Научная статья на тему 'Педагогическая составляющая фундаментального химического образования'

Педагогическая составляющая фундаментального химического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TRAINING OF EDUCATORS / ПРЕПОДАВАНИЕ ХИМИИ / TEACHING CHEMISTRY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюльков Игорь Александрович, Грицюк Яна Александровна, Лунин Валерий Васильевич

В статье описана современная ситуация подготовки педагогических кадров для преподавания химии в школах и вузах. Представлен опыт взаимодействия химического факультета МГУ с факультетом педагогического образования МГУ. Показано, что на химическом факультете собран уникальный методический материал по организации олимпиад по химии различного уровня. В рамках программы “МГУ школе” проводится большая работа по повышению квалификации педагогов преподавателей химии средних школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюльков Игорь Александрович, Грицюк Яна Александровна, Лунин Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical component of classic chemistry education in University

The article describes the current situation of teacher training for chemistry teacher in schools and universities. Presents the interaction experience of Сhemistry Faculty with Faculty of Teacher Education, Moscow State University. Shown that at the Сhemistry Faculty assembled a unique methodological material on the organization of competitions in chemistry at various levels. Within the program “MSU School” is working to improve the skills of chemistry teachers of secondary schools.

Текст научной работы на тему «Педагогическая составляющая фундаментального химического образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 2

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО

ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. Тюльков, Я.А. Грицюк, В.В. Лунин

(химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: tiulkov@general.chem.msu.ru)

В статье описана современная ситуация подготовки педагогических кадров для преподавания химии в школах и вузах. Представлен опыт взаимодействия химического факультета МГУ с факультетом педагогического образования МГУ. Показано, что на химическом факультете собран уникальный методический материал по организации олимпиад по химии различного уровня. В рамках программы "МГУ — школе" проводится большая работа по повышению квалификации педагогов — преподавателей химии средних школ.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, преподавание химии, повышение квалификации преподавателей.

К началу 1990-х гг. в Советском Союзе сложилась устоявшаяся система подготовки и повышения квалификации работников образования. Подготовкой учителей занимались педагогические институты и педагогические училища, повышением квалификации — институты повышения квалификации от районного до всесоюзного уровня.

В программы подготовки студентов классических университетов входили дисциплины "Методика преподавания химии" и "Педагогика и методика воспитательной работы" [1], но систематической подготовкой педагогических кадров университеты не занимались.

Более чем за 20 лет существования современной России система педагогического образования претерпела существенные, во многом — негативные изменения. Она пошатнулась (и скорее всего уже прошла "точку невозврата") — многие педучилища перестали существовать, а часть региональных пединститутов слились с политехническими институтами, чтобы превратиться в совре-

менные университеты классической направленности, сделав задачу подготовки учителей второстепенной.

Сегодня 38 вузов, половина из которых — классической (а не педагогической!) направленности, имеют направление подготовки "Педагогическое образование", 22 готовят бакалавров по профилю "Химия" или "Химия + другой родственный предмет", чаще всего биология [2]. Только в двух старейших педагогических вузах — Московском педагогическом государственном университете и Российском государственном педагогическом университете имени А.Н. Герцена (С.-Петербург) — чудом сохранились химические факультеты, но и они готовят бакалавров педагогики. Где и как могут работать по специальности такие бакалавры — большой вопрос. Ведь по Закону об образовании бакалавр может преподавать на начальной и основной ступени образования в непрофильных классах. В профильных классах должны преподавать высококвалифицированные кадры, т. е. магистры педагогики [3].

Другой проблемой, о которой постоянно говорят, является нежелание выпускников педвузов работать по специальности после окончания обучения. Причин тому много, но одну необходимо подчеркнуть — низкий престиж работы школьного учителя и вузовского преподавателя в общественном сознании. И связано это, конечно, с ценностями общества потребления, которым становится Россия [4]. Необходимо также учесть, что сегодня в педвуз поступают выпускники школ уже после того, как они не прошли по конкурсу в более престижные, по их мнению, вузы из "списка абитуриента", которые составляет каждая семья.

В университетском сообществе в России с дореволюционного времени и до наших дней всегда был высок интерес к школьному образованию, ведь студенты вузов — это вчерашние школьники. Поэтому выдающиеся представители классических вузов создавали блестящие учебники для школ, пособия для подготовки в вуз, ставшие классикой. Достаточно привести имена И.К. Кикоина, А.Н. Колмогорова, М.А. Лаврентьева, Г.С. Ландсберга, А.Ф. Платэ, М.И. Сканави, Ю.В. Ходакова, Г.П. Хомченко, Д.А. Эпштейна. Заложенные ими традиции в наши дни продолжают представители высшей школы. Они пишут замечательные учебники, учебные пособия для школьников, абитуриентов, научно-популярную литературу, активно участвуют в различных мультимедиа-проектах. Один из лучших образовательных проектов начала XXI в. — "Энциклопедия для детей" издательства "Аванта+" — привлекла лучших популяризаторов науки. Доценты и профессора, академики

выпускают школьные учебники и учебные пособия, научно-популярную литературу, читают видеолекции.

