Научная статья на тему 'Педагогическая программа организации досуговой деятельности студенческой молодежи как фактор профилактики правонарушений'

Педагогическая программа организации досуговой деятельности студенческой молодежи как фактор профилактики правонарушений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДОСУГ СТУДЕНТОВ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ФАКТОРЫ / ДОСУГ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL ORGANIZED LEISURE / DEVIANT BEHAVIOR / FACTORS / PEDAGOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блинова О. В.

Автор рассматривает педагогически организованный досуг современного студенчества как фактор профилактики правонарушений, предлагает конкретную программу по совершенствованию досуга студенческой молодежи, а также уточняет понятия «девиантное поведение», «свободное время», «досуг», «культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM OF STUDENT'S LEISURE TIME ORGANIZATION AS A FACTOR OF DELINQUENCY PREVENTION

The author regards an educationally organized leisure time of students as a factor of delinquency prevention. He offers the program on improvement of student's leisure time organization and makes more precise the notions delinquent behavior, free time, culture

Текст научной работы на тему «Педагогическая программа организации досуговой деятельности студенческой молодежи как фактор профилактики правонарушений»

3. Алексеева, О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Из-во МПГУ, 2000.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001.

5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2.

Статья поступила в редакцию 15.11.09

УДК 37.01 (075)

О.В. Блинова, аспирант АлтАЭиП, г. Барнаул, E-mail: viktorblinov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Автор рассматривает педагогически организованный досуг современного студенчества как фактор профилактики правонарушений, предлагает конкретную программу по совершенствованию досуга студенческой молодежи, а также уточняет понятия «девиантное поведение», «свободное время», «досуг», «культура».

Ключевые слова: педагогически организованным досуг студентов, девиантное поведение молодежи, факторы, досуг, культура, педагогическая программа профилактики правонарушений студентов.

В современной России кризисные явления в политической, экономической, финансовой, социальной и нравственной сферах общества способствуют увеличению количества правонарушений и преступлений. Применительно к студенческой молодежи процессы и явления экономической и социально-нравственной действительности, создающие негативные условия для ее жизнедеятельности и воспитания, способствуют совершению студентами правонарушений и преступлений. При определенных условиях они детерминируют такие негативные явления, как курение, пьянство, наркомания, проституция, которые входят в комплекс криминогенных факторов, обусловливающих в конечном итоге преступное поведение. По мнению автора, еще одним криминогенным фактором является педагогически неорганизованный досуг студенческой молодежи.

Необходимость исследований социокультурных процессов в студенческой среде и культурно-досугового пространства развития современного студенчества не вызывает сегодня сомнений, поскольку социокультурная среда, культурный уровень студенчества и населения в целом, взаимосвязь культурных и социальных интересов личности и общества приобретают все большее значение. Возрастает интерес к соотношению между культурой и формами взаимодействия между людьми, идет отказ от упрощенного рассмотрения общественных явлений как всего лишь совокупности общественных отношений. Изучение культурно-досугового пространства современного студенчества особо актуализируется в связи с тем, что оно рассматривается нами как средство профилактики правонарушений, совершенных студенческой молодежью, с обязательным условием - досуг студентов должен быть педагогически организован.

В этой связи актуальны социально-педагогические, психологические и другие возможности социально-культурной деятельности, которые получили рассмотрение в трудах М. Ариарского, Т. Баклановой, Г. Бирженюка, Е. Григорьевой, М. Долженковой, А. Жаркова, С. Иконниковой, Т. Киселевой, Ю. Красильникова, Е. Литовкина, О. Первушиной, А. Серпов-ской, Ю. Стрельцова, А. Сукало, В. Суртаева, Б. Титова, В. Триодина, В. Туева, В. Чижикова, Н. Ярошенко и др.

Отклоняющееся поведение, под которым понимают неприятие личностью норм и ценностей общества, т.е. девиантное поведение, по своей природе сложное социальное и психологическое явление. В психологическом словаре отклоняющееся поведение - «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным «нормам» - сюда включаются преступления и уголовно не наказуемое аморальное поведение [1, с. 224]. А. Коэн, которому наряду с Р. Мертоном теория девиантного поведения обязана конституированием в качестве самостоятельного научного направления, называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями» [2]. Понятие «отклоняющееся

поведение» прежде всего закрепилось в юридической психологии, в работах по предупреждению правонарушений личности, в том числе несовершеннолетних (В. Кудрявцев, В. Па-рыгин, В. Шпалинский, А. Яковлев). Исследованию личности несовершеннолетнего правонарушителя посвящен целый ряд работ ученых-правоведов и психологов, таких как Р. Абызов, М. Алемаскин, Ю. Антонян, М. Бабаев, М. Басов, П. Бельский, Г. Бочкарев, М. Еникеев, В. Иванов, М. Ковалев, Т. Короткова, В. Лунеев, Г. Медведев, Г. Миньковский, А. Щеглов, В. Эминов, В. Яхонтова и др.

