Научная статья на тему 'Педагогическая система Агриппины Яковлевны Вагановой и её влияние на обучение студентов современной хореографии в средне специальных и высших организациях'

Педагогическая система Агриппины Яковлевны Вагановой и её влияние на обучение студентов современной хореографии в средне специальных и высших организациях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1470
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ТАНЕЦ МОДЕРН / ДЖАЗОВЫЙ ТАНЕЦ / CONTEMPORARY DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

В статье изучаются педагогические методы Агриппины Яковлевны Вагановой. Объясняется её роль как педагога и вклад в искусство балета. Положенные в основу технические принципы классического танца исследуются и соотносятся к современной хореографии. Автор статьи применяет сравнительный анализ классического и современного танца. Рассматривается балет как средство, влияющее на обучение, воспитание и развитие студентов при освоении современного танца. Объясняется оптимальность воздействие системы классического балета на современную хореографию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система Агриппины Яковлевны Вагановой и её влияние на обучение студентов современной хореографии в средне специальных и высших организациях»

SCIENCE TIME

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АГРИППИНЫ ЯКОВЛЕВНЫ ВАГАНОВОЙ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Верхоляк Альберт Валентинович, Московский государственный институт культуры, г. Москва

E-mail albert27@yandex.ru

Аннотация. В статье изучаются педагогические методы Агриппины Яковлевны Вагановой. Объясняется её роль как педагога и вклад в искусство ^ балета. Положенные в основу технические принципы классического танца • исследуются и соотносятся к современной хореографии. Автор статьи применяет сравнительный анализ классического и современного танца. Рассматривается балет как средство, влияющее на обучение, воспитание и развитие студентов при освоении современного танца. Объясняется оптимальность воздействие системы классического балета на современную хореографию в целом.

Ключевые слова: Педагогическая система, метод исследования,

классический танец, танец модерн, джазовый танец, contemporary dance.

Преподаватели средне специальных и высших организаций культуры и искусства отмечают, что по-прежнему система обучения классическому танцу Агриппины Яковлевны Вагановой остаётся самой совершенной и единственной, которая воспитывает у обучающихся чувство стиля, стремиться к совершенству пластической формы танца и выразительности при исполнении балета. Изданная книга Агриппины Яковлевны «Основы классического танца» является ключом к изучению балетного искусства в практике. Изложенные в её издании методические принципы построения учебного занятия, описание движений и приведённые примеры на французском языке дают точную направленность в изучении классического танца и в будущем формируют у обучающихся профессиональные навыки, практические результаты, способствуют

образованию балетных артистов. Работая на благо искусства танца в XX веке Ваганова становиться блестящим педагогом и внесённые ею изменения и

77

о

Щ SCIENCE TIME Щ

предложенные хореографические приёмы не могли показаться неуместными строгими ревнителями академизма, однако достигнутые методы в работе с учениками, стремления работать с языком классического танца, доводя его до совершенства, становятся неотъемлемой частью образа жизни Агриппины. Как известно метод является путём или способом достижения результатов и поставленной цели, и как достичь галантности, завершённости и изысканности стиля классического танца Ваганова знала. Её методами: чувство позы, “стальной” aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков, строгость процесса обучения, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники мужского танца, стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению и свойству рук завершать художественный облик балерины и танцевать всем телом начинают пользоваться многие мастера классического танца, в работе с обучающимися по долгу отрабатывают отдельные движения и танцевальные классические партии, постоянно улучшают манеру танца, соблюдают академические традиции, вырабатывают в учениках выворотность, контролируют собранный подтянутый корпус, воспитывают ощущение мягких и эластичных стоп при исполнении движений ногами, следят за воздушностью прыжков, обучают возвышенному и полётному качеству движения: баллону и элевации. Пользуясь педагогическими приёмами Вагановой, педагоги всё время развивают у обучающихся апломб, телесную выразительность, чёткое понимание ракурсов танца, профильных положений, элегантности при исполнении, стремлении к совершенству пластической формы движений, благородство манер, уважение партнёра по танцу и завершённость стиля при исполнении вариаций из балетов. Выпущенная книга шесть раз переиздавалась, однако все изложенные педагогические приёмы, взгляды, и методы в работе с исполнителями в последствии заняли достойное место в технике ведущих балетных артистов в России, Азии и Европе. Нельзя не сказать, что в 1988 году хореографическое училище имени Агриппины Яковлевны Вагановой учредило конкурс для обучающихся в балетных училищах СССР — «Ваганова — Prix». Её имя становиться эталоном в педагогике классического танца и возводиться как образец и подлинность достижений классического балета, имеющего свою историю, теорию и практику. В 1995 году балетный конкурс её имени приобретает международный статус и победителями являются: Ульяна

Лопаткина, Андриан Фадеев, Светлана Захарова. Масштаб конкурса привлекает многих балетных танцовщиков и балерин со всех стран мира, а имя великого педагога, которая разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, формировании строгости постановки корпуса, становиться общепризнанным во всех мировых школах балета, академий, университетов и институтов культуры и искусства. Ваганова

78

о

Щ SCIENCE TIME Щ

основоположник основ классического танца, которая смогла систематизировать знания о методики балета, а положенные и утверждённые ею педагогические приёмы балетного искусства стали действительными во всём мире.

