Научная статья на тему 'Педагогическая семиология: контуры становления'

Педагогическая семиология: контуры становления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
702
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕМИОЛОГИЯ / СИНТАКТИКА / СЕМАНТИКА / ПРАГМАТИКА / SEMIOTICS / TEACHING SEMIOLOGY / SYNTACTICA / SEMANTICS / PRAGMATICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукацкий Михаил Абрамович

В статье охарактеризована программа построения новой области научного знания педагогической семиологии. Описана структура нарождающейся научной дисциплины и дана ей интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SEMIOLOGY: THE CONTOURS OF THE FORMATION

The article describes the program of constructing new scientific knowledge pedagogical semiology. The article describes the structure of the nascent scientific discipline and gives its interpretation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая семиология: контуры становления»

ТРИ «М»:

М.А. Лукацкий

МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 37.01 + 81-11

Педагогическая семиология: контуры становления

В статье охарактеризована программа построения новой области научного знания — педагогической семиологии. Описана структура нарождающейся научной дисциплины и дана ей интерпретация.

Ключевые слова: семиотика, педагогическая семиология, синтактика, семантика, прагматика.

Многим сейчас стало ясно, что человек — в том числе человек науки — должен освободить себя от сплетенной им самим паутины слов и что язык — в том числе язык науки — остро нуждается в очищении, упрощении и упорядочивании. Теория знаков — полезный инструмент для ликвидации последствий этого своеобразного «вавилонского столпотворения».

Ч.У. Моррис

Знаки потому и знаки, что они означают что-то, проявляющееся в действительности.

М.Л. Гаспаров

Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярных планировок и стандартными домами.

Л. Витгенштейн

То, что познавательная деятельность человека невозможна без использования языка, сегодня ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения. С тем, что язык (система знаков) — это и надежный проводник человека в мир неведомого и непознанного, и посредник между ним и постигаемой им действительностью, и хранитель знаний, полученных в контексте его встречи с незнакомой реальностью, согласно большинство исследователей. Подавляющее их число разделяют убеждение, что язык — универсальный выразитель человеческого понимания мира и судья, выносящий вердикт о правильности или ложности утверждений о происходивших и происходящих событиях. Мало найдется исследователей, всерьез оспаривающих мнение, что

© Лукацкий М.А., 2015

56

Педагогическая семиология: контуры становления

язык — фундамент сознательного бытия человека и базис индивидуального и группового мышления, что именно он несет в себе творческую силу, способную преображать жизнь людей и наполнять их существование смыслом.

Эта особая роль языка в жизни людей и объясняет то пристальное исследовательское внимание, которое в настоящее время в разных науках уделяется раскрытию его тайн. Язык оказался в исследовательском пространстве не только языкознания, но и в философии языка, в социологии языка, в лингвокультурологии, в психолингвистике, когнитивной лингвистике, нейролингвистике и в ряде других научных дисциплин. При всем различии исследовательских подходов, которые используются в процессе осуществления научных проектов, нацеленных на выявление тех или иных сторон жизни языка, всех их объединяет единое понимание того, что он — знаковая система, обеспечивающая хранение и передачу значимой и важной информации.

Удивительное и совсем не характерное для нынешней плюралистичной науки единство во взглядах ученых может показаться случайностью. Но это совсем не так. Трактовка языка как знаковой системы не откровение сегодняшнего дня. Размышления о знаковой основе языка своими корнями уходят в эпоху Античности (стоики, Платон, Аристотель и др.). Осмысливалась знаковая природа языка и в Средние века (Августин Аврелий, Дж. Пойнсот и др.), и в Новое время (Дж. Локк, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, В. фон Гумбольт и др.). В конце XIX века зародилась отдельная наука о знаках — семиотика (семиология) (коммент. 1). Ее появление связано с именами Ч.С. Пирса, Ч.У Морриса, Ф. де Соссюра. В XX веке семиотическая проблематика активно разрабатывалась и зарубежными (Э. Кассирер, Л. Ельмслев, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Женетт, А. Греймас, Ж. Лакан, Ц. Тодоров, Ю. Кристева, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Н. Гудмен, С. Лангер, У Эко и др.), и отечественными (П.А. Флоренский, Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, Н.И. Жинкин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров, Ю.С. Степанов и др.) учеными. Так что единство видения знаковой сущности языка — закономерный итог кропотливого и длительного осмысления исследователями феномена культурного (знаково-символического) бытия человека (коммент. 2).

