Научная статья на тему 'Педагогическая технология по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России'

Педагогическая технология по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛУШАТЕЛЬ / КУРСАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / COMPETENCE / CONFLICT / VOCATIONAL TRAINING / APPLIED DIRECTIVITY / INTERPERSONAL CONFLICT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / A STUDENT / A CADET / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Кадурин Владимир Викторович, Анохина Инна Анатольевна

Причины возникновения межличностных конфликтов указывают на недостаточную сформированность у участников образовательного процесса компетентности в решении конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, можно объяснить несовершенной организацией профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Кадурин Владимир Викторович, Анохина Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CONFLICT SITUATIONS SETTLEMENT COMPETENCE FORMATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

The reasons of interpersonal conflicts indicate on the lack of educational process participants’ competence in conflict situations settlement that can be explained by imperfection of vocational training of cadets and students at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России»

Ю.В. Горшков

В.В. Кадурин,

кандидат педагогических наук, доцент,

Управление физической культуры и спорта Воронежской области

И.А. Анохина,

кандидат педагогических наук, доцент, Воронежскийй филиал МГЭИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CONFLICT SITUATIONS SETTLEMENT COMPETENCE FORMATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Причины возникновения межличностных конфликтов указывают на недостаточную сформиро-ванностьу участников образовательного процесса компетентности в решении конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, можно объяснить несовершенной организацией профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России.

The reasons of interpersonal conflicts indicate on the lack of educational process participants ’ competence in conflict situations settlement that can be explained by imperfection of vocational training of cadets and students at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Конфликты как научная проблема уже давно привлекают внимание отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, социологии, политологии и правоведения. Особое внимание авторы уделяют процессуальным сторонам конфликтов, их классификации и типо -логизации возникновения и значительно меньше акцентируются на решении конфликтов и их профилактике.

Проблема решения межличностных конфликтов в научных исследованиях ставится и как педагогическая проблема. Потому что генерали -зация межличностных конфликтов во многом зависит от уровня воспитанности и компетентно -сти оппонентов, профессионализма руководите -лей, начальников, командиров подразделений.

Однако исследования педагогических проблем теории межличностных конфликтов и их профилактики остаются прерогативой довольно небольшого круга ученых. Это относится и к процессу общей подготовки курсантов и слуша -телей государственных образовательных учреждений МВД России, поскольку научная компетентность в решении конфликтных ситуаций

необходима всем специалистам, которые по роду своей деятельности включены в процесс межличностных коммуникаций. Данное обстоятель -ство подтверждает объективную потребность формирования в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России научной компетентности в решении конфликтов как у профессорско-преподавательского состава, непосредственно занимающегося вопросами обучения и воспитания курсантов и слуша -телей, так и у будущих офицеров правоохранительных органов. Это необходимо в первую очередь для ослабления боязни конфликтов, которая была и остается очень устойчивой.

Опираясь на мнение ученых А.Я. Анцупова [6], Д.В. Гореловой [10], М.П. Крапивина [13], Э .А. Орловой [19], А.С. Козлова [12], В .М. Крук [14], А.В. Липницкого [17], А.С. Чернышова [20] и на результаты собственных исследований, можно сделать вывод, что межличностные конфликты у участников образовательного процесса в учебных заведениях МВД России являются одним из видов социальных конфликтов. К основным причинам возникновения и развития

межличностных конфликтов в процессе обучения можно отнести как несовершенство нормативной, законодательной базы, так и естественные столкновения должностных, материальных и духовных интересов преподавателей и слушателей, обусловленные совместным проведением служебного и свободного времени (до 57% в сутки), низким воспитательным уровнем курсантов и слушателей (42% от общего количества обучающихся), ограничением свободы выбора поведения, связанным с нахождением на казарменном положении (у 29% респондентов), субъективным ощущением дефицита жизненных благ (у 33% опрошенных), агрессивным поведением отдельных курсантов и слушателей (до 27%).

Частые возникновения конфликтов в процессе обучения указывают на недостаточную сформиро-ванность у участников образовательного процесса компетентности в решении конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, можно объяснить несовершенной организацией профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России.

