Научная статья на тему 'Педагогические аспекты гуманизации социально-психологического климата студенческой группы вуза'

Педагогические аспекты гуманизации социально-психологического климата студенческой группы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ГУМАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюкова М.В.

Предлагаемая статья содержит краткое изложение результатов исследования процесса педагогической регуляции социально-психологического климата студенческой группы вуза, включающих концептуальные исследования и данные полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты гуманизации социально-психологического климата студенческой группы вуза»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА

М.В. Сердюкова - ассистент Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н.Ульянова Ульяновск

PEDAGOGICAL ASPECTS OF A HUMANIZATION OF A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF STUDENT'S GROUP OF HIGH SCHOOL

M.V. Serdyukova - assistant Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

Ключевые слова: социально-психологический климат, студенческая группа, гуманизация социально-психологического климата, регуляция социально-психологического климата, параметры социально-психологического климата, способы педагогической регуляции социально-педагогического климата.

Аннотация. Предлагаемая статья содержит краткое изложение результатов исследования процесса педагогической регуляции социально-психологического климата студенческой группы вуза, включающих концептуальные исследования и данные полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Key words: social and psychological climate, student's group, humanization of a social and psychological climate, regulation of social and psychological climate, parameters of social and psychological climate, pedagogical methods of regulation of the social and psychological climate.

Annotation. The proposed article provides a summary of results of the research process of pedagogical regulation of a social and psychological climate of student's group in the higher school, including conceptual researches and the data obtained during skilled-experimental work.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительно меняющаяся социально-экономическая и социокультурная обстановка в мире (и особенно в России) ставит перед системой образования новые цели: все более востребованным становится не просто человек, компетентный в своей специальности, но человек, обладающий общими, ключевыми компетентностями: творческими, коммуникативными, рефлексивными и др. В связи с этим вузовская подготовка специалистов должна, на наш взгляд, значительно усилить социально-педагогическую и социально-психологическую работу со студентами. Для этого недостаточно рассчитывать только на педагогические и психологические дисциплины: весь педагогический процесс должен быть интегрирован целями, содержанием и методами социального воспитания, главным компонентом которого мы считаем организацию индивидуального и группового социального опыта. Научно-теоретический анализ источников свидетельствует, что формирование конструктивного социального опыта можно рассматривать только в контексте группового социально-психологического климата (СПК) - интегральной характеристики коллектива, играющей одну из главных ролей в его жизнедеятельности. Таковы объективные

источники актуальности нашего исследования; не менее существенны и связанные с ним субъективные проблемы, к которым в первую очередь, мы относим:

- специфику юношеского возраста, охватывающего студенческие годы: проблемы интенсивного и противоречивого становления Я-концепции, удовлетворения сохраняющейся в числе ведущих потребностей в общении со сверстниками невозможно решить в условиях неблагоприятного микроклимата ближайшего социального окружения студента, каковым для него в период обучения в вузе становится учебная группа;

- амбивалентный характер социализации студентов в новых условиях: нередко они испытывают трудности и в адаптации к новой образовательной и социальной среде, и в конструктивной индивидуализации, связанной с самореализацией и самоутверждением на новом этапе жизни;

- недостаточность психолого-педагогической поддержки процесса коллективообразования студенческой группы: существующий институт кураторства и императивно назначаемый старостат нацелены, как правило, на решение учебных и дисциплинарных проблем.

Актуальность перечисленных проблем и их последствий подтверждается данными проведенного нами констатирующего эксперимента: 65% опрошенных студентов УлГПУ высказали неудовлетворенность внутригрупповыми отношениями, причем 26% из них оценили СПК своей группы как деструктивный, ингибирующий (подавляющий) их учебную и социальную активность. Заметим, что выявленная картина - не частное исключение: подобная ситуация сохраняется на протяжении нескольких лет нашего включенного наблюдения, что позволяет сделать вывод об отсутствии целенаправленного решения проблемы СПК студенческой группы.

