Научная статья на тему 'Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования'

Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE-SEMANTIC ORIENTATION / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПРОЦЕССЫ САМОСТИ / THE PROCESSES OF THE SELF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Михальцова Любовь Филипповна, Воронин Богдан Сергеевич

Актуализируется реализация педагогической технологии по творческому саморазвитию будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования. Предлагаемая педагогическая технология воспроизводится в условиях непрерывного образования. Она позволяет объединить возможности различных технологических решений для повышения уровня творческого саморазвития будущих педагогов. Формирование системы ценностных ориентаций способствует успешному развитию процессов самости при проектировании я-концепции творческого саморазвития как человека, гражданина и патриота. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как человека, гражданина, патриота представляет систему научно обоснованной деятельности по достижению планируемых результатов, включает цель, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения. Функциональными компонентами педагогической технологии, выступающими способами организации модели обучения, обеспечивающими эффективное функционирование образовательного процесса, являются организационно-педагогические условия, этапы, критерии, показатели, уровни творческого саморазвития. Содержательный компонент педагогической технологии представлен дидактической системой, обогащенной творческими заданиями, в образовательных учебных программах для старшеклассников, студентов, а для молодых учителей – программами повышения квалификации и программами дополнительного образования. Инструментальное оснащение педагогической технологии в методическом аспекте обеспечено научно-методическими и организационно-методическими рекомендациями, учебно-методическими комплексами по учебным предметам и дисциплинам обучения. Процессуальный компонент педагогической технологии на каждой ступени образования обозначен диагностико-герменевтической, эмоционально-смысловой, деятельностно-творческой, инновационно-рефлексивной стадиями, в рамках которых осуществляется достижение планируемых результатов. Результатом реализации педагогической технологии является осмысление, присвоение и проверка будущими педагогами системы личностно значимых ценностей (гуманно-нравственных, социальных ценностей, ориентации на творчество, ценностей сотрудничества) патриотично ориентированной личности, повышение уровня творческого саморазвития, проявление самости в разных видах деятельности в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Михальцова Любовь Филипповна, Воронин Богдан Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FUTURE TEACHERS' CREATIVE SELF-DEVELOPMENT ON THE VALUES FORMATION BASIS AS A CURRENT PROBLEM OF RUSSIAN EDUCATION

The article actualizes the realization of the pedagogical technology for creative self-development of future teachers on the basis of the values formation as a current problem of Russian education. The proposed pedagogical technology can be reproduced in terms of continuous education. It will give a possibility of combining the capabilities of various technological solutions to enhance the level of creative self-development of future teachers. The formation of valuesemantic orientations contributes to the successful development of self-processes while projecting self-concept of creative self-development. Pedagogical technology for creative self-development of future educators based on formation of values inherent to a person, citizen, patriot, represents a system of scientifically-based activities to achieve the planned results, which includes the goal, the objectives, the content, the methods, as well as the means and the forms of education. The functional components of pedagogical technology, which are applied as methods for organizing the model of education, and which ensure effective functioning of the educational process, are organizational and pedagogical conditions, stages, criteria, indicators, as well as levels of creative self-development. The content component of pedagogical technology is represented by the didactic system enriched with creative tasks in educational curricula for high-school students, college-level students, and for young teachers – by advanced training programs, as well as by programs of additional education. Instrumental equipment of pedagogical technology on methodological side is provided by the scientific and the methodological, the organizational and the methodological recommendations, as well as by the educational and the methodological complexes on the subjects and the disciplines of training. The procedural component of educational technology on each level of education is indicated by the diagnostic-hermeneutical, the emotional-meaningful, the activity-based and creative, as well as by the innovativereflective stages, in the frameworks of which the expected results are achieved. The result of implementation of pedagogical technology is comprehension, appropriation, and verification by future educators of the system of personally significant values (humanistic and moral, as well as social values, orientation towards creativity, values of cooperation), patriotically-oriented personality, increased level of creative self-development, manifestation of selfworth in various types of activities in conditions of continuous education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования»

УДК 159.9:37.015.3; 378.147:372 00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-175-182

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Н. Куровский1, Л. Ф. Михальцова1, Б. С. Воронин1