Одним из заметных результатов развития представлений о языке как о знаковой системе во второй половине XX — начале XXI века стало значительное увеличение количества семиотических исследовательских проектов, ориентированных на изучение того, как знаки слагаются в различные тексты культуры, как они наделяются смыслами и значениями, как влияют на повседневное коммуникативное взаимодействие людей и какие горизонты познания открывают науке. Сегодня появилась возможность уверенно говорить о семиотике как о науке, включающей в себя ряд исследовательских областей. К этому постоянно удлиняющемуся ряду принадлежат биосемиотика, семиотика искусства, семиотика архитектуры, семиотика рекламы, медиасемиотика, компьютерная семиотика, математическая семиотика, семиотика права, семиотика политики, экосемиотика и др. Углубляющаяся дифференциация

57

Педагогическая семиология: контуры становления

семиотических исследований — явное свидетельство того, что перспективы познания особенностей социокультурной жизни людей научный мир в значительной мере связывает с постижением знаковой природы бытия человека. Дифференциация семиотических исследований также указывает на то, что в настоящее время семиотика трактуется как трансдисциплинарная сфера научного знания, объединяющая результаты познавательной деятельности разных конкретных наук, как естественных, так и гуманитарных.

Семиотика «с самого ее возникновения в виде отдельной науки распределилась по трем ее разделам, которым один из ее основателей, Ч. Моррис, дал следующие названия: синтактика — изучающая отношения между знаками; семантика — изучающая отношения между знаками и обозначаемым предметом; прагматика — изучающая отношения между знаком и человеком. Членение на три раздела... сохраняется теперь» [8, с. 80]. В своем строении педагогическая семиология, только приобретающая свои очертания, о чем пойдет далее речь, также в полной мере учитывает такое деление на разделы (раздел синтактика, раздел семантика и раздел прагматика).

Семиотический тренд уже затронул, как отмечалось выше, разные дисциплины. Не является исключением в этом отношении и педагогическая наука. Совсем недавно стала оформляться в относительно самостоятельную область знания и педагогическая семиология. Первая попытка разработать остов педагогической семиологии предпринята в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Этому исследовательскому начинанию предшествовала длительная подготовка, непосредственно связанная с изучением специфики педагогического языка, на котором ведется речь о категориально-понятийном аппарате этой науки, об описательной, объяснительной и предсказательной функциях педагогического знания, о критериях научности педагогических теорий [1, с. 72—78; 2; 3, с. 62—76; 4].

Имя, данное нарождающейся области знания, сигнализирует о том, что разработчики педагогической семиологии придерживаются той версии соотношения науки о знаках и лингвистики, которая берет свое начало в трудах Ф. де Соссюра (коммент. 3). Согласно этой версии, семиология — это трансдисциплинарная наука, использующая лингвистическую методологию и инструментарий для познания нелингвистических объектов (социальная и политическая жизнь, бытие культуры и др.). Эти объекты, хотя и не являются производными от конкретного естественного или формализованного языка, но вместе с тем представляют собой текст, который должен быть прочитан, расшифрован, раскодирован и понят исследователем. Лингвистика в контексте такого взгляда — это основополагающая часть более объемной области знания — науки о знаках, коей и выступает семиология (ком-мент. 4). Лингвистика в рамках такого видения играет роль свай, на которых держится все массивное здание семиологии. Весомым подтверждением тому, что именно так видел соотношение лингвистики и семиологии выдающийся лингвист Ф. де Соссюр, служит следующий короткий пассаж из его «Курса

58

Педагогическая семиология: контуры становления

общей лингвистики»: «Если нам впервые удается найти лингвистике место среди наук, это только потому, что мы связали ее с семиологией» [7, с. 40].