Вместе с тем, исследования данной проблемы занимают в педагогической науке явно недостаточное место. Вполне естественно, что социально-психологический климат является, в первую очередь, объектом социальной психологии: изучению различных его аспектов посвящены труды таких отечественных психологов, как В.В. Бойко, Г.В. Виноградова, А.И. Донцова, О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, В.В. Максимова, Б.Д. Парыгина, А.Л. Свенцицкого, А.С. Чернышева, Ю.А. Шерковина и др. Необходимо с благодарностью отметить вклад ряда психологов в исследование педагогических проблем СПК (Н.П. Аникеевой, К.К. Платонова, В.Б. Ольшанского и др.). В числе педагогов-исследователей СПК воспитательных коллективов можно назвать Н.М. Дьячкову, Н.Ф. Маслову, Ю.Б. Некрасову, В.Р. Ясницкую и др. Однако подобные работы находятся, в основном, в плоскости школьной педагогики. Тем или иным аспектам социально-психологического климата вуза и студенческой группы посвятили свои исследования такие психологи и социологи, как О.В Андрианова, Н.В. Белякова, И.С. Шаповалова, И.А. Щедрова, А.Н. Мицкевич, И.Е. Фарбер и др. Специальные педагогические исследования СПК студенческой группы представлены в науке более чем скромно.

Исходя из сказанного, мы определили проблему своего исследования как противоречие между объективной и субъективной потребностью в благоприятном (гуманистическом) микроклимате (СПК) студенческой группы и недостаточностью теоретической и практической педагогической поддержки процесса его гуманизации.

Таким образом, объектом нашего исследования явился процесс формирования СПК студенческой группы, а предметом - педагогическая поддержка гуманизации СПК студенческой группы вуза. Новизна данной работы заключается в разработке определенных общих подходов к решению указанной проблемы, не зависящих от типа высшего учебного заведения и специализации его учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Остановимся на категориальном аппарате нашего исследования.

Синонимами понятия СПК в социальной психологии, социологии и педагогике являются термины «психологическая атмосфера», «психологический климат», «моральный климат», «нравственно-психологический климат», «микроклимат» и др. Понятия «атмосфера» и «климат» разделяются по степени устойчивости и непрерывности: психологическая атмосфера более динамична и дискретна, она более присуща не группе в целом, а, например, конкретному учебному занятию. СПК - самое общее, интегральное понятие среди перечисленных, оно может относиться к группе любого вида и любой численности. Относя студенческий первичный коллектив к малым группам, мы считаем возможным применять по отношению к нему термин «микроклимат» (МК).

Сущность понятия «СПК» раскрывается различными авторами через понятия «групповое коллективное сознание», «моральный настрой», «эмоционально -психологический настрой» и другие. Однако более конструктивным нам представляется определение А.В. Петровского, трактующего СПК как качество межличностных отношений, проявляющихся в виде условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

Если родовым понятием по отношению к СПК являются межличностные отношения, то становится очевидной его объективно-субъективная природа: по словам К.К. Платонова СПК является объективной реальностью, которая отражается в сознании включенного в группу индивида, становясь одновременно и его субъективной реальностью. Другими словами говоря, реально существующие в группе взаимоотношения далеко не всегда адекватно воспринимаются тем или иным ее членом: в процессе их интериоризации в той или иной степени происходит искажение «внешнего во внутреннем». С этой проблемой мы столкнулись в процессе психолого-педагогической диагностики СПК студенческих групп: с целью повышения относительной достоверности результатов мы адаптировали и разработали целый комплекс диагностических методик.

Вторая ключевая категория нашего исследования - студенческая группа. Как уже указывалось выше, это, в первую очередь, малая группа, посредством которой индивиды включаются в общественные отношения - и деловые, и неформальные. Как первичная ячейка общества, студенческая группа отражает и аккумулирует тенденции социального развития. Если же рассматривать студенческую группу с точки зрения социальной педагогики, то она предстает в «единстве трех лиц» (А.В. Мудрик):

- как первичный учебный коллектив вуза, в котором непосредственно осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов;

- как автономная воспитательная организация, целенаправленно формирующая ценностные ориентации и опыт творческого взаимодействия своих членов;

- как социально-психологическая группа, живущая по законам молодежной субкультуры и имеющая явную или латентную структуру неформальных отношений.