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 Кемеровский государственный университет, Кемерово

Актуализируется реализация педагогической технологии по творческому саморазвитию будущих педагогов на основе формирования ценностей как современная проблема российского образования. Предлагаемая педагогическая технология воспроизводится в условиях непрерывного образования. Она позволяет объединить возможности различных технологических решений для повышения уровня творческого саморазвития будущих педагогов. Формирование системы ценностных ориентаций способствует успешному развитию процессов самости при проектировании я-концепции творческого саморазвития как человека, гражданина и патриота. Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как человека, гражданина, патриота представляет систему научно обоснованной деятельности по достижению планируемых результатов, включает цель, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения. Функциональными компонентами педагогической технологии, выступающими способами организации модели обучения, обеспечивающими эффективное функционирование образовательного процесса, являются организационно-педагогические условия, этапы, критерии, показатели, уровни творческого саморазвития. Содержательный компонент педагогической технологии представлен дидактической системой, обогащенной творческими заданиями, в образовательных учебных программах для старшеклассников, студентов, а для молодых учителей - программами повышения квалификации и программами дополнительного образования. Инструментальное оснащение педагогической технологии в методическом аспекте обеспечено научно-методическими и организационно-методическими рекомендациями, учебно-методическими комплексами по учебным предметам и дисциплинам обучения. Процессуальный компонент педагогической технологии на каждой ступени образования обозначен диагностико-герменевтической, эмоционально-смысловой, деятельностно-твор-ческой, инновационно-рефлексивной стадиями, в рамках которых осуществляется достижение планируемых результатов. Результатом реализации педагогической технологии является осмысление, присвоение и проверка будущими педагогами системы личностно значимых ценностей (гуманно-нравственных, социальных ценностей, ориентации на творчество, ценностей сотрудничества) патриотично ориентированной личности, повышение уровня творческого саморазвития, проявление самости в разных видах деятельности в условиях непрерывного образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, творческое саморазвитие, непрерывное образование, педагогическая технология, процессы самости.

Стремительные мировые социально-экономические изменения актуализировали проблемы российского образования, связанные с аксиологической направленностью развития личности. Востребованной является необходимость обновления целей, задач, содержания и технологий обучения для обеспечения непрерывной системы обучения, ориентированной на творческое саморазвитие обучающихся. Актуализируется потребность в способных личностях, умеющих выявлять и прогнозировать проблемы, проектировать и реализовывать ценностно значимые сценарии собственного непрерывного жизнетворчества в обновленном обществе как человека, гражданина и патриота.

Современный мировой экономический кризис детерминировал реформирование социально-экономической сферы, изменение системы ценностей, качества жизни, образования и личностного саморазвития. Стратегические задачи российского об-

разования обусловливают необходимость реализации обучающимися следующих доминант: инициативности; способности творчески мыслить и находить нестандартные решения; умения связывать выбранную профессию с предстоящей педагогической деятельностью; оценки важности процессов самости в патриотично ориентированной деятельности; выбора профессионального пути и готовности к непрерывному обучению в образовательном пространстве и обществе [1-3].

Опыт становления России конкурентным, поликультурным обществом в глобальном мире XXI в. посредством модернизации и инновационного развития позволяет решать проблемы обновления целей, задач, содержания, методов и форм образовательной деятельности, реализации инновационных педагогических технологий, способствующих творческому саморазвитию при включенности в патриотично ориентированную деятельность [4-6].

Существует необходимость научного осмысления, теоретического и практического обоснования, а также интеграции в образовательный процесс продуктивных способов обучения, воспитания и контроля обучающихся.

Важнейшими задачами стратегического развития в сфере российского образования является формирование у обучающихся компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному интересу к совершенствованию и самообучению, профессиональной мобильности; стремление к новому, креативность и предприимчивость; умение отстоять свою точку зрения, гражданскую и патриотично ориентированную позицию; работать системно, самостоятельно, в конкурентной командной среде [7-9]. Безусловно, значимым трендом российского образования, ресурсом его развития является человеческий фактор, ценности личности, мотивация на участие в инновациях и творческом саморазвитии, готовность проявлять личностный, гражданский и профессиональный потенциал в процессе интеграции науки и педагогических технологий в мировую инновационную систему [10-12].

