Научная статья на тему 'Педагогическая технология синтеза знаний'

Педагогическая технология синтеза знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ / ТЕОРИЯ ГРАФОВ / АТРИБУТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SYNTHESIS OF KNOWLEDGE / GRAPH THEORY / ATTRIBUTES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / KNOWLEDGE INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечкин Геннадий Иванович

Синтез это цель, средство и конечный результат интеграции знаний. Технология синтеза знаний обладает всеми необходимыми признаками педагогической технологии (концептуальность, системность, диагностическое целеобразование и результативность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, корректируемость учебного процесса). Теория графов позволяет смоделировать направления проектирования педагогических технологий синтеза знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of synthesis of knowledges

Synthesis is a goal, means and end result of knowledge integration. Knowledge synthesis technology has all the necessary features of pedagogical technology: a conceptual, system, diagnostic goal formation and effectiveness, remote control, effectiveness, reproducibility, correction of educational process. Graph theory allows to model directions of designing pedagogical technologies of synthesis of knowledge.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология синтеза знаний»

УДК 378.147:51

г. и. сечкин

Омский государственный технический университет

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ

Синтез — это цель, средство и конечный результат интеграции знаний. Технология синтеза знаний обладает всеми необходимыми признаками педагогической технологии (концептуальность, системность, диагностическое целеобразование и результативность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, корректируемость учебного процесса). Теория графов позволяет смоделировать направления проектирования педагогических технологий синтеза знаний.

Ключевые слова: педагогическая технология синтеза знаний, теория графов, атрибуты педагогической технологии, интеграция знаний.

Ведущие идеи основных направлений модернизации образования: фундаментализация, интеграция, информатизация, гармонизация, гуманизация, гуманитаризация. В данной статье мы рассмотрим технологию синтеза знаний как развитие интеграционного подхода в педагогике.

Среди приёмов учебной деятельности (наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос) синтез занимает одно из ведущих положений, так как синтез обязательно присутствует в наблюдении, необходим при обобщении и при классификации. Однако мы желаем подойти к теме синтеза знаний несколько шире: от синтеза как приёма учебной деятельности к синтезу как общепедагогической (общедидактической) технологии.

Исследуя проблему развития мышления, мы пришли к необходимости введения нового уровня развития мышления в дополнение к уровням, указанными в работе Р. Атаханова, — уровня синтеза знаний развития математического мышления [ 1 — 3]. Математика в данном случае может быть заменена любым другим теоретическим знанием, то есть целесообразно вести речь об уровне синтеза знаний в любой области науки, в том числе и в педагогике.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и организации всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Технологический подход в обучении на современном этапе также направлен на развитие мышления (восприятия, понимания, запоминания, применения, обобщения, систематизации, интеграции и синтеза) [4—12].

Наиболее известными в отечественной педагогике можно назвать следующие педагогические технологии:

— технология дифференциального обучения (В. А. Гусев, Ю. М. Колягин, В. В. Фирсов);

— технология развивающего обучения (А. А. Ба-лаев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов);

— технологии на основе деятельностного подхода (В. М. Монахов, О. Б. Епишева и др.);

— технологии на основе личностной ориентации (Г. К. Селевко, В. Д. Шадриков, В. Д. Шаталов, И. В. Роберт).

Синтез — это цель, средство и конечный результат интеграции фундаментальных научно-технических и гуманитарных знаний на базе новых информационно-коммуникационных технологий и педагогических инноваций.

Технология синтеза знаний есть логическое завершение технологии интеграции знаний: изолированные знания — интегрированные знания — синтез знаний.

Синтетическая технология обладает всеми необходимыми признаками (атрибутами) педагогической технологии:

— концептуальность (научной базой синтеза знаний служат теории интеграции знаний (Беруло-ва М. Н., 1998; Данилюк А. Я., 2000) и синтеза знаний (Фёдоров В. М., 1979; Сечкин Г. И., 2005, 2011);

— системность (логика процесса обучения определяется вектором развития от интеграции к синтезу знаний, взаимосвязь частей изучаемых курсов — единой теорией межпредметных и внутрипред-метных связей (Сечкина И. В., Сечкин Г. И., 2010), целостность педагогической технологии отражает логику всеединства (Моисеев В. И., 2002) и концепцию единой математики (Сечкина И. В., Сечкин Г. И., 2011);

— диагностическое целеобразование и результативность технологии синтеза зависят от многих обстоятельств: от уровня подготовки контингента, требований ГОСТов, финансирования образования;

— управляемость технологии синтеза, её эффективность и воспроизводимость, а также корректиру-емость учебного процесса при использовании синтетического подхода значительно облегчаются при эффективном использовании новейших информационно-коммуникационных технологий (Евгенев Г. Б., 2009; Соловов А. В., 2006; Сечкин Г. И., 2011).