Без сомнения, практическая педагогика высшей школы учитывает максимально только первую составляющую студенческой группы и с нею же максимально работает. Значительно меньшему педагогическому влиянию подвержена вторая составляющая: воспитательная деятельность чаще всего осуществляется в студенческих группах или через общевузовскую систему воспитания, или через самоорганизацию первичного студенческого коллектива. Лишь 36% опрошенных нами студентов (будущих педагогов) смогли вспомнить те или иные традиции своей группы, более половины которых были заложены самими же студентами. Третье же «лицо» студенческой группы не только не рассматривается педагогами, но и, как правило, скрыто от них. Не случайно вузовский педагог квалифицируется именно как преподаватель, т.е. транслятор определенной области знаний и контролер усвоения этих знаний. С нашей точки зрения, педагогическая работа с социально-психологическим климатом студенческой группы не только поможет прояснить ее третье «лицо», но и может значительно укрепить ее вторую составляющую, наполнив социальное воспитание в группе реальным, значимым для студентов содержанием.

Третья ключевая категория нашего исследования - гуманизация СПК. При раскрытии сущности данного процесса мы опираемся на концепцию В.Р. Ясницкой, определяющей параметры гуманистического климата следующим образом. Гуманизация -«очеловечивание» - СПК предполагает укрепление в групповой культуре базисной ценности «Человек», имеющей амбивалентные составляющие: «Я» и «Другие». Фиксируемые компоненты (параметры) СПК определяются в зависимости от вариантов взаимосвязи «Я» и «Других» в группе:

- связка «Другие ^ Я» задает уровень защищенности студента в группе;

- связка «Я ^ Другие» определяет качество групповой сплоченности;

- связка «Я ^ Другие» детерминирует активность студента в группе.

В последнюю точку зрения автора мы вносим следующее уточнение: в качестве третьего параметра СПК целесообразно рассматривать не просто активность, а интрагрупповую активность (Л.И. Уманский), понимаемую как способность группы стимулировать и поддерживать самореализацию каждого ее члена.

Выявленные таким образом базисные параметры СПК объективно представлены в любой контактной группе: от их состояния зависит общее качество самого климата. Это качество может иметь несколько уровней - от низкого (неблагоприятного, деструктивного) до высокого (гуманистического). В связи с этим гуманистический СПК мы трактуем как такую систему внутригрупповых отношений, которой свойственны следующие признаки:

- каждый член группы чувствует себя защищенным психологически среди однокашников;

- все члены группы объединены общим чувством «Мы», не подавляющим отдельное

«Я»;

- каждый член группы имеет возможность и потребность в позитивной самореализации, поддерживаемой (фацилитируемой) группой.

Таким образом, защищенность, сплоченность и интрагрупповая активность играют роль не только структурных параметров СПК, но и критериев сформированности его гуманистического качества. Соответственно этим критериям нами разработана совокупность следующих показателей:

- защищенность: информированность членов коллектива о его задачах, проблемах и перспективах; отсутствие автократического давления на членов группы со стороны преподавателей и официальных лидеров, отсутствие страха перед ними со стороны студентов; отсутствие изолированных и пренебрегаемых в социометрической структуре группы; отсутствие затяжных конфликтов;

- сплоченность: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; ценностно-ориентационное единство по отношению к совместной деятельности; удовлетворенность принадлежностью к данному коллективу; наличие общих традиций и событий в жизнедеятельности группы; насыщенность и разнообразие делового и неформального взаимодействия;

- интрагрупповая активность: высокий уровень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях тех или иных членов группы (действенной групповой эмоциональной идентификации); принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом; свободное выражение собственного мнения при обсуждении общеколлективных вопросов; преобладание позитивных способов самоутверждения; наличие условий для ситуаций личностного успеха и др.