Тезис о том, что развитие педагогической науки самым непосредственным образом сопряжено с совершенствованием ее языка, сегодня разделяется практически всеми учеными, направляющими свои исследовательские взоры на сферу образования. Педагогическая семиология, прицельно изучающая закономерности конструирования языка педагогической науки, феномены включения в него новых языковых элементов и архивирования тех, которые представляют ее вчерашний день, а также исследующая процессы поиска, обнаружения и языковой (знаковой) фиксации ранее не известных научной общественности смыслов и значений образовательной реальности, может и должна стать импульсом обновления педагогической науки. Всерьез рассуждать о возможности достижения такого позитивного результата позволяет то видение сильных сторон педагогической семиологии, которое воплощено в Проекте разработки этой теоретической и прикладной дисциплины, реализуемом в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В число сильных сторон входят: 1) уже упоминавшаяся трансдисцип-линарность, позволяющая педагогической семиологии выходить за пределы одной знаковой системы и изучать феномены педагогического познания и педагогического взаимодействия на межсемиотической основе; 2) возможность творческого использования богатого исследовательского опыта общей семиологии и ряда ее частных ответвлений, которые состоялись как научные дисциплины и располагают прошедшим довольно длительную апробацию понятийным аппаратом, связанным с понятийными аппаратами гносеологии, когнитивной психологии, культурологии, социологии и других наук; 3) органичная встраиваемость методологического инструментария современной структурной лингвистики в познавательный арсенал педагогической семиологии (коммент. 5). Строгая гуманитарная методология структурной лингвистики позволяет изучать уровневое строение языка, исследовать его как динамично изменяющуюся систему, в которой процессы познания и коммуникации порождают новые знаки, служащие материалом для производства новых текстов (знаковых последовательностей).

Современная структурная лингвистика — оригинальная совокупность теоретических взглядов на язык и методов его изучения, стала формироваться в условиях беспрецедентной ломки устоев культурного бытия, начавшейся в первой половине XX столетия. Стремительная технизация жизни, расширение поля межкультурного взаимодействия стали теми внешними для лингвистики факторами, которые потребовали от нее решения ряда сложных прикладных задач: разработка искусственных языков и способов работы с большими массивами текстов, алгоритмизация процесса машинных переводов с одного языка на другой. Произошедшая во второй половине XX века цифровая революция добавила в копилку решаемых структурной лингвистикой задач немало новых, таких как: создание электронных словарей и тезаурусов, систем

59

Педагогическая семиология: контуры становления

информационного поиска и извлечения данных и многих других. Главным же внутренним фактором становления структурной лингвистики выступил диалог, который структурная лингвистика вела с описательной грамматикой, не сумевшей конструктивно решить вопрос сведения лингвистической терминологии в единую иерархическую систему. Под влиянием внешних и внутренних факторов структурная лингвистика и обрела свой нынешний вид, став дисциплиной, совмещающей в ходе исследований и языковедческие, и математические методы. Одними из приоритетных направлений в современной структурной лингвистике являются моделирование в языкознании, разработка структурных и формальных методов анализа и описания языка.

Обращение педагогической семиологии к инструментарию структурной лингвистики (раздел педагогической семиологии — синтактика) даст возможность детально проанализировать, на каких синтаксических основаниях сегодня выстраивается учебная и методическая литература, как сочетаются, соотносятся и дополняют друг друга учебные тексты. Педагогическая наука уже давно поставила перед собой задачу укрепления своей категориально-понятийной базы. Серьезным толчком для становления педагогического терминоведения вполне могут послужить семиологические исследования, использующие методологический потенциал структурной лингвистики. Разработка моделей образования педагогических понятий, вопросов, касающихся сопря-гаемости понятий в научно-педагогических высказываниях, их объединения, дробления, производности от терминов, — давно ожидаемый результат исследовательской деятельности в области педагогического терминоведения.

