Научная статья на тему 'Педагогическая сущность толерантности'

Педагогическая сущность толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маннанова Мария Александровна

Статья посвящена толерантности как педагогическому феномену. Раскрывается актуальность, педагогическое содержание и место толерантности в общем учебно-воспитательном процессе. Обосновывается значимость сделанных выводов для решения проблем диагностики и средств воспитания толерантности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность толерантности»

8. Педагогика: Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Г. 2. Серия: Советская энциклопедия. - М., 1965.-912 с.

9. Петровский А.В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.

10. Построение модели личностно-ориентированного обучения / под науч. ред. И.С, Якиманской.-М.: КСП+, 2001.-128 с.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.-Т. 1.-608 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1940. -С. 515-516.

13. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: «Логос», 1999.-272 с.

14. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: опыт методологической рефлексии // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып. 5. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 22-30.

15. СкоробогатоваГГ. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. -М.: МИОО, 2002. - 69 с.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе, - М.: Сентябрь, 2000. -112 с.

М.А. Маннанова ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Статьи посвящена толерантности как педагогическому феномену. Раскрывается актуальность, педагогическое содержание и место толерантности в общем учебно-воспитательном процессе. Обосновывается значимость сделанных выводов для решения проблем диагностики и средств воспитания толерантности личности.

Процессы глобализации в экономической, политической, культурных сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки, объединяют их при решении конкретных задач, что приводит к смешиванию наций, к растущему воздействию средств массовой информации и расширению коммуникативных возможностей. Все это усложняет С'фук-чурные связи конкретных обществ и всего сообщества в целом. Имеется в виду культурное разнообразие тех или иных областей и регионов, процессы культурных заимствований и формирования межнациональных общекультурных норм при одновременном у [дублении потребности в культурном разграничении и самоопределении.

Нельзя не заметить и того, что усложнение полиэтнической и экономической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых стран и групп населения стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, возникновение конфликтов, которые значительно усложняют общую обстановку в поликультур ном мире. Межкультурные конфронтационные процессы в обществе сегодня предстают в совершенно новых аспектах, на новом уровне, в новых позициях и более жестко.

Именно в связи со всем этим установка мирового сообщества и каждого государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобретают особую важность и смысл.

Отечественные исследователи Б.С. Гершунс-кий, В.А, Тишков, P.P. Валитова раскрывают неотъемлемое место и важнейшую роль толерантности в общественной жизни, провозглашая необходимость создания в отечественной педагогике специальной науки - «педагогики толерантности»; называя воспитание толерантности «стратегической задачей образования XXI века».

Между тем, изучение проблемы толерантности показывает, во-первых, разрозненность и противоречивость трактовок искомого феномена (толерантность как термин фигурирует в различных научных областях); во-вторых, преобладание его социокультурного, психологического аспектов над педагогическим (последнее проявляется в отсутствии четкого места толерантности в общем учебно-воспитательном процессе). Так, В.В. Щалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толе-

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Там 14

© М.А. Маннанова, 2008

ран I ности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. В.М. Золотухин рассматривает две концепции терпимости - религиозную и гражданскую, способствующих формированию «индивидуальной ответственности за свое предназначение в обществе». Р.Р. Валитова отмечает, что «толерантность - это позиция, призывающая к установлению духовной связи с другим», А.Г. Асмо-лов видит в практической психологии «идеолог ию консолидации гражданского общества и противодействия нетерпимости» [1, с. 68].

Декларация принципов терпимости — основополагающий международный документ, провозглашающий принцип человеческого единения, подчеркивает, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всегда активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, - говорится в Декларации -воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в ка-честве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [5, с. 252].

Таким образом, воспитание толерантности признано главным ценностно-целевым приоритетом образования XXI века, что акцентирует педагогическую сущность и значимость анализируемого феномена.

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблем толерантности и толерантного воспитания личности, педагогическое содержание феномена терпимости и его место в общей структуре образования являются неопределёнными.

Традиционно толерантность трактовалась педагогической наукой как терпимость, сознательное подавление в себе чувства неприязни к ина-ковости другого человека. В настоящее время многие педагоги высказываются против индифферентной толерантности, снисходительно-рав-нодушного отношения к людям.

Так Е.Ю. Клепцова отмечает, что дня толерантности характерно проявление интереса к другому, стремление понять его и позитивно взаимодействовать с ним [4, с. 6]. Наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной считают важным качеством толерантности также Н.М. Лебедева и Ф.М. Малхозова. P.P. Валитова пишет, что толерантность предполагает настроенность человека на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Толерантность, по ее мнению, необходимо рассматривать как критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта» [4, с. 6]. Г.Д. Дмитриев важным свойством толерантности считает принятие, уважение и утверждение культурных различий -толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию ил ив чью-то пользу [4, с. 7]. Интересна трактовка толерантности группы учёных - авторов сборников «На пути к толерантному сознанию», «Век толерантности» А.Г, Асмолова, В.В, Глебкина, Г,У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. Они также выступают против понимания толерантности как индифферентной терпимости. Толерантность связывается ими с:

- принятием другого (что является традиционным в понимании толерантности);

- проявлением сочувствия и сострадания к другому (что сближает толерантность с такими феноменами, как гуманность, альтруизм);

- признанием ценности многообразия человеческой культуры (что можно назвать культурным плюрализмом).