В российском образовании на государственном уровне актуализируется стратегия инновационного развития обучающихся, расширение образовательного пространства, сотрудничество с разными группами населения, с зарубежными партнерами, мобильность, креативность, гражданская ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность и патриотичность личности для успешной социализации в обществе.

Действительно в современных условиях развития российского общества в последнее десятилетие особенно востребовано воспитание духовно-нравственной, культурной и патриотичной личности, что обусловлено многочисленными государственными концепциями и программами: Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», Федеральной целевой программе «Культура России» (2012-2018 гг.) и др. [13-16]. Содержание этих и других основополагающих документов детерминирует популяризацию идейности, культуры, гражданственности, креативности и патриотизма как важнейших процессов развития личности в мировом сообществе.

В соответствии с этим разработана и реализуется педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей патриотично ориентированной личности. Цель технологии - проектирование процесса формирования ценностей на творческое само-

развитие обучаемых, выступающих субъектами образования со значимыми для них ценностями.

Концептуальная идея заключается в непрерывном образовании, сотворчестве участников эксперимента, статус которых меняется на протяжении лонгэтюдного исследования: старшеклассники, студенты, молодые учителя, которые включены соответственно в учебную, квазипрофессиональную и профессиональную деятельность. Становится востребованным обновление целеполага-ния, обогащение творческими заданиями содержания учебных дисциплин; рефлексия проявления творчества, субъектность. Важным аспектом для участников экспериментальной деятельности является способность определения жизненных перспектив, поиск смысла бытия, выбор ориентаций для саморазвития.

Ориентация личности представляет собой важный компонент жизнетворчества и рассматривается авторами как процесс и результат деятельности при осознанном выборе ценностей, способствует принятию жизненно важных решений.

Ценностная ориентация осуществляется на качественное преобразование внутреннего мира в процессе осмысления, систематизации ценностей для успешного творческого саморазвития патриотично ориентированной личности. В данном исследовании ценностные ориентации - это система значимых идеалов, качеств, аксиологических приоритетов как составляющая часть структуры личности, которые осваиваются и присваиваются в условиях непрерывного образования.

Целями и содержанием образования обеспечивается преемственность обучения, они обогащаются и меняются на каждом последующем этапе непрерывного образования участников экспериментальной деятельности [17, с. 18].

Непрерывное образование является базовым условием в процессе формирования ценностей будущих педагогов, ориентированных на творческое саморазвитие, поэтому оно отличается в сравнении с традиционной институциональной трактовкой. Феномен «непрерывное образование» позволяет участникам экспериментальной деятельности (общее, профессиональное, дополнительное образование) непрерывно переходить от развития к более высокой форме - к саморазвитию, от обучения, которое носит информационный характер, к продуктивной деятельности, от традиционного усвоения и передачи знаний к осмысленным, активным и творческим действиям в патриотично ориентированном воспитании. Эти взаимодействия обусловливают развитие внутренних механизмов самости, что позволяет создавать и представлять образовательный продукт, в появлении которого значимы не только приобретенные знания, но также спосо-

бы совместного творчества, ценности, компетенции человека, гражданина, патриота, сформированные и реализованные в образовательном процессе [2, 5, 17].

Феномен, творческое саморазвитие, представляет в нашем понимании высший уровень профессионализма, активное сотворчество в разных видах образовательной деятельности, динамичный процесс изменения самостей (самопрограммирование, самопознание, самовоспитание, самосовершенствование, самообучение, самоанализ, самокоррекция), которые проектируются в «я-концепции творческого саморазвития» как человека, гражданина, патриота своей страны. В отличие от существующих ранее трактовок творческое саморазвитие подразумевает необходимость интеграции аксиологических факторов и технологических - построение индивидуальных траекторий развития в процессах самости [17, с. 13].