В соответствии с данными показателями нами разработана (подобрана, адаптирована) система психолого-педагогической диагностики (ППД) микроклимата студенческой группы, включающая модульную экспресс- методику оценки групповых взаимоотношений (А.Я. Анцупов), опросник для изучения стиля руководства (А.Л. Журавлев), адаптированную анкету «Социально-психологические условия вашего труда» (Б.Д. Парыгин), адаптированную диагностику «Полярный профиль группы», адаптированную методику

«Микроклимат школьного класса» (В.Р. Ясницкая), авторские методики «Я и группа» и «Микроклимат учебного занятия». Эта система ППД позволила нам отслеживать динамику СПК экспериментальных и контрольных групп, понимаемую нами как продвижение СПК (приближение или удаление) по отношению к гуманистическому уровню.

В данном пункте рассмотрена внутренняя сторона процесса гуманизации СПК студенческой группы, однако, главная цель нашего исследования, соответствующая его предмету - определение путей и способов педагогической поддержки процесса гуманизации СПК, т.е. внешняя сторона данного процесса. С этой стороны связана еще одна базисная категория нашей концепции: регуляция социально-психологического климата. Б.Д. Парыгин дает следующее определение этому феномену: регуляция СПК - это такой способ целенаправленного воздействия на те или иные его аспекты, который приводит к желательным и предвидимым изменениям содержания и структуры СПК. В контексте нашего исследования регуляция СПК студенческой группы предстает как система путей и способов целенаправленной педагогической поддержки гуманизации группового климата.

Кратко рассмотрим выявленные нами пути и способы педагогической регуляции СПК студенческой группы вуза. Во-первых, отметим, что СПК как система межличностных отношений обладает свойством синергетичности, т.е. нелинейности развития и способности к саморегуляции. В связи с этим становится понятным, почему в своем исследовании мы не употребляем термин «формирование»: применительно к групповому климату этот термин содержит явную избыточность, которая тем более очевидна, когда речь идет о климате студенческой группы. Реальные возможности вузовского преподавателя, ограниченность его контактов с учебной группой позволяет говорить только о дискретной, «точечной» регуляции ее климата, но не о целостном процессе его формирования, протекающем под влиянием внутренних социально-психологических потенциалов группы. В связи с этим целесообразно употребление понятий «горизонтальный СПК» (взаимоотношения членов группы) и «вертикальный СПК» (взаимоотношения группы с преподавателем, выполняющим на учебных занятиях роль руководителя): эти термины используются, например, А.Н. Мицкявичем при изучении СПК первичного курсантского коллектива и Ю.В. Куценко, исследующей СПК спортивной команды. Считая горизонтальный СПК в большей степени автономизированным феноменом, мы выделяем в качестве основного пути регуляции климата студенческой группы максимальное использование социально-педагогического потенциала вертикального СПК. Иначе говоря, в условиях вуза регуляция климата студенческой группы наиболее реальна и вероятна во время учебного взаимодействия преподавателя со студентами - иные виды их взаимодействия являются, скорее, исключениями из правила. Отсюда, как уже отмечалось в начале статьи, следует важный вывод: независимо от специфики преподаваемого предмета вузовский педагог должен выстраивать «вертикальный климат» каждого своего занятия таким образом, чтобы он максимально способствовал гуманизации общего СПК группы, укреплению каждого его параметра. К ведущим условиям реализации этого пути мы относим:

- специальную социально-педагогическую и социально-психологическую подготовку переподготовку вузовских преподавателей: главные проблемы здесь мы видим не в материальном обеспечении, а в сложности коррекции профессиональных установок и центраций педагога;

- определение оптимального для конкретной группы и конкретной ситуации стиля руководства, являющегося одним из важнейших факторов группового микроклимата;

- оснащение преподавателей технологиями психолого-педагогической диагностики СПК учебных коллективов, систематическую реализацию данной диагностики;

- организацию научно-практических конференций и семинаров преподавательского состава вуза по социально-педагогическим и социально-психологическим проблемам студенческих групп.

Вместе с тем нельзя недооценивать и другие пути регуляции СПК первичных коллективов вуза: включение их в организационную культуру вуза, организацию отдельной социально-психологической службы, в которую мог бы обратиться со своими проблемами любой субъект - студент или группа, и т.д. Однако эти направления в большей степени зависят от административно-организационной политики вуза, чем от деятельности конкретного педагога.

