Научная статья на тему 'Педагогическая ценность русской народной обрядовой игрушки'

Педагогическая ценность русской народной обрядовой игрушки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОБРЯДОВАЯ КУКЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ВИДЫ КУКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немзорова Ирина Дмитриевна

Автор статьи раскрывает педагогическую ценность русской народной обрядовой куклы как средства ознакомления дошкольников с народной культурой. В статье определены педагогические задачи, которые решаются по средством ознакомления детей с каждой из обрядовых кукол, дано краткое содержание народных обрядов и традиций связанных с каждой из представленных кукол. Исходя из доступности для понимания детьми дошкольного возраста материал распределен по возрастным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая ценность русской народной обрядовой игрушки»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Автор статьи раскрывает педагогическую ценность русской народной обрядовой куклы как средства ознакомления дошкольников с народной культурой. В статье определены педагогические задачи, которые решаются по средством ознакомления детей с каждой из обрядовых кукол, дано краткое содержание народных обрядов и традиций связанных с каждой из представленных кукол. Исходя из доступности для понимания детьми дошкольного возраста материал распределен по возрастным группам.

Немзорова Ирина Дмитриевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 «Детский сад комбинированного вида «Вишенка» Красноярский край, г. Норильск. E-mail: mbdou29@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ ИГРУШКИ

Как можно раскрыть детям ценность русской народной обрядовой игрушки?

Ключевые слова: русская народная обрядовая кукла, педагогические задачи, виды кукол.

В нашем обществе постепенно возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию России. Чтобы узнать самого себя, нужно вернуться к своим корням, к истории своего народа. Работая в рамках эксперимента по теме: «Комплексное использование средств народной педагогики в процессе усвоения дошкольниками смыслового поля народной культуры», мы пришли к заключению, что самым доступным источником информации для детей дошкольного возраста является русская народная обрядовая кукла.

Кукла помогает осознать себя и мир нас окружающий, помогает познать законы бытия, явления природы, объяснить необъяснимое. Кукла формирует в человеке физические, психологические и мировоззренческие способности. Обрядовая кукла является одним из мощных средств народной педагогики, средством передачи жизненного опыта. Конечно, кукла - только малая часть наследия нашего народа, но самая прямая дорога к сердцам дошкольников.

Знакомясь с русской народной обрядовой куклой, ребёнок знакомится с обрядами и традициями далёких предков, с русскими народными праздниками, с русской народной культурой. Русская народная кукла доступна и понятна для детского восприятия. Изготовляя русские

народные куклы, дети получают возможность применять свои знания, умения на практике, приобщаться к искусству русского быта, обогатить свой внутренний духовный мир, раскрыть свои творческие возможности, развить мелкую моторику кистей рук, приобрести простейшие навыки ручного труда и т. д.

Изготовленные совместно с детьми народные обрядовые куклы легли в основу создания в детском саду музея русской народной обрядовой игрушки.

Введение ребёнка дошкольного возраста в мир народной культуры через знакомство с обрядовой игрушкой - это новое, еще не достаточно исследованное направление в работе детских садов.

На начальном этапе работы был собран, изучен, систематизирован и апробирован различный материал по русской народной обрядовой кукле. На основе накопленного опыта работы были составлены конспекты занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой через знакомство с обрядовой куклой, а также определена доступность согласно возрасту ребенка и педагогическая ценность обрядовой куклы, определены педагогические задачи, которые возможно решить на данном материале.

№ п/п Русские народные обряды, традиции Вид куклы Доступность для детей дошкольного возраста Педагогические задачи

1 Кукла изготавливалась матерью из кусочков ткани для игр и успокоения малышей. Зайка 2-я младшая группа Развивать мелкую моторику, формировать навык складывания носового платка в нужном направлении так, чтобы получился зайчик - единственная и неповторимая игрушка. Заинтересовать детей процессом изготовления. Возможность применять игрушку в сюжетных играх.

2 Старинная магическая колыбельная кукла Бес-соница. Изготавливалась матерью, чтобы успокоить своего малыша и защитить от злых духов. Мама, кидая в колыбельку куклу, приговаривала: «Сонница - бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой...». Эта кукла оставалась в доме навсегда. Бессон- ница 2-я младшая группа Развивать способность складывать ткань пополам, по диагонали, находить середину, завязывать узелки, определять нужное направление при закручивании углов платка. Знакомить с обрядами и традициями воспитания и ухода за младенцами в русских семьях. Воспитывать бережное отношение к русским самодельным игрушкам.

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

№ п/п Русские народные обряды, традиции Вид куклы Доступность для детей дошкольного возраста Педагогические задачи

3 Традиционно русская кукла, олицетворяющая образ замужней женщины - матери. Использовалась для игр. Вепсская Старшая группа На основе куклы знакомить детей с элементами русского национального женского костюма, правильно называть его части, подбирать нарядную одежду (сарафан) и яркий платок в тон сарафана. Формировать навык работы с тканью и нитками (обтягивать, закреплять - изготовляя путанки), развивать мелкую моторику рук.

