Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов'

Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / READINESS FOR PROFESSIONAL WORK / STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Николаевна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Автором выявлена ранговая структура наиболее ценных личностных качеств выпускника технического вуза; разработана классификация личностных качеств, необходимых выпускнику технического вуза для эффективной профессиональной деятельности; обоснована педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Экспериментально подтверждена высокая эффективность данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of the formation of readiness for professional work for students of technical universities

The work presents the results of the carried out research on working out the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical universities. The author reveals rank structure of the most valuable personal qualities of the graduate of technical college; classification of the personal qualities necessary for the graduate of technical university for effective professional work is developed; the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical university is proved. High efficiency of the given technology is experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов»

дов, серия : Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia z. 3, Politechnika Opolska. - Opole, 2000. -С. 39-52.

12. Наварецки, Д. Сравнение физического развития среди учениц первого и четвёртого классов общеобразовательного лицея № 2 в городе Ополе в 1990-1995 гг. // Сборник научных трудов, серия: Wychowanie Fizyczne i Rehabilitacja z. 1. - Opole, 1997. - С.63-76.

Контактная информация: chernyshenko@kgafk.ru

УДК 796.07

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

Светлана Николаевна Петрова, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Автором выявлена ранговая структура наиболее ценных личностных качеств выпускника технического вуза; разработана классификация личностных качеств, необходимых выпускнику технического вуза для эффективной профессиональной деятельности; обоснована педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов. Экспериментально подтверждена высокая эффективность данной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология; готовность к профессиональной деятельности; студенты технических вузов.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL WORK FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Svetlana Nikolayevna Petrova, the competitor,

The St.-Petersburg State Polytechnical University,

St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the carried out research on working out the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical universities. The author reveals rank structure of the most valuable personal qualities of the graduate of technical college; classification of the personal qualities necessary for the graduate of technical university for effective professional work is developed; the pedagogical technology of formation of readiness for professional work for students of technical university is proved. High efficiency of the given technology is experimentally confirmed.

Keywords: pedagogical technology; readiness for professional work; students of technical university.

Практика профессиональной деятельности выпускников технических вузов требует решения задачи формирования специалистов нового типа, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых зависят жизненные и профессиональные успехи выпускников технических вузов. Однако, как отмечает Председатель правительства РФ В.В.Путин, многим выпускникам технических вузов не хватает профессионализма и достаточного уровня развития личностных качеств. Техническая отрасль испытывает огромный дефицит в хорошо подготовленных и преданных своему делу кадрах. Многие выпускники технических вузов меняют свою профессию из-за отсутствия желания работать в промышленном секторе производства и низкого уровня профессио-

нализма. Поэтому формирование профессиональной готовности у студентов технических вузов в период их обучения приобретает первостепенное значение.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что формирование профессиональной готовности у студентов технических вузов является важным этапом на пути их становления как профессионала, активного специалиста, способного творчески применять свои знания, умения и навыки в будущей деятельности.

Проведенные исследования свидетельствуют, что без целенаправленного формирования личностных качеств у студентов технических вузов достижение необходимого уровня готовности к профессиональной деятельности происходит медленно и явно недостаточно. Это наглядно демонстрируют результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Из анализа итогов данного этапа исследований вытекает вывод о том, что большинство студентов технического вуза находятся на низком уровне сформирован-ности личностных качеств, т.е. на уровне, характеризуемом неустойчивостью жизненных планов и неясно выраженным профессиональным намерением; отсутствием необходимой готовности к эффективной профессиональной деятельности и гибкого реагирования на специфические условия профессиональной деятельности; отсутствием творческого, сознательного отношения к своей профессиональной деятельности; недостаточной сформированностью самоуправления (управление самим собой, своими ресурсами).

Исходным тезисом большинства отечественных исследований, является идея детерминации развития личности деятельностью, личность рассматривается с позиции соответствия профессии и готовности к успешной деятельности в ней. Профессиональная готовность тесно связана с профессиональным становлением. Профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности. Успешность профессионального становления связана с развитием личности, как субъекта профессиональной деятельности [1].