Способы этой деятельности мы классифицируем на основе структуры воспитательной методики (Е.В. Титова), включающей блоки стратегии, тактики, логики и техники.

I. Стратегия. Концептуальным базисом своего исследования мы считаем диалогово-деятельностную концепцию воспитания (С.Д. Поляков), предлагающую развитие взаимобезопасного диалога в связке «педагог-группа» как основы их сотрудничества. Отсюда определяется первая группа способов регуляции группового СПК: это способы выстраивания безопасного диалога на основе субъект - субъектных отношений преподавателя и студентов.

II. Тактика. При определении тактики регуляции группового СПК мы опирались на концепцию педагогической поддержки Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Из выделенных авторами тактики педагогической поддержки мы отдали предпочтение тактике взаимодействия как наиболее сообразной социально-педагогическим и возрастным особенностям студенческой группы. Данная тактика требует использования способов установления договора в связке «преподаватель-группа» как основы их субъект-субъектного взаимодействия.

III. Логика. Рассматривая логику учебного взаимодействия в широком смысле (как логику общего процесса обучения), мы выделяем способы установления первичного контакта преподавателя с группой, развития делового взаимодействия, расширения взаимодействия за рамки делового, совместной рефлексии учебного процесса. Логика учебного взаимодействия в узком смысле (как логика учебного занятия) требует использования таких способов регуляции СПК, как приемы эмоционального включения студентов в деловое взаимодействие, организации командной работы в микрогруппах и в коллективе, создания ситуаций коллективного творчества и коллективной ответственности, индивидуального и группового успеха, групповой поддержки самореализации студента и совместной рефлексии учебного занятия - не только с точки зрения его интеллектуального продукта и дидактических принципов, но и с точки зрения параметров его микроклимата.

VI. Техника. Трактуя технику регуляции СПК студенческой группы как общую совокупность соответствующих приемов, мы выделяем три основные группы, интегрирующие предыдущие способы следующим образом: приемы, усиливающие защищенность студента на учебном занятии; приемы группового сплочения в процессе совместной учебной деятельности и совместного проживания значимых событий; приемы стимулирования индивидуальной и групповой активности.

Описанные способы регуляции СПК студенческой группы разрабатывались, адаптировались и апробировались автором только в процессе преподавания собственного предмета - физической культуры на различных факультетах педагогического университета. Рамки статьи не позволяют привести конкретные примеры результативного применения данных способов, но в этом и нет насущной необходимости. Нашей задачей было предложение определенных универсальных путей и способов педагогической поддержки гуманизации СПК студенческой группы в процессе преподавания любой учебной дисциплины в вузе. Изложенные выше предложения имеют самую общую форму, которая может быть заполнена содержанием, соответствующим специфике преподаваемой дисциплины.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенной автором опытно-экспериментальной работы (2009-2010 гг.) позволяют сделать следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент в начале работы выявил неудовлетворенность студентов стилем общения (руководства) преподавателей на занятиях (48% в экспериментальных группах и 42% в контрольной группе), уровнем психологической защищенности на занятии (32% и 35% соответственно), уровнем сплоченности группы на занятии (39% и 30%) и уровнем интрагрупповой активности (41% и 45%). Соотнесенность приведенных показателей указывает, что на первом этапе СПК исследуемых групп имели схожие проблемы (уточним, что речь идет не об общем групповом СПК, а о микроклимате занятий по физической культуре).

2. Выявленные проблемы микроклимата учебных занятий соотносились с общим групповым СПК неоднозначно: наблюдались как ситуации их прямой корреляции (благоприятный СПК группы положительно влиял на МК учебного занятия и обратно), так и противоположные ситуации, когда группа с более позитивным СПК оценивала МК занятия более критично. Это говорит о том, что «вертикальный СПК» может не соответствовать «горизонтальному СПК» и, в конечном счете, негативно влиять на него: периодически повторяемые ситуации ослабления параметров группового СПК на занятиях могут закрепиться в виде общего снижения уровня СПК. В этом случае можно говорить не о регуляции, а о деструкции общего климата студенческой группы.

