Научная статья на тему 'Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта'

Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / PROFESSIONAL PEDAGOGIC / PEDAGOGIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балановская Лилия Губайдулловна

В статье анализируются подходы к рассмотрению понятия «педагогическая толерантность», дается характеристика педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балановская Лилия Губайдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical tolerance in physical culture and sport

The article analyzes the approaches of pedagogic tolerance research, characterizes pedagogic tolerance in physic culture and sport.

Текст научной работы на тему «Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

%

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

уДк 378 147 Л. Г. БАЛАНОВСКАЯ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА______________________________________________

В статье анализируются подходы к рассмотрению понятия «педагогическая толерантность», дается характеристика педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: толерантность, профессиональная педагогическая деятельность, педагогическая толерантность.

Современные тенденции в российском обществе и образовании усиливают внимание педагогического сообщества к проблемам гуманизации педагогического процесса. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом. По мнению Б. Г. Гершунского, воспитание толерантности в человеческих отношениях — важнейшая стратегическая задача образования XXI века [1]. Однако роль системы образования как института, способствующего формированию толерантности, рассмотрена сегодня недостаточно.

В. Ф. Комогоров [2] выделяет три причины актуальности проблемы толерантности в образовании. Первая заключается в том, что в процессе демокра-

тизации общества традиционная советская педагогика, являясь в основе своей командно-административной, несмотря на огромный положительный опыт, уже не может удовлетворить социальный заказ в формировании свободной личности, стремящейся принимать самостоятельные решения. Вторая причина — набирающие силу процессы интеграции и глобализации мирового сообщества и активное вхождение в него граждан России. Третьей причиной актуальности проблемы толерантности в образовании автор считает тот факт, что как свойство личности толерантность не может формироваться стихийно в процессе социализации. Это объясняется тем, что условия объективной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию инто-

лерантности. Следовательно, считает В. Ф. Комого-ров, формирование толерантности как позитивной личностной характеристики требует большой целенаправленной работы и должно стать задачей системы образования в целом [2].

Для обозначения проявления толерантности в профессиональной педагогической деятельности рядом исследователей вводится понятие педагогической толерантности [2, 3, 4, 5, 6]. Оно относится к таким понятиям, определение которых является крайне сложным уже в силу того, что сложно и конкретное явление действительности, которое оно отражает.

Учитывая вышеизложенное, были сформулированы следующие задачи исследования:

— изучить теоретические представления о педагогической толерантности;

— создать теоретическую модель педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта.

Решение задач осуществлялось с помощью методов классификационного анализа, анализа отношений, систематизации, структурирования полученной информации, моделирования.

В научно-методической литературе педагогическая толерантность рассматривается как комплексное личностное качество, подлежащее целенаправленному формированию в ходе процесса обучения, воспитания и самовоспитания и состоящее в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе межличностного взаимодействия и общения; владении нравственными принципами и приемами общения; способности видеть в «другом» полноценную равнодостойную личность; способности к целостному восприятию «другого»; в эмоционально-волевой готовности к критическому диалогу с другим; в отказе от претензий на собственную непогрешимость и исключительность; в способности к компромиссу; в способности к критическому отношению к себе как к «другому» [2]; как способность учителя понять, признать и принять ученика таким, какой он есть [5]; как одна из базовых форм толерантности, наряду с нравственной, религиозной, политической и правовой [6]; как характеристика социально-активного педагога, ориентированного на сохранение своей свободы в личностном, профессиональном и общественном плане; уважающего культурные, конфессиональные, социальные различия учащихся и других педагогов; умеющего осуществлять профессиональную деятельность в современном жизненном пространстве на основе диалога и сотрудничества, видящего в разнообразии культур учащихся и других педагогов источник сотворчества и развития [4] как профессиональное педагогическое качество [3].

Анализ работ, посвященных проблеме толерантности в профессиональной педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о том, что в понимании сущности педагогической толерантности просматриваются два подхода. В основе первого подхода (П. Ф. Комогоров, Н. Г. Юровских) лежит представление о педагогической толерантности как о базовой интегрирующей форме толерантности, включающей в себя другие формы толерантности и определяющей их.