4 Использовались в обряде «Кувады» (таинство рождения ребёнка). Кувадки вывешивались над колыбелью после крещения ребёнка, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Кувадки Старшая группа Формировать навык работы с тканью (складывание в нужном направлении, скручивание, стягивание и т. д.). Учить видеть красоту в простоте изготовления кукол. Яркие и весёлые эти куклы способны заменить детям погремушки. (Не упускать возможность изготовления кукол в подарок малышам).

5 Изготовлялись к свадьбе. Вывешивались под дугой упряжи свадебного поезда везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, чтобы куколки отводили недобрые взгляды. Свадеб- ная Подготовит. группа Знакомить детей с устоями образования русской семьи, со свадебными обычаями и обрядами. (Кукла имеет глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления: единое плечо - крепкая семья, взаимоподдержка).

6 Кукла-оберег. Изготовлялась мамой, чтобы отвести и сбить с толку злую силу. Пеленашку клали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка. Куклу хранили в доме родителей вместе с крестильной рубахой ребёнка. Пеленаш- ка 2-я младшая группа Дать понятие об основных признаках человеческого подобия: тело, голова и центр жизненной силы, который по поверьям располагается в районе пупка. Учить использовать куколку в детских сюжетноролевых играх.

7 Куколки изготовлялись для «заклинания» весны в марте и являлись обязательным атрибутом наряду со сложными ритуальными действиями. Их вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Пары куколок вывешивались на ветвях деревьев. Марти- нички Старшая группа Знакомить с обычаями встречи весны на Руси. Развивать способность работать с нитками, шаблонами, наматывать ровные витки пряжи, делать стягивающие петельные узлы, соблюдать пропорции. Воспитывать уважительное отношение к обрядам и традициям русского народа.

8 Обрядовая берёзовая рогатина с куклами жениха и невесты изготовлялась подружками невесты к свадьбе, втыкалась в центр выпеченного свадебного пирога. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» получали молодые. Мировое дерево Подготовит. группа Знакомить детей со свадебными обрядами и традициями, с глубокими символическими значениями: мир - дерево, корни - подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона -небеса, т. е. мировое дерево (рождение новой семьи). Воспитывать уважение к народной мудрости и народным традициям.

9 Кукла-оберег, в основе куклы крест. Изготовлялась накануне гуляний к Масленичной неделе. Использовалась для отвлечения от дома тёмных, злых сил при посещении дома «ряжеными». Куклу выставляли в окно перед приходом гостей. Кострома Подготовит. группа Знакомить детей с традициями и обрядами Масленичных гуляний. Развивать способность работать с соломой, подбирая нужную длину, делать скрутки в нужных местах, соблюдать размеры и пропорции. При одевании куклы учитывать особенности русского народного костюма.

10 Обрядовая кукла-оберег. Изготовлялась для святочных вечеров. (Символизирует мужчину.) Куклу делали перед купанием в ледяной воде и втыкали в снег на краю проруби как оберег от злых сил. Крестец Средняя группа Знакомить с обрядами и традициями святочных вечеров. Развивать способность подбирать прутики нужной длины, связывать их между собой, украшать пёстрыми лентами, использовать в сюжетных играх как куклу-мальчика. Рассказать о том, какое значение отводили люди куклам-оберегам и что значили пёстрые ленточки на кукле.

11 Кукла-амулет Акка для передачи младшим внукам благоволение и силу богини Земли. С этой куклой человек не расставался никогда. Берестяную куклу-амулет носили на груди под одеждой. Куколка служила защитой, придавала силы, приносила удачу. Бабуш- кина Средняя группа Формировать представление детей о традиции изготовления берестяных кукол, об особом смысле и значении кукол-амулетов, а также о берёзе, как о символе России. Развивать способность работать с корой берёзы: скатывать трубочку нужного диаметра, крепить в нужных местах, изготовляя заготовку для куклы. Одевая куклу, закреплять навык работы с тканью.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

47

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

№ п/п Русские народные обряды, традиции Вид куклы Доступность для детей дошкольного возраста Педагогические задачи

12 Изготовлялась после сбора урожая кукла-мешочек для хранения отборной крупы для будущего посева. Хранилась рядом с иконой до весны. Крупе- ничка Подготовит. группа Знакомить детей с народным земледельческим календарём, с трепетным отношением крестьян к дарам земли. Развивать пальцы рук при отборе зерна для куклы, а также при скатывании плотных скаток, скручивании пряжи для изготовления пояска и т. д.

13 Магическая кукла. Изготовлялась к Дню Тараса Трясуна (22 марта) Использовалась как оберег. Куклы лихоманки отводили злую силу и нечисть от человека. Лихо- манки Средняя группа Знакомить детей с народными верованиями, связанными с силами природы и с тем, как люди защищали себя и свои дома от опасности. При изготовлении куклы формировать навык работы с ветками и тканью.

