Научная статья на тему 'Педагогическая технология для решения деятельностно-ценностной задачи посредством образовательного блога'

Педагогическая технология для решения деятельностно-ценностной задачи посредством образовательного блога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОГ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / BLOG / EDUCATIONAL TECHNOLOGY GLOBAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриневич Л.А.

В статье рассматриваются разработанные в образовании технологии трансформирования знаний, умений и навыков участников образовательного процесса на базе новых технологий. Автором изучается возможность использования педагогической технологии ТОГИС (Технология образовательного глобального информационного сообщества). Данная технология представлена в историческом аспекте, сформулированы выводы о том, что ТОГИС открывает принципиально новые грани для решения деятельностно-ценностной задачи образовательного процесса при работе с блогом. На основе анализа конкретного педагогического опыта автора статьи представлены механизмы формирования информационной компетентности учащихся с внедрением образовательного блога и использовании в нём педагогической технологии ТОГИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR SOLVING ACTIVITY-VALUE PROBLEMS VIA AN EDUCATIONAL BLOG

The article deals with the formation of technology developed in transforming knowledge and skills of participants in the educational process on the basis of new technologies. The authors studied the possibility of using TOGIS educational technology (Technology Education Global Information Society). This technology is presented in the historical aspect, the author formulates conclusions that TOGIS opens fundamentally new ways to solve value-based problems in the activity-educational process, while working with a blog. The research is based on the analysis of a particular teaching experience of the author of the article and presents the mechanisms of formation of information competence of pupils with the introduction of educational blog and recommendations of how to use the TOGIS educational technology it in. In the research the author also stresses an important function of blogs to develop skills of participation in a discussion.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология для решения деятельностно-ценностной задачи посредством образовательного блога»

лективное решение семейных проблемных ситуаций; владение методами, которые применяются педагогом-психологом при обращении внимания родителей на кризисные семейные ситуации; технологии психологического консалтинга (оказание консультативной помощи не только учащимся образовательной организации, но и их родителям); умение пользоваться психологическими диагностиками, современными психолого-педагогическими и образовательными технологиями, включая цифровые ресурсы и ИКТ - информационно-коммуникативные технологии, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия обучения родителей, повысить уровень их психологического образования, автоматизировать отдельные информационные процессы - компактно создавать, хранить и пересылать информацию.

Анализ структурных компонентов способности педагога-психолога к проведению психологического просвещения родителей по вопросам психического развития детей подросткового воз-

Библиографический список

раста, продемонстрировал, что и педагоги-психологи, и семья, призваны осуществить тесное взаимодействие между собой. Организация единой воспитательной среды - и школы, и семьи -важны для эффективного воспитания и вскрытия потенциальных возможностей не только самих подростков, но и семейного потенциала родителей и людей их заменяющих. Нельзя допускать, чтобы деятельность педагогов-психологов сводилась только к поучению, назиданию родителей, к указанию на их ошибки, без проявления этики и уважения к ним, проявления понимания отсутствия у них знания по взаимодействию с трудным детьми. Поэтому важным моментом в организации и проведении психологического просвещения родителей оказались глубокие знания педагогами сути семейного воспитания, умение взаимодействовать на равных в процессе коммуникации, а также хорошая осведомлённость в применении психолого-педагогических технологий.

1. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2014; 1: 113 - 117.

2. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; 4: 215 - 217.

3. Алипханова Ф.Н., Малагусейнова К.А. Организация групповой работы на основе знания принципов формирования команды и процессов групповой динамики. Вестник Академии права и управления. 2015; 3 (40): 254 - 259.

4. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. Москва, 1987.

5. Алипханова Ф.Н., Газиева Я.З. Современные требования к профессиональной подготовке педагогов-психологов по осуществлению психологического просвещения родителей. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55).

References

1. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova. 2014; 1: 113 - 117.

2. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014; 4: 215 - 217.

3. Aliphanova F.N., Malagusejnova K.A. Organizaciya gruppovoj raboty na osnove znaniya principov formirovaniya komandy i processov gruppovoj dinamiki. VestnikAkademiiprava iupravleniya. 2015; 3 (40): 254 - 259.

4. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya sovremennogo podrostka. Moskva, 1987.

5. Aliphanova F.N., Gazieva Ya.Z. Sovremennye trebovaniya k professional'noj podgotovke pedagogov-psihologov po osuschestvleniyu psihologicheskogo prosvescheniya roditelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55).

Статья поступила в редакцию 15.11.15

УДК 378

Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of ^lture and Art (Barnaul, Russia),

Е-mail: kuminoval@mail.ru

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR SOLVING ACTIVITY-VALUE PROBLEMS VIA AN EDUCATIONAL BLOG.