Профессиональное становление личности трактуется как процесс овладения профессией [2,4]. Вопросам разработки педагогических технологий развития значимых качеств студентов вузов различного профиля посвящены работы [6,7].

«Профессионализация» или «формирование профессиональной готовности» как ведущее понятие профессионального образования есть целостный непрерывный процесс становления личности выпускника технического вуза. Таким образом, важно знать личностные качества, необходимые выпускникам технических вузов для эффективной профессиональной деятельности.

Как показало проведенное исследование, к таким качествам относятся: ответственность за результаты своего труда, трудолюбие, дисциплинированность, организованность, коллективизм, доброжелательность во взаимоотношениях, разносторонность, увлеченность своей профессией, оптимизм (табл.1).

Выявленные качества, позволили провести их классификацию. Классификация личностных качеств, необходимых выпускнику технического вуза для эффективности профессиональной деятельности представлена в таблице 2.

В ходе дальнейшего исследования разрабатывалась педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза, а затем обосновывались организационные и педагогические условия для ее реализации.

Известно, если профессиональная готовность является основой эффективной профессиональной деятельности выпускника технического вуза, то показателем эффективности являются профессионализм и личностные качества. Следовательно, формирование профессиональной готовности может быть положено в основу процесса профессионального становления выпускника технического вуза.

Таблица 1

Ранговая структура наиболее ценных личностных качеств __________выпускника технического вуза (п=117)_________________________

Значимость (ранговое место) Личностные качества Ранговый показатель (%)

1 Верность профессиональному долгу, ответственность за результаты своего труда 20,7

2 Трудолюбие, дисциплинированность 15,2

3 Принципиальность, организованность 14,8

4 Взаимовыручка, коллективизм 13,1

5 Доброжелательность, общительность 11,2

6 Самостоятельность, скромность 10,6

7 Разносторонность, увлеченность своей профессиональной деятельностью 7,6

8 Отзывчивость, оптимизм 7,0

Таблица 2

Классификация личностных качеств, необходимых выпускнику технического ___________вуза для эффективной профессиональной деятельности________________

№ п/п Группы необходимых личностных качеств выпускника технического вуза

1. Социальная сфера (по отношению к обществу) - верность профессиональному долгу, ответственность при выполнении профессиональных задач

2. Профессиональная сфера (по отношению к профессиональной деятельности) - трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, принципиальность, бескорыстие

3. Сфера взаимодействия между людьми (по отношению к членам трудового коллектива) -коллективизм, общительность, доброжелательность, терпимость, справедливость, вежливость, отзывчивость

4. Эмоциональная сфера (по отношению к жизни) - оптимизм, жизнерадостность, увлеченность, активность

5. Сфера собственного «Я» (по отношению к себе) - самостоятельность, скромность, гордость, аккуратность, организованность, стремление к саморазвитию

Целью и результатом профессионально-личностного развития студента технического вуза являются такие новообразования, как профессиональная готовность, включающая готовность к профессиональной деятельности и готовность к саморазвитию, профессиональное сознание и самосознание, формирующие мотивацию специалиста технической сферы деятельности.

Основываясь на данных теоретических положениях, была разработана педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза, включающая три компонента: специальной, психологической и физической готовности (рис.1).

Специальную готовность студентов характеризуют способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуации, принимать правильные профессиональные решения.

Психологическую готовность определяют способности анализировать свою профессиональную деятельность, подавлять собственную неуверенность и проявлять активность.

Физическую готовность характеризуют способности проявлять высокий уровень работоспособности во время профессиональной деятельности в технической сфере.

Рис. 1. Педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технических вузов

Как показали проведенные исследования, для качественной реализации разработанной педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза, необходимы следующие организационные условия:

- гибкое планирование процесса профессиональной подготовки студентов, исходя из их возможностей; включение в процесс профессиональной подготовки отдельных планов и программ по формированию психологических и личностных качеств;

- проведение комплекса мероприятий по повышению уровня методической подготовленности преподавательского состава вуза;

- активное применение средств физической культуры для повышения профессиональной работоспособности студентов;

- применение комплексных упражнений для формирования профессиональных навыков у студентов;

— разработка комплекса мероприятий по контролю за уровнем развития личностных качеств студентов; проведение мероприятий по учету уровня развития личностных качеств у студентов.