Под я-концепцией творческого саморазвития участников экспериментальной деятельности как человека, гражданина и патриота авторы понимают их представление о себе реальном и идеальном с проектированием на перспективу процессов самости. Реализация этой формы в условиях непрерывного образования способствовала регулированию сотворчества участников образовательной деятельности: они обучались методам и приемам самости, начиная с составления этой собственной программы саморазвития: вели календарь-ежедневник, фиксируя выполнение и анализ запланированных основных дел, планировали задание самому себе, овладевали приемами самонаблюдения, самоопределения, самооценки, самоорганизации, самосовершенствования. В итоге они научались самоконтролю и самоанализу прожитого того или иного временного промежутка (дня, недели, месяца, года), анализировали свои ценности, качества личности, компетенции, а также корректировали ценностные ориентации.

Интенсификация процессов самости при проектировании я-концепции творческого саморазвития основывается на реализации одной из основных целей: за короткий период времени способствовать получению обучающимися глубоких знаний, развитию творческих способностей и достижению эффективных результатов за счет качественных и количественных изменений личности, появления новообразований. В данном исследовании составляющими интенсификации процессов самости являются преемственность обучения: школа - вуз -послевузовское образование; межпредметная интеграция и интеграция учебной, научно-исследовательской, проектной деятельности; реализация инновационных педагогических технологий; обогащение дидактической системы ценностно-смысло-

выми и творческими заданиями; стимулирование к общению и оценке фактов, событий, действий, вызывающих потребность в процессах самости; совместное моделирование педагогических и жизненных ситуаций, поиск творческих решений, использование ролевых и деловых игр; включенность в эвристическую деятельность, свободную интерпретацию и генерирование новых идей. В условиях непрерывного образования с целью интенсификации процессов самости используются разные творческие задания и формы их организации, способствующие развитию субъектности и осмысленному выбору ценностных ориентаций на творческое саморазвитие патриотично ориентированной личности [5, с. 280].

В качестве функциональных компонентов педагогической технологии творческого саморазвития участников эксперимента на основе формирования ценностей определяем организационно-педагогические условия, этапы, критерии и показатели, уровни творческого саморазвития. Эти компоненты выступают способами организации модели обучения, обеспечивая эффективное функционирование для совершенствования образовательного процесса.

Содержательный компонент педагогической технологии включает дидактическую систему обучения для участников эксперимента на каждой последующей ступени образования, содержание которой обогащено творческими заданиями в образовательных учебных программах для старшеклассников, студентов, а для молодых учителей - программами повышения квалификации и программами дополнительного образования.

Инструментальная оснащенность педагогической технологии в методическом аспекте обеспечивается научно-методическими и организационно-методическими рекомендациями, учебно-методическими комплексами по учебным предметам и разным дисциплинам педагогики и истории (учебные программы, учебно-методические рекомендации, методические указания, фонд оценочных средств).

Процессуальный компонент педагогической технологии на каждой ступени образования включает диагностико-герменевтическую, эмоционально-смысловую, деятельностно-творческую, инновационно-рефлексивную стадии. Обозначенные стадии и их содержательное наполнение представляют целостный педагогический процесс, который включает изучение исходного состояния и постановку цели педагогической деятельности; организацию подготовки будущих педагогов к творческому саморазвитию как человека, гражданина, патриота; выбор инновационных форм, методов обучения для творческого саморазвития на основе

выявления системы ценностей; овладение опытом творческого саморазвития в процессах самости, рефлексию деятельности и способы контроля результатов патриотично ориентированных обучающихся.

Результатом деятельности является осмысление, присвоение и проверка будущими педагогами системы личностно значимых ценностей (гуманно-нравственных, социальных ценностей, ориентации на творчество, ценностей сотрудничества) патриотично ориентированной личности для повышения уровня творческого саморазвития, проявления самости в разных видах деятельности в условиях непрерывного образования [17, с. 29].

Педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей включает интенсификацию процессов самости при проектировании я-концепцияи творческого саморазвития в усвоении знаний, формировании способностей прогнозировать педагогические ситуации; принятие самостоятельных творческих решений, расширение границ общения по решению эвристических задач как человека, гражданина и патриота, участию в реализации инновационных образовательных и социально значимых проектов.