The article deals with the formation of technology developed in transforming knowledge and skills of participants in the educational process on the basis of new technologies. The authors studied the possibility of using TOGIS educational technology (Technology Education Global Information Society). This technology is presented in the historical aspect, the author formulates conclusions that TOGIS opens fundamentally new ways to solve value-based problems in the activity-educational process, while working with a blog. The research is based on the analysis of a particular teaching experience of the author of the article and presents the mechanisms of formation of information competence of pupils with the introduction of educational blog and recommendations of how to use the TOGIS educational technology it in. In the research the author also stresses an important function of blogs to develop skills of participation in a discussion.

Key words: new educational technologies, blog, educational technology global society.

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: kuminoval@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНОЙ ЗАДАЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОГА

В статье рассматриваются разработанные в образовании технологии трансформирования знаний, умений и навыков участников образовательного процесса на базе новых технологий. Автором изучается возможность использования педагогической технологии ТОГИС (Технология образовательного глобального информационного сообщества). Данная технология представлена в историческом аспекте, сформулированы выводы о том, что ТОГИС открывает принципиально новые грани для решения деятельностно-ценностной задачи образовательного процесса при работе с блогом. На основе анализа конкретного педагогического опыта автора статьи представлены механизмы формирования информационной компетентности учащихся с внедрением образовательного блога и использовании в нём педагогической технологии ТОГИС.

Ключевые слова: новые образовательные технологии, блог, технология образовательного глобального общества.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и другими. Процессы модернизации не поспевают за требованиями времени. Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Под педагогической системой мы понимаем определённую совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Следовательно, ценностными ориентациями конкретного общества задаются цели формирования личности, а значит, и та или иная педагогическая система: меняются цели - должна меняться и система.

Академик В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» представил структуру педагогической системы в том виде, как этот объект сложился в многовековом эволюционном процессе развития образования. Структура любой педагогической системы представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: 1 - учащиеся; 2 - цели обучения и воспитания (общие и частные); 3 - содержание обучения и воспитания; 4 - процессы воспитания (собственно воспитания и обучения); 5 - преподавателя (или ТСО - технические средства обучения); 6 - организационные формы воспитательной работы [1].

В структуре дидактической задачи, как и задачи в любой сфере человеческой деятельности, отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности. Для дидактической задачи цель - необходимость формирования определённых качеств личности, ситуация (условия) - это исходные личностные качества учащихся, а информация - содержание учебного предмета или воспитательного влияния. Каждая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации преподавателя.

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х годов ХХ века и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Бру-нер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Б.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. [2].

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Термин «педагогическая технология» появился в журналах высокоразвитых стран в 60-х годах. В США с 1961 года издается журнал «Педагогическая технология», в Англии с 1964 года издается журнал «Педагогическая технология и процесс обучения», в Японии - «Педагогическая технология» с 1965 года, в Италии - с 1971 года. ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» в бюллетенях международного бюро по образованию. «Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)» [3].

Поскольку, педагогический процесс строится на определённой системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательную реализацию этих принципов в их объективной взаимосвязи и позволяющих полно проявляться личности педагога. К настоящему времени разра-

ботаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения.

С появлением компьютерной техники возникла проблема эффективности обучения. Поскольку компьютер создавался как средство управления техническими и другими системами сразу нашел практическое применение и в управлении качеством образования. В условиях насыщения образовательных учреждений персональными компьютерами, разработки и применения компьютерных технологий обучения необходимо осмыслить те дидактические принципы и условия, которые отражают теоретические основы компьютеризации обучения.

Современные информационно-коммуникационные технологии (можно воспринимать как технологии веб 2.0), куда входят интернет-форумы, блоги, твиттеры, вики, видеохостинги, социальные сети и др., первоначально разработанные не для образовательных нужд, благодаря новаторской деятельности педагогов находят слияние с традиционными педагогическими технологиями. Образовательная система не только доступна для внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, но и сама динамично встраивается во Всемирную сеть [3].

Исследования В.Л. Волохонского, посвящённые психологическим механизмам и основаниям классификации блогов, показывают, что пользователей блогов привлекают следующие их характеристики: событийность, эмоциональность, интимность, рефлексивность, цитатность, коммуникативность, художественность, тематичность, размер и частота сообщений, наличие фотографий и разнообразных форм творчества [4].

Блоги имеют подлинное коммуникативное наполнение и исключают затруднения, возникающие при личном общении. Вследствие этого данную технологию начинают активно применять и в высшей школе для решения разного рода задач: управленческих и организационных (планов занятий, информации о заданиях, материалов, литературы); дидактических (проведение консультаций, хранение дидактической и аналитической информации, публикации ответов на домашние задания творческого плана). Опыт применения блогов разнообразен, но явно непродолжительная история их использования и немногочисленные исследования в этой области позволяют судить о том, что блоги со временем, возможно, найдут совершенно новые области применения [3].

