Научная статья на тему 'Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая'

Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КЛАСС КЛАССИЧЕСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / КИТАЙСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чэнь Цзин

Рассматриваются педагогические методы выработки навыков традиционного танца в средней школе Китайской Народной Республики. Исследуется проблема обучения классическому народному танцу как части традиционной культуры Китая. Анализируется образовательная программа специализированных хореографических классов, дается обзор техник, изучаемых на протяжении шести лет обучения. Относительно каждого этапа обучения определяются и описываются педагогические задачи, решаемые в ходе обучения. Демонстрируется последовательное усложнение обучающей программы, позволяющей эффективно добиться выработке навыков традиционного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SPECIFIC OF LEARNING OF CLASSIC NATIONAL DANCE IN CHINESE MIDDLE SCHOOL

The article considers the pedagogical methods develop skills of traditional dance in the middle school of the people's republic of China. The author of the article studies the problem of training of classic folk dance as part of the traditional culture of China. Examines the educational program of specialized choreographic classes, gives an overview of the techniques studied for six years of training. With respect to each phase of the study identifies and describes the pedagogical tasks solved in the course of training. Demonstrates the gradual complication of the training programme, to effectively achieve the development of the skills of traditional dance.

Текст научной работы на тему «Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая»

УДК 378.6

Чэнь Цзин, аспирант, 8-965-262-84-61,

info@msuc.org (Россия, Московская обл., Химки, Московский государственный университет культуры и искусств)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТАНЦУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КИТАЯ

Рассматриваются педагогические методы выработки навыков традиционного танца в средней школе Китайской Народной Республики. Исследуется проблема обучения классическому народному танцу как части традиционной культуры Китая. Анализируется образовательная программа специализированных хореографических классов, дается обзор техник, изучаемых на протяжении шести лет обучения. Относительно каждого этапа обучения определяются и описываются педагогические задачи, решаемые в ходе обучения. Демонстрируется последовательное усложнение обучающей программы, позволяющей эффективно добиться выработке навыков традиционного танца.

Ключевые слова: хореографическая педагогика, хореографический класс

классический народный танец, китайский традиционный танец.

В современном Китае сохранению традиций народного танца уделяется особое внимание, т.к. он входит в число наиболее значимых компонентов традиционной китайской культуры. В средней школе существуют специальные хореографические классы (классы с углубленным изучением народного танца), и, как правило, дети поступают в хореографический класс в возрасте десяти лет, обучение продолжается 6 лет.

Первый год обучения является важнейшим этапом обучения китайскому классическому танцу, в этот период закладываются основы, фундамент, на котором впоследствии будет строиться все здание китайского классического танца. Поэтому важно, чтобы на данном этапе учащиеся поняли и прочно усвоили принципы приложения усилий и верного выполнения движений. Педагог должен тщательно прорабатывать основные навыки, уделяя должное внимание каждому элементу. Основное требование касается правильной постановки корпуса, также необходимо постепенно добиваться мягкости и эластичности рук, плеч, бедер и ног. В течение первого года обучения учащиеся должны освоить основные требования к развитию навыков народного танца - «шэнь юнь» [1]. В течение первого года обучения необходимо уделять внимание тренировке пальцев, запястий и локтей, а также их связи с дыханием и общей координации движений. Важно правильно использовать силу талии, координируя ее с дыханием (Ти Чэн).

На начальном этапе упражнения повторяются многократно, каждый урок создаются простые комбинации для отработки навыков и умений. Одновременно необходимо тренировать шаги Юань Чан, которые на первом этапе нужно выполнять в медленном темпе, обращая внимание на правильность их исполнения и устойчивость.

Педагог должен с первого урока обращать внимание учеников на музыку: движение должно идти в такт музыке. Учащиеся должны уяснить, что музыка тесно связана с движением.

Самыми начальными упражнениями первого года обучения являются упражнения на полу, а также освоение основных положений корпуса рук и ног. В конце первого года учащиеся подходят к палке. Сначала учащиеся стоят лицом к палке, держась за нее двумя руками, постепенно переходят к положениям, когда на палке находится только одна рука.