В ходе опроса респондентов была выявлена ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования готовности к профессиональной деятельности выпускников технического вуза (табл.3).

Таблица 3

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования готовности к профессиональной деятельности __________________выпускников технических вузов (п=117)_________________

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Реализация практической направленности образовательного процесса 19,1

2 Создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности студентов 18,7

3 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у студентов к занятиям и дальнейшей профессиональной деятельности 17,2

4 Насыщенность процесса профессиональной подготовки студентов активными формами и методами обучения 14,1

5 Создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для саморазвития студентов 10,9

6 Формирование установки на профессиональной самосовершенствование студентов 7,8

7 Выработка объективных критериев оценки уровня готовности к профессиональной деятельности 6,3

8 Разработка педагогических мер для сокращения сроков адаптации к профессиональной деятельности после окончания вуза 5,9

На заключительном этапе исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза (рис. 2).

Количество испытуемых, достигших «высокого» уровня готовности к профессиональной деятельности, в конце педагогического эксперимента составило в экспериментальной группе - 27%, а в контрольной - 23%; «среднего» 58% и 42%, «низкого» 15% и 35% соответственно.

Наиболее существенные отличия испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой наблюдались в показателях развития трудолюбия, организованности, дисциплинированности, профессиональной направленности и работоспособности.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза явились результаты по выполнению комплексных профессиональных задач. У студентов экспериментальной группы эти показатели были выше, чем у испытуемых контрольной группы.

ВЫВОД

В ходе проведенного исследования была подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов технического вуза.

Студенты, достигшие "высокого" уровня развития личностных качеств

замер

Студенты, достигшие "среднего" уровня развития личностных качеств

□ КГ

□ ЭГ

замер

Студенты с "низким" уровнем развития личностных качеств

%

замер

0

□ КГ

□ ЭГ

Рис.2. Динамика формирования личностных качеств у студентов контрольной и экспериментальной групп

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов на Дону : Феникс, 1996. - 509 с.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 245 с.

3. Новиков, А.М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культурой специалиста : учебное пособие / А.М. Новиков. - М. : Академия, 2005. - 54 с.

4. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения : учебник / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2008. - 245 с.

5. Татарух, Р. Влияние уровня развития физических качеств студентов на темпы освоения техники игровых действий / Р. Татарух, Д. Наварецки // Человек в мире физической культуры : сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Григорьева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008.

- С. 246-251.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ефременко, К.Н. Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях болонского процесса / К.Н. Ефременко, И.А. Ефременкова, А.И. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 29-33.

7. Павлов, В.И. Педагогическая технология по воспитанию физической культуры личности у специалиста в условиях многоуровневого медицинского и ветеринарного образования / В.И. Павлов, О.В. Панина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 74-78.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

УДК 796:794.1; 794.1

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ

СПОРТА

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведена методика, которая позволяет оценивать эстетические компоненты исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта путем построения эталонных рядов и дифференцированной оценкой единичных показателей эстетики.

Ключевые слова: артистизм, эстетические компоненты, модельные характеристики, уровень эстетичности исполнительского мастерства.

COMPLEX ESTIMATION OF THE AESTHETIC COMPONENTS OF MASTERY IN GYMNASTIC KINDS OF SPORTS

Marina Eduardovna Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article shows the technique which allows to estimate the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports by construction of reference numbers and differentiated estimation of the individual indicators of aesthetics.

Keywords: artistry, aesthetic components, modeling characteristics, level of aesthetics of mastery.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение трудностей соревновательных программ в гимнастических видах спорта все чаще ставит судей в затруднительное положение. Все больше число спортсменов включает в свою программу максимум элементов высшей трудности и выполняет их технически совершенно - при такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем трудно уловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов (адекватное ранжирование по местам). В связи с этим, наряду с традиционными оценками результатов соревнований в аспекте «артистизм» предлагаем использовать разработанные нами компоненты, характеризующие уровень эстетичности исполнительского мастерства соревнующихся спорт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.