Влияние разработанных законов классического танца на обучение студентов современному танцу очень существенное и значительное. Сценическая культура, основанная на системе преподавания Вагановой для культуры современной хореографии станет фундаментальной, формирующей основу тела танцовщика, устойчивую при исполнении трюковых и технически сложных движений, помогающей освоить современную хореографию. Большинство педагогов придерживаются коллективного мнения, что добиться эффективного изучения направления современная хореография можно только в том случае если она изучаются в непрерывном образовательном процессе и единой системе профессиональной подготовки многим дисциплинам: «Классический танец», «Модерн танец», «Джазовый танец», «Contemporary dance». Только в постоянном непрерывном обучающем процессе изучения вышеперечисленных дисциплин появляются качественные показательные результаты у студентов в средне специальных и высших организациях. Классический танец необходимо изучать досконально и уделять балету большое количество времени или отводить дисциплине дополнительную физическую нагрузку. После формирования постановки корпуса, стоп, рук, выработки силовой выносливости, изысканности и завершённости стиля необходимо начинать осваивать танец модерн, и его техники: Марты Грэм, Мэрса Каннигема, Хамфри-Уэйдмана, Техника Релиз, Хосе Лимон, поскольку главной проблемой классических танцовщиков является неумение отказаться от строгих профильных положений, неумение поменять манеру академического танца на принцип свободного, мягкого, расслабленного владения телом, умеющим интонировать различными качествами движения телесных ощущений на музыку. В будущем это проблема многих балерин и танцовщиков с которыми хореографам становиться трудно работать, поскольку их телесная выразительность, отличное исполнительское мастерство, способность к эмоциональной отзывчивости отказывается принять различные мышечные ощущения при постановке современной хореографии. Сложным становиться умение совместить балетную подготовку с тяготением к parterre под воздействием гравитации к интеллектуально-творческим, душевным и духовноэнергетическим задачам поставленным балетмейстером для воплощения танца. Классический танец необходимо изучать с его основ и на протяжении всего процесса обучения, он формирует эстетику танцора, а присутствие школы, техники и сценической выразительности в учениках является залогом красоты линий тела на которые с точки зрения формы движений приятно смотреть зрителю, и только после того как красота достигнута с ней необходимо работать педагогам по современному танцу над различными качествами движений:

79

о

Щ SCIENCE TIME Щ

relaxation and tension, momentum and impact, swing and continious, Rebound. Комплексное изучение дисциплинам позволяет открыть в учениках новые телесные ощущения. Это необходимо делать, иначе от излишнего освоения классического танца ученики в последствии не смогут отказаться от строгости, академичности стиля, чётких правил и балетных канонов. Овладение различными синтетическими мышечными ощущениями, способствующими профессиональному росту артистов перестанут быть доступными если обучающиеся в течении длительного времени изучают узконаправленно классический танец и балетную хореографию. После овладения необходимыми качествами движений, в постановках танца следует добиваться: красоты формы классического танца в синтезе с ощущениями зависания и воздушности; апломба, чувства позы и нарушения вертикальных плоскостей классического танца; стремления парить над гравитацией в балете и умения находчиво обращаться с уровнями и возможностью интересно передвигаться на parterre ; изысканно преподносить классический танец и вдруг нарушить границы красоты и с помощью мягкого владения телом использовать различные качества движений: relaxation and tension, swing and continious.

Педагогическая система Агриппины Вагановой также оказывает положительное воздействие на изучение студентами джазового танца как в средне специальных так и в высших организациях. Классический танец основа всех танцевальных направлений, и только после становления изящества тела танцоров начинается освоение джазового танца и его техник: Гасс Джордано, Юджин Луис Фасиуто (Луиджи), Матт Матокс, модерн-джаз техника Лестера Хортона. Вспомогательными техниками для изучения джаз танца могут стать примеры следующих хореографов: Рик Одамс, Джеральдина Армстронг и разработанные авторские техники джаз танца педагогами, живущими в XXI веке. Знания законов классического танца и технические принципы балета помогают телу танцора быть готовым к изучению методики и техники различных направлений джазового танца. Как известно джаз танец-это стремления танцовщиков максимально раскрыть свои индивидуальные выразительные возможности, используя технически интересные прыжки, высокую эмоциональную активность, борьбу с гравитацией, а не просто парение в воздухе, применение уровней вертикальных и горизонтальных плоскостей, наполняя движение энергетически и как бы наружу с психофизической активностью, исполняя танцевальные действия. Поскольку джаз-это танец формы, исходящий от танцовщиков во внешнюю пространственную сторону, наполняя движения чувственностью и выразительностью, то самый главный признак, по которому можно определить профессионализм танцовщиков- это стремлении к экзальтации, как наивысшей задачи и понимания принципа действия танцора во время исполнения манеры джазового танца.