Значимыми для данного исследования являются и реализованные инновационные педагогические технологии: компьютерные, информационные, позволяющие в индивидуально-групповой форме обрабатывать полученную информацию, использовать ее не только для учебной, но и учебно-научно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии, стимулирующие обучающихся к общению и оценке действий, формирующие потребность в самопознании, расширяющие опыт успешной творческой деятельности в разных видах сотворчества; интерактивные технологии, позволяющие создавать условия для переживания ситуации успеха и взаимообогащения мотивацион-ной, интеллектуальной, эмоциональной и деятель-ностной сфер при становлении субъектной позиции человека, гражданина и патриота, совместном моделировании педагогических и жизненных ситуаций, поиска творческих решений, использовании ролевых и деловых игр, обучение гуманному отношению в коллективе в процессе самопознания [2, 5, 17].

Важнейшей составляющей стратегии поведения будущих педагогов также является формирование навыков ориентации, самовоспитания, самообучения, самопозиционирования, самоанализа и организации будущей творческой деятельности через такие организационные формы, как проектные работы, дискуссии, теле-, видео-, аудиоконферен-ции, электронная почта, Интернет, которые ис-

пользуются для обратной связи, предусматривают проектирование сценариев творческого саморазвития как человека, гражданина и патриота, создание комфортных условий для реализации процессов самости.

Реализованная педагогическая технология формирования ценностей в процессе творческого саморазвития обусловлена возможностью включения разных видов обучения (проблемное, проектное, эвристическое), методов (проектирование, ролевая игра, генерирование новых идей, проблемная познавательная игра, исторический экскурс, дискуссия, создание и решение проблемных ситуаций и др.); средств (аудио- и видеоаппаратура, Интернет и др.); форм обучения (проблемные уроки, патриотические уроки, уроки памяти, видеоуроки, ролевые уроки, бинарные лекции, лекции-погружения, семинары-дискуссии, тренинги, телемосты); форм творческого и патриотического взаимодействия субъектов образования (литературные гостиные, вечера памяти, встречи «История в лицах», открытые уроки, лекции, семинары, воспитательные мероприятия и др.).

Будущие педагоги получают возможность совершенствовать творческие способности при подготовке мнемосхем, защите рефератов, социально значимых и творческих проектов обучающихся научного общества; курсовых и выпускных квалификационных работ, а также научных статей, докладов студентов. Разносторонняя и заинтересованная деятельность способствует осмыслению и принятию новых понятий, формированию потребности в познании себя, окружающих, малой и большой Родины, желанию включаться в эвристическую и патриотично ориентированную деятельность, свободно интерпретировать и генерировать новые идеи, ценности и компетенции в условиях непрерывного образования.

Развитию рефлексии, осмысленному проектированию, умению самопрезентации творческой деятельности, способности направить деятельность в позитивное направление, формированию оригинальности и креативности в решении образовательных проблем способствует реализация электронных портфолио и творческих проектов, разработка которых осуществляется в условиях непрерывного образования. Содержательное наполнение структуры и разделов творческого проекта способствует формированию мировоззрения, ценностных ориентаций, патриотично ориентированной позиции, разностороннему проявлению процессов самости. Развитие мотивации творческого саморазвития и интереса презентации умений, способностей осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой оценкой деятельности участников эксперимента.

Саморазвитию будущих педагогов как человека, гражданина, патриота в разных видах творческой деятельности способствуют диалоговые методы, формы индивидуальной, парной и групповой деятельности, разные информационные, аудио- и видеосредства, влияющие на интенсификацию процессов самости в патриотично ориентированной работе с разными группами населения.

Осмысливая важность субъект-субъектных отношений, будущие педагоги учатся считывать, понимать эмоциональную информацию обучающихся, реагировать на нее, устанавливать обратную связь, развивать открытость по отношению к себе и окружающим, принимать адекватную оценку и суждения происходящего в образовательном процессе, что позволяет формировать оценочно-содержательный компонент - самооценку [2, 5, 17].

Включенность будущих педагогов в разные виды деятельности в соответствии модели активной и креативной занятости позволяет им в условиях непрерывного образования продвигаться от учебной деятельности к профессиональной.

Разработанные критерии (мотивационно-цен-ностный, когнитивно-смысловой, деятельностно-творческий, рефлексивно-оценочный) и показатели позволяют оценить сформированность ценностей участников эксперимента для творческого саморазвития. В соответствии с критериями и показателями выявляется динамика уровней сфор-мированности патриотично ориентированных ценностей на творческое саморазвитие по трем уровням: высокий (творческий), средний (репро-дуктивно-поисковый) и низкий (адаптивно-репродуктивный), а результаты мониторинга обеспечивают обратную связь для своевременной их коррекции.

Авторы получили возможность сравнить ценности для успешного творческого саморазвития молодежи как человека, гражданина, патриота.

Педагогическая технология экспериментально проверена, доказана ее эффективность для образовательной практики российских и зарубежных ученых, молодых учителей, студентов, старшеклассников.

Особенность реализуемой педагогической технологии как диагностично поставленной цели по достижению планируемых результатов заключается в моделировании творческой деятельности, решении педагогических задач, формировании ценностных ориентаций, субъектности при участии в разных видах образовательной деятельности, про-

тия как человека, гражданина, патриота в условиях непрерывного образования.

Таким образом, педагогическая технология творческого саморазвития будущих педагогов на основе формирования ценностей как человека, гражданина, патриота - это система научно обоснованной деятельности, которая включает цель, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения для повышения уровня творческого саморазвития при целенаправленном формировании системы ценностей, проявлении субъектной позиции в разных видах патриотично ориентированной образовательной деятельности. Осуществлен анализ и ранжирование ценностей будущих педагогов, выявленных в процессе творческого саморазвития, понимание и присвоение ими значимых норм и эталонов при участии в разных направлениях и формах образовательной деятельности.

Реализация педагогической технологии в условиях непрерывного образования школьников, студентов, будущих педагогов способствует успешному формированию патриотично ориентированных ценностей в процессе творческого саморазвития; организации целенаправленного и систематического изучения личности на протяжении длительного времени (ценностей, личностных качеств и компетенций); педагогической подготовке в овладении опытом творческого саморазвития, выбору форм и средств деятельности; рефлексии деятельности; использованию способов контроля полученных результатов в расширенном образовательном пространстве.

В результате происходит осмысление ценностей, их дифференциация, присвоение и верификация при участии будущих педагогов в разных видах патриотично ориентированного взаимодействия и сотворчества. Предлагаемая педагогическая технология объединяет возможности различных технологических решений, позволяет оптимизировать образовательный процесс, способствует интенсификации процессов самости будущих педагогов. От направленности системы ценностей будущих педагогов, духовно-нравственного воспитания, патриотизма, креативности, интереса и желания изучать великую историю своей страны зависит уровень творческого саморазвития участников экспериментальной деятельности, что способствует успешному самоопределению и самореализации, решению национальной идеи воспитания патриотично ориентированной, конкурентоспособной и творческой личности в современном российском обществе.

ектировании я-концепции творческого саморазви-

Список литературы

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A Systems Approachin in Education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 58, Iss. 9 P. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

3. Воронин Б. С. Теоретические аспекты воспитания молодежи как тренд современного российского профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2017. С. 11-16.

4. Andreev V., Kurovskiy V., Mikhaltsova L. The Globalization Challenges to Quality of Life, Quality of Education and a Person's Self-Development in the XXI Century // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы IV Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Томск, 2014. С. 11-22.

5. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Гуманизация и глобализация образования как средство активного сближения современной российской и зарубежной молодежи // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 279-282.

6. Куровский В. Н., Воронин Б. С. Современная парадигма поликультурного обучения студентов в условиях российского профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2017. С. 94-98.

7. Mikhaltsova L.F., Danichkina N. A., Milinis O. A., Loshchilova M. A. Innovative strategy of educational space for creative self-development and competitiveness of future specialists // Italian Science Review. 2014. № 10 (2). P. 46-49.

8. Воронин Б. С., Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Инновационная стратегия российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности как современный тренд профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 87-94. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-87-94.

9. Селиванова Н. Л. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Издательский сервис, 2004. 480 с.

10. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя. СПб.: РГПУ, 2005. 290 с.