3. Реализуемые автором описанные выше пути и способы гуманизации групповых взаимоотношений в экспериментальных группах привели к следующим результатам:

- С помощью критерия «хи - квадрат» определены достоверные позитивные изменения микроклимата учебного занятия в группах с различным состоянием «горизонтального СПК». Это говорит об относительной автономности МК учебного занятия и возможности его гуманизации в рамках конкретного занятия.

- Достоверная положительная корреляция гуманизации МК учебного занятия («вертикального СПК») и общего СПК группы («горизонтального СПК») выявлена только в одной из двух экспериментальных групп. Во второй группе, претерпевшей за период эксперимента несколько бифуркационных точек («возмущений») организационного характера, уровень СПК даже несколько снизился. Это говорит о том, что гуманизирующие возможности «вертикального СПК» только одного или нескольких учебных предметов весьма ограничены описанными выше условиями: нередко благоприятный МК одного занятия «перекрывается» деструктивным микроклиматом другого занятия, что может повлечь необратимые изменения в общей системе внутригрупповых отношений. Тем не менее, общий вывод нашего исследования заключается в следующем: для того, чтобы микроклимат учебного занятия стал реальным фактором гуманизации общего СПК студенческой группы, необходимо усиление воспитательной и социально-психологической функций всего процесса обучения в вузе.

Литература

1. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1983. - 93 с.

2. Бойко, В.В. СПК коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М. : Мысль, 1983. - 207 с.

3. Жиров, В.М. Формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных группах вуза МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.М. Жиров. - СПб., 1999. - 23 с.

4. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2000. - 200 с.

6. Платонов, К.К. О формировании психологического климата в учебном коллективе / К.К. Платонов // Среднее специальное образование. - 1977. - № 1. - С. 45-47.

7. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения / С.Д. Поляков. - М. : Новая школа, 2004. -

304 с.

8. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / под ред. Б.Д. Парыгина. - Л. : Наука, 1986. - 240 с.

9. Титова, Е.В. Если знать, как действовать / Е.В. Титова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

10. Шаповалова, И.С. Технология коллективообразования студенческих групп технического вуза : автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.С. Шаповалова. - Белгород, 2000. - 24 с.

11. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе : теория и методика / В.Р. Ясницкая. - М. : Академия, 2004. - С. 100-122.

Literature

1. Anikeeva, N.P. To teacher about psychological climate in staff / N.P. Anikeeva. - M. : Prosvecheniye, 1983.

- 93 p.

2. Boyko, V.V. SVC of staff and personality / V.V. Boyko, A.G. Kovalev, V.N. Panferov. - M. : Mysel, 1983.

- 207 p.

3. Girov, V.M. Formation of the favorable social and psychological climate in educational groups in the institutions of MIA in Russia : abstract of the dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / V.M. Girov. - St.P., 1999. -23 p.

4. The short psychological dictionary / general edit by A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. - M. : Political publishing house, 1985. - 431 p.

5. Mudrik, A.V. Social pedagogics / A.V. Mudrik. - M. : Academy, 2000. - 200 p.

6. Platonov, K.K. About formation of psychological climate in educational staff /K.K. Platonov // Specialized secondary education. - 1977. - №1. - P. 45-47.

7. Polyakov, S.D. Psychopedagogics of training and education / S.D. Polyakov. - M. : New School, 2004. -

304p.

8. Regulation of social and psychological climate of the staff / edit by B.D. Parygin. - K. : Science, 1986. -

240 p.

9. Titova, E.V. If you know how to act / E.V. Titova. - M. : Prosvecheniye, 1993. - 192 p.

10. Shapovalova, I.S. The technology of the staff organization in the students' groups of technical institutions : abstract of the dis. ... Candidate of Social Sciences / I.S. Shapovalova. - Belgorod, 2000. - 24 p.

11.Yasnitskaya, V.P. Social upbringing in class : theory and methods / V.R. Yasnitskaya. - M. : Academy, 2004. - P. 100-122.

Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.