Образовательные блоги являются удобной площадкой для организации дискуссии, обеспечивают устойчивую обратную связь и достаточно высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения. В результате прилагаемых умственных усилий для восприятия информационного содержания образовательного блога, его анализа и творческой подготовки к дискуссии. Участвуя в дискуссиях, выполняя учебные задания с привлечением информационных ресурсов сети Интернет, они развивают такие компетенции как:

• умение организовать эффективную работу с потоками информации в глобальной сети;

• умение анализировать и фильтровать найденную информацию;

• знание основных средств самоопубликования;

• овладение приёмами расширения кругозора и эрудиции;

• умение «свёртывать» и «разворачивать» информацию, представлять её в другом масштабе и с дополнительными деталями;

• умение организовывать информацию в виртуальном пространстве (обогащение реальности (augmented reality), т. е. владение всеми видами идентификаторов (сигнальными, ориентирующими, оценивающими)) [4].

Следует отметить, что приведённая классификация дидактических функций образовательного блога весьма условна, потому как все указанные функции взаимосвязаны, и иногда не представляется возможным найти границу между ними. Тем не менее, подобное деление функций необходимо для обобщения и систематизации опыта использования блога в образовательном процессе.

Наиболее действенным средством по повышению эффективности учебного процесса может явиться деятельностно-ценностная технология ТОГИС (Технология образовательного глобального информационного сообщества) представленная В.В. Гузеевым, которая наиболее качественно, на наш взгляд, может обеспечить эффективность учебного процесса и быть представленной на образовательном блоге.

По мнению В.В. Гузеева, педагогическая технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий.

Центром учебного процесса в технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ДЦЗ). Это особый тип учебной задачи, имеющий трехкомпонентную структуру. Информационная задача является ведущим компонентом структуры ДЦЗ, направленным на формирование и отработку умений работать с информацией. Решение коммуникационной задачи позволяет в процессе обсуждений, споров, подготовки и презентаций докладов групп формировать коммуникационные компетенции. Познавательная задача позволяет освоить содержание материала. Однако, как отмечает В.В. Гузеев, «ТОГИС - технология деятельностно-ценностная, поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Присвоение обучающимся содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач» [5].

Основные результаты применения технологии ТОГИС -осознание учащимися ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Многие исследователи и педагоги-практики отмечают,

Библиографический список

что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.

Во многом ТОГИС ориентирована на создание учащимися собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции. Так же преподавателями образовательных учреждений замечено, что ТОГИС соответствует российским образовательным стандартам.

Таким образом, обучение с использованием образовательных блогов может стать одним из основных средств реализации деятельностно-ценностной задачи, где технология обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

2. Системно-деятельносный подход в обучении: научно-методическое пособие. Составитель А.В. Хуторской. Москва: Эйдос: Институт образования человека, 2012.

3. Павлова В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий обучения с позиций деятельностного подхода. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2008.

4. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. Москва: «ПЕР СЭ», 2006.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. Available at: http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Sistemno-deyatel'nosnyj podhod v obuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' A.V. Hutorskoj. Moskva: 'Ejdos: Institut obrazovaniya cheloveka, 2012.

3. Pavlova V.V. Sravnitel'nyj analiz innovacionnyh tehnologij obucheniya s pozicij deyatel'nostnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. Patarakin E.D. Setevye soobschestva i obuchenie. Moskva: «PER S'E», 2006.

5. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tehnologiya TOGIS-PK. Available at: http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf

Статья поступила в редакцию 17.10.15

УДК 378

Gulyakin D.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

Е-mail: dvggti@yandex.ru

STUDENTS AS SUBJECTS AND OBJECTS OF FORMATION OF SOCIAL-INFORMATION CULTURE. In the article the researcher observes education in a higher education school as a mechanism targeted at controlling the pedagogical process of subject-related transformation in students. The formation of subjectivity of a student in an educational process of a university is presented as an interaction deployed in time processes internally motivated personal and professional development and external with respect to the individual student learning. The work identifies three major interrelated psychological and educational processes: "interiorization", "zone of proximal development of personal and professional world" and "psychological setting" as the basis of the subject-objectivity of students and the mechanism of formation of the socio-cultural information. The author comes to the conclusion that the formation of subjectivity of students in the educational process of a university is represented as an interaction of two processes extended in time: internally-motivated personal and professional development and external, in relation to the individual student, learning.

Key words: social-information culture, object, subject, interiorization, zone of proximal development of personal and professional, psychological setting.

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц. каф прикладной математики, Кубанский государственный технологический

университет, г. Краснодар, Е-mail: dvggti@yandex.ru

СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье обучение в вузе рассматривается как механизм целенаправленного педагогического управления процессом субъектного преобразования студентов. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие развёрнутых во времени процессов: внутренне мотивированного личностно-профессиональ-ного развития и внешнего, по отношению к личности студента, обучения. Определяются три важнейших взаимосвязанных психолого-педагогических явления-процесса: «интериоризация», «зона ближайшего личностного и профессионального развития» и «психологическая установка» как основа субъект-объектности студента и механизма формирования его социально-информационной культуры.

Ключевые слова: социально-информационная культура, объект, субъект, интериоризация, зона ближайшего развития, психологическая установка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.