ПЕДАГОГИКА
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.Ю. Курчатова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость создания педагогической системы активизации речемыслительной деятельности старших школьников. Предлагаемая система включает пять компонентов, обеспечивающих образовательный контекст для активизации речемыслительной деятельности: мотивационно-целевой, содержательно-социализирующий, операционно-технологический, результативно-диагностический и продуктивно-рефлексивный. Последовательное их внедрение позволяет направлять, контролировать и корректировать процесс активизации речемыслительной деятельности старших школьников.
Ключевые слова: педагогическая система, процесс активизации речемыслительной деятельности, старшие школьники, компоненты педагогической системы.
A Pedagogical System of Activating of the Process of Thinking and Speaking in High School Students
N.Y. Kurchatova
The paper states the necessity of creating a pedagogical system of activating the process of thinking and speaking of high school students. The proposed system consists of five components which provide the educational context for activating the process of thinking and speaking: a motivating goal-oriented, a content-based socializing, an operational technological, a resultant diagnostic and a productive reflective components. Their phased implementation allows to direct, control and correct activating of the thinking and speaking processes of high school students.
Key words: pedagogical system, activating the process of thinking and speaking, high school students, components of the pedagogical system.
Изменение коммуникативного пространства России, интеграция новых технологий повлекли за собой потребность общества в активных, конкурентоспособных, творческих людях. Педагогика как основная область знаний, отвечающая за обучение и воспитание такой личности, гибкой, готовой к принятию неординарных решений, не боящейся перемен, отреагировала на эту ситуацию повышением уровня образования и воспитания, поиском новых путей в обучении и подходов в воспитании современного человека. В результате этих изменений одним из актуальных принципов в педагогике стал принцип активности, который акцентуировал деятельностный подход к обучению и позволил говорить о том, что лучше всего личность развивается в деятельности и через деятельность, достигая наибольших успехов при постоянной ее активизации. Поэтому современная педагогическая наука направляет все свои усилия на активизацию различных видов деятельности в процессе обучения и воспитания, среди которых важное место занимает проблема активизации речемысли-
© НЮ. Курчатова, 2009
тельной деятельности. Эта проблема получила широкое освещение в психолого-педагогической литературе, однако вопрос активизации речемыслительной деятельности старших школьников остается открытым для научного поиска.
Речемыслительная деятельность является составной частью практически любого вида деятельности человека (например, обучения и развития). Имея отражательно-преобразующий характер, речемыслительная деятельность направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к ней самой, а через нее - к миру. Влияя на качество учения, от которого зависит результат обучения, развития и воспитания школьников, процесс активизации речемыслительной деятельности помогает скорейшему достижению человеком наивысших результатов в любом виде деятельности, поэтому можно говорить о том, что решение проблемы её активизации способствует успешной социализации личности старшего школьника, его качественному обучению и эффективному воспитанию.
Процесс активизации речемыслитель-ной деятельности наиболее эффективно, на наш взгляд, реализуется в среде старших школьников, которые стремятся быть взрослыми, хотят проявить себя, доказать свою состоятельность, стараются найти себя в среде сверстников, самоопределиться. Одновременно с этим у них развиваются высшие формы мышления (логическое и теоретическое) и происходит становление ведущих видов деятельности - общения и профессиональной ориентации. Однако старшие школьники часто не в состоянии справиться с огромными физиологическими, психическими, социальными и духовными переменами, происходящими в них, поэтому так часто интерес к учебе ослабевает, качество знаний ухудшается, отношения со взрослыми становятся натянутыми.
Исходя из требований к процессу обучения и воспитания, с одной стороны, и из противоречия, создаваемого особенностями возраста старшего школьника, - с другой, в своей работе мы сделали попытку ответить
на вопрос: что определяет эффективную активизацию речемыслительной деятельности этой категории учащихся?
Определив речемыслительную деятельность как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности, а активизацию речемыслительной деятельности как организуемый педагогом процесс порождения устойчивых мотивов и потребностей в развитии творческого общения, способствующего становлению и самовоспитанию личности старшего школьника с помощью специально созданных педагогических условий, мы полагаем, что проблема активизации этой деятельности решается при создании педагогических условий. Выделяя в качестве одного из таких условий деятельность педагога, мы организацией этой системы мотивируем старших школьников в этом процессе, для чего систематизируем и закрепляем их знания по предметам (в нашем случае - по русскому языку и литературе), расширяем у них за счет выбранных компонентов системы социальную значимость этого вида деятельности. Ожидаемым следствием такого воздействия является самореализация и самовыражение, проявляющиеся на уроках и вне их.