Наиболее ярко явления социальной девиации в студенческой среде проявляются в табакокурении, наркомании и алкоголизме (по нашим наблюдениям - особенно так называемом «пивном алкоголизме»), отягощается положение непременными спутниками - специфическими заболеваниями и преступностью. Факторами, способствующими росту потребления никотина, наркосодержащих и алкоголесодержащих веществ, являются усиливающиеся в юношеской среде: 1) эмоционально-психологическая тревожность; 2) стресс, в том числе и как реакция на материальную зависимость от родителей, на неудовлетворенность уровнем текущих доходов, на диктат родителей и преподавателей; 3) стереотипы агрессивного поведения; 4) ощущение ущемленности, одиночества, неспособность преодолеть трудности и неудачи на жизненном пути; 5) низкая социальная самооценка у значительной части молодых; 6) пессимизм. Последний фактор необходимо выделить особо, поскольку студенты-пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать ради их осуществления какие-либо усилия. Пессимистические умонастроения становятся обычно превалирующими в период затяжных войн, перманентных социальных катаклизмов или хронических экономических кризисов. Оптимизм как тенденция появляется со стабилизацией социальной обстановки и ростом качества жизни людей. В этом смысле глобальная трансформация российского общества, сопровождаемая финансово-экономическим кризисом и частыми социальными и технологическими катаклизмами, не только подвергла материальным лишениям значительную часть населения страны, но также породила в молодежной среде чувство неуверенности в себе и завтрашнем дне, в государственных институтах и, в конечном итоге, в обновлении жизни. Студенты, настроенные пессимистично, неохотно учатся или даже пропускают учебу, уступают трудностям, легко поддаются негативным влияниям «авторитетов», сект и улицы, а своих целей добиваются самым простым путем -идут на правонарушения и даже преступления. А. Швейцер утверждал: «Пессимизм - это пониженная воля к жизни» [3], мы разделяем утверждение известного мыслителя и считаем, что «пессимизм современной студенческой молодежи - это пониженная воля ко всему верному, нормальному, правильному, лучшему, красивому, гармоничному в жизни» [3]. Ут-

верждение своих ценностей, реализация жизненных целей, а затем и отстаивание своего «Я» требуют от молодого человека силы воли. Именно воля дает энергию, твердость духа, чувство контроля, мужество терпеть и добиться лучшего. Пессимизм не является тенденцией в студенческой среде, но он имеет место и является, на наш взгляд, особым фактором, способствующим росту девиаций среди молодежи.

Средой проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних может быть многое: улица, семья, коллектив и т. д., а провоцировать такое поведение могут межличностные отношения и общение людей друг с другом, социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, а также социально-культурное окружение. Изучение времени суток, в течение которого несовершеннолетние совершают преступления, показало, что наибольшее их количество выпадает на промежуток времени с 18 до 23 часов, именно в это время совершается больше всего преступлений - 68 % [4]. Для студенческой молодежи указанные часы - это время, свободное от учебы в вузе, свободное время.

Само свободное время представляет собой особую форму деятельности людей, специфический способ их самореализации. Р.Н. Азарова свободное время определяет как «объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности» [5, с. 27]. И действительно, как показал наш опрос ста тридцати восьми студентов различных вузов города Барнаула, в свободное от учебы в вузе время студенты занимаются различными видами деятельности: от «подработки» до «бесцельного валяния на диване» (табл. 1). В ходе опроса респондентам было предложено высказать свое отношение к наиболее распространенным видам и формам проведения свободного от учебы времени, включая организованные культурные мероприятия (посещения театров, музеев, выставок, кинотеатров, дискотек и баров), регулярные занятия в объединениях по интересам (в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях и т.д.), домашнее времяпрепровождение (хозяйственные заботы, чтение, просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры, Интернет, общение с друзьями, пассивный отдых), активный отдых на природе или даче, неорганизованный досуг вне дома (двор, подъезд и т. д.). Студенты называли два-три наиболее предпочитаемых ими вида свободного времяпрепровождения. Судя по полученным данным, наиболее массовыми вариантами свободного времяпрепровождения студенческой молодежи являются использование Интернета (89,5 % юношей и 93 % девушