Научная статья на тему 'Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе'

Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием средств физической культуры, спорта и туризма при подготовке к воинской службе»

граммы. Очевидно, что эти качества к тетьему курсу у испытуемых достигли своей стабилизации и их значения носили устойчивый характер. Вместе с тем, наблюдаемая тенденция в характере изменений может свидетельствовать, что и данные качества находятся в положительной зависимости от тех условий, которые успешно моделируются в процессе физической и боевой подготовки, а также занятий спортом.

Таким образом, заключая сравнительный анализ показателей контрольного и экспериментального подразделений под воздействием предложенной программы, следует еще раз подтвердить ее успешный характер, который проявился в более выраженных и достоверных изменениях развития профессиональных личностных качеств у испытуемых.

Однако для полной уверенности в полученных результатах важно было подтвердить их в условиях профессиональной деятельности выпускников, принявших участие в эксперименте.

С этой целью нами были проанализированы отзывы на выпускников, поступившие из мест их служебной деятельности. Сравнению подвергались служебные характеристики 116 молодых офицеров внутренних войск, прослуживших на занимаемых должностях от одного до двух лет.

По всем показателям, характеризующим знания, умения и личностные качества выпускников, проявляемые в служебно-профессиональной и боевой деятельности, в лучшую сторону выделяются офицеры, выполнившие экспериментальную программу и активно занимавшиеся военно-спортивными играми, военно-прикладными много-борьями, лыжным спортом, бегом на длинные дистанции, рукопашным боем и другими единоборствами.

Эти офицеры достоверно отличались от остальных, прежде всего, по: уровню служебно-профессиональной подготовленности, активности в служебной деятельности, умению принимать правильные решения в сложной обстановке и нести за них ответственность, настойчивости и решительности в выполнении служебных задач, умению командовать подчиненными и укреплять воинскую дисциплину в подразделении и др.

Все это, в сочетании с опытом профессионального взаимодействия и общения, как правило, позволяло названным выпускникам приобретать заслуженный деловой авторитет в воинских коллективах.

В целом, подводя итоги экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать о существенном положительном воздействии методики целенаправленного и комплексного применения средств физической и боевой подготовки в целях развития профессиональных личностных качеств у курсантов учебных заведений ВВ МВД России.

Педагогический эффект предложенной методики выразился в ее комплексном педагогическом воздействии на развитие нескольких групп показателей, включая показатели военно-профессионального обучения, функционального состояния, физической подготовленности и личностных качеств у будущих офицеров ВВ МВД России.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

И.А. Прилюдько

Современное реформирование Российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и моральнонравственных ориентиров среди студенческой молодёжи вузов.

В государственной программе, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 года «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2006-2010 годы» отмечается необходимость разработки научнотеоретических основ и методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России.

В настоящий момент остаются нерешёнными вопросы определения особенностей и технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи вузов; не обоснованы организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного осуществления этого процесса; нет чёткого понимания сущности и содержания воспитания патриотизма у студентов; не выявлены возможности средств физической культуры, спорта и туризма для улучшения качества военно-патриотического воспитания при подготовке студенческой молодёжи к военной службе.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью студенческой молодёжи на формирование у неё готовности к воинской службе, высокой личной ответственности за выполнение требований воинских уставов, убеждённостью в необходимости развития военно-прикладных навыков, физических качеств и военно-профессиональных умений для успешного выполнения воинского долга в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.

В результате проведённых исследований определено содержание военнопатриотического воспитания студенческой молодёжи вуза к воинской службе, включающее морально-политическую подготовку; формирование психологической готовности к воинской службе; военно-техническую подготовку; развитие необходимых для воинской службы физических качеств и военно-прикладных навыков.

Важным средством военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи являются специально направленные: физическая культура, спорт и туризм.

В процессе исследования выявлялись организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности военно-патриотического воспитания в вузе.

В результате проведённого опроса 37 специалистов в области воспитания, военно-прикладной физической культуры, спорта и туризма были выявлены организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности военнопатриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе.