14 Обрядовая кукла, связанная с обрядностью поклонения воде (родниковой или колодезной). Устанавливалась над истоками воды, возле колодца. Карго- польская Подготовит. группа Знакомить детей с народными представлениями о роли воды в жизни человека, с обычаями и обрядами, связанными с водой. Знакомить с куклами как с покровительницами женского рукоделия и супружества. Развивать способность украшать куклу согласно традиции. Традиционная одежда женщин Архангельской области, украшенная ромбическими узорами - древними символьными знаками солнца и вспаханного поля (солнечный ореол вокруг головы). Учить пользоваться иглой при сшивании заготовок.

15 Изготовлялась к празднику Троица из травы для совершения обрядов. Куку- шечка Подготовит. группа Знакомить детей с русским народным праздником Троица, с обрядами и традициями празднования, с атрибутами, которыми сопровождался праздник. «Крещение кукушечки», «похороны кукушеч-ки». Развивать способность работать с соломой и разноцветной пряжей, подбирая её по цвету.

16 Обрядовая соломенная кукла. Изготовлялась к Рождеству Христову для сожжения в ритуальном огне. Коляда Старшая группа Знакомить с праздниками, имеющими древние славянские корни (Рождество Христово), с традиционными Рождественскими ритуалами и обрядами проведения праздника. Развивать умение работать с соломой: собирать в пучок, делать перетяжки в нужных местах и т. д.

17 Изготовлялась из берёзовой коры для «загадывания на жениха». При обмене такими куколками формировались пары жениха и невесты. Кукла олицетворяет основательность черт характера жителей центра России. Столбуш- ка Влади- мирская Старшая группа Знакомить детей с любимым деревом на Руси -берёзой. Формировать представление о значении дерева в жизни славян, в поверьях и легендах называемым счастливым обереговым деревом, символизирующим женское начало. Развивать навыки работы с берёзовой корой, тканью, нитками.

18 Изготовлялась к свадьбе. Использовалась как наперстница крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях. Столбуш- ка Курская Подготовит. группа Формировать представление о традициях и обрядах на русских свадьбах, как о многоактовом ритуальном действии, сопровождающимся свадебными песнями и присказками - наивысшем проявлении оптимизма, поэтического и музыкального творчества русского народа. Использовать кукол для разыгрывания различных свадебных эпизодов, используя куклу главным действующим лицом. Формировать представление о том, что головной убор соответствовал положению женщины в обществе. Развивать способность украшать куклу бусами и серёжками из бисера.

19 Изготовлялась к свадьбе для проведения обрядов, связанных с девичей косой. Столбушка Архан-гело-городская Подготовит. группа Знакомить детей с обычаями и обрядами, связанными с девичьей косой - символом девичества и красы. Развивать способность промереживать ткань для косы, делать скрутку, определяя нужные пропорции тела. Закреплять навыки плетения косы.

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

№ п/п Русские народные обряды, традиции Вид куклы Доступность для детей дошкольного возраста Педагогические задачи

20 Игровая кукла Орлов- ская кукла Подготовит. группа Формировать представление о быте многочисленной крестьянской семьи. Знакомить детей с куклой, соединившей в себе элементы городской культуры и культуры русской деревни. Развивать способность фантазировать, проявлять творчество при изготовлении куклы. Закреплять навыки работы с иглой и тканью.

21 Изготовлялась из ржаной соломы для первых закличек весны. Солнечный конь Старшая группа Знакомить детей с народными традициями встречи весны, с поклонением и почитанием на Руси лошади, как первого помощника в крестьянском труде. Воспитывать уважение и бережное отношение к домашним животным. Закреплять навыки работы с соломой, соблюдать пропорции и соотношения при изготовлении игрушки.

22 Магический символ поклонения солнцу. Сол- нечный символ Старшая группа Формировать представление о поклонении и почитании русского народа небесному светилу солнцу, как источнику живительного света и тепла. О возникновении солнечного символа древних славян - креста в круге, о вере наших предков в их волшебную силу, и о тщательном подборе цветовой гаммы, применяемого материала: белый - святыня, зелёный - жизнь, синий - тайна, красный - жертвенность, оранжевый - благодать Божию и Его присутствие, голубой - чистоту и невинность, жёлтый - цвет тепла и любви, сиреневый - печаль, пурпурный - победу, багряный - цвет величия, бирюзовый - цвет молодости, розовый - детства, чёрный - цвет пустоты и отсутствия счастья. Чёрный цвет, соединённый с синим, символизировал тайну, а чёрный с зелёным - старость.

23 Изготовлялся к Рождеству из лучших тканей и тесьмы. Рожде- ственский Ангел 2-я младшая группа Возбуждать интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины, к духовной вере наших далёких предков. Воспитывать веру в добро и неразрывную связь с нашими корнями. Развивать способность при изготовлении куклы соблюдать пропорции, размеры, делать аккуратные стяжки в нужных местах.

Литература

1. Дельгас Г В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№ 4.

2. Дюков В. М., Стенникова Л. С., Труш Е. В. Этапы и фазы в развитии доу инновационного типа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.

3. Ротару Е. Н., Трубина С. М. Образовательная программа предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 2

4. Чумакова И. Н., Кожевина О. В. Программа предшкольной подготовки «Филиппок» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.