80

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Экзальтированное состояние исполнителей во время освоения джазового танца способствует профессиональному росту артистов. Правильное осознание данного ощущения (приподнятое настроение с оттенком восторженности) помогает перейти от среднего на продвинутый уровень обучения и улучшить техническую подготовленность. Классический танец и методы Агриппины Яковлевны Вагановой в синтезе обучения джазовому танцу придают артистам эстетическую сторону воспитания и сценическую привлекательность, иначе без изучения балета смотреть на тела танцоров со сцены будет невозможно, отсутствие сценической культуры и освоенной школы классического танца будут показателями непрофессионализма.

Contemporary dance следует изучать на старших курсах в средне специальных и высших организациях, поскольку эта форма танца предполагает наличие сформированных танцевальных навыков и знаний классического танца на продвинутом уровне. Методы Вагановой уместны для танца контемпорари, поскольку сформированную сценическую культуру, школу и техническую подготовленность у танцоров нельзя отнять. Эстетика сформированных действий методами Агриппины в сочетании с танцем контемпорари визуально _ приятна для просмотра зрителями, поскольку само поведение артистов на сцене с поставленным корпусом, балетной культурой и синтеза с современным танцем вызывает у сидящих в зрительном зале восхищение. Заниматься изучением чередования напряжённых мышц с быстрым сбросом, расслаблением, резкими остановками, падениями и подъёмами, работать с дыханием, самопознанием тела, работать в паре, изучать парные поддержки, быть готовым к интеллектуальному танцу можно только после пройденной школы классического танца и методов Вагановой. Направление танца контемпорари основывается на следующих техниках: Техника Александера, Метод Фельденкрайза, техника Соматик, анализ движения Рудольфа Лабана, основы Ирмгард Бартеньефф, а также авторские техники хореографов, живущих в XXI веке. Чтобы познать интеллектуальный танец необходимо быть готовым к этому по возрасту, уму, профессиональной подготовленности и философскому восприятию мира, только тогда будет положительный эффект школы классического танца и методов Агриппины Яковлевны на изучение студентами танцу контемпорари. Осознать сбалансированное состояние тела, психики и души нельзя ребёнку и даже студенту без навыков и достигнутого зрелого возраста, а педагогам не стоит этот танец давать детям вообще, поскольку они не готовы ещё к таким познаниям умственно и психически, иначе процесс освоения навредит эмоциональнопсихическому мировоззрению обучающихся. Если танец контемпорари учит понимать своё тело и потребности души в настоящий момент времени, не думать о гармонии, забыть об идеалах красоты и пропорциональности, осознать ощущения дисгармонии, отсутствии эталонов, неприятие продуманной

81

о

Щ SCIENCE TIME Щ

сюжетной линии, то к таким решительным изменениям надо быть готовым студентам на последних годах обучения в средне специальных и высших организациях. Если на основе положенных методов Вагановой педагоги при постановке танцевальных композиций добиваются повествования истории, сюжета, застывших поз античных скульптур и красоты движений, то при изучении танца контемпорари обучающиеся не придерживаются четкого сценария, а слушают голос своего тела. Необходимо понимать что педагогические приёмы постановки танца Растислава Захарова, Игоря Смирнова, Фёдора Лопухова будут недействительными. Контемпорари уже вводиться как грандиозная обучающая программа для работы с людьми во всём мире и эстетика балета станет лишь дополнением и методы Вагановой будут использоваться как тренажная классика. Необходимо использовать

индивидуальный педагогический подход совместного послушания с учениками, способного добровольно раскрыть творческие способности в учениках и найти ответы на свои вопросы и прислушаться к своему телу. В результате данного эксперимента у каждого человека образуется свой танец, выражающий гамму собственных не навязанных чувств, а эстетика классического танца будет удачно _ сочетаться в линиях тела артистов и подачей современного танца.

Главной целью при воспитании артистов и педагогов хореографии должно быть правильное применении законов классического танца Агриппины Яковлевны Вагановой в сочетании с сбалансированными нагрузками по современной хореографии, а это будет являться залогом формирования универсальных танцовщиков и педагогов, владеющих в комплексе различными стилями, которые смогут быть адаптированными к различным условиям современного социума в профессиональной танцевальной среде, умеющими с лёгкостью применять различные навыки при приёме на работу в различные творческие проекты на контрактной основе и быть конкурентоспособными на рынке труда и в различных организациях.

Литература:

1. Основы классического танца. А.Я. Ваганова. 9-е издание, стереотипное. Издательство ЛАНЬ, (2007 г.) 192 стр.

2. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе: Учеб. пос. для студ. вузов культуры. -М.: МГУКИ, 2011. - 165 с.

3. Никитин В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: Учебнометодическое пособие. М.: МГУКИ, 2014. 312 стр.: с илл.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Джазовый_танец

82

о

SCIENCE TIME

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/ agrippina_waganova/history.html

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samopoznanie.ru/schools/ kontemporari/

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://veter-peremen.info/tanets/ technique/

о

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.