Н. Ш. Валеева, З. Р. Ажимов ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Раскрыты структура и содержание управленческой компетенции художественного руководителя творческого коллектива, разработана педагогическая система ее формирования.
Современному обществу нужны специалисты, которые могут анализировать, корректировать и совершенствовать свою деятельность самостоятельно. Формирование этих важных черт составляет основу управленческой рефлексии и имеет большое значение в развитии управленческой компетенции. До недавнего времени в ходе вузовской подготовки будущего специалиста приоритет отдавался воздействию и влиянию внешних факторов. Между тем, внутренние факторы, включающие в себя важные свойства личности (такие как интеллигентность, гуманность, культура общения, приемы саморегуляции психических состояний, преодоление психологических барьеров в учебно-познавательной деятельности), в большей степени регулируют формирование управленческой компетенции. Изучение и формирование этих свойств есть психолого-педагогическое условие интенсификации процесса обучения в вузе.
В системе высшего эстрадного образования должны быть найдены возможности полноценной профессиональной подготовки студентов для формирования у них управленческой компетенции, позволяющей эффективно руководить творческим коллективом. Тем самым могут быть созданы предпосылки для эффективного использования созидательно-преобразующего потенциала молодых специалистов, кадрового обновления управляющих структур. Важно создать оптимальные психолого-педагогические условия для формирования управленческой компетенции будущего специалиста, так как от этого зависит успешное решение управленческих проблем, с которыми неизбежно приходится иметь дело в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Высокая общественная значимость результатов деятельности руководителя обусловливает необходимость постоянного поиска путей и средств его профессиональноуправленческой подготовки. Отсюда и большое внимание, которое уделяется в педагогических и психологических исследованиях изучению специфики управленческой деятельности, созданию профессиограммы руководителя, определению структуры, содержания, форм и методов теоретической и практической подготовки студентов, разработке методик, способствующих развитию их общих и специальных способностей.
Мы рассмотрели ряд моделей, описанных в современной психолого-педагогической литературе, которые можно учитывать и при подготовке художественного руководителя творческого коллектива. В.А.Сластенин включает в нее: свойства и характеристики личности руководителя, требования к психолого-педагогической подготовке (знания, умения, навыки); Н.В.Кузьмина - объем и состав специальной подготовки, содержание методической подготовки по специальности; А.Н. Леонтьев - коммуникативные умения; Е.А.Климов к числу профессиональных качеств относит: высокий уровень умственных способностей, высокий идейный и моральный облик, организаторские способности, спо-
собность быстро и правильно понимать внутреннее душевное состояние другого, волевые качества, способность использовать речь как средство воздействия на людей, способность одновременно быть внимательным к многим объектам, способность с большей вероятностью предвидеть дальнейшее поведение другого.
Проведенный анализ работ свидетельствует о том, что специфика становления и развития управленческой компетенции будущих художественных руководителей творческих коллективов остается недостаточно изученной. Управленческая компетенция рассматривается нами в качестве необходимого компонента содержания профессиональной подготовки современного специалиста эстрадного образования.
Управленческую компетенцию мы рассматриваем как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, обозначенных нами как аксиологический, гносеологический, технологический. Для построения дидактической системы развития управленческой компетентности будущего художественного руководителя за основу были положены данные компоненты, которые служили ориентиром для изучения уровня ее сформиро-ваннности.
Аксиологический компонент рассматривается в качестве той основы, на которой происходит целенаправленное формирование личностно-ценностного отношения будущего специалиста к управленческой деятельности, потребности овладения ею как важного средства организации и управления творческим процессом художественного коллектива. Функция аксиологического компонента приобретает доминирующее значение, так как способствует пробуждению у студентов интереса к осмыслению необходимости овладения началами управленческой культуры, поскольку она предоставляет будущим специалистам возможность освоить научно-теоретические основы управления творческим коллективом, психолого-педагогические механизмы его осуществления, а также оказывает благотворное влияние на формирование личностных качеств будущих специалистов (способствует овладению культурой общения, помогает включаться в многообразные виды коллективной творческой деятельности, ситуацию успеха), а в целом убеждает в правильности выбора своей профессии.
Первоначальный этап аксиологического компонента проявляется в мотивационной готовности, заинтересованного отношения студентов к развитию управленческой компетенции и начинается с актуализации, воссоздания профессиональных ситуаций, которые ранее были личностно прожиты.
Следующим этапом развития управленческой компетенции является обогащение представлений студентов об особенностях проявления профессиональной подготовки, непосредственно связанной с мотивационно-потребностной сферой. Одним из эффективных средств решения этой задачи является применение специально составленных схем-моделей, в которых наглядно виден различный уровень сформированности управленческой компетенции опытного художественного руководителя и выпускника.
Важным средством развития аксиологического компонента является наблюдение и анализ «живой» работы творческого коллектива, в процессе которых происходит овладение личностно-ценностными установками, формирование идеала. Иными словами, аксиологический компонент развития управленческой компетенции является тем стержнем, вокруг которого конструируются основные свойства и качества личности специалиста как профессионала.
Гносеологический компонент направлен на обогащение у будущих специалистов психолого-педагогических знаний и представлений о сущности управленческой деятельности в целом и ее различных сфер, структурных компонентов, признаков и особенностей.
Ценностный смысл содержательного компонента данной подготовки заключается в неразрывной связи знаний студента об управленческой деятельности и его личностных способностях для выполнения деятельности. Данный подход указывает на необходимость особого стиля преподавания, актуализирующего творческий путь постижения знаний (движения от первоначального «предощущения» знания до логически выверенного, глубокого понимания «воссоздания» его сущности).
Ведущей задачей технологического компонента является осуществление конструктивной функции, направленной на моделирование проектов управленческой деятельности самими студентами с учетом объективных возможностей и средств, в зависимости от ситуации, а также их личностных особенностей. Поэтому основную функцию технологического компонента в формировании управленческой компетенции мы рассматриваем в умении студентов пользоваться: определенным багажом специфических знаний, умений и владением эвристическими процедурами; технологией решения управленческих задач, сравнением и анализом выбранных технологий, их гуманистической направленностью. Основными условиями успешной реализации данного компонента в формировании управленческой компетенции являются: направленность деятельности будущего специалиста на творческую самореализацию личности; взаимосвязь профессионального мышления будущего художественного руководителя и его практической деятельности; нацеленность преподавания на формирование у студента осознания значимости управленческой компетенции в будущей практической деятельности.
Формирование управленческой компетенции успешно осуществляется при условии ориентации студента на «творческо-задачный» подход, характеризующийся проблемным, дискуссионным характером, направленным на осознание сущности и структуры своей деятельности. При этом существенно меняется путь профессионального самопознания: «аксиомы» управленческой деятельности не постулируются, а «рождаются» посредством самостоятельных творческих усилий студента и преподавателя в ситуации постоянного творческого подхода. Ориентация на «творческо-задачный» подход, реализуемый нами в форме самостоятельных работ, актуализирует и воссоздает личностный профессиональный опыт непосредственного общения с людьми-руководителями, педагогами. Все это позволяет студенту часто впервые оценить собственные профессионально-управленческие качества личности, определить требования к себе, направления своего самосовершенствования. Формами и методами реализации технологического компонента являются ролевые и деловые игры, проблемная беседа, дискуссия, тренинги и т. д.
Процесс формирования управленческой компетенции у будущего художественного руководителя творческого коллектива включает в себя различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности: преподавание и учение, образующих процесс обучения; самостоятельная деятельность студентов; самоучение, самоменеджмент; усвоение опыта путем анализа, осмысление и преобразование сферы деятельности, в которые студент включен.
Таким образом, на каждом этапе процесса формирования управленческой культуры существует преобладающий вид деятельности, который необходимо активизировать.
Мы рассматриваем формирование управленческой компетенции будущих художественных руководителей творческого коллектива как процесс становления (самостоятельно или с помощью других) мотивационно-ценностного отношения к управленческой деятельности, усвоения системы знаний о ней, формирования управленческих умений и гуманистических навыков управления творческим коллективом, результатом которого является высокий уровень сформированности управленческой компетенции у специалиста.
В рамках целостного педагогического процесса вуза, система формирования управленческой компетенции у студентов специальности «Народное художественное творчество» обладает всеми присущими ему признаками: целесообразностью, адекватностью процесса формирования будущей профессиональной деятельности, внутренней дифференци-рованностью, целостностью, последовательностью, поэтапной организацией.
В процессе подготовки формируется отношение к высококультурным формам управления, поскольку профессиональная деятельность художественного руководителя должна отвечать ряду требований:
• управленческая деятельность является основой профессиональной деятельности художественного руководителя, для успешного развития которой ему необходимо наличие специальных знаний и умений в области управления;
• в процессе данной деятельности специалисту необходимо предусмотреть создание благоприятных условий для функционирования и развития как творческого коллектива в целом, так и личности его членов;
• управленческая компетенция предполагает высокую степень творческого и осознанного участия в процессе управленческого взаимодействия, ориентацию на гуманистические ценности, знание психологии общения, норм и правил управления, развитые управленческие умения и навыки.
На основе этих исследований мы утвердились во мнении, что обеспечить успешность этого процесса возможно путем создания дидактической системы. Разработанная нами система основывается на следующих принципах: принципы, способствующие становлению личностной позиции студента в педагогическом процессе (личностного подхода, эмоциональности, культурологического подхода); принципы организации содержания профессиональной подготовки (интеграции, системности); принципы организации процесса обучения (моделирования, диалогичности, отраженной субъектности).
Формирование управленческой компетенции будущего художественного руководителя творческого коллектива, осуществляемое в условиях целостного педагогического процесса, можно характеризовать следующими признаками: адекватностью деятельности, целесообразностью, внутренней дифференцированностью, целостностью, последовательностью, поэтапной организацией. Результатом исследуемого процесса является достаточный уровень развития управленческой компетенции будущего специалиста. Описываемый результат обогащает и совершенствует общую профессиональную подготовку специалиста.
© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ; З. Р. Ажимов - асп. той же кафедры.