Так, учебные программы и тематические платі, обеспечивающие образовательный процесс общей подготовки курсантов и слушателей, не предусматривают изучение вопросов понимания конфликта как связующего, а не разобщающего звена. Данное обстоятельство приводит к тому, что межличностные конфликты и нездоровый морально-психологический климат в кол -лективах обучающихся, как отмечается в прика -зах и директивах Министерства внутренних дел Российской Федерации №80 от 11.02.2010 г. [3], №333 от 16.04.2012 г. [5], №120 от 01.02.2007 г. [1], № 170 от 14.03.2012 г. [4], № 1138 от

24.12.2008 г. [2], способствуют снижению их успеваемости в процессе обучения и росту различных правонарушений.

Вышеизложенное указывает на наличие проблемной ситуации и, соответственно, обуславли -вает необходимость минимизации (снижения частоты возникновения) межличностных кон -фликтов в учебных коллективах образователь-ных учреждений МВД России. Существующие особенности формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций у участников образовательного процесса в учебных заведени -ях МВД России исследованы пока недостаточно.

В частности, специальных исследований, посвященных формированию компетентности в решении межличностных конфликтов курсантов и слушателей образовательных учреждений

МВД России, на уровне диссертационных и монографических не выявлено.

Эксперимент, проведенный на базе

Воронежского института МВД России, привел нас к выводу о необходимости разработки

педагогической технологии по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

Учитывая, что феномен межличностного конфликта представляет собой предмет междисциплинарного изучения, а управление

конфликтом требует от руководителя широкого круга знаний, навыков и умений в различных областях, разработанная нами технология

реализовывалась в ходе преподавания нескольких дисциплин. В педагогический эксперимент были включены следующие дисциплины:

«Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности

участкового уполномоченного полиции»,

«Выработка навыков сотрудников патрульнопостовой службы полиции общественной

безопасности», «Концепция современного

естествознания», «Специальная физическая

подготовка». В процессе их преподавания на выпускном курсе в содержание учебных занятий, по согласованию с учебным отделом и кафедрами социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института МВД России, с курсантами экспериментальной группы проводились занятия в рамках экспериментальной педагогической технологии по формированию компетентности в решении конфликтных

ситуаций. Используемая технология была разработана на основе данных, полученных в ходе исследовательской работы. Программа

предусматривала включение в лекционные, практические и семинарские занятия проблемных вопросов из области конфликтологии. Адаптированная к учебному процессу

педагогическая технология предполагала

обязательные и самостоятельные занятия в группе и индивидуально. На групповых занятиях предлагались конфликтные ситуации для совместного обсуждения и выработки согласованного решения. Данные приемы сопровождались яркими, эмоциональными

иллюстрациями и примерами из опыта деятельности выпускников института,

преподавательского состава.

Так, при проведении учебных, факультативных и секционных занятий по дисциплине «Фи -зическая подготовка» использовались специаль -но подобранные приемы (индивидуальный подход, метод поощрения, метод воздействия через

группу) и экспериментально разработанные средства (комплексы физических упражнений различной направленности). Для снятия агрессии использовались комплексы дыхательной гимнастики и специально разработанные приемы релаксации . Для воспитания спортивной выдержки на занятиях применялись комплексы упражнений на выносливость (круговая тренировка с максимальным количеством этапов, спарринги курсантов, замеченных в межличностных кон -фликтах). Для воспитания чувства коллективиз -ма в учебный процесс были включены упражнения в сомкнутом строю, элементы игровых видов спорта и командных эстафет с участием в одной команде конфликтующих курсантов. Все это было направлено на то, чтобы курсанты и слушате -ли научились с уважением относиться к партне -ру, психологически грамотно вести спортивную борьбу, добиваться победы и уметь достойно проигрывать. На практических занятиях в едино -борствах применялись приемы ведения сложных учебно-целевых заданий на фоне нарастающей усталости и при этом строгого и четкого соблюдения условий и правил ведения борьбы.