К ним относятся: содержательные (1 ранговое место), включающие дополнение учебных программ по физической культуре и другим дисциплинам, материалом, учитывающим задачи военно-патриотического воспитания; структурно-организационные (2 ранговое место), включающие перераспределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива кафедры физической культуры в соответствии с видоизменением целей и задач военно-патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом и туризмом; нормативные (3 ранговое место), включающие разработку необходимых документов, регламентирующих участие различных общественных структур вуза в военно-патриотическом воспитании студенческой молодёжи; ресурсные (4 ранговое место), включающие научно-методическое обеспечение процесса формирования у студентов готовности к воинской службе, а также создание материально-технических, финансовых условий для организации работы по их военно-патриотическому воспитанию; кадровые (5 ранговое место), включающие повышение профессионального уровня преподавателей кафедры физической культуры вуза через создание системы улучшения их методической подготовленности и самообразования, а также привлечение к процессу военно-патриотического воспитания психологов, военных, ветеранов спорта, участников Великой Отечественной войны и боевых действий в «горячих точках».

В ходе проведённого ранжирования были выявлены наиболее эффективные средства физической культуры для военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе (табл. 1).

Таблица 1

Значимость средств физической культуры, спорта и туризма для повышения эффективности военно-патриотического воспитания при подготовке студенческой ______________________молодёжи к воинской службе (п=37)______________________

Значимость (место) Средства Формируемые военные и прикладные навыки, физические, психологические, патриотические качества Предпочтение (в %)

1 Туристские походы повышенной категории сложности (до 15 дней) Навыки: преодоления естественных препятствий, водных преград, начальной альпинистской подготовки, совершения марш-бросков с грузом (до 30 кг) и др. Физические качества: общая выносливость, сила, ловкость, быстрота. Психологические качества: воля, смелость, решительность, целеустремленность, взаимовыручка, готовность к перенесению трудностей и т.д. Патриотические качества: любовь к родному краю, Отечеству, бережное отношение к природе. 47

2 Занятия военноприкладными и военнотехническими видами спорта Виды спорта: Рукопашный бой, пулевая стрельба, альпинизм, радиоспорт, ориентирование, автомотоспорт и др. развивают соответствующие военно-прикладные навыки и физические качества. 24

3 Включение в плановые учебные занятия по физической культуре средств, формирующих военноприкладные навыки Навыки, необходимые для будущей воинской службе: передвижения на лыжах по пересечённой местности, плавание, совершение марш-бросков и пробегание кроссовых дистанций, преодоление естественных и искусственных препятствий. 12

4 Включение в плановые лекции по физической культуре вопросов на военнопатриотическую тематику, беседы, конференции Патриотические качества: Любовь и служение своему Отечеству; обеспечение целостности и суверенитета России; её национальная безопасность, долг, честь, ответственность. Навыки самосовершенствования: Роль спорта в формировании военноприкладных навыков, физических качеств. 9

5 Средства, оказывающие комплексное воздействие на сознание и поведение студентов Походы по местам боевой славы, военнопоисковая деятельность, занятия в оборонно-массовых клубах и секциях вуза - воспитывают и развивают соответствующие патриотические, моральные и физические качества. 8

В ходе исследования была разработана педагогическая технология военнопатриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе в процессе занятий физической культурой, спортом, туризмом и экспериментально проверялась её эффективность.

При обосновании педагогической технологии военно-патриотического воспитания мы исходили из принципа соответствия этапов обучения этапам военнопатриотического воспитания студентов.

Поэтому разработанная педагогическая технология военно-патриотического

воспитания студенческой молодёжи вуза при подготовке к воинской службе с использованием средств физической культуры, включает пять этапов: начальной, общефизической, военно-прикладной подготовки; психической готовности к воинской службе; готовности к действиям в экстремальных условиях воинской службы (Рис.1).

Этапы Решаемые задачи Средства и направленность их воздействия Формы физической культуры

и ^ ^

«Начальной подготовки» (1 курс) Формирование интереса к физкультурноспортивной деятельности Упражнения, направленные на развитие общей выносливости, силы, ловкости. Лекции, разъясняющие роль физической культуры при подготовке к воинской службе. Учебные занятия. Самостоятельные тренировки.

