- расширять программу обучения тьюторству выполнением реальных практических заданий, проведением тьюториалов;
- разрабатывать нормативы, регламентирующие организацию труда преподавателей и работников вуза, в дистанционном обучении;
- разрабатывать стандарты качества и методологию оценки эффективности и качества применения технологии e-learning;
- оценивать психолого-педагогическую эффективность образовательных ресурсов на различных носителях в среде e-learning.
Список литературы:
1. Калинина Н.Д., Нижник С.Г. Тьюторство в высшем профессиональном образовании // Инновационные подходы к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: сборник трудов второй Международной научно-практической Интернет-конференции Белгородского филиала НАЧОУ СПО СГА / Под общ. ред. Н.В. Сокольской, М.Н. Прокопенко. - Белгород: ГиК, 2010. - 424 с.
2. Самаркина И.В. Преподаватель Versus Тьютор: подводные камни профессиональной ресоциализации [Электронный ресурс] / Кубанский государственный университет, г. Краснодар // Материалы XVI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2006») в рамках Конгресса конференций «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: www.ito.edu.ru/2006/ Mos-cow/in/2/III-2-6415.html.
3.Нижник С.Г., Медведева О.В., Степанцов С.И., Калинина Н.Д., Сатаров А.В. Проблемы переквалификации преподавателя высшей школы в тьютора системы обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: подходы к разработке стандарта тьюторской деятельности: материалы второй международной научно-практической конференции / Моск. пед. гос. ун-т; науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. М.Ю.Жилина, Т.М. Коробова. - М.: МПЩ 2009. - 81 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ
© Каширина Т.Л.*
Заволжский автомоторный техникум, г. Заволжье
Статья посвящена методическим аспектам использования мультимедиа в образовании. Анализируются особенности использования мунь-
* Преподаватель экономических дисциплин, председатель комиссии экономических дисциплин.
тимедиа технологий в условиях модернизации системы российского образования, проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Представлены резуньтаты социологических исследований использования мунь-тимедиа в учебном процессе Заволжского автомоторного техникума.
Современный, этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров. Известный отечественный психолог O.K. Тихомиров, занимающийся философскими и психологическими вопросами проблемы искусственного интеллекта, анализируя роль и место ЭВМ в деятельности человека, пишет: «Для нас ЭВМ, как и другие машины, - это созданные человеческой рукой органы человеческого моз-га. Если на этапе создания двигателей машины служили орудиями деятельности человека при выполнении работы, требующей большого расхода энергии, то на этапе развития компьютеров последние стали орудиями умственной деятельности человека».
Нельзя с этим не согласиться. Действительно, сегодня с помощью компьютера можно создавать в рамках учебного процесса целостную реальную обучающую среду, которая предполагает выбор и индивидуальное познание в обучении, что не может не влиять на его качество.
На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями, в том числе и информационными.
Проблемы информатизации и применения информационных, в том числе и мультимедиа технологий в учебном процессе получили освещение в трудах И.Г. Захаровой, С.Г. Григорьева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, А.Е. Петрова, H.A. Савченко, Л.Г. Дьяченко и др.
Особенности применения мультимедиа технологий в учебном процессе более подробно обсуждаются в работах О.Г. Смоляниновой, Г. Астваца-турова, О.Г. Пучковой, A.C. Проворова А.Ю. Уварова, О.Г. Ивановой, В.В. Орлова, И.М. Радченко и др.
В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий, применяемых в образовании.
В переводе с английского языка «multimedia» - от «multi» - много и «media» - среда. В результате, дословный перевод даёт нам неудачный термин - «многосреды». Поэтому в литературных источниках предпочитают пользоваться оригинальным английским термином, и это кажется вполне оправданным.
Слово «мультимедиа» имеет несколько значений:
Мультимедиа - это: - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды;
- это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео;
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки);
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.) [1].
Таким образом, в широком смысле, термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Важным условием реализации и внедрения мультимедиа технологий в образовательный процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, а так же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс (компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет и др.).
Использование мультимедиа продуктов в образовании позволяет педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме и добиваться при этом наилучших показателей.
Использование мультимедиа средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедиа технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированных моделей обучения [2].
Применение мультимедиа технологий выводит учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Так согласно, Г. Кирмайеру, при использовании мультимедиа технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75 %.
Мультимедиа технологии дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Использование возможностей мультимедиа позволило мне выработать следующие основные методические особенности организации учебного процесса:
1. уроки с применением мультимедиа презентаций проводятся с использованием мультимедиа проекторов;
2. часть занятий целесообразно проводить в форме интерактивных игр;
3. часть тем можно изучать, используя метод проектов;
4. следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку учащимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения;
5. на практических занятиях и при проведении консультаций по выполнению курсовых работ за каждым учащимся должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку;
6. на практических занятиях должен использоваться индивидуальный подход.