Основной акцент в аспекте формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций делался на обеспечении нормативности в отношении проведения соревнований; умении управлять эмоциями и чувствами. Основная за -дача, которая решалась в процессе реализации этих рекомендаций, состояла в пролонгировании сосредоточенности внимания курсантов и слушателей на конфликтологической проблематике и формировании у них четких представлений о междисциплинарном характере межличностных конфликтов, убежденности в том, что компетентность в решении конфликта — неотъемле-мая составляющая профессионализма современного руководителя.

Структура разработанной педагогической технологии представлена на рисунке.

Также в ходе исследовательской работы нами был разработан педагогический

конфликтологический практикум, который

проводился факультативно в часы самостоятельной подготовки.

При разработке практикума мы исходили из предварительно полученных данных, банка кон -кретных конфликтных ситуаций, собранного в ходе бесед с командирами подразделений, профессорско-преподавательским составом кафедр теоретических, специальных и практических дисциплин и непосредственно курсантами и слушателями выпускного курса. Нами также ис -пользовались данные контент-анализа материа-лов периодической печати, анализа судебной практики в Воронежском областном суде.

Кроме вышеперечисленного мы использовали материалы практикума по решению конфликтных ситуаций А.С. Чернышева [20], работу

Ч. Ликсона « Конфликт: семь шагов к миру» [16], учебные программы по конфликтологии Военного университета МО РФ, практические рекомендации диссертационных исследований М .П. Крапивина [13], Ю.И. Мягкова [18], Е.Г. Баранова [7], И.А. Ламанова [15], А.А. Г оловачева [9] и др. О тдельно акцентировалось внимание на межличностных конфликтах в спортивной деятель -ности, их психологической составляющей, осве -щаемой Д.Я. Богдановым, Е.Н. Бранцом [8], роли спортивного тренера и его конфликтной компетентности , изучаемых Ю.Я. Киселевым [11].

Педагогический практикум с элементами социально-психологического тренинга включил в себя отработку курсантами и слушателями нескольких групп упражнений:

1) упражнения по анализу межличностных конфликтов;

2) упражнения по решению конфликтных си -туаций в качестве непосредственного участника;

3) упражнения по управлению конфликтами в качестве третьей стороны;

4) упражнения по снижению личной конфликтности и поддержанию здорового моральнопсихологического климата в коллективе.

На рисунке обозначены: 1— конкретный педагогический замысел; 2 — взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации; 3 — возможность пользования разработанной педагогической технологией другими лицами; 4 — составные части педагогической технологии (диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий р егис тр ации р езуль татов о бучения).

Упражнения проводились в часы самостоятельной подготовки по согласованию с командо -ванием курсов и факультетов.

Следует отметить, что, по наблюдениям руководителей занятий, у курсантов и слушателей значительно повысился интерес к конфликтологиче -ской проблематике вообще, психологической и педагогической литературе, в которой подни-маются проблемы профилактики и решения межличностных конфликтов.

Используемые нами приемы, способы и средства формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций у курсантов и слу-шателей, будущих офицеров правоохранитель -ных органов, по согласованию и с помощью преподавателей органически включались в учебный процесс. После обсуждения и утверждения на заседаниях кафедр экспериментальный материал

был включен в структуру ряда тем, изучаемых по программе Государственного образовательного стандарта. Учитывая замечания ведущих преподавателей теоретических, специальных и прак-тических дисциплин и опираясь на непосредст-венное участие в разработке рекомендаций педа -гогов и психологов Воронежского института МВД России, в экспериментальных группах практические занятия и семинары проводились с использованием предложенной нами педагогиче -ской технологии.

Подготовленные материалы реализовывались в течение одного семестра на пятом курсе в ходе преподавания вышеупомянутых дисциплин. В исходном состоянии и в конце эксперимента с его участниками был проведен анкетный опрос, в котором характеризовалось отношение к различным категориям конфликтологии. Одна группа юриди-

ческого факультета (28 чел.) была определена как экспериментальная (ЭГ), и одна группа специального факультета (30 человек) стала контрольной (КГ).