Мир образования — особый мир. Этот мир конституируется особым языком (представляющим собой смесь естественного языка, языка физики, математики, химии и др.), усвоение которого становится для обучающегося пропуском в самостоятельную жизнь, качество которой напрямую зависит от того, насколько он овладел им. Выход за пределы этого языка для ученика чреват, так как только погружение в язык дает ему шансы на обретение себя в пространстве динамично изменяющегося культурного бытия. Для учащегося, даже если он этого и не осознает, семиологический тезис «все есть язык» наполняется вполне конкретным жизненно важным содержанием. Педагогическая семиология, понимая значимость языкового влияния, оказываемого преподавателем на учащегося, не может не обращаться к изучению этого феномена.

Педагогический дискурс (языковая деятельность, связный текст, речь, «погруженная в жизнь») — это всегда совокупность аргументативных и суггестивных средств языкового влияния. Адресант языкового влияния — учитель, адресат — ученик, текст — языковой посредник, связующий их. Обмен языковыми посланиями в контексте педагогического взаимодействия немыслим без «включенности» сознания коммуникантов в этот процесс. В рамках педагогического общения учитель облекает в языковые формы научные и приобретенные им в приватной жизни знания, которые содержатся в его сознании, а затем посредством лингвистических средств убеждения

60

Педагогическая семиология: контуры становления

и внушения транслирует их ученику. Целью такого языкового влияния является «перемещение» учительского понимания того или иного научного, а порой и обыденного жизненного феномена, из своего сознания в сознание учащегося. Исследование феномена языкового влияния на учащегося в контексте образовательного процесса — дело педагогической семиологии.

Языковое влияние — процесс изменяющий (иногда радикально) стиль и состав ментальной жизни ученика, содержание его мыслительной деятельности, представления о мире и о себе (коммент. 6). Оно вносит коррективы в настроение и поведение учащегося. В этом влиянии всегда есть императивная составляющая, подчас вызывающая у ученика сопротивление ему. Возникновение коммуникативных барьеров между учителем и учеником — явление столь широко распространенное, что оно многократно становилось предметом пристального изучения. Эффективность и сбалансированность языкового влияния во многом зависит от того, как в лингвистическом и риторическом отношении оформлена педагогическая коммуникация, какие виды языкового влияния (доказывание, информирование, уговаривание, призыв, повеление, принуждение и др.) используются учителем в рамках образовательного процесса. Изучение того, как учащиеся воспринимают и интерпретируют устные и письменные языковые послания-сообщения, как они используют в учебном процессе языковые конструкции, — дело экспериментальной, прагматически ориентированной педагогической семиологии (раздел педагогической семиологии — прагматика). Ее помощники на этом экспериментальном пути — когнитивная психология, психолингвистика, филологическая герменевтика, неориторика, нейролингвистика.

Проблема языка, объявленная в начале XX столетия основной проблемой философии, таковой остается и в начале XXI века. Было бы совсем неверным утверждать, что феномен языка не привлекал внимание философов и ученых ранее. Но именно ушедший век привнес радикально новое в рассмотрение этого явления. Язык стали изучать не только сквозь призму представлений о его связи с мышлением и не только как изменяющуюся в контексте истории и культуры структуру. Он стал пониматься как репрессивная сущность, которая конституирует все пространство человеческого бытия. Слова М. Хайдеггера о том, что «это не мы говорим языком, а язык говорит нами», заявления о подчиненности человека языку, высказывания о его плененности языком, в которых фигурируют метафоры «ловушки» и «тюрьмы», утверждения о том, что «язык — это плохой слуга, но хороший хозяин» (Р. Барт), — свидетельства такого, появившегося лишь в XX веке, видения языковой проблемы.

