ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009
удк 165.0:371.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС САМОПОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
© е. в. миронова
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]
© и. а. кудряшова
Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: [email protected]
Миронова Е. В., Кудряшова И. А. - Педагогически организованный процесс самопознания как основа формирования здорового образа жизни школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 211-219. - В статье рассмотрен новый подход к сохранению и укреплению здоровья школьников младшего подросткового возраста. Обоснована важная роль самопознания в формировании здорового образа жизни. Предложена модель формирования здорового образа жизни младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания и описаны результаты ее реализации.
ключевые слова: Здоровый образ жизни, младший подростковый возраст, самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка
Mironova E. V., Kudryashova I. A. - Pedagogical organized process of self-knowledge as the foundation of forming a healthy way of life of school age children // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 211-219. - This article consider the new approach to the matter of saving and consolidation of school age children's health. The important role of self-knowledge in forming a healthy way of life is well-grounded. The author brings forward the model of forming a healthy way of life in pedagogical organized process of self-knowledge of school age children e and describes the results of its implementation.
Keywords: Healthy way of life, children of school age, self-knowledge, introspection, self-examination, self-appraisal.
В современной парадигме гуманизации образования и осмысления человека как самоценности остро стоит проблема воспитания здоровой, социально активной, самостоятельной, творческой личности, умеющей работать над собой с учётом меняющихся условий, требований окружающей действительности. Особую роль приобретает создание в учебно-воспитательном процессе условий для саморазвития, самореализации и самовоспитания подрастающего поколения. Самопознание является неотъемлемой составляющей этих процессов и играет в них ведущую роль. Познавая себя, школьник раскрывает значимость своего бытия, свои особенности, осознаёт себя как уникальное творение природы.
Важную роль самопознания для гармоничного развития личности человека отмечали представители различных научных направлений. Однако вопросам влияния самопознания на формирование здорового образа жизни (ЗОж) до сих пор не уделено должного внимания, тогда как здоровье населения в целом
и подрастающего поколения в частности неуклонно ухудшается.
учёными [3, 7, 8, 12] доказано, что среди основных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека решающим является образ жизни, который постоянно меняется в зависимости от условий жизни и динамики внутреннего развития человека. Следовательно, нельзя предложить универсальную для всех модель поведения, которая обеспечивала бы сохранение и укрепление здоровья любого человека. Школьнику самому необходимо определить тот образ жизни, который учитывал бы его индивидуальные особенности и конкретные жизненные обстоятельства. В связи с этим включение школьников в педагогически организованное самопознание должно стать центральной проблемой формирования ЗОж. на его основе формируется духовно-нравственное, ценностное и ответственное отношение школьника к своему здоровью, к окружающему миру и к другим людям.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
Что касается мотивационной сферы современных младших подростков, то у них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, стремление участвовать в общественной жизни для собственного развития и совершенствования, для завоёвывания определённой позиции по отношению к товарищам, утверждения своего я, выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни [15]. Младшие подростки, с одной стороны, стремятся во что бы то ни стало быть такими же «как все» в референтной для них группе сверстников, с другой стороны, хотят выделиться, отличиться любыми способами, даже бравируя своими недостатками. При этом доминирует желание сделать всё «по-своему», «непохоже на других». Это желание отличиться принимает порой крайние формы и толкает младших подростков на рискованные поступки и необдуманные действия, эксперименты с собственным телом и здоровьем (употребление психоактивных веществ, пирсинг, татуировки, увлечение экстремальными видами спорта) [2].
из вышесказанного очевидно, что современный младший подросток имеет ряд важных отличий, которые обусловлены изменением политической, экономической и социальной ситуации.
Тем не менее, наиболее важным отличительным признаком подросткового периода остаются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. именно в этот периода согласно мнению Б. г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1, 9, 13].
на сегодняшний день остаются не изученными педагогические условия организации самопознания, способствующие эффективному формированию ЗОж школьников, не разработано программно-методическое обеспечение этого процесса.
В этой связи особую роль приобретает теоретическое обоснование и практическое внедрение программы, направленной на формирование ЗОж, в основе которой лежит педагогически организованный процесс самопознания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА
Формирование у ребёнка ценностного отношения к миру, окружающим людям, к самому себе признаётся в современной педагогической науке и практике чрезвычайно значимым. С позиций аксиологического подхода [5, 18] здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность, достижение которой возможно благодаря самопознанию как инструментальной ценности, являющейся и условием, и средством обеспечения других видов активности человека.
наибольший интерес для учёных и практиков представляет обоснование возможностей самопознания как психологической основы формирования ЗОж. Остановимся более подробно на их описании.
Образ жизни человека напрямую связан с выборами, которые он осуществляет, посредством которых он создаёт, конструирует самого себя. Определяющее основание для выборов составляют внутренние ориентиры или знание себя. Это не исключает усвоение внешних ориентиров, но предполагает необходимость увязывать их с внутренними как приоритетными. Следовательно, познание себя развивает самостоятельность школьников в выборе и определении индивидуальных целей, задач, содержания и способов осуществления ЗОж.
Следует отметить, что одной из наиболее эффективных движущих сил развития человека является принятие себя и осознание своих достоинств. Обращение педагогом внимания ребёнка на его положительные качества, формирование у него веры в свои возможности способствуют повышению самоуважения, самопринятия, самооценки школьника. Актуализация присущей взрослеющей личности позитивной сущности посредством самопознания становится мощным стимулом совершенствования ЗОж.