«Общефизической» подготовки (2 курс) Развитие физических качеств, воспитание патриотизма и высоких нравственных качеств Спортивные игры, эстафеты, упражнения, направленные на развитие общей выносливости, быстроты, ловкости, поддержание силы. Походы по местам боевой славы, вовлечение студентов в регулярные занятия спортом в секциях. Учебные занятия, тренировки в секциях по интересам, факультативы.

«Военно-прикладной» подготовки (3 курс) Формирование военно-прикладных навыков, дальнейшее развитие физических качеств и воспитание воинского долга го защите Отиестю Преимущественное использование военноприкладных упражнений в сочетании с упражнениями из программы по физической культуре (бег на выносливость, спортивные игры, преодоление препятствий в сочетании с кроссом, плавание, совершение маршей на лыжах и т.д. Формирование морально-волевых качеств, необходимых для будущей воинской службы. Учебные занятия, тренировки в спортивных секциях, факультативные и самостоятельные тренировки.

«Психо- Формирование пси- Преимущественное использование средств туризма, Учебные занятия,

логиче- хологической и военно-прикладных и военно-технических видов туризм, трениро-

ской морально-волевой го- спорта, направленных на развитие военно- вочные занятия в

готовно- товности к воинской прикладных навыков, физических качеств секциях по воен-

службе, поддержание необходимых для воинской службы. но-прикладным

на высоком уровне Туристические походы, спортивное ориентирование, видам спорта.

к физических качеств и упражнения на развитие смелости, решительности,

воинской военно-прикладных настойчивости, упорства, на формирование навыков

службе навыков. Развитие коллективного взаимодействия, взаимопомощи и

(4 курс) патриотизма и любви к своему краю и Отечеству взаимовыручки.

«Готов- Формирование навы- Преимущественное использование средств туризма, Занятия туриз-

ности ков выживания в горно-альпинистской подготовки, походов мом, самостоя-

к дейст- сложных условиях, повышенной категории сложности (до 15 дней) тельные трении-

виям развитие военно- зимой и летом. Участие в военно-поисковой ровки, факульта-

прикладных навыков, деятельности и других мероприятиях военно- тивные занятия,

поддержание физии- патриотической направленности. тренировки в

мальных ческой готовности к Средства, направленные на формирование и оборонно-массо-

уставиях» воинской службе. развитие навыков выживания в сложных климато- вых клубах и

воинской Развитие высокой геогра-фических условиях Приполярного Урала, секциях вуза.

службы личной ответствен- тайги, холода и жары.

(5 курс) ности за успешное выполнение воинского долга в рядах ВС РФ Лекции, беседы, конференции направленные на военно-патриотическое воспитание и повышение личной ответственности за успешное выполнение своего воинского долга.

Рис.1. Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи при подготовке к воинской службы в процессе занятий физической культурой, спортом и туризмом

Разработанная педагогическая технология военно-патриотического воспитания была проверена в ходе педагогического эксперимента.

Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе с использованием средств физической культуры, спорта и туризма.

Показатели функционального состояния, физической подготовленности, развития военно-прикладных навыков, психологических и морально-волевых качеств, мотивационного компонента в структуре готовности к воинской службе, специальных знаний, умений и навыков военно-патриотической направленности были достоверно выше у студентов экспериментальной группы (ЭГ) по сравнению с контрольной (КГ) (табл. 2, 3).

Так мотивационный компонент (желание служить в Вооружённых Силах РФ) в конце педагогического эксперимента составил в ЭГ - 87%, а в КГ - 31%.

Таблица 2

Изменение показателей физической подготовленности студентов контрольной и _________________экспериментальной групп за опытный период___________________

Средние результаты

Наименование упражнений Группы до эксперимента х 1 ± ті после эксперимента х 2 ± т2

Бег на 3 км (мин, с) ЭГ 12,46 ± 0,26 12,20 ± 0,14

КГ 12,40 ± 0,18 12,32 ± 0,28

Подтягивание на перекладине (кол-во ЭГ 10,3 ± 1,2 13,9 ± 0,8

раз) КГ 10,2 ± 1,3 12,1 ± 0,9

Бег на 100 м (с) ЭГ 14,8 ± 0,3 14,1 ± 0,2

Таблица 3

Изменение показателей развития социально значимых качеств, необходимых для воинской службы у студентов контрольной и экспериментальной групп за опыт-