Самобытным на этом фоне является понимание толерантности П.В. Степановым. Он считает, что толерантность можно рассматривать как ча-

стный случай ценностного отношения человека к людям, что роднит её с такими феноменами, как альтруизм, гуманность. Появление названных качеств восходит к эпохе зарождения самого человечества. Ещё Ч. Дарвин, К. Кесслер считали, что альтруизм, гуманность существовали в форме сильных, постоянных инстинктов во всех животных сообществах. И именно они сыграли решающую роль в эволюции человека.

Таким образом, П.В. Степанов гуманность, альтруизм, толерантность относит к родовым, сущностным свойствам человека, подчёркивая, однако, что такие внутренне присущие человеку задатки не проявляются сами собой. Их актуализация зависит от усилий самого человека и связана с таким специфически человеческим свойством, как свобода, по Степанову, процесс становления толерантной личности - это «проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма» [4, с. 8],

Как видно из приведённых трактовок, сущностное наполнение исследуемого феномена разнообразно и разноаспектно. Важным является наличие объединяющего смысла представленных определений толерантности - отношение к другому человеку и его инаковости как к ценности. Ценностный подход, во-первых, наиболее точно и ёмко определяет толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, приня тии и понимании им представителей И!П>1Х культур (признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным; принятие -это положительное отношение к его инаковости; понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения),, а во-вторых, непосредственно связывает толерантность с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, как следствие со сложной и многогранной системой нравственного воспитания личности. По нашему мнению, толерантность относится к критериям нравственной воспитанности личности: по наличию или отсутствию данного морального качества в нравственной структуре личности можно говорить о мере её нравственной зрелости; высоко нравственный, высоко моральный человек необходимо должен обладать толерантным сознанием и опытом его поведенчес-

кой объективации в условиях функционирования современной мультикультурной цивилизации.

Отметим, что критерии нравственной воспитанности характеризуются нравственными знаниями (представлениями) о соответствующих искомым качествам нравственных нормах, отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях). Такое триединство сущностных свойств, критериев нравственной воспитанности личности присуще толерантности.

Во-первых, толерантность как личностное качество, формируемое воспитательным воздейст вием, предполагает принятие и понимание личностью общественной актуальности датого понятия; его значимости в качестве основы человеческих взаимоотношений; а также предполагает знание основных образцов речевого и неречевого поведения необходимых для реализации толерантного поведения.

Во-вторых, толерантность как отвечающее социальному заказу нравственное качество личности, требует проникновения названного выше когнитивного аспекта в систему личностных ценностных установок и ориентаций. Только э го условие способно привести современное общество к реальному формированию менталитета толерантности, так как именно ценностные ориентации личности обеспечивают «общую линию», «ось», которая уравновешивает поступки, поведение. Процесс ценностной ориентации, как подчеркивает А.В. Кирьякова, многофазный [3, с. 14]: 1 фаза представляет собой присвоение ценностей общества личностью, что обеспечивает создание ценностного «образа мира», на этой основе происходит конструирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности главным образом через формирование убеждений; 2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей, здесь «вплетается самосознание», формируется образ «Я»; 3 фаза обеспечивает формирование «образа будущего» через прогноз, целеполагание и планирование, это фаза собственно ценностных ориентаций личности, которые находят согласование, выстраиваются в приоритетную иерархию.

В-третьих, толерантность как основа человеческих взаимоотношений обязательно реализуется в толерантном поведении личности, пред-

10

Вестник КГУ нм. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ

Знания: Отношения: Поведение:

что значит наличие активный

быть внуїренней диалог

толерантн ым? потребности менталитетов

быть и культур

толерантным

Рис. Педагогическая сущность толерантности, место явления в структуре нравственного воспитания личности

ставляющем, по сути, активный диалог культур и менталитетов, осуществляемый посредством активизации усвоенных образцов речевого и неречевого поведения, присущих представителям участвующих в диалоге или полилоге культур.

Таким образом, на основе ценностного подхода к определению феномена терпимости мы выясиили педагогическое содержание и непосредственное место толерантности в общей системе нравственного воспитания личности (рис.).

На основе сделанных выводов возможно утверждать, во-первых, что применительно к формированию рассматриваемого феномена целесообразно употреблять термин «воспитание»; во-вторых, толерантность как критерий нравственной воспитанности личности может быть диагностирована посредством анализа и оценивания ее структурных составляющих, а именно: нравственных знаний (представлений) о соответствующих искомым качествам нравственных нормах, отношения к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли лив систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственного поведения личности; в-третьих, накопленный

педагогической наукой и практикой богатый арсенал средств нравственного воспитания является действенным и эффективным в деле формирования толерантного менталитета социума.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию/ отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.-255 с.

2. Вульфов Б.З. Воспитание и толерантность: сущность и средства // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2002. -№6.~С.З-10.

3. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография // под общ. ред. А.В. Кирьяковой. - М., 2000. - 249 с.

4. Степанов П.В. Феномен толерантности: О понятии «толерантность» // Классный руково-дитель. -2004.-№ З.-С. 5-14.

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: (теория и практика). Сб. науч.-метод. статей. - М.: Изд-во Моск. психоло-го-социапьного институ та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.