Представители другого подхода (М. А. Перепе-лицына, Л. Л. Мончинская, Ю. А. Макаров) считают педагогическую толерантность личностной характеристикой педагога. Ю. А. Макаров утверждает, что педагогическая толерантность является основой для толерантных стратегий во всех жизненных сферах, но вне профессиональной педагогической среды может

и не проявляться. Л. Л. Мончинская подчеркивает, что педагогическая толерантность не всегда проявляется и в группе педагогов, в корпоративной среде.

Первый подход снимает вопрос о проявлении толерантности педагогов вне профессиональной деятельности. Представители же второго подхода, напротив, ставят два важных вопроса: обуславливает ли личностная толерантность профессиональную или наоборот, и как складывается групповая толерантность педагогов?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время не сложилось однозначного понимания сущности педагогической толерантности. Несмотря на разность исходных позиций, авторы считают необходимым формирование педагогической толерантности уже в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов или посредством дополнительного послевузовского образования у педагогов, имеющих стаж работы.

В последние годы расширяются направления исследования толерантности в сфере физической культуры и спорта. Понятие толерантность используется в научных исследованиях в сфере физической культуры и спорта как терпимость к стресс-факторам [7]; как устойчивость к стрессу [8]; как устойчивость организма к динамическим и статическим механическим воздействиям [9].

В Толковом словаре спортивных терминов толерантность определяется как свойство личности, проявляющееся в терпимости к различным мнениям, воздействиям, в выносливости по отношению к неблагоприятным факторам, в т.ч. связанным с соревновательной борьбой [10]. Такое определение расширяет толкование толерантности, встречающееся в более ранних исследованиях.

А. Б. Ильин [11], изучая оценку личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации, представил характеристику толерантной личности спортсмена. Это человек эмоционально устойчивый, проявляющий психологическую гибкость, с низкой степенью нейротизма, не испытывающий психологической напряженности. Ему не свойственны резкие и неконтролируемые изменения настроения, экзальтированность. Он спокоен и уверен в себе.

Другое направление исследований толерантности в сфере физической культуры и спорта касается возможностей системы физического воспитания по формированию толерантности у учащихся и толерантности педагогов физической культуры.

Ряд авторов [12, 13] считают, что системе физического воспитания принадлежит особая роль в подготовке социально и профессионально компетентной, творчески активной и мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной личности. Своеобразие содержания и учебных действий предмета «Физическая культура» способствует развитию выдержки, решительности, смелости. Ю. Д. Железняк и В. М. Мин-булатов утверждают, что при изучении именно этой учебной дисциплины важно формировать толерантность сознания и поведения, взаимное уважение школьников, культуру межличностного и межэтнического общения [12].

В диссертационном исследовании Т. А. Пригоров-ской [14] впервые рассматриваются пути повышения толерантности будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта. Автор отмечает, что компетентность педагога в сфере физической культуры и спорта неразрывно связана с проявлением толерант-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

ности, причем уровень толерантности определяет уровень профессионализма педагога. Толерантность, с ее точки зрения, может выступать как психогигиеническое умение, как стратегия психорегуляции, как состояние, как механизм взаимного опосредования личностных качеств человека и результата его деятельности, как способ преодоления стресса. В самом общем виде толерантность — это компонент мировоззрения, свойство личности, включающее ряд качеств человека в деятельности: оценка ситуации общения, способность делать корректные замечания, принятие человека с его положительными чертами и недостатками, вежливость, чувство чести и достоинства. Эти качества являются и показателями толерантности.

Следует отметить, что деятельность педагога в сфере физической культуры и спорта имеет свою специфику, проявляющуюся в направленности на изменение не только биологической, но психологической и социальной природы учащегося; в динамичности деятельности, обусловливающей высокие физические и психические нагрузки; в коллективно-регламентированном соперничестве; в высокой эмоциональности; в вероятностном и творческом характере [13].

В исследовании Л. И. Безведерной [15] отмечается, что учителям физической культуры свойственна высокая утомляемость, неудовлетворенность трудом, низкий социальный статус. Причинами развития профессиональной деформации является развитие стереотипа «железной руки», чрезмерная агрессивность, неуравновешенность, отсутствие толерантности, расчет на собственные методы.