ный период (данные представлены в 9-балльной шкале)

Наименование качеств Группы Средние значения показателей (балл)

до эксперимента х1 ± т1 После эксперимента х 2 ± т2

Способность межличностной коммуникации ЭГ 7,3 ± 0,3 7,9 ± 0,3

КГ 7,4 ± 0,6 7,3 ± 0,5

Социальная активность ЭГ 6,7 ± 0,4 7,6 ± 0,2

КГ 6,6 ± 0,5 7,0± 0,4

Уверенность в своих силах ЭГ 7,1 ± 0,7 8,2 ± 0,3

КГ 7,2 ± 0,3 7,6 ± 0,7

Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,5 ± 0,4 7,9 ± 0,4

КГ 6,6 ± 0,5 7,0 ± 0,5

Выдержка и самообладание ЭГ 6,7 ± 0,7 7,8 ± 0,2

КГ 6,8 ± 0,4 7,2 ± 0,3

Смелость и решительность ЭГ 7,0 ± 0,5 8,0 ± 0,5

КГ 7,1 ± 0,4 7,2 ± 0,4

Дружелюбие ЭГ 8,2 ± 0,7 8,3 ± 0,2

КГ 8,2 ± 0,5 8,2 ± 0,3

Дисциплинированность ЭГ 6,8 ± 0,6 6,9 ± 0,4

Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи при подготовке к воин-

ской службе явились полученные отзывы из войск на студентов, которые отслужили срочную службу. В экспериментальной группе положительных отзывов было получено 87,3%, в то время как в контрольной группе таких отзывов было лишь 37,7%.

Таким образом, разработанная педагогическая технология военнопатриотического воспитания студентов с использованием средств физической культуры и туризма при подготовке к воинской службе показала высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания: Автореф. дис. ... канд.философ.наук. - М., 2001. - 24 с.

2. Беспалова Т.М. Патриотизм в современном российском политическом процессе: Автореф. дис. ... канд.полит.наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ильин Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Тамбов, 2003. - 22 с.

4. Кузнецов А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества: Автореф. дис. ... канд.соц.наук. - М., 2004. - 21 с.

5. Никова М. А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Автореф. дис. ... канд.соц.наук. - М., 2004. - 27 с.

6. Новиков А.В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи Москвы (1992-2004 гг.): Автореф. дис. ... канд.ист.наук. - М., 2005 - 23 с.

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ «УЛИЧНЫХ» ПОДРОСТКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Н.Г. Путятова

Известно, что формирование возрастного интеллекта подростков связано с мик-росоциальным окружением [1,5]. Психологическое исследование детей, лишенных надзора взрослых, доказывает, что они отстают от своих сверстников в развитии, поскольку у них не сформирован навык целенаправленной познавательной деятельности. С.Я. Рубинштейн относит таких детей к педагогически запущенным, и отмечает, что именно из их числа формируются трудные подростки [7]. И. Кон приводит результаты психологического обследования юных правонарушителей, в котором уровень их умственного развития, исследованный стандартными психологическими методиками, оказывается ниже среднего возрастного уровня [5]. У этих же подростков уровень практического интеллекта гораздо выше среднего возрастного уровня. Такие подростки легко справляются с жизненно важными для себя задачами, возникающими в специфической ситуации их жизни, к которой они привязаны интересами и потребностями. Часть таких детей, при неблагоприятных социальных условиях, входят в состав групп безнадзорных и беспризорных детей получившие название «уличные» подростки [2]. Их образ жизни, отличающийся от нормативной социализации, называют асоциальным.

«Уличными подростками» называют неформальные группы детей младшего и старшего подросткового возраста, которые по каким - либо причинам выпадают из нормативного процесса социализации, из-под контроля общества и склонны к девиантным формам поведения [9].

По демографическим признакам «уличные» подростки состоят из беспризорных, безнадзорных детей и «социальных «сирот».

К беспризорным относятся дети, которые потеряли связь с семьей и живут на улице. К безнадзорным относятся дети из полных и неполных семей, которые уходят из дома на некоторое время, периодически самостоятельно возвращаются или доставляются в семью в административном порядке.

«Социальные» сироты, которые находятся на обеспечении государства, отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.