Во второй половине 1930-х гг. по инициативе Московского и Ленинградского госуниверситетов стали проводиться олимпиады школьников по математике, физике и химии. Это начинание с середины XX в. подхватили Новосибирский и Казанский университеты. Олимпиадное движение не только не прекратило свое существование, но расширилось (ныне Всероссийская олимпиада проводится по 21 (!) предмету) и превратилось в неотъемлемую часть современного российского образования, что дает полное право ввести в педагогику понятие "олимпиадный подход".

Привлечение студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава классических университетов к работе со школьниками (в олимпиадах, школах юных, подшефных школах) в советские годы только приветствовалось и давало людям науки толчок к активной педагогической деятельности — приводило к повышению педагогического и организационного мастерства. Возникновение системы специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при МГУ, СПбГУ, НГУ, ряда подшефных школ (например, химические классы школы № 171 в г. Москве) в 1960-х гг. — яркий пример ответственного и осознанного внимания вузов к школьному образованию.

Другой важной составляющей педагогического образования, как уже было сказано, является повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. И в этой работе перечисленные выше вузы держали передовые позиции, проводя всесоюзные, республиканские, региональные курсы повышения квалификации учителей, через которые проходило до нескольких сотен человек одновременно. Пора массовости прошла, и, наверное, это хорошо. Однако участие классических университетов в педагогическом образовании сегодня резко ограничено — имеется усиливающийся разрыв между школой и вузом. В школьном педагогическом сообществе сложился стереотип, будто в классических университетах занимаются только чистой наукой и готовить учителей или повышать их квалификацию не могут. Но это не так! В стенах классических, технических, медицинских университетов всегда были и есть люди (от студентов до профессоров и академиков), которые с большим желанием работают со школьниками и учителями — совмещают научную и педагогическую деятельность, а иногда уходят работать в школу. Заметим, что в XIX — начале XX в. это было обыденностью.

Ни в коем случае не умаляя значения уже существующих организаций подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, следует отметить, что некоторые аспекты педагогического образования могут быть реализованы за счет введения педагогической составляющей в образовательный процесс классического университета. Это обусловлено тем, что все больший интерес к преподавательской деятельности проявляют выпускники классических университетов. Это подтверждается данными социологического исследования: около 30% учителей химии, участников Всероссийского съезда учителей химии, — это выпускники классических университетов или технических вузов [5]. С конца 1990-х гг. в классических университетах стали появляться программы подготовки школьных учителей. Наличие таких программ дало возможность на базе классического университета проводить и повышение квалификации учителей.

Первым в России в 1997 г. был создан факультет педагогического образования МГУ (ФПО) под руководством чл.-корр. РАО, профессора Н.Х. Розова. Реализуя идею ректора МГУ академика РАН В.А. Садовничего о том, что классический университет должен быть основой для поддержки педагогов [6, 7], ФПО выстроил систему взаимодействий с базовыми факультетами, в том числе и с химическим факультетом МГУ.

Представляется интересным рассмотреть педагогическую составляющую высшего химического образования на примере взаимодействия ФПО с химическим факультетом МГУ

Факультет педагогического образования вместе с химическим факультетом реализует следующие направления педагогического образования:

• получение студентами и аспирантами дополнительной квалификации "Преподаватель" или "Преподаватель высшей школы";

• разработка интегрированных педагогических учебных дисциплин в рамках подготовки специалистов классических специальностей;

• курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, летние школы учителей химии.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

Для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" студент химического факультета без отрыва от обучения на базовом факультете (в вечерние часы несколько раз в неделю) должен изучить определенный набор дисциплин, состоящий

из нескольких блоков: это обязательные курсы (психолого-педагогические и специальные дисциплины), элективные курсы и факультативные курсы. Преподавание специальных дисциплин осуществляется силами преподавателей химического факультета.

Востребованность такой формы получения педагогического образования не вызывает сомнения вне зависимости от дальнейшей профессиональной траектории студента. Выпускник классического университета, оставшийся работать по специальности — заниматься исследовательской деятельностью, — рано или поздно столкнется с проблемой "как научить". Поэтому особую ценность приобретает возможность научиться методологии учебного процесса.