Лозунгом XX столетия стало осторожное и предельно внимательное отношение к использованию языка и к рассмотрению тех его качеств, которые оказывают на человека властное и порабощающее влияние. Центральными для исследователей становились вопросы: как сделать так, чтобы не оказаться в языковых ловушках и избежать навязываемых языком софизмов? Стало очевидным, что строгое соблюдение логико-грамматических правил не спасает от этих уг-

61

Педагогическая семиология: контуры становления

роз. Было обнаружено, что естественный язык не несет в себе универсального эталона истины, выяснено, что некоторые его характеристики, которые раньше рассматривались как слабые стороны, такие, например, как нечеткость и многозначность, обеспечивают людям возможность конструктивного речевого взаимодействия. Углубление в эту языковую проблематику не могло не сопровождаться постановкой вопросов, касающихся познаваемости мира с помощью загадочно ведущего себя языка и его связей с действительностью. Повесткой дня стало выяснение того, что есть значение слова. Семиология — одна из тех научных дисциплин, которые активно включились в поиск ответов на этот вопрос.

Семантика, будучи разделом семиологии, и занимается определением значения знаковых единиц. В поле ее интереса попадают самые разнообразные стороны бытия знаков: именование, означивание, осмысление, понимание, интерпретация. Она исследует отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.

Семантика условно делится на две исследовательские области. Одна представлена теориями референции (обозначения), другая — теориями смысла. Теории референции объясняют, как относятся языковые выражения к обозначаемым объектам; основными понятиями этих теорий выступают: «имя», «обозначение», «истинность», «интерпретация», «модель». Теории смысла содержат ответ на вопрос о том, что такое смысл языковых выражений, когда выражения тождественны по смыслу и когда нет.

Семантические проблемы всегда обращали на себя внимание ученых. Банальное и часто встречающееся явление — непонимание человеком того, что обозначает адресованное ему устное или письменное высказывание — одна из основных причин заинтересованного отношения ученых к проблеме выявления значения отдельных знаков и знаковых последовательностей (текстов). Однако стать центральным разделом семиологии семантике удалось лишь в начале 1960-х годов. К этому времени сложились собственно семантические методы исследования, в составе которых помимо интроспективного метода, позволяющего человеку, наблюдающему за своей субъективной жизнью, определять значение используемых им в общении с другими слов, появились: метод моделирования и экспериментальный метод, а также методы, заимствованные из частных наук: логики (пресуппозиционный анализ), психологии (ассоциативный анализ) и др. Широкое распространение получил оригинальный семантический метод исследования — метод компонентного анализа, позволяющий после проведения ряда процедур определять границы применимости слова. Суть этого метода состоит в эмпирическом установлении равнозначности (синонимия), неоднозначности (полисемия), семантической аномальности (противоречивость и тавтологичность) языковых выражений. Следует отметить, что в настоящее время этот метод применяется, в частности, для «получения» словарных определений слов. Во второй половине XX века к рассмотрению семантической проблематики присоединилась и формальная семантика, объединившая ряд областей философии,

62

Педагогическая семиология: контуры становления

лингвистики, логики и математики. Представителями этой новой дисциплины были предложены эффективные способы изучения семантических пространств формальных и естественных языков и описания этих пространств в математических терминах. Исследования, фундаментом которых является формальная семантика, ныне крайне популярны. Использование математического языка вносит свою положительную лепту в процесс точного описания значений знаковых единиц и вариантов их использования в контексте формулирования высказываний о той или иной реальности.