Г лавной задачей первого года является обучение правде исполнения танца. Учащиеся должны осознавать и правильно направлять усилия.

В задачи первого года обучения также входят:

1. Обучение правильным позициям корпуса, рук и ног.

2. Обучение овладению смещения центра тяжести корпуса при исполнении движений на одной ноге.

3. Приобретение эластичности и мягкости движений рук, талии

и ног.

4. Обучение основным методам Шэнь Юнь, при этом обращается особое внимание на чистоту и точность положений корпуса. Выполнение основных тренировочных комбинаций. Обучение ритму и координации.

5. Обучение основным шагам - Юань Чан. На данном этапе основным требованием является устойчивость и правильность выполнения шагов.

6. Обучение и выработка навыка выполнений движений и

комбинаций под музыку.

На втором году обучения закрепляются основы, полученные в течение первого года, особое внимание уделяется силе и мягкости выполнения движений. Учащиеся овладевают навыками правильного выполнения движений.

Задачи обучения.

1. Развитие открытости талии, ног, плеч и бедер. Учащиеся уже

знают о правильном положении корпуса в положении стоя.

2. Уделяется особое внимание устойчивости, перенесению

центра тяжести и положению ног, а также точности позировок.

3. Развитие навыков, полученные в течение первого года

обучения.

4. Разучивание небольших комбинаций на основе уже известных движений, шагов и позиций рук. Выполняются упражнения для тренировки связей одного движения с другим.

5. Формирование выразительности глаз.

6. Развитие скорости шагов Юэнь Чан [2].

7. Развитие музыкальности. Делается больше упражнений и движений под музыку.

Второй класс продолжает формирование основных принципов, заложенных в течение первого года обучения. Необходимо развивать навыки выполнения движений, улучшая качество и скорость их исполнения. Кроме того, необходимо развивать общую силу и выносливость в целях подготовки к выполнению будущих, более сложных движений. Основное внимание при этом уделяется положениям ног, устойчивости и центру тяжести, что обеспечивает правильное выполнение более сложных движений в будущем.

К концу второго года обучения уже должны быть решены проблемы мягкости и открытости талии, плеч, бедер, для этих целей на каждом занятии необходимо уделять достаточное время на растяжку, принимая во внимание правильность положений корпуса, но при этом избегая травм.

В течение второго года обучения вводятся движения народной пластики: скручивания и отклонения (Нин Цинь). Педагог должен учитывать, что эти навыки требуют особенной тренировки: учащиеся должны правильно выполнять связку прямой корпус - скрученная поза или прямой корпус - отклонение, для чего должны выполнятся многообразные упражнения. Упражнения необходимо выполнять под музыку, учащиеся должны слышать такт и музыкальный ритм.

Учащиеся третьего года обучения уже приобрели некоторые навыки китайского стиля танца и основной задачей третьего года обучения является их систематизация и упорядочивание.

Задачи обучения.

1. Формирование народной пластики и точности выполнения движений и поз.

2. Развитие скорости выполнения движений и точности поз, что связано с необходимостью укрепления основных мышц.

3. Применение в движениях уже усвоенных за первые два года принципов Шэнь Юнь. Развитие устойчивости движений на полупальцах.

4. Использование разнообразных и всесторонних методов обучения в группах девушек с учетом стадии их взросления и изменений в физическом развитии. Развитие мышц спины и талии. Введение большего количества новых поз и движений.

5. Постепенное дальнейшее развитие уже выработавшегося чувства ритма.

Третий год - это почти середина образовательного процесса. За два прошедших года учащиеся уже набрали хорошую базу, основанную на научном подходе к обучению. К третьему году обучения бывшие дети переходят в юношеское состояние, а значит и уровень обучения должен постепенно повышаться: углубляется содержание обучения и улучшается качество выполнения движений. Одновременно делается упор на танцевальное чувство и искусство отражения внутренних переживаний. И эту линию необходимо проводить в течение всего последующего обучения. Ученики должны не только овладеть техникой выполнения движений, но и правильно использовать язык тела для выражения чувств.