Перспективой развития этого направления педагогического образования могут стать элективные педагогические курсы в рамках подготовки специалистов классических университетов. Подо бные элективные курсы (курс) для старшекурсников должны играть роль обобщения полученных за годы обучения знаний из разных дисциплин, создавать условия для перехода от накопления знаний к их систематизации, критическому системному осознанию, передаче и творческой трансформации — то, что необходимо преподавателю нового поколения. Поэтому целесообразно продолжать работу по созданию проектов новых стандартов высшего образования с учетом педагогической составляющей.

Интересным нововведением в университетскую жизнь в 2012/13 учебном году стало чтение межфакультетских курсов. По поручению ректора МГУ В. А. Садовничего в целях повышения качества образования и углубления межфакультетской интеграции читаются межфакультетские учебные курсы, организованные на всех факультетах МГУ и доступные всем студентам университета. Студенты проявили большой интерес к межфакультетскому курсу "Конкретная педагогика" (около 200 слушателей). Примерно столько же студентов выбрали курсы Высшей школы современных социальных наук (факультета) "Международные переговоры: протокол и этноэтикет", экономического факультета "Интеллект и собственность", исторического факультета "Советское государство и общество в 1920—1950-е годы", физического факультета "Внегалактическая астрономия".

Другое направление педагогического образования в классическом университете — это повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, т.е. постдипломное образование.

На факультетах МГУ (в частности, на химическом факультете) собран уникальный методический материал по организации

и проведению олимпиад различного уровня [8—10]. Химический факультет принимает активное участие в методическом и организационном сопровождении университетских олимпиад "Ломоносов" и "Покори Воробьевы горы", а также в экспертизе олимпиад для включения в перечень Российского совета олимпиад школьников РСОШ.

Сотрудниками факультета разработаны и совершенствуются 3 из 13 учебно-методических комплексов [11—13], рекомендованных к использованию в школе, накоплен уникальный опыт работы с абитуриентами [14].

Управлением непрерывного и дополнительного образования ректората и ФПО совместно с химфаком в этом направлении предусмотрены:

— очные курсы повышения квалификации;

— заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации.

Подчеркнем стремление учителей и школьников взаимодействовать с университетскими людьми. Примером тому является неиссякаемый интерес к олимпиадному движению, любой возможности пообщаться с людьми науки. И ведущие университеты предоставляют для этого все возможности. Так, МГУ, являясь одним из олимпиадных центров, в 2008 г. выступил с инициативой создания Российского совета олимпиад школьников (РСОШ).

Существует комплексная программа мероприятий "МГУ — школе", ориентированная на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования [15]. Специалистами различных факультетов МГУ разработаны и проводятся курсы краткосрочного повышения квалификации для учителей, организуются летние школы, проводятся Всероссийские съезды, конференции, семинары для учителей.

Всероссийские съезды учителей-предметников (например, Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии в феврале 2012 г.) убедительно показали, что университеты притягивают внимание школьного педагогического сообщества [16, 17].

Всероссийский съезд учителей химии — первый в истории России съезд преподавателей и учителей химии — созван по инициативе ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего при активной поддержке профессорско-преподавательского состава химического факультета МГУ. Целью созыва Съезда является анализ опыта преподавания общеобразовательного курса химии в оте-

чественной школе, обсуждение и оценка современных проблем школьной химии, а также обсуждение перспектив развития предмета в связи с переходом к новым образовательным стандартам. На Съезд прибыли 756 участников из 65 субъектов Российской Федерации и из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдовы и Украины. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов, научные сотрудники, специалисты по педагогике и методике преподавания химии, руководители образовательных учреждений, ректоры вузов, представители органов управления образованием и химической промышленности. В адрес Съезда поступило около 250 тезисов докладов и сообщений участников Съезда, из которых более 50 были заслушаны и обсуждены. На секциях и круглых столах участники Съезда обменялись мнениями о проблемах школьной химии и перспективах ее развития. В ходе состоявшихся дискуссий были высказаны различные мнения по актуальным вопросам развития школьного химического образования. При этом все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского, преподавательского, научного и бизнес-сообщества на благо развития образования и науки в области химии в России XXI в.

Съезд учителей химии был задуман как способ восстановления единства среди преподавателей химии средней и высшей школы, а также как механизм согласования качества образования, наполнения его новыми научными знаниями и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными и для школы, и для вуза. Форум предоставил возможность обсуждения представителями власти, профессорами и преподавателями различных аспектов развития химии в школе.