Синтез знаний — это цель интеграции знаний, стратегическая линия развития и модернизации процесса обучения. Модели реализации стратегии синтеза знаний довольно разнообразны. Воспользуемся возможностями теории графов, чтобы наглядно представить себе варианты стратегии синтеза [13].

Синтез знаний содержит три этапа:

I этап: создание изолированных теорий;

Q_

_Q

а) п=3 б) п=2

Рис. 1. Примеры графов, иллюстрирующих три этапа синтеза знаний

в) n=1

fr

II этап: создание интегрированных теорий;

III этап: создание синтетических теорий.

Условно этим этапам соответствуют три вида

графов:

1) I этап можно представить как тривиальный граф, то есть граф, состоящий из одной вершины, обозначающей одну-единственную изолированную теорию, или же как граф, состоящий из нескольких изолированных вершин, когда рёбра вовсе отсутствуют;

2) II этап можно представить в виде n-связного графа, где n — число компонентов связного графа, причём n>1, то есть граф несвязный;

3) III этап представляется связным графом, значит, n=1, то есть стратегия синтеза, с точки зрения теории графов, состоит в переходе от несвязного графа к связному графу (рис. 1).

Три вершины графа — это, к примеру, три учебных предмета: математика, физика, информатика, синтез которых осуществил А. Л. Косоруков [14].

На языке теории графов стратегия синтеза знаний становится предельно ясной и простой в методическом плане:

— либо установить связи между компонентами связности, не добавляя новых вершин графа, а добавляя только новые рёбра;

— либо добавить новую вершину, которую остаётся связать со всеми компонентами связности, добавляя новые рёбра.

Модель синтеза без добавления новых вершин (новых теорий) и модель синтеза с добавлением новых вершин (новых теорий) приводят к одному результату (связному графу), но, с точки зрения педагогики, вторая модель стратегии синтеза более трудоёмка, ведь создание новой теории, объединяющей все ранее полученные результаты, — это выдающийся вклад в науку. Примером претворения в жизнь второй модели является работа Д. Гильберта «Основания геометрии», в которой разработана полная система аксиом евклидовой геометрии; работа Н. Бурбаки «Элементы математики» — пример воплощения первой модели стратегии синтеза.

Но простота указанных моделей обманчива. Дело в том, что связность графа отражает лишь наличие связей между отдельными теориями, чего недостаточно для достижения истинного, действительного эффективного синтеза знаний. Даже полный граф, у которого каждая вершина соединена рёбрами со всеми остальными вершинами, нельзя назвать графом, соответствующим ситуации синтеза. Иными словами, кроме связности графа, требуется его оптимальность в том или ином смысле. Тогда оптимальность будет выражать факт действительного перехода от интеграции к синтезу. Следовательно, стратегия синтеза знаний предусматривает два шага:

первый шаг: связь теорий в одно целое знание;

второй шаг: оптимизация знаний.

Оптимизацию знаний (второй шаг стратегии синтеза) продемонстрируем на примере исследования М. А. Ищенко, который разработал модели, методы, алгоритмы и программы синтеза модульных автоматизированных информационных систем (АИС), оптимальных по заданным критериям:

— максимум информационной производительности;

— минимум общего времени обмена между оперативной и внешней памятью;

— минимум общего числа обращений к внешней памяти ЭВМ;

— оптимальный состав программных модулей при заданном информационном обеспечении АИС;

— оптимальный состав информационных массивов при заданном программном обеспечении АИС;

— оптимальная функциональная модульная блок-схема обработки дана в [15].

Перечисленные критерии имеют прямое отношение к синтезу знаний в учебном процессе школы и вуза, когда эффективно работают новые информационно-коммуникативные технологии.

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Синтез знаний обладает всеми атрибутами педагогической технологии.

2. Синтез — цель, средство и конечный результат интеграции знаний.

3. Модели стратегии синтеза должны учитывать не только взаимные связи между отдельными теориями, но и быть оптимальными по критериям, важным с точки зрения уровня и качества процесса обучения или научной разработки.

Библиографический список

1. Атаханов, Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. Атаханов // Под науч. ред. В. В. Давыдова. - М. : Рига, 2000. - 208 с.

2. Сечкин, Г. И. Синтез математических дисциплин как научно-методическая проблема : монография / Г. И. Сечкин. — Омск : ОмГПУ, 2005. — 75 с.

3. Сечкин, Г. И. Совершенствование профессионального математического образования на базе синтеза математики и компьютерных наук : монография / Г. И. Сечкин. — Омск : ОмГТУ, 2011. — 96 с.

4. Зак, А. З. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. — М. : Знание, 1982. — 96 с.

5. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.

6. Уемов, А. И. Системный подход и общая теория систем /

A. И. Уемов. — М. : Мысль, 1978. — 124 с.

7. Формирование приёмов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной. — М. : МГУ им. М. В. Ломоносова ; ТОО «Вентана-Граф», 1995. — 232 с.

8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /

B. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. — 192 с.

9. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов /

B. В. Давыдов. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.

10. Канторович, Л. В. Системные идеи в математике / Л. В. Кантарович, В. Е. Плиско // Философско-методологиче-ские основания системных исследований. — М. : Наука, 1983. —

C. 56-82.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Советов, Б. Я. Информационные технологии / Б. Я. Советов. — М. : Высшая школа, 2004. — 324 с.

13. Новиков, Ф. А. Дискретная математика для программистов : учебник для вузов. — 3-е изд. / Ф. А.Новиков. — СПб. : Питер, 2008. — 384 с.

14. Косоруков, А. Л. Логическое моделирование динамических систем / А. Л. Косоруков, Е. Р. Пантелеев // Известия

вузов. Энергетика. — 1991. — Февраль. — Минск : Белорусский политехи. ин-т, 1991. — С. 67

15. Ищенко, М. А. Постановка и решение задачи синтеза структуры оптимальных модульных автоматизированных информационных систем по критерию максимума информационной производительности / М. А. Ищенко // Приборы и системы. Управление. Контроль. Диагностика. — 2009. — №5.— С. 23 — 26.

СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика».

Адрес для переписки: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2014 г. © Г. И. Сечкин

УДК 378 14:004 42 а. н. силаенков

ю. а. бахмутский

Омский государственный технический университет Группа компаний «Сатори Консалтинг»,

г. Омск

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ СКВОЗНОЙ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8

Рассматривается повышение качества подготовки ИТ-специалистов в области информационных технологий «1С» в ОмГТУ путем реализации модели сквозной подготовки в сотрудничестве с группой компаний, специализирующихся на внедрении программных продуктов «1С» в омском регионе.

Ключевые слова: ИТ-специалист, интегрированная образовательная среда, подготовка специалистов, повышение качества, сквозная подготовка, программы «1С», сотрудничество с ИТ-компанией.

В омском регионе с каждым годом возрастает по- тентностно-ориентированного подхода [1]. С дру-

требность в квалифицированных 1Т-специалистах, гой стороны, есть требования профессиональных

умеющих грамотно применять информационные стандартов к подготовке 1Т-специалистов, которые

технологии для решения экономических задач. содержат детальную расшифровку всех востребо-

Следует отметить, что подготовка таких специали- ванных групп профессиональных компетенций,

стов — большая проблема для высшей школы. Во- а также большинства универсальных компетен-

первых, не совсем ясно, что считать критериями ций, необходимых будущему 1Т-специалисту [2].

качественной подготовки 1Т-специалиста в данной Эти требования не совпадают. Во-вторых, высшая

области. С одной стороны, подобным критерием школа не успевает за развитием современного рын-

являются новые ФГОС ВПО. В соответствии с их ка информационных технологий. В-третьих, кафе-

требованиями необходимо разрабатывать содер- дры, занимающиеся подготовкой 1Т-специалистов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жание обучения 1Т-специалистов на основе компе- не имеют связей с коммерческими компаниями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.