К сожалению, педагогика с некоторым опозданием начинает использовать в решении своих научно-прикладных задач те методы семантических исследований, которые уже в достаточной степени апробированы в контексте широко ведущегося сегодня в разных областях знания семантического поиска. Без проведения семантических исследований (раздел педагогической семиологии — семантика) невозможно разобраться ни в том, какие картины мира формирует у учащихся современная учебная литература, ни в том, какие смыслы и значения вкладывают учащиеся в слова, обращенные к учителям и сверстникам — своим коммуникантам — в рамках образовательного процесса. Если образование нацелено на подготовку действительно знающего и понимающего человека, способного отличать правду от вымысла и имеющего выверенную в смысловом отношении точку зрения, то путь, ведущий к такому результату, образование сможет пройти только с попутчиком — педагогической семиологией, помогающей образованию разобраться в том, что в семантическом отношении оно представляет собой как процесс укоренения учащегося в знаково-символическом мире культуры.

В своем «Логико-философском трактате» В. Витгенштейн уверенно заявил о том, что главная функция языка — «показывать» человеку мир, и потому границы его языка означают и границы его мира. Так ли это или только в значительной степени так — большой вопрос. Но то, что по аналогии с этим утверждением, имеющим под собой весомые основания, вполне можно говорить, что сфера образования — это тот социальный институт, который с помощью языка «показывает» учащемуся мир и формирует его как личность с языковым горизонтом понимания устройства этого мира, сомневаться не приходится. Сфера образования — это место, в котором у учащихся выковываются навыки жизни в универсуме языка — семиотическом пространстве культуры — семиосфере (по терминологии Ю.М. Лотмана). А раз так, то должны быть те, кто изучает особенности языка, используемого в образовании. Должны быть и те, кто будет способствовать совершенствованию языка самой педагогической науки. Именно такую миссию и способна выполнить педагогическая семиология, контуры самостроительства которой и представлены в данной статье.

Комментарии

1. В современной научной литературе термины семиотика и семиология употребляются как синонимы.

63

Педагогическая семиология: контуры становления

2. Символ (от греч. symbolon — знак, примета, признак) — универсальная форма человеческого познания и творчества; категория, отражающая специфику образного познания в искусстве и др. формах культуры (мифология, религия). Символ является зримым выражением идеи или мысли и соединяет свойства абстрактного понятия и художественного образа, окруженного множеством ассоциаций [9, с. 320].

3. Ф. де Соссюр назвал науку о знаках семиологией.

4. Знак — основное понятие семиологии. «Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем» [6, с. 9]. Знак — двойственная сущность, единство означающего и означаемого. Знак приобретает качество знака только тогда, когда он включается в знаковую систему. Знаковые характеристики конкретного элемента знаковой системы определяются совокупностью отношений этого элемента с другими элементами этой системы.

5. Основоположник современной структурной лингвистики — Ф. де Соссюр.

6. Явление языкового воздействия неоднократно попадало в фокус исследовательского внимания. Примерно до середины 1980-х годов эти исследования в основном проводились с помощью инструментария структурной лингвистики. Примером такого изучения является классификация лингвистических средств воздействия Б.Ф. Поршнева. Им были выделены следующие уровни языкового воздействия: 1) фонологический, 2) номинативный, 3) семантический, 4) синтаксическо-логический, 5) контекстуально-смысловой, 6) формально-символический [5, с. 248]. Впоследствии, в ходе изучения проблематики языкового воздействия, стали учитываться социальные, культурологические, этнолингвистические, гендерные, психологические и другие факторы.

Литература

1. Куровская Ю.Г. Потенциал теоретических разработок когнитивной лингвистики в педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1. С. 72—78.

2. Лукацкий М.А. Методологические ориентиры современной педагогики. Брянск: Ладомир, 2008. 308 с.

3. Лукацкий М.А. О междисциплинарной исследовательской инициативе, объединившей педагогику и когнитивную лингвистику и о перспективах разработки педагогической семиологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 5. С. 62—76.

4. Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. 300 с.

5. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487 с.

6. Резников ЛО. Гносеологические проблемы семиотики. Л., 1964. 304 с.

7. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: КомКнига, 2006. 257 с.

8. Степанов ЮС. Семиотика. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2014. 168 с.

9. Энциклопедический словарь по эпистемологии. М.: Альфа-М, 2011. 469 с.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.