изучая себя, свой внутренний мир, особенности организма, человек получает знания, на основе которых он может определить перспективу своего развития и выстроить оптимальную жизнедеятельность, максимально учитывающую его индивидуальность.
Эффективность самоизучения как фактора формирования ЗОж можно повысить, если включить школьников в педагогически организованный процесс самопознания, который, не умаляя роли активности личности, создаёт условия для реализации потребности ребёнка в познании самого себя, оказывает помощь и поддержку в применении полученных знаний с целью сохранения, укрепления и развития здоровья. Педагогически организованный процесс самопознания направлен на реализацию потребности учащихся в познании себя и стимулирует субъектность подростков в поиске и освоении наиболее адекватных форм жизнедеятельности.
Педагогически организованный процесс самопознания целесообразно осуществлять в младшем подростковом возрасте. именно на этом этапе школьники полубессознательно, стихийно, непоследовательно начинают заниматься самоизучением. Поскольку младшим подросткам свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым, принятие их оценок, то, актуализировав потребность в самоизучении посредством педагогически организованного процесса самопознания, можно обеспечить эффективную деятельность школьников по формированию на его основе ЗОж.
установленное влияние самопознания на ЗОж, выявленные особенности подростковой сензитивности к самопознанию позволили разработать модель формирования ЗОж младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания (схема 1).
Основополагающим элементом модели является цель, суть которой заключается в формировании ЗОж младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания. достижение цели осуществляется благодаря решению ряда задач, направленных на помощь подросткам в осуществлении самопознания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эффективность занятий повышалась соблюдением последовательности формирования мотиваци-онно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к самопознанию; реализацией программы в соответствии с принципами педагогически организованного процесса самопознания; опорой на реальные жизненные проблемы подростков; включением школьников в различные виды учебной и внеучебной деятельности; целесообразными формами и методами обучения (притчи, мультфильмы, художественные и научно-популярные фильмы, ролевые игры, моделирование жизненных ситуации, анализ и проектирование собственных достижений и т. д.); системой поощрения успехов в освоении ЗОЖ.
Особая роль в реализации программы отводилась методическому пособию «Дневник здоровья», позволяющему подростку самостоятельно определять скорость и последовательность выполнения заданий в соответствии с потребностями и интересами. Дневник даёт возможность ребёнку не только оценить свои личностные качества, особенности здоровья, адекватность образа жизни, но и составить программу саморазвития.
результаты
Результаты влияния педагогически организованного процесса самопознания, выявленные в соответствии с критериями сформированности ЗОж, представленными в модели, отражают положительную динамику, что отразилось в:
- сформированности готовности к самопознанию, что проявляется в преобладании высоких уровней мотивационно-ценностного, когнитивного и де-ятельностного компонентов (диаграмма 1);
диаграмма 1 распределение младших подростков по уровням сформированности готовности к самопознанию
Уровни
высокии
- повышении уровня позитивного самоотношения у большинства подростков, участвующих в эксперименте (диаграмма 2);
диаграмма 2 распределение младших подростков по уровням сформированности позитивного самоотношения
ш
.Л19_472.
I 24,5 И
1е_Ё
□ начало
эксперимента ■ окончание эксперимента
- увеличении числа учащихся, имеющих высокий уровень здравосозидающей деятельности и осознающих личную ответственность за свой образ жизни и здоровье (диаграмма 3).
диаграмма 3 распределение младших подростков по уровням сформированности здравосозидающей деятельности
6ТП
16,2
64,4
33,8-
Е
19,4
М.
□ начало
эксперимента
■ окончание эксперимента
Уровни
высокии
среднии
Уровни высокий средний низкий
С помощью метода корреляционного анализа определялась зависимость между здравосозидающей деятельностью подростков, позитивным самоотношением и готовностью школьников к самопознанию. В результате попарного сравнения была выявлена положительная корреляционная связь; коэффициент корреляции во всех случаях имеет высокое значение (от И=0,98 до И=0,99 при п=180; р<0,0001).
В ходе экспериментальной работы нами были выделены условия эффективной реализации модели формирования ЗОЖ младших подростков в педагогически организованном процессе самопознания. Условия представляют собой динамический комплекс, который, с одной стороны, охватывает все стороны изучаемого явления, а с другой - учитывает изменяющийся характер индивидуальных особенностей младших подростков.
Включение подростка в поиск здоровьесберега-ющей модели поведения представляется возможным, если у школьника сформирована установка на этот вид деятельности. В этом возрасте можно управлять поведением ребёнка, принуждать его делать что-либо. Такое воздействие будет противоречить нормам и принципам гуманной педагогики. Освоение форм ЗОж будет эффективным, если у подростка сформирована установка на самопознание как на необходимый вид деятельности в осуществлении ЗОЖ. Установка на самопознание предполагает готовность личности следовать нормам и требованиям ЗОж, основанного на сознательной здравосозидающей деятельности, затрагивающей его физическое, психическое и духовное здоровье.
В подростковом возрасте происходит становление субъектности самосознания. У школьников развивается представление о себе как об активном, инициативном творце собственной жизни и судьбы. Следовательно, вторым педагогическим условием будет выступать субъектная позиция младших подростков в поиске адекватных форм ЗОЖ на основе результатов самопознания.
Субъектная позиция подростка предполагает возможность школьников самостоятельно определять