Делегаты единодушно поддержали принятие резолюции Съезда, которую подготовила с учетом пожеланий и предложений рабочая группа во главе с заместителем декана химического факультета профессором Н.Е. Кузьменко [16], а также решение подготовить и опубликовать доложенные на Съезде материалы — доклады и тезисы докладов [18].

Все участники подтвердили своевременность и высокую степень значимости инициативы МГУ по проведению съезда, а также необходимость в проведении подобных форумов на регулярной основе.

В программу "МГУ — школе" вошли практически все формы работы со школьниками: профессиональная ориентация в области науки и высоких технологий; дополнительное образование для

школьников в МГУ; работа с талантливой молодежью; подготовка к поступлению в МГУ (абитуриентам).

В рамках программы "МГУ — школе" в стенах химического факультета второй год проводятся курсы повышения квалификации педагогов средних школ г. Москвы "Фундаментальные основы курса химии" (72 академических часа), ориентированные на повышение педагогического и профессионального мастерства учителей химии. В основу положен личностно-деятельностный подход. Основное внимание уделяется фундаментальному предметному содержанию и методологии учебной деятельности. В курс входит ознакомление слушателей с современными достижениями химии, методическими подходами к преподаванию наиболее трудных разделов химии, методикой и методологией химического олимпиадного движения. Особенностью данного курса является осуществление обратной связи, когда учителя узнают от преподавателей вузов, какие именно пробелы в химической, физической и математической подготовке наблюдаются у студентов-первокурсников, вчерашних выпускников школ. Слушатели курсов имеют уникальную возможность узнать о методических особенностях различных олимпиад "из первых рук".

В курсе выделены четыре основных блока:

1) актуальные проблемы химического образования,

2) методика работы по новым учебникам,

3) методика решения олимпиадных задач,

4) избранные главы химии.

Кроме этих разделов в курс вошли три лекции, посвященные актуальным проблемам химического образования, которые читают профессора химического факультета В.В.Лунин, Н.Е. Кузь-менко и Г.В. Лисичкин.

Другой формат дополнительного образования, в котором активно участвуют сотрудники химического факультета МГУ, предлагает Педагогический университет Издательского дома "Первое сентября" — краткосрочные (32 часа) дистанционные курсы повышения квалификации.

На основе анализа форм и методов подготовки учителей был разработан дистанционный (заочный) курс лекций "Методические основы подготовки к олимпиадам по химии". Заочная форма предполагает, что учитель может выбирать комфортный темп изучения предлагаемого материала в удобное для него время. При этом сам процесс проходит без отрыва "от производства" (в удобной для обучающегося обстановке) и позволяет тут же внедрять в учебный процесс получаемые знания [19].

Основная форма работы — самостоятельная. Выбранный вид обучения использован для того, чтобы сделать курс доступным широкому кругу заинтересованных учителей.

Тематика лекций

• Основные цели и задачи олимпиадного движения в контексте современного образования в России.

• Методика организации и регламент олимпиад различного уровня.

• Научное содержание олимпиадных задач.

• Методика решения задач, включающих цепочку превращений.

• Методика решения задач по физической химии. Части 1, 2.

• Методические подходы к выполнению экспериментальных задач.

• Методические основы подготовки школьников к олимпиадам.

Курс лекций предполагает также выполнение двух промежуточных и одной итоговой контрольных работ. Итоговая работа направлена на построение методической модели школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для VIII класса как важного и базового первого этапа Российской химической олимпиады. VIII класс — это класс, в котором школьники встречаются с химией. Именно тогда их можно привлечь на волне первоначального интереса к химии и закрепить этот интерес.

На сегодняшний день актуальным является повышение квалификации преподавателей вузов. По нашему мнению, такие формы, как подготовка учебных пособий и монографий, поездки в другие российские и зарубежные учебные заведения для преподавания и обмена опытом, участие в методических комиссиях олимпиад, необходимо законодательно закрепить. Повышать свою квалификацию — обязанность профессорско-преподавательского состава вузов согласно новому Закону об образовании. При этом повышение квалификации может и должно проходить в форме самообразования или обучения по индивидуальным программам. Вуз может предоставить преподавателям возможность (но не обяжет) кроме самообразования получить дополнительные знания и навыки по актуальным направлениям (переход на новые образовательные стандарты, использование высокотехнологичного оборудования, публикации в ведущих научных журналах, новый закон об образовании, иностранный язык для профессиональных целей, интерактивные образовательные технологии, организация закупок и т.д.). Это направление требует вдумчивого подхода и аккуратного введения в жизнь.