11. Воронин Б. С. Формирование ценностных ориентаций студентов в условиях вуза как важнейший фактор консолидации // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы ХХ! Междунар. конф. Томск: ТГПУ, 2017. С. 108-112.

12. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Академия, 2008. 144 с.

13. Образование в поликультурном обществе В. В. Путин. URL: http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения: 19.02. 2018).

14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. URL: http://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1890 (дата обращения: 15.02.2018).

15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. URL: http://government.ru/ docs/all/105292/ (дата обращения: 15.02.2018).

16. Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.). URL: http://archives.ru/programs/fcp.shtml/ (дата обращения: 17.02.2018).

17. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 47 с.

Куровский Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Михальцова Любовь Филипповна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: mihal_lf@mail.ru

Воронин Богдан Сергеевич, студент, Кемеровский государственный университет (ул. Красная, 6, Кемерово, Россия, 650043). E-mail: bogdan.voronin.1995@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.03.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-175-182

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FUTURE TEACHERS' CREATIVE SELF-DEVELOPMENT ON THE VALUES FORMATION BASIS AS A CURRENT PROBLEM OF RUSSIAN EDUCATION

V N. Kurovskiy1, L. F. Mikhal'tsova1, B. S. Voronin2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 Kemerovo State Pedagogical University, Kemerovo, Russian Federation

The article actualizes the realization of the pedagogical technology for creative self-development of future teachers on the basis of the values formation as a current problem of Russian education. The proposed pedagogical technology can be reproduced in terms of continuous education. It will give a possibility of combining the capabilities of various technological solutions to enhance the level of creative self-development of future teachers. The formation of value-semantic orientations contributes to the successful development of self-processes while projecting self-concept of

creative self-development. Pedagogical technology for creative self-development of future educators based on formation of values inherent to a person, citizen, patriot, represents a system of scientifically-based activities to achieve the planned results, which includes the goal, the objectives, the content, the methods, as well as the means and the forms of education. The functional components of pedagogical technology, which are applied as methods for organizing the model of education, and which ensure effective functioning of the educational process, are organizational and pedagogical conditions, stages, criteria, indicators, as well as levels of creative self-development. The content component of pedagogical technology is represented by the didactic system enriched with creative tasks in educational curricula for high-school students, college-level students, and for young teachers - by advanced training programs, as well as by programs of additional education. Instrumental equipment of pedagogical technology on methodological side is provided by the scientific and the methodological, the organizational and the methodological recommendations, as well as by the educational and the methodological complexes on the subjects and the disciplines of training. The procedural component of educational technology on each level of education is indicated by the diagnostic-hermeneutical, the emotional-meaningful, the activity-based and creative, as well as by the innovative-reflective stages, in the frameworks of which the expected results are achieved. The result of implementation of pedagogical technology is comprehension, appropriation, and verification by future educators of the system of personally significant values (humanistic and moral, as well as social values, orientation towards creativity, values of cooperation), patriotically-oriented personality, increased level of creative self-development, manifestation of self-worth in various types of activities in conditions of continuous education.

Key words: value-semantic orientation, creative self-development, continuous education, pedagogical technology, the processes of the self.

References

1. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogics: training course for creative self-development]. Kazan', Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2003. 608 p. (in Russian).

2. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voytekhovskaya M. P. A Systems Approach in Education. Russian Physics Journal, 2016, vol. 58, iss. 9, pp. 1365-1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.

3. Voronin B. S. Teoreticheskiye aspekty vospitaniya molodezhi kak trend sovremennogo rossiyskogo professional'nogo obrazovaniya [Theoretical aspects of youth education as a trend of modern Russian professional education]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy VII Mezhdunarodnoynauch.-praktich. konf. [Professional education: problems and progress: materials of the VII international scientific and practical conference]. Tomsk, 2017. Pp. 11-16 (in Russian).

4. Andreev V., Kurovskiy V., Mikhaltsova L. The Globalization Challenges to Jauality of Life, Jauality of Education and a Person's Self-Development in the XXl Century]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy IV Vserossiyskoy s mezhdunarodnim uchastiyem nauch.-praktich. konf. [Professional education: problems and progress: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with International participation]. Tomsk, 2014. Pp. 11-22.