В ФГОУ СПО «ЗАМТ» применение мультимедиа технологий осуществляется по следующим направлениям:
- интерактивная доска ACTIVboard и SMART, мультимедийный экран и проектор (презентации, мультимедиа и интерактивные игры);
- различные образовательные и прикладные программы («Гарант», «Консультант Плюс», «1С: Бухгалтерия 8.0», «Компас», «Экономика», «Маркетинг» и т.д.);
- система интерактивного опроса (тесты);
- консультирование по курсовому и дипломному проектированию (с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office и «Компас»);
- электронные учебники и т.д.
Использование мультимедиа положительно сказывается на нескольких аспектах учебного процесса. В частности, мультимедиа способствует стимулированию когнитивных аспектов обучения, повышению мотивации учащихся к обучению, развитию навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся, развитию более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
Мультимедийные программные средства способствуют повышению эффективности следующих видов открытой образовательной деятельности:
- просмотра аудиовизуальной информации;
- тренажа по теории с использованием практических упражнений;
- педагогического контроля и измерения результативности обучения;
- работы со словарем терминов и понятий;
- интерактивного общения обучаемого с преподавателем [3].
Проведенные мной социологические исследования среди учащихся и педагогов ФГОУ СПО «ЗАМТ» г. Заволжья подтвердили, что преподаватели имеют четко сформировавшиеся потребности и объективные возможности использования мультимедиа в обучении (25 % - используют возможности мультимедиа в обучении постоянно, 33 % - часто, 18 % - редко, 24 % - не используют никогда). Учащиеся имеют мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую готовность обучаться с использовани-ем мультимедиа технологий. При этом 76 % учащихся положительно относятся к использованию данных технологий на уроках, 19 % - говорят о незначительной степени утомляемости и лишь 5 % - оказались равнодушны.
Положительная тенденция роста привлекательности мультимедиа технологий в учебном процессе не исключает проблем, с которыми сталкиваются педагоги. К ним относятся:
- необходимость самостоятельного освоения и обучения данной технологии (отсутствие подготовительных курсов);
- сложность создания материалов (создание аудио, видео и графики намного сложнее, чем написание обычного текста);
- доступность (не все педагоги располагают требуемыми аппаратными и программными ресурсами и не все кабинеты имеют соответствующее оснащение);
- отсутствие или ограничение доступа в Интернет;
- времеемкость (самостоятельное создание мультимедиа продуктов требует очень больших затрат времени);
- мультимедиа недостаточно мобильны (печатные материалы можно читать где угодно, а мультимедиа информацию непросто «взять с собой»).
Не смотря на наличие этих проблем, для педагогов использование мультимедиа продуктов становится всё более привлекательным по нескольким причинам. Во-первых, новые образовательные приоритеты и возможности. Во-вторых, общая привлекательность рабочего места. В-третьих, желание педагога «идти в ногу со временем» и повышать свою компетентность и профессионализм.
Педагогическая целесообразность использования мультимедиа технологий в образовании заключается в том, что это интересно, инновационно, существенно обогащает образовательный процесс, позволяет легко визуализировать материал, задействовать различные каналы восприятия информации, структурирует информацию, делает обучение эффективным и увлекательным.
Обучение с использованием технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать его деятельность, а в некоторых случаях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можем еще осознать в полной мере.
Список литературы:
1. Савченко H.A. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании: Электронное пособие для педагогов. - 2006.
2. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): монография. - Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. - 300 с.
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании: Электронное пособие. - 2005.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Коробов Д.В.*
Филиал Астраханского государственного университета, г. Знаменск
В данной работе раскрываются основные информационные технологии и их положительные и отрицательные аспекты.
Мы живем в эпоху активного процесса информатизации всех сфер жизни. Ещё недавно было трудно представить жизнь без электричества, так же сейчас уже трудно без интернета или компьютера. Компьютерные технологии используются практически везде. И соответственно информатизация общества делает новый социальный заказ на выпускников школ и иных учебных заведений. Современный выпускник должен владеть основами компьютерной грамотности, чтоб по окончанию обучения он смог комфортно себя чувствовать в меняющимся обществе и активно включаться в сферы деятельности, где требуются знания компьютера. А применение информационных технологий, не только помогают сделать процесс обучения более разнообразным, но и помогают понять принцип работы некоторых технологий.
Рассмотрим несколько информационных технологий в образовательной деятельности:
1. презентации. Используются на уроке в качестве наглядного пособия. Представляет собой ряд слайдов с тематикой урока и основными моментами изучаемой темы. Могут сопровождаться видео и звуковыми эффектами. Данный метод делает процесс обучения более интересным для учеников. Красочность и наглядность способствует фотографическому запоминанию;
2. обучающий фильм. Тематический фильм. Как правило, используется на уроках, для более глубоко ознакомления с темой. Например, фильмы BBC или Discovery;
* Старший лаборант отдела Эксплуатации программного обеспечения при управлении Телекоммуникаций и вычислительной техники.