В ноябре 2013 г. в МГУ состоялась III конференция "Новые образовательные программы МГУ и школьное образование". Конференция проводится в контексте перехода МГУ на собственные образовательные стандарты и в рамках программы "МГУ — школе".

Московский университет является камертоном в российском образовании. Совместная деятельность многих университетских подразделений задает высокий уровень образования. Уникальный статус Московского университета в разработке стандартов нового поколения дает возможность творческого развития педагогического потенциала классического университета. Примером тому служит методическая работа химического факультета МГУ.

Программы подготовки и повышения квалификации школьных учителей и вузовских преподавателей в рамках классического университета не только показали свою жизнеспособность и продуктивность, но и обладают существенным потенциалом для дальнейшего развития.

Педагогическая компонента классического фундаментального университетского образования является не альтернативой, а дополнением (в ряде случаев уникальным) к существующим институтам по подготовке и повышению квалификации школьных учителей и вузовских преподавателей.

Список литературы

1. Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 01.08. Химия: Для гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 80 с.

2. Лунин В.В. Качественное образование — основа прогресса и устойчивого развития России (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/Chem-TeachersCongress2012/doklad-lunin.pdf 20.01.2014).

3. Штремплер Г.И. О подготовке учителей общеобразовательных школ в институте химии Саратовского госуниверситета // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: Мат-лы III Всерос. науч.-метод. конф. М.: МИОО, 2012. С. 189—191.

4. Механик А. Элитное образование для всех // Эксперт. 2012. № 35.

5. Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Тюльков И.А. Социологический портрет современного учителя химии // Естественно-научное образование: взаимодействие средней и высшей школы / Под общ. ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 29—42.

6. Розов Н.Х. Педагогическая компонента классического университетского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2002. № 1. С. 14—25.

7. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. М.: МАКС Пресс, 2010. 80 с.

8. Лунин В.В., Тюльков И.А., Архангельская О.В. Химия. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / Под ред. В.В. Лунина. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

9. Лунин В.В., Ненайденко В.Г., Рыжова О.Н., Кузьменко Н.Е. Химия XXI века в задачах Международных Менделеевских олимпиад / Под ред. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 384 с.

10. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. Олимпиады школьников "Ломоносов" по химии: 2005—2010. М.: Химический ф-т МГУ, 2010. 82 с.

11. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 8 класс, Химия. 9 класс, Химия. 10 класс. Базовый уровень; Еремин В.В, Кузьменко Н.Е., Лунин В.В, Дроздов А. А., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень, Химия. 11 класс. Базовый уровень, Химия. 11 класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2008—2010.

12. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2002. 224 с.; Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2002. 208 с.

13. Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2011. 224 с.

14. Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Рыжова О.Н. и др. Вступительные экзамены и олимпиады по химии: опыт Московского университета / Под ред. Н.Е. Кузьменко, О.Н. Рыжовой, В.И. Теренина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 624 с.

15. МГУ — школе. Школьникам, учителям и образовательным учреждениям (URL: http://teacher.msu.ru/ 20.01.2014).

16. Кузьменко Н.Е. Резолюция Первого Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии // Химия в школе. 2012. № 6. С. 2—5.

17. Лунин В.В, Кузьменко Н.Е., Тюльков И.А. Первый Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии // Химия в школе. 2012. № 3. С. 2—3.

18. Материалы Всероссийского съезда учителей химии в МГУ (16—18 февраля 2012 г.) (URL: http://www.chem.msu.ru/rus/ChemTeachers Congress2012/welcome.html 20.01.2014).

19. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Методические подходы подготовки к одной из форм внеклассной работы — химическим олимпиадам школьников // Инновационные процессы в химическом образовании: Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 2009. С. 89—91.

PEDAGOGICAL COMPONENT OF CLASSIC

CHEMISTRY EDUCATION IN UNIVERSITY

I.A. Tyulkov, Ya.A. Gritzuk, V.V. Lunin

The article describes the current situation of teacher training for chemistry teacher in schools and universities. Presents the interaction experience

of Chemistry Faculty with Faculty of Teacher Education, Moscow State University. Shown that at the Chemistry Faculty assembled a unique methodological material on the organization of competitions in chemistry at various levels. Within the program "MSU — School" is working to improve the skills of chemistry teachers of secondary schools.

Keywords: training of educators, teaching chemistry, professional development ofteachers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Тюльков Игорь Александрович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: tiulkov@general.chem.msu.ru

Грицюк Яна Александровна — заместитель заведующего учебным отделом химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: gritzyk74@gmail.com

Лунин Валерий Васильевич — доктор химических наук, профессор, академик РАН, декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель оргкомитета Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии. E-mail: vvlunin@kge.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.