По мнению автора, учителям физической культуры нередко становятся присущи культивирование силы, физической выносливости, авторитарность, повышенная самоуверенность. Сложившийся опыт отношений в спортивной деятельности, характеризующейся борьбой за результат любой ценой, нахождением в условиях постоянной конкуренции, сказывающейся на формировании нравственного опыта, что может вести как к реализации нравственных возможностей, так и к деформации личности спортсмена, накладывает отпечаток на отношения в профессиональной педагогической деятельности, порождая противоречия между сформировавшимися ориентациями личности в спортивной деятельности, и требованиями педагогической жизни школьного коллектива [15].

Таким образом, анализ литературы показал, что в последние годы наблюдается тенденция к расширению толкования сущности понятия толерантность от психофизиологической характеристики, обусловленной свойствами нервной системы к профессионально важному качеству личности педагога в сфере физической культуры и спорта.

Исходя из вышеизложенного, представляется важным предложить теоретическую модель педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта.

Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта это характеристика социальноактивного педагога, основанная на признании и уважении «другого», руководствующегося гуманистическими ценностями физической культуры и спорта, осуществляющего в своей профессиональной деятельности конструктивное педагогическое взаимодействие.

В результате исследования в структуре педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта нами было выделено три компонента: личностно-смысловой компонент, рефлексивный, поведенческий. Внутреннее взаимодействие компонентов в предлагаемой структуре представлено на рис. 1.

Рис. 1. Внутреннее взаимодействие структурных компонентов педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта

Личностно-смысловой компонент отражает фундаментальные базовые ценности личности. В основе его лежит ценностно-смысловая система личности, в том числе признание толерантности как нравственной ценности, определяющей систему отношений с миром и людьми: принятие разнообразия культур мира, различия форм самовыражения человека, способов проявления человеческой индивидуальности, признание и принятие гуманистических ценностей физической культуры и спорта. Педагогическая толерантность подразумевает осознание этих ценностей как понятий, имеющих личностный смысл. Понимая значение как общественно-исторический опыт, определенный, в том числе, и в понятиях языка, А. Н. Леонтьев [16] отмечал, что можно понимать, владеть значением, но оно будет недостаточно управлять жизненными процессами. Личностный смысл, в понимании А. Н. Леонтьева, это индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемая как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеи) [16].

Второй компонент — рефлексивный — это поле непосредственного внутреннего реагирования на внешнюю ситуацию. Педагогическая деятельность строится по законам общения. Знание и понимание психологических механизмов реализации толерантности в межличностном общении и взаимодействии определяет выбор поведения.

Третий поведенческий компонент отражает способы толерантного реагирования в педагогической деятельности и выражается посредством способности к конструктивному взаимодействию в процессе физического воспитания.

Исследователи [2, 6, 17] отмечают, что толерантность актуализируется не во всех ситуациях, а в тех, где обнаруживается противоречие во взаимодействии, когда различия между людьми или между их пониманием ситуации сопровождается чувством неодобрения. В практике педагогов такие ситуации встречаются довольно часто. Педагогическая толерантность проявляется именно в подобных ситуациях.

В сложной, противоречивой ситуации толерантность, гуманистические ценности физической культуры и спорта, принятые педагогом как нравственные ценности на уровне личностного смысла, определяют осознанный выбор поведения. Психологическими механизмами реализации педагогической толерантности являются: эмоционально-когнитивный диссо-

нанс, самоопределение и совладание [17]. Эмоционально-когнитивный диссонанс выполняет функцию «инициации» толерантной или интолерантной реакции. Толерантная реакция определяется мотивацией, направленной на расширение системы собственных представлений о партнере, которым в данном случае является ученик. С помощью самоопределения, выполняющего функцию рефлексивного механизма, происходит осознанный и ценностноосмысленный выбор типа реагирования. Третий механизм — совладание — обеспечивает преобразование и управление внутренними и внешними ресурсами, происходит мобилизация преобразованных ресурсов и децентрация, т.е. смещение точки зрения с себя на партнера по взаимодействию. Децентрация побуждает субъекта педагогической толерантности к преобразованию образов и представлений, представленных в собственной познавательной позиции [17].