5. Kurovskiy V. N., Mikhal'tsova L. F. Gumanizatsiya i globalizatsiya obrazovaniya kak sredstvo aktivnogo sblizheniya sovremennoy rossiyskoy i zarubezhnoy molodezhi [Humanization and globalization of educationas a means of active rapprochement of modern Russian and foreign youth]. Professionalizm pedagoga: kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professionalism of the teacher: competence approach in education: materials of International scientific and practical conference]. Moscow, 2015. Pp. 279-282 (in Russian).

6. Kurovskiy V. N., Voronin B. S. Sovremennaya paradigms polikul'turnogo obucheniya studentov v usloviyakh rossiyskogo professional'nogo obrazovaniya [Modern paradigm of multicultural education of students in the conditions of Russian professional education]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional education: problems and progress: materials of the VII International scientific-practical conference].Tomsk, 2017. Pp. 94-98 (in Russian).

7. Mikhal'tsova L.F., Danichkina N. A., Milinis O. A., Loshchilova M. A. Innovative strategy of educational space for creative self-development and competitiveness of future specialists. Italian Science Revieshh, 2014, no. 10 (2). pp. 46-49.

8. Kurovskiy V. N., Mikhal'tsova L. F., Voronin B. S. Innovatsionnaya strategiya rossiyskikh i zarubezhnykh uchastnikov eksperimental'noy deyatel'nosti po tvorcheskomu samorazvitiyu lichnosti kak sovremennyy trend professional'nogo obrazovaniya [Innovation strategy of Russian and foreign participants of the pilotactivities for creative self-developmentas a modern trend of professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 5 (182), pp. 87-94. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-87-94 (in Russian).

9. Selivanova N. L. Strategiya vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii: podkhody i problemy [Strategy of education in the educational system of Russia: approaches and problems]. Moscow, Izdatel'skiy servis Publ., 2004. 480 p. (in Russian).

10. Akulova O. V. Sovremennaya shkola: opyt modernizatsii: kniga dlya uchitelya [Modern school: experience of modernization: a book for teachers]. Saint Petersburg, RSPU Publ., 2005. 290 p. (in Russian).

11. Voronin B. S. Formirovaniye tsennostnykh oriyentatsiy studentov v usloviyakh vuza kak vazhneyshiy faktor konsolidatsii [Formation of value orientations of students in the University as the most important factor of consolidation]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional education: problems and achievements: materials of the XXI international conference]. Tomsk, TSPU Publ., 2017. Pp. 108-112 (in Russian).

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

12. Nikandrov N. D. Rossiya: tsennost' obshchestva na rubezhe XXl veka [Russia: values of society at the turn of the XXI century]. Moscow, Aka-demiya Publ., 2008. 144 p. (in Russian).

13. Obrazovaniye vpolikul'turnom obshchestve V. V. Putin [Education in a multicultural society Vladimir Putin] (in Russian). URL: http://diplomforum. ru/f87/t27441.html (accessed 19 February 2018).

14. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina RF [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of the Russian Federation] (in Russian). URL: http://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1890 (accessed 15 February 2018).

15. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gg" [The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"] (in Russian). URL: http://government.ru/docs/all/105292 / (accessed 15 February 2018).

16. Federal'naya tselevayaprogramma "Kul'turaRossi"(2012-2018 gg.) [The Federal target program "Culture of Russia" (2012-2018)] (in Russian). URL: http://archives.ru/programs/fcp.shtml/ (accessed 17 February 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Mihal'tsova L. F. Formirovaniye tsennostno-smyslovykh oriyentatsiy budushchikh pedagogov na tvorcheskoye samorazvitiye v usloviyakh nepre-ryvnogo obrazovaniya. Avtoref. dokt. ped. nauk [Formation of value and semantic orientations of future teachers on creative self-development in continuous education. Abstract of thesis of doc. of ped. sci.]. Kazan', 2012. 47 p. (in Russian).

Kurovskiy V. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Mikhal'tsova L. F., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail:mihal_lf@mail.ru

Voronin B. S., Kemerovo State University (ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Russian Federation, 650043).

E-mail: voronin.bogdan.1995@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.