и организациях схем должностного продвижения. Наиболее часто карьеру описывают с помощью вероятностных моделей должностного роста, которые позволяют выявить особенности реализации карьерных целей в различных организациях в зависимости от образовательного уровня работников.

В сфере туризма активизируются исследования педагогических аспектов подготовки и планирования карьеры. Это обусловлено тем, что в основе развития туризма заложено формирование эффективно действующей системы подготовки специалистов туристского профиля. В связи с этим задача совершенствования организации учебного процесса в подготовке специалистов туристской деятельности, формирование их профессио-

нальных и деловых качеств выдвигается в качестве ведущего направления как программы дальнейшего развития сферы туризма, так и становления туристской образовательно-педагогической системы.

Потребность совершенствования системы профессионального образования в туризме вызвана социальным заказом общества: сегодня меняются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей, а следовательно, и к педагогической деятельности. Налицо необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного учебного заведения на рынке образовательных услуг.

От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.

Особую эвристическую ценность по вопросам развития профессионального образования в сфере туризма имеют исследования Л.В.Сакуна1. Он отмечает, что профессиональное образование предполагает целевое воспитание, прежде всего, во время профессионального обучения. Задачи профессионального воспитания такие: дисциплинировать (воспитывать самостоятельность), культивировать (развивать индивидуальность), цивилизовать (воспитывать правильные ориентиры в обществе), организовывать (воспитывать нравственное стремление к положительному). Как наука о воспитании, обучении и образовании педагогика исследует связь между предпосылками обучения, процессом обучения и его результатами. Для того чтобы исследовать основные факторы, формирующие структуру, содержание, принципы и методологические подходы в концепции туристского образования, необходимо проанализировать основные понятия сравнительно-педагогического анализа дидактических систем подготовки специалистов для сферы туризма.

Модель и педагогические аспекты планирования карьеры менеджера туризма включает ряд этапов.

Аналитический этап представлен анализом и сопоставлением потребностей организационной структуры гостиницы в профессиональном опыте персонала и анализом профессионального опыта работников туристической организации;

Профессионально-дидактический этап (реализуется в форме корпоративного обучения), в свою очередь, включает:

цели формирования, развития и рационального использования профессионального потенциала каждого работника; обеспечение преем-

1 См.: Сакун, Л.В. Теория и практика подготовки специалиста сферы туризма в развитых странах мира / МАУП. - Киев, 2004.

ственности профессионального опыта и культуры; создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.;

функции исследования проблем, связанных с выявлением потребностей в управленческих кадрах, с их развитием и продвижением; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях; планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения (повышения, ротации) персонала, а также карьерного процесса в целом (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий работников туристической организации и др.;

технологии, включающие последовательную реализацию ряда опера-ций1, и выполнение принятых решений и реализацию планов карьеры работников туристической организации.

В рамках практического этапа работнику предлагается исполнение обязанностей или осуществляется его назначение на должность.

К числу наиболее распространенных показателей карьерного роста следует отнести: скорость продвижения по уровням иерархии системы управления; последовательность занимаемых должностей; перспективная ориентация (ориентация на вышестоящие должности, на сохранение занимаемых позиций); личностно-ситуационная ориентация (например, самореализация, личное обогащение, самоутверждение, власть и т. п.).

Получение менеджером профессионального образования в сфере туризма является верным шагом на пути его дальнейшего карьерного продвижения и призвано формировать у него установки на профессиональное самообразование, самосовершенствование, личностное развитие, стремление к освоению вершин профессии.

1 К этим операциям относятся: выявление потребностей (текущих, перспективных) крупного туристического комплекса в профессиональном опыте персонала и оценка его актуальных профессиональных возможностей, т. е. структуры наличного профессионального опыта персонала; разработка и принятие решения о карьерной стратегии туристической организации и внедрении технологии управления карьерой. Эти решения предусматривают определение последовательности должностей, занимая которые, специалист, прежде чем занять целевую должность, приобретает навыки и опыт. Кроме того, определяется набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов в рамках корпоративного обучения, стажировок и т. д.; разрабатывается план развития карьеры как варианта профессионального развития и должностного перемещения работника гостиницы. Этот план включает в себя этапы профессионального развития работника и наименование должностей, занимая которые, работник может пройти стажировку и временно исполнять должности. План включает также назначение и необходимые для этого мероприятия, предусматривающие профессиональное развитие специалиста, профессиональные интересы работника и методы их реализации. - Прим. авт.

Список литературы

Зорин, А.И, Зорин, И. В.Профессиональное образование и карьера в туризме. - М.: Советский спорт, 2006.

Кови Стивен, Р. Семь навыков высокоэффективных людей / пер. с англ. - М., 1997.

Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.

Поляков, В.А. Технология карьеры. - М.: Дело 1995.

Сакун, Л.В. Теория и практика подготовки специалиста сферы туризма в развитых странах мира / МАУП. - Киев, 2004.

Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. - М.: Флинта, 1998.

© Лебедев А.В., 2010

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Е.В. Лебедева

ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ И ОБЪЕМА

ЛЕБЕДЕВА Елена Валентиновна - заместитель генерального директора ГУП «Моссоцгарантия» (E-mail: ev_lebedeva@mail.ru)

Аннотация: Рассматривается проблема определения стоимости и объема содержания в договоре пожизненного содержания с иждивением. На основании материалов судебной и нотариальной практики анализируются возникающие противоречия при заключении договоров пожизненного содержания с иждивением и даются рекомендации по конкретизации обязательств плательщика и получателя ренты.

Ключевые слова: договор пожизненного содержания с иждивением, стоимость и объем содержания, конкретизация ответственности сторон договора.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ, п. 2 ст. 602) содержится требование об обязательном указании в договоре стоимости всего объема содержания с иждивением1. В литературе существует мнение,

1 См.: Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ.- 1996. - № 5.- Ст. 41. В ред. Федерального закона от 17.07.2009 года № 145-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.