На этой основе происходит определение поведения. Оптимальным типом педагогического взаимодействия при выборе толерантного способа взаимодействия с учеником является, на наш взгляд, конструктивное педагогическое взаимодействие, характеризующееся согласованностью целей и координацией совместных усилий, соответствием средств, способов и занимаемой позиции субъектов взаимодействия конкретной педагогической ситуации, достижением взаимопонимания и продуктивным решением воспитательно-образовательных задач [13]. Конструктивное педагогическое взаимодействие предполагает некоторое разумное подчинение личностных интересов правилам соревновательной деятельности и интересам группы, стимулирует активность ради общего дела, сотрудничество, регламентированную принципом «честной игры» конкуренцию, педагогическую поддержку индивидуалистических навыков автономной работы в зависимости от ситуации. Помимо этого, конструктивное педагогическое взаимодействие выполняет толерантно-адаптивную функцию, которая ориентирует на развитие у педагога и учащихся умения принимать индивидуальность «другого», входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуациях неопределенности [13].

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Роль системы образования как института, способствующего формированию толерантности, рассмотрена на данный момент недостаточно. Не сложилось однозначного понимания сущности педагогической толерантности.

2. Наблюдается тенденция к расширению толкования сущности понятия «толерантность» сфере физической культуры и спорта: от психофизиологической характеристики, обусловленной свойствами нервной системы, к профессионально важному качеству личности педагога в сфере физической культуры и спорта.

3. Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта — это характеристика социально-активного педагога, основанная на признании и уважении «другого», руководствующегося гуманистическими ценностями физической культуры и спорта, осуществляющего в своей профессиональной деятельности конструктивное педагогическое взаимодействие.

В результате исследования впервые представлена теоретическая модель педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта: дана характеристика понятия педагогическая толерантность, выделена его структура, описано взаимодействие

внутренних компонентов. Выводы и результаты теоретического исследования могут быть использованы при разработке технологии формирования педагогической толерантности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2002. — № 7. - С. 3-13.

2. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров. — Курган, 2000. - 22 с.

3. Макаров, Ю. А. Стратегия формирования оптимальной толерантности в профессионально-педагогической деятельности / Ю. А. Макаров // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — 2008. — № 3 (37). — С. 50 — 54.

4. Мончинская, Л. П. Развитие толерантности и котолерант-ности педагогов на курсах повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Мончинская. — Улан-Удэ, 2005. — 21 с.

5. Перепелицына, М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Перепелицына. — Волгоград, 2004. — 19 с.

6. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен : автореф. дис. . канд. филос. наук / Н. Г. Юровских. — Омск, 2005. — 23 с.

7. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин Б. А. — М. : ФиС, 1981. — 112 с.

8. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983. — 112 с.

9. Антонов, С. Г. Формирование выбора спортивной специализации в единоборствах : монография / С.Г. Антонов. — СПб., 1997. — 146 с.

10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов : ок. 9500 терминов / сост. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. — М. : СпортАкадемПресс, 2001. — 479 с.

11. Ильин, А. Б. Оценка личности и соревновательной готовности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ильин А. Б. — М., 2002. — 24 с.

12. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 033100 — Физ. культ. / Ю.Д. Железняк, В. М. Мин-булатов. — М. : Академия, 2004. — 268 с.

13. Манжелей, И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании : монография / И. В. Манжелей. Тюмень, 2005. — 208 с.

14. Пригоровская, Т. А. Повышение уровня толерантности будущих тренеров с помощью игрового метода : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Пригоровская. М., 2005. — 22 с.

15. Безведерная, Л. И. Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л. И. Безведерная. — Воронеж, 1999. — 22 с.

16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : в 2-х т. — М. : Педагогика, 1983. — Т. II. — С. 236 — 237.

17. Кожухарь, Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопросы психологии. — 2006. — № 2. — С. 3—12.

БАЛАНОВСКАЯ Лилия Губайдулловна, аспирантка кафедры методики преподавания физической культуры, начальник отдела по качеству образования.

Адрес для переписки: e-mail: kachestvo.06@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2009 г.

© Л. Г. Балановская

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.