В третьем классе начинается практическое использование навыков, полученных в течение двух предыдущих лет обучения. Однако необходимо постоянно поддерживать мышцы в нужном тонусе, особенно нужно уделять внимание гибкости и скорости выполнения движений, что позволяет заложить основы для будущих более сложных движений и комбинаций. С другой стороны, каждый урок необходимо 15-20 минут уделять повторению упражнений для приобретения устойчивых навыков в их вполнении.

Педагог должен быть внимательным к соотношению качества и количества выолняемых движений: качество не должно переходить в количество, так как заученные ошибки в дальнейшем исправляются с большей затратой усилий. Педагог должен обладать особым чувством меры в процессе обучения.

В основе третьего года обучения лежит Шэнь Юнь и его составляющие - Ти, Чэнь, Чон, Као, Хан, Тиэ, И. [3] Изучение этих элементов Шэнь Юнь не зависит от физического состояния тела, но зависит от самочувствия, воспитания и умения правильно использовать дыхание. Основные элементы Шэнь Юнь не изучаются на первом или втором году обучения в связи с тем, что возраст учащихся не позволяет им правильно их воспринять.

Основной задачей третьего года является соединение базовых элементов танца с элементами Шэнь Юнь.

Также необходимо продолжать воспитывать ритмическое чувство учащихся. Педагог должен внимательно подходить к выбору музыки, так как от нее зависит выработка правильных навыков.

Основными задачами четвертого года является продолжение укрепления базовых навыков, полученных ранее, и переход на более сложный технический уровень с использованием музыки, при этом учащиеся должны следовать танцевальному чувству.

Задачи обучения:

1. Развитие приобретенных навыков с учетом правильности и точности выполнения движений.

2. Связь основных упражнений классического тренажа с народной стилистикой танца с одновременным увеличением скорости выполнения движений.

3. Создание учебных комбинаций с учетом народного ритма и стиля китайского классического танца. В комбинациях особое внимание уделяется пластике и точности народного стиля танца, особенно линии шагов и точности последней позы.

4. Формирование умения отражать характер музыки через

различные движения, точно совпадающие с музыкальным ритмом с помощью разных выразительных средств: плавности и гибкости

движений, устойчивости поз, скорости шагов.

В четвертом классе необходимо на каждом уроке выделять время для тренировки основных навыков, чтобы к концу года учащиеся могли свободно и правильно ими владеть. Одновременно на базовые умения накладываются новые, более сложные навыки, происходит закрепление основных требований силы и скорости. Осваиваются новые движения, которые связываются и отрабатываются с учетом требований Шэнь Юнь.

Создаются небольшие учебные комбинации, каждая из которых направлена на отработку одного или нескольких базовых движений. Комбинация обязательно должна строиться на основе музыки с учетом народной пластики и принципов Шэнь Юнь. Задачей учебных комбинаций является отработка основных линий танца, которые на начальном этапе не должны быть сложными и длинными (от 4 до 6 музыкальных фраз). В подобных комбинациях важно уделять внимание качеству исполнения движений. Учебные комбинации являются подготовительным этапом для создания полноценных танцевальных номеров.

На занятиях необходимо выполнять движения под разную музыку, чтобы учащиеся поняли, как с помощью движения выражать характер музыки.

На пятом году обучения основные умения и навыки уже закреплены достаточно хорошо.

Задачи обучения.

1. Отработка всевозможных прыжков, вращений и Фань шэн.

2. Создание новых учебных комбинаций в целях отработки выразительности и связи элементов в танце создаются. Необходимо обращать особое внимание на связи между элементами, усиливая точность выполнения движений и поз.

3. Стремление к точной передаче характера музыки в учебных комбинациях.

Пятый год обучения продолжает методическую линию предыдущих лет. В этот период необходимо особое внимание уделять прыжкам, вращениям и фэн шэн, а также их связи в комбинациях. Например, Пин

юань е туй чжуань, Юань чуань фань шэн, Цюань фэй цзяо и т.д. [4] Учащиеся должны стабильно выполнять данные комбинации. Некоторые вращения и фэн шен выполняются по кругу. К концу пятого года обучения все элементы должны выполняться на высоком уровне мастерства. Кроме того, к пятому году обучения учащиеся должны свободно владеть элементами Шэнь Юнь, соединяя их с навыками пластической выразительности.

В это время педагог должен обращать внимание на индивидуальные способности учащихся и вести занятия с их учетом. При этом развивается именно тот навык, которым учащийся владеет лучше. Создаются индивидуальные комбинации с учетом личных возможностей и способностей учащегося.

На протяжении всего пятого года обучения количество выполняемых движений увеличивается. В учебных комбинациях особое внимание обращается уже не на отработку отдельных элементов, а на синтез движений и связи между ними, что требует хорошей координации движений. Движения выполняются на высокой скорости, с хорошей динамикой и амплитудой. Комбинации создаются в разных стилях. Через комбинации усиливается танцевальное чувство и повышается искусство выразительности. Педагог обучает сознательности танцевального чувства, а также вырабатывает артистическое сознание учащихся.

Необходимо внимательно относиться к выбору музыкального материала, чтобы пластическая композиция выражала характер музыки.

Содержание занятий пятого года обучения должно постепенно подготовить учащихся к выпускным экзаменам.

К шестому году учащиеся должны выполнить все задачи обучения: учащиеся уже умеют выполнять основные движения и позы китайского классического танца в комбинациях, соединяя их со спецификой Шэнь Юнь - ритмом, чувством и искусством выразительности.

Задачи и содержание обучения:

1. Повторение и закрепление общих навыков. Занятия проводятся с учетом индивидуальных способностей учащихся.

2. Закрепление навыков вращений и фэн шен, выполняемых по

кругу.

3. Создание и постановка индивидуальных номеров, которые бы выгодно подчеркивали индивидуальные способности учащегося.

4. Постановка номеров и подготовка к выпускному экзамену.

Таким образом, за шесть лет учебы китайские школьники,

обучающиеся в специализированных хореографических классах, приобретают весь комплекс необходимых навыков исполнения классических китайских народных танцев.

Список литературы

1. Люй И Шэн. (Танцевальное образование). Шанхай: Музыкальное изд-во, 2000.

2. Чжао Сяо Я. Исследование развития образования в области искусства // Китайское образование . 2006.5 ноября.

3. Ю Пин. (Китайская танцевальная культура). Пекин: Народ и музыка, 2002.

4. Zi Huayun. Chines Dance. Beijing: Culture and Art publlishing House, 1999. С.115-116.

Chen Jing

PEDAGOGICAL SPECIFIC OF LEARNING OF CLASSIC NATIONAL DANCE IN CHINESE MIDDLE SCHOOL

The article considers the pedagogical methods develop skills of traditional dance in the middle school of the people's republic of China. The author of the article studies the problem of training of classic folk dance as part of the traditional culture of China. Examines the educational program of specialized choreographic classes, gives an overview of the techniques studied for six years of training. With respect to each phase of the study identifies and describes the pedagogical tasks solved in the course of training. Demonstrates the gradual complication of the training programme, to effectively achieve the development of the skills of traditional dance.

Key words: choreography pedagogy, choreographic class classic folk dance, chinese traditional dance.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.6:355

Н.А. Синяева, канд. юрид. наук, доц., 8-926-527-17-75,

sinka@inbox.ru (Россия, Московская обл., Балашиха, Военно-технический

университет при Федеральном агентстве специального строительства РФ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Рассматриваются способы педагогического проектирования содержания профессионально-правовой подготовки курсантов военного вуза исходя из реализации нормативных задач с учетом субъективных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: профессионально-правовая подготовка курсантов, личностные особенности будущего офицера, уровни освоения правовых знаний, практикоориентированное образование.

При развитии профессионально-правовой подготовки курсантов в вузе необходимо сформулировать объективные требования общества к знаниям, навыкам и качествам курсанта с учетом достижений современной

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.