Научная статья на тему 'Педагогическая ситуация как средство обогащения педагогического опыта студентов по развитию творческого потенциала школьников'

Педагогическая ситуация как средство обогащения педагогического опыта студентов по развитию творческого потенциала школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / DEVELOPMENT OF PUPILS' CREATIVE POTENTIAL / PEDAGOGICAL SITUATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саяпина Н. Н., Саяпин А. В.

В статье актуализируется проблема развития творческого потенциала школьников, раскрываются пути её решения в период профессиональной подготовки студентов педвуза посредством выполнения ими в период педагогической практики заданий, связанных с проектированием, реализацией и анализом педагогических ситуаций. Осуществление этой работы студентами-практикантами приводит к обогащению их педагогического опыта по развитию творческого потенциала школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саяпина Н. Н., Саяпин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SITUATION AS A METHOD TO ENRICH STUDENT PEDAGOGICAL EXPERIENCE WHILE DEVELOPING PUPILS' CREATIVE POTENTIAL

The topical problem of pupils' creative potential development is described in the article. It is suggested to solve the problem by providing pedagogical university students with special tasks considering designing, realization and analysis of pedagogical situations in the period of their professional training. Implementation of such tasks during the student school practice leads to their pedagogical experience enrichment through developing their pupils' creative potential.

Текст научной работы на тему «Педагогическая ситуация как средство обогащения педагогического опыта студентов по развитию творческого потенциала школьников»

УДК 378.147.015.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

©2010 Н.Н.Саяпина, А.В.Саяпин

Педагогический институт Саратовского государственного педагогического университета

им.Н.Г.Чернышевского

Статья поступила в редакцию 22.02.2010

В статье актуализируется проблема развития творческого потенциала школьников, раскрываются пути её решения в период профессиональной подготовки студентов педвуза посредством выполнения ими в период педагогической практики заданий, связанных с проектированием, реализацией и анализом педагогических ситуаций. Осуществление этой работы студентами-практикантами приводит к обогащению их педагогического опыта по развитию творческого потенциала школьников.

Ключевые слова: педагогическая ситуация, развитие творческого потенциала школьников, профессиональная подготовка.

Развитие педагогического образования в условиях сегодняшних изменений в жизни России рассматривается как время целенаправленного поиска, принятия решений, конструктивных переориентаций. Изменения в системе высшего педагогического образования предполагают его переход на многоуровневую структуру, что в свою очередь позволяет под новым углом зрения посмотреть на подготовку будущего учителя к выбранной профессии. Наметившиеся изменения ставят перед педагогическими вузами соответствующие задачи по обучению и воспитанию нового поколения учителей, которое должно принести идеи развития и формирования творческой личности в школу, и накладывают ответственность за их решение.

В Послании Президента Федеральному собранию о науке, образовании и инновациях отмечается, что одной из самых главных задач государственной важности является создание условий для самореализации молодых людей, причем самореализации на уровне творческой инновационной активности, так как их жизненный успех зависит от личной инициативы, самостоятельности, от способности к новаторству в профессиональной деятельности и творческому труду1. На открытии Года учителя в Санкт-Петербурге 21.01.10 года Дмитрий Медведев сообщил об утверждении инициативы «Наша новая школа» отметил, что правительство РФ приступает к реализации новой образовательной инициативы.

В рамках рассмотрения предмета нашего исследования необходимо выделить два ключевых направления развития общего образования из пяти представленных - это развитие учительского потенциала и система поддержки талантливых детей, которые,

Саяпина Наталия Николаевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: sayapinanat@mail. ru; Саяпин Алексей Васильевич, аспирант кафедры педагогики. Email: aleckseysav85@smail. com

1 Медведев Д. Послание Президента Федеральному собранию о науке. http://www.fed-biz.ru/news/1161.html (дата обращения 10.02.2010)

как нам думается, непосредственно связаны с подготовкой студентов педагогического вуза к развитию творческого потенциала школьников. Действительно, в современном быстро меняющемся мире развитие творческого потенциала школьников как подрастающего поколения является одной из главных задач образования. В связи с этим было бы уместным привести китайскую пословицу, которая гласит: «Если ты планируешь на один год - расти рис, на двадцать лет -выращивай деревья, на века - воспитывай детей».

Более того, мы считаем, что развитие творческого потенциала учащихся является одним из важнейших аспектов единого процесса обучения и воспитания в школе, так как современные условия предъявляют новые требования к ее выпускникам. Подтверждением наших рассуждений является высказывание Е.В.Бондаревской, считающей, что «сегодня востребу-ется выпускник, который не только овладевает знаниями, но и реализует себя благодаря им: развивает свой творческий потенциал, вступает в личностно значимую коммуникацию с окружающими людьми, культурой, проявляет охранительное отношение к природе и т.д.»2. Автор не уточняет, о каком выпускнике идет речь - выпускнике школы или вуза. При этом хотелось бы акцентировать внимание на следующем моменте. По мнению Ю.К.Бабан-ского, «потенциал учителя в последнее время возрос, но разность потенциалов между учителем и учеником уменьшилась»3. В связи с этим можно предположить, что усиленное развитие творческого потенциала учащихся может уменьшить разность соответствующих потенциалов между учителем и учеником. Это в свою очередь позволяет говорить о значимости развития творческого потенциала и у самих студентов в период их подготовки в вузе, и о той главной роли, которая отводится будущему учителю, способному реально вносить изменения в учебно-

2 Бондаревская Е.В Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - №6. - С. 12 - 18.

3 Бабанский Ю.К Педагогика. - М.: 1988. - С.90.

воспитательный процесс школы с целью осуществления эффективного развития школьников и их творческого потенциала. Действительно, для нас важным является тот факт, что студенты - будущие учителя - в ходе профессиональной подготовки должны научиться развивать творческий потенциал школьников, т.е. приобрести знания о сущности данного процесса, эффективной его организации, диагностики и освоить соответствующие умения. При этом необходимо отметить, что нельзя в достижении высокого уровня развития творческого потенциала школьников находиться вне подобного опыта. Поэтому подготовка студентов к профессиональной деятельности должна строиться таким образом, чтобы развивался и их творческий потенциал.

Итак, задачу обеспечения высокого качества профессиональной подготовки будущих учителей к развитию творческого потенциала школьников призвана решать система профессионально-педагогического высшего образования. Исследованием различных аспектов подготовки будущих учи-телей в педагогических вузах занимаются веду-щие специалисты в этой области, такие как О.А.Абдуллина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др. В их работах анализируется и оценивается подготовка будущих учителей в нашей стране и, наряду с достоинствами, в качестве недостатков отме-чается, что студенты сталкиваются с наличием серьезных трудностей в организации и прове-дении учебной работы, недостаточным владением ими практической педагогикой как конкретной технологией профессиональной деятельности, небогатым арсеналом средств и способов воз-действия на учащихся и взаимодействия с ними и т.д. В.Н.Ляудис констатирует, что меняется спе-цифика функций системы образования в новом мире «быстрого» развития, и образование, с одной стороны, служит трансляции социального опыта и тем самым его закреплению, а с другой стороны, оно готовит поколения к предстоящему, т.е. к жизни, изменившейся относительно сущест-вования предшествующего поколения4. А.М.Но-виков и другие ученые отмечают, что тради-ционно сложившаяся система професси-ональной подготовки специалистов в педвузах не может обеспечить опережающую функцию педаго-гического образования и развить у них навыки использования теоретической педагогики в прак-тической деятельности5. Можно предположить, что преподнесение студентам идей педагогики в процессе их подготовки без опоры на прак-тический опыт осуществления педагогической деятельности может повлечь за собой в даль-нейшем серьезные недостатки в работе выпус-кников педвуза.

Коллективное обсуждение современных проблем подготовки учителей, ее состояния и перспектив на всероссийской научно-практической конференции

4 Ляудис В.Н. Инновационное обучение и наука. - М.: 1992.

5 Новиков АМ. Научно-экспериментальная работа в образова-

тельном учреждении (деловые советы). - М.: 1998.

«Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» позволило ее участникам прийти к заключению, что, наряду со сложившимся в ряде вузов страны опытом успешной подготовки студентов, «налицо явное отставание вузовской подготовки от требований времени»6. Таким образом, в силу вышерас-смотренного профессиональная подготовка студентов в период их обучения в вузе к развитию творческого потенциала школьников не теряет своей актуальности, а приобретает сегодня новое звучание. Деятельность студентов в этот период подготовки представляется сложной и многогранной, а сам процесс подготовки -длительным и непрерывным. Ее осуществление в связи с реформированием системы высшего образования требует поиска новых подходов к проектированию содержания рассматриваемой подготовки, выбора наиболее оптимальных форм, методов и средств ее организации. А сам процесс должен быть ориентирован на наличие сформированной системы современных знаний о развитии творческого потенциала личности; признание искусства и творчества одной из важнейших витальных, социальных и профессиональных ценностей; сформированность основных умений развития творческого потенциала школьников; наличие опыта внедрения технологий развития творческого потенциала школьников; сформированность творческого отношения к педагогической деятельности и умения вносить в нее элементы новизны. Такая постановка проблемы потребовала остановиться на рассмотрении педагогической ситуации как средства обогащения педагогического опыта по развитию творческого потенциала школьников. Действительно, педагогическая практика как один из важных и необходимых компонентов профессиональной подготовки будущих учителей создает наиболее благоприятные условия для включения студентов в практическую педагогическую деятельность.

В нашем случае педагогическая практика студентов в их профессиональной подготовке строится таким образом, чтобы в ходе ее реализации педагогическая ситуация, посредством которой происходит формирование у студентов умений развивать творческий потенциал школьников, становилась для будущих учителей личностно значимой, обогащающей их профессиональный опыт. При этом необходимо отметить, что педпрактика студентов не может быть успешной, если она проходит как процесс их приспособления к педагогической действительности, а следовательно, и осуществление процесса развития творческого потенциала школьников в их будущей профессиональной деятельности. Педагогическая ситуация рассматривается нами в контексте единицы определения целостного учебно-воспита-тельного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала школьников.

6 Всероссийская научно-практическая конф. преподавателей педагог. учебных заведений «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №4. - С.3 - 6.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогическая ситуация определяется в ней неоднозначно. Педагогическая ситуация понимается как «совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе»7. В то же время она определяется как «кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся

8 Г)

взаимоотношений в лучшую или худшую сторону» . В этом педагогическом взаимодействии в период педпрактики оказываются, по меньшей мере два субъекта образовательного процесса - студент-практикант и ученик или воспитанник, - каждый из которых в зависимости от ситуации проявляет те или иные свойства и качества личности. Главным в понимании педагогической ситуации является то, что она позволяет реализо-вывать различные цели, задачи и функции учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие учащихся как будущих активных субъектов в общественной и трудовой деятельности, формирование их как личностей. Она определяется целью, задачами, этапами конкретного урока, воспитательного мероприятия и т.д., его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебной совместной деятельности и т.д. Педагогическая ситуация непосредственно связана с педагогической задачей. Её изучению уделяется значительное внимание в работах Г.А.Балла, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Слас-тенина и других. Это связано с тем, что деятельность субъектов образовательного процесса может быть описана и спроектирована как система процессов решения разнообразных задач, в том числе и педагогических. Педагогическая задача нами понимается как заданный в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) способ деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующиеся в вопросе. Практические педагогические задачи всегда отражают целостное восприятие педагогом конкретной ситуации9. Не будем останавливаться на уточнении сущности и специфики таких ключевых понятий, как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», а отметим их принципиальное отличие, заключающееся не в том, что педагогическая задача следует за педагогической ситуацией, «вырастает» из неё, а в том, как отмечает А.В.Брушлинский, что «теперь удалось, хотя бы предварительно и приблизительно, расчленить данное (известно) и искомое (неиз-

вестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи»10.

В процессе анализа педагогической ситуации студентами, вычленения в ней педагогической задачи и её четкого формулирования важно учитывать выделенные Н.М.Борытко следующие аспекты: субъективный способ отражения педагогической ситуации в сознании педагога или воспитанника; требуемое изменение в ребенке согласно условиям и средствам его обучения и воспитания; преодоление педагогического затруднения или кризиса, в котором и заключается механизм саморазвития педагога и ребенка; реальное затруднение, требующее для своего разрешения определенного 11

уровня компетентности .

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что педагогические ситуации могут выступать в качестве эффективного средства обогащения педагогического опыта студентов и позволяют им реализовать стратегию развития творческого потенциала школьников. И еще, они должны занять достойное место в конструктивной и прогностической деятельности будущих учителей по формированию навыков развития творческого потенциала школьников. Огромное значение в обогащении педагогического опыта по развитию творческого потенциала школьников имеет использование в период прохождения студентами различных видов педагогических практик заданий, направленных на проектирование, реализацию и анализ педагогических ситуаций, выполнение которых связано с осуществлением целенаправленной педагогической деятельности студентами в конкретных педагогических ситуациях, усиливающих развивающее влияние на учащихся. Основная задача заданий, направленных на проектирование педагогических ситуаций, т.е. искусственное их создание, заключается в отведении основной роли в них тем же связям и зависимостям, что и в реальной педагогической действительности. Этот момент является важным, так как при выполнении заданий у студентов вырабатываются собственные оценочные суждения, осуществляется поиск новых смыслов педагогической деятельности, формируются разнообразные эффективные педагогические решения и действия. Показателем усвоения в данном случае будут являться поведение и поступки студентов в реальном педагогическом процессе. Оценивание по этому показателю позволяет нам обратиться к исследованию Г.Н.Солнцевой, которая утверждает, что человек в разрешении ситуации проявляет три основных типа поведения. При первом типе поведения он вообще не делает попыток разрешения ситуации из-за ее слабой для него субъективной значимости. При втором типе поведения человек использует раннее известные и применяемые им способы действий. Третий тип пове-

7 Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д: 2005.

8 Там же.

9 Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /

Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков. Под ред.

Н.М.Борытко. - М.: 2007.

10 Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: 1983.

11 Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / НМ.Борьпко....

дения связан с ситуациями, при которых человек вынужден формировать новые способы действий12.

Задания, направленные на реализацию педагогических ситуаций, требуют от студентов самостоятельного принятия решения, импровизации, выбора типа взаимодействия будущего учителя с учащимися, выполнения норм педагогической этики, потребности в профессиональной самореализации и саморазвитии, высокого уровня развития творческого потенциала у самого студента, что в совокупности способствует формированию у будущих учителей умения развивать творческий потенциал школьников. Эти два вида заданий можно выполнять и в рамках теоретического обучения студентов, а третье задание, представляющее собой анализ педагогических ситуаций, - в период прохождения студентами педагогической практики. Отметим, что при всей важности использования заданий на проектирование, реализацию и анализ педагогических ситуаций в рамках лекционных и семинарских занятий они (педагогические ситуации) позволяют лишь моделировать профессиональную деятельность учителя, а студент по-прежнему остается объектом учебной деятельности. Эта линия также наглядно прослеживается на первых трех этапах технологии обучения анализу проблемных ситуаций и решению педагогических задач, предложенной З.А.Абасо-вым, в которой: 1) Преподаватель создает проблемную ситуацию, формулирует педагогическую задачу и предполагает способы ее решения. 2)Преподаватель создает проблемную ситуацию, из нее выводит (формулирует) педагогическую задачу, а студенты ищут способы ее решения. 3)Преподаватель создает проблемную ситуацию, а студенты формулирует задачу и ищут способы ее решения. 4) Студенты сами приводят примеры проблемных ситуаций, на их базе формулируют педагогические задачи и ищут способы их решения13.

Выполнение третьего задания - анализ педагогических ситуаций - создает реальную возможность проникновения в предметное и социальное содержание труда учителя, а сам студент становится субъектом профессионально-педагогической деятельности. В данном случае согласимся с мнением З.А.Абасова, который анализ педагогической ситуации рассматривает как акт творчества и считает, что «умение обнаружить проблемную ситуацию, перевести ее в педагогическую задачу и найти конструктивные способы ее решения является ключевой профессиональной компетенцией учителя, во многом предопределяющей эффективность учебно-воспитательного процесса в школе» 14 К этому мы бы добавили еще и эффективность развития творческого потенциала школь-ников. При осуществлении педпрактики студенты получали следующее задание: «Описать две-три педагогические ситуации, стихийно возникшие или специально соз-

12 Солнцева Г.Н. Психологический анализ принятия решений. -М.: 1985.

13 Абасов З.А. Анализ проблемной ситуации как акт творчества // Инновации в образовании. - 2005. - №3. - С.110 - 118.

14 Там же.

данные Вами в период педагогической практики, касающиеся развития творческого потенциала воспитанников, и предложить путь их решения».

Оно выполняется студентами в период прохождения воспитательной практики на 3 курсе в детских оздоровительных лагерях во временно созданных детских коллективах, и на 4 и 5 курсах в общеобразовательных школах. Выполнение данного задания в период педпрактики требует от студентов проявления личностных качеств, поиска смысла педагогической деятельности, построения образа и модели окружающей педагогической действительности, выбора позиции в решении проблемы развития творческого потенциала школьников. Смоделированная или созданная педагогическая ситуация в реальном учебно-воспитательном процессе обеспечивает «погружение» студентов в проблему развития творческого потенциала школьников. В разрешении подобных ситуаций, как показывает опыт, не существует правил, однозначных истин, простых решений. В этом случае студентам в принятии решений приходится опираться на научные теории, положения, идеи, представленные в содержании предметов общепрофессионального блока подготовки. Это связано с тем, что научная теория - упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, в то время как практика всегда конкретна и ситуативна.

Содержание педагогической ситуации и её характеристика Постановка педагогической задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации Возможные варианты и пути Ваших действий в разрешении (выходе, реализации и т.д.) педагогической ситуации Выбор действий в разрешении на практике (выходе, реализации и т.д.) педагогической ситуации Оценка и анализ результата выбора пути реализации (решения и др.) педагогической ситуации

1. 2...

Рис. 1. Описание педагогических ситуаций по развитию творческого потенциала воспитанников

Итак, можно заключить, что использование заданий, связанных с проектированием, реализацией и анализом педагогических ситуаций оказывает существенное влияние на обогащение педагогического опыта будущих учителей посредством их вовлечения в период педпрактики в учебно-воспитательный процесс школы в роли не пассивного исполнителя, а активного его участника по развитию творческого потенциала школьников и позволяет: 1) моделировать и реализо-вывать педагогические ситуации, наполненные раз-

личными видами деятельности и направленные на развитие творческого потенциала школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности; 2)на основе анализа студентами педситуаций расширять их образовательный маршрут, отражающийся в увеличении функций и условий, регулирующих развитие личности школьника и его творчества; 3) формировать умение использовать знания о технологиях развития творческого потенциала школьников в реальном учебно-воспитательном процессе школы.

PEDAGOGICAL SITUATION AS A METHOD TO ENRICH STUDENT PEDAGOGICAL EXPERIENCE WHILE DEVELOPING PUPILS' CREATIVE POTENTIAL

© 2010 N.Sayapina, A.Sayapin Pedagogical Institute of Saratov State Pedagogical University named after N.G.Chernyshevsky

The topical problem of pupils' creative potential development is described in the article. It is suggested to solve the problem by providing pedagogical university students with special tasks considering designing, realization and analysis of pedagogical situations in the period of their professional training. Implementation of such tasks during the student school practice leads to their pedagogical experience enrichment through developing their pupils' creative potential.

Key words: pedagogical situation, development of pupils' creative potential, professional training.

Sayapina Nataliya Nicolaevna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the chair. E-mail: sayapinanat@mail. ru Sayapin Alexey Vasilevich, postgraduate student of the chair. E-mail: aleckseysav85@gmail. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.