Ранее мы отмечали, что важнейшей состав -ляющей компетентности в решении конфликт -ных ситуаций современного руководителя явля -ется гностический компонент, т.е. совокупность специальных знаний о природе, сущности, причинах межличностных конфликтов и методах их решения. Наличие этих знаний непосредственно влияет и на уровень личной конфликтности. Данный вывод подтверждается повторным обследованием курсантов и слушателей ЭГ и сту -дентов КГ по методике А.Я. Анцупова [6].

В экспериментальной группе в начале иссле -дования наблюдалось: конфликтных диад - 2, полуконфликтных диад - 22; в КГ - 1 и 21 соот -ветственно. В завершении проведенного иссле -дования показатели ЭГ оказались намного предпочтительнее, чем КГ. В ЭГ количество кон -фликтных диад - 0, полуконфликтных - 12; В КГ

- 2 и 19 соответственно.

Изменения показателей говорят о переоценке курсантами и слушателями ЭГ взглядов на проблему межличностных конфликтов, более терпимое отношение друг к другу, улучшение морально-психологического климата в коллективе.

Данное обстоятельство подтверждает, что успешность формирования компетентности в решении межличностных конфликтов зависит от проведения целенаправленной воспитательной работы на теоретических, практических и самостоятельных занятиях по формированию конструктивного поведения, деятельности в условиях межличностного конфликта. На основании результатов проведенного

исследования доказано, что основными компонентами конфликтной компетентности у курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России являются: уровень

знаний о конфликтах; ориентированность в реальных и мнимых причинах конкретного конфликта; стратегия поведения в нем и проявление активности к участию в его решении в качестве третьей стороны.

Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии реализованных нами методов, приемов и способов на формирование компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей выпускного курса как элемента профессиональной компетентности и позволяют утверждать, что офицер правоохранительных органов объективно нуждается в постоянном психолого -педагогическом сопровождении, т.к. в настоящее время конфликтная компетентность — составная часть профессиональной подготовки современного

руководителя, особенно того, кто по содержанию своей деятельности занимается вопросами воспитания и образов ания.

ЛИТЕРАТУРА

1. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД РФ от 01.02.2007 г. №120 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от

24.12.2008 г. № 1138 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. №80 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультан-тПлю с».

4. О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Феде -рации: Приказ МВД РФ от 14.03.2012 г. №170 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: Приказ МВД РФ от 16.04.2012 г. № 333 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы « КонсультантПлюс».

6. Анцупов А.Я. Социально -психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. — М.: ГАВС, 1992. — 230 с.

7. Баранов Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфлик -ты в подразделении: дис. ... канд. психол. наук.

— М., 1995. — 137 с.

8. Богданова Д.Я., Бранц Е. Н. Занимательная психология спорта. Кн. 1. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 240 с.

9. Головачев А.А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений ввуза: дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2000. — 47 с.

10. Горелова Д.В. Формирование у будущих учителей профессионально-педагогической готовности к диагностике и разрешению конфликтных ситуаций в ученической среде: автореф. дис .. канд. пед. наук. — СПб.: ВИФК, 1998. — 16 с.

11. Киселев Ю.Я. О негативной стороне речевых воздействий тренера на соревнующегося спортсмена // Психологические особенности спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1967. — 267 с.

12. Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуаль -ные стили // Прикладная психология. — 1999. — № 5. — С.1 — 23.

13. Крапивин М. П. Социально -психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах: автореф. дис. ... канд. психол. наук.

— М., 1987. — 22 с.

14. Крук В.М. Предупреждение неуставных взаимоотношений военнослужащих срочной службы в первичном воинском коллективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1988. — 21 с.

15. Ламанов И.А. Межличностные конфликты во взаимоотношениях суворовцев и способы их конструктивного разрешения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. — 23 с.

16. Ликсон Ч. Конфликт. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 167 с.

17. Липницкий А.В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, тех -нологии, практика. М., 2001.

18. Мягков Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их конструктив -ного разрешения: дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994. — 169 с.

19. Орлова Э.А., Филонов Л .Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факто -ры, определяющие ход взаимодействия // Психо-логические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976. — С. 319—342.

20. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.