Понимая под педагогической системой активизации речемыслительной деятельности старших школьников целенаправленную деятельность педагога и учащихся, где последние являются полноценными субъектами педагогического процесса, мы осуществили выбор компонентов для создания педагогической системы, руководствуясь трудами Ю.К. Бабанского1, В.П. Беспалько2, ТА. Ильиной3, В.В. Краевского4, Г.Н.Серикова5, В.А. Сластенина6, С.А. Смирнова7. Соглашаясь с Ю. К. Бабанским и И. П. Подласым, которые выделяют в качестве компонентов системы цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагога и воспитанника, а также достигнутые результаты, мы выделяем следующие компоненты этой педагогической системы: мотивационно-
целевой, содержательно-социализирующий, организационно-технологический, результативно-диагностический и продуктивно-рефлексивный.
Все компоненты предлагаемой системы подчинены одной цели - повышению уровня активизации названной деятельности и имеют три задачи: познавательно-систематизирующую, реализационно-практическую и продуктивно-творческую. Познавательно-систематизирующая задача предусматривает систематизацию, обобщение ранее полученных знаний, умений, навыков и опыта, восприятие и усвоение теоретического материала, ведущего к расширению и уточнению основных понятий теоретической базы рече-мыслительной деятельности. Содержанием реализационно-практической задачи является реализация полученных знаний на практике, овладение умениями и навыками, необходимыми для осуществления речемысли-тельной деятельности, получение опыта их применения и продуктов речемыслительной деятельности по образцу. Решение продуктивно-творческой задачи позволяет достичь вершин речемыслительных умений, области высших проявлений духовного мира. Она требует обобщения и систематизации полученных знаний, умений, навыков и опыта в индивидуальных творческих продуктах ре-чемыслительной деятельности (устных и письменных) и способствует самосовершенствованию, самоконтролю, самореализации детей. Решая эту задачу, педагог помогает учащимся находиться в постоянном творческом поиске и не ограничиваться стандартными решениями, формами и т.д.
Следующим компонентом исследуемой педагогической системы является содержательно-социализирующий. Аналогично моти-вационно-целевому, он реализуется через содержание познавательно-систематизирующей, реализационно-практической и продуктивно-творческой задачи речемыслительной деятельности и тесно связан с уровнем знаний, умений и навыков, а также уровнем активизации.
Организационно-технологический компонент педагогической системы составляют методы и средства организации данной деятельности - как традиционные, проверенные
временем и педагогической практикой, так и инновационные. При внедрении первого компонента мы используем методы, которые позволяют систематизировать и расширить знания учащихся, до минимума свести временные затраты на речемыслительные операции по использованию языковых единиц, развить интерес к предмету, выработать базовые умения коммуникации и взаимодействия с коллективом сверстников и педагогов. Мы выделили следующие методы, работающие на решение этой задачи: занимательный рассказ, беседу, лекцию, алгоритмические правила, иллюстрацию, демонстрацию, устные и письменные упражнения, самостоятельную работу, изложения, диктанты, работу с карточками, активное чтение. Решая вторую, реализационно-практическую задачу педагогической системы с помощью новой группы методов, мы способствуем реализации полученных знаний учениками на практике. Благодаря второй группе методов старшие школьники овладевают практическими умениями и навыками, необходимыми для осуществления речемыслительной деятельности, и получают опыт применения знаний, умений и навыков и продуктов рече-мыслительной деятельности по образцу, а также отрабатывают необходимые навыки общения. Среди них: работа с текстами (книг, учебников, пособий), письменные и устные задания (найти в тексте пример для алгоритма), освоение элементарных норм ведения разговора, взаимная проверка, взаимные задания, временная работа в группах, создание ситуации совместного переживания. Для решения третьей задачи педагогической системы активизации речемысли-тельной деятельности старших школьников мы используем в большей степени методы, способствующие обобщению и систематизации полученных знаний, умений, навыка и опыта и создание индивидуальных творческих продуктов речемыслительной деятельности. К ним относятся методы эмоционального стимулирования (игры, система перспектив), методы развития познавательного интереса (занимательное содержание, ситуация творческого поиска, ситуация проблемы), методы формирования ответственности и обязательств, дискуссия, конференция, ме-
тоды развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся, театрализация.
Особенностью функционирования представленной педагогической системы является чередование или комбинирование методов, относящихся к разным задачам, с целью достижения наилучшего результата. Это объясняется особенностью госстандарта и федеральной программы по изучению русского языка и литературы: в 8-9 классах школьники параллельно повторяют старый и изучают новый материал (синтаксис), в 10-11 классе основной акцент в обучении сделан на комплексное повторение материала и подготовку к ЕГЭ. Существуют определенные сложности: старшим школьникам постоянно приходится осваивать новую информацию, систематизировать, сопоставлять ее с уже имеющимися знаниями о мире, повторять пройденный материал, в то же время они должны активизировать свою речемыслительную деятельность, создавая творческие продукты этой деятельности.
Следующим элементом системы являются средства. Их условно можно разделить на три вида: 1) применяемые в качестве источника знаний (учебные, художественные тексты, тексты из хрестоматии, периодических изданий, наглядность, видео и аудио аппаратура); 2) обеспечивающие развитие специальных речемыслительных умений и навыков (проблемные вопросы, дидактические карточки и задания); 3) обеспечивающие творческую активизация речемысли-тельной деятельности (предложения-темы сочинений, текстовые зачины и т.д.).
Следующим компонентом предлагаемой нами педагогической системы является результативно-диагностический компонент. Основной элемент - формы, выбор которых также определяется направленностью на цель и на диагностику процесса активизации.
Экспериментальная проверка педагогической системы активизации речемыслитель-ной деятельности старших школьников показала, что результативно-диагностический компонент предполагает использование традиционных и нетрадиционных форм данной деятельности. Решению каждой задачи ус-
ловно соответствует определенная форма активизации. При решении познавательно-систематизирующей задачи мы использовали формы, организующие восприятие старших школьников, систематизирующие знания, способствующие выбору теоретического материала по вопросам интересующей темы. К данной группе форм относятся: уроки-лекции, уроки-обобщения, уроки-консультации, уроки-мини-зачеты, комплексные зачеты, экзамены. Эти же формы применяются при решении реализационно-практической задачи активизации. Их назначением является организация практического применения полученных теоретических знаний, углубление, расширение, приобретение старшими школьниками навыков и опыта для создания творческих, самостоятельных продуктов рече-мыслительной деятельности. Кроме перечисленных выше форм к ним мы можем отнести следующие виды уроков: беседы, комбинированные, группового творчества, конференции, самостоятельного поиска, анализ, констатации, дискуссии. Характерным признаком форм, применяемых при решении первых двух групп задач, являются ранее полученные знания, последовательное применение которых приводит к определенным результатам: приобретаются умения, навыки и опыт их самостоятельного использования. Решению продуктивно-творческой задачи способствуют интегрированные уроки, театрализованные, конференции, «суд», урок-чаепитие, игры, академбои, дискуссии. Основным их назначением является активизация речемыслительной деятельности, влекущая за собой производство творческих продуктов этой деятельности, получение возможности максимального творческого самовыражения. Эти формы требуют от учащихся импровизации, реализации своей творческой идеи.
Последним компонентном нашей системы является продуктивно-рефлексивный, которой заключается в переосмыслении участниками педагогического процесса продуктов-результатов совместной речемыслитель-ной деятельности. Это особые реакции, эмоциональные состояния, важнейшие последействия, выражающие удовлетворенность процессом всех его участников.
Выделяемая нами в качестве одного из педагогических условий активизации речемыслительной деятельности старших школьников педагогическая система способствует успешности этого процесса. Она включает в себя несколько компонентов (мотивационно-целевой, содержательно-социализирующий, организационно-диагностический, результативно-диагностический и продуктивно-рефлексивный). Следование цели и задачам, а также постепенность и последовательность внедрения предлагаемой системы позволяет контролировать эффективность процесса активизации, корректировать его, охватывая постепенно всех участников этого процесса.
Примечания
1 См.: БеспалькоВ.П. Основы теории педагогических систем. М., 1977.
2 См.: Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., 1982.
3 См.: Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972.
4 См.: Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
5 См.: Сериков Г.Н. Педагогические системы обучения / Под ред. проф. Н.А. Томина. Челябинск, 1980.
6 См.: Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
7 См.: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С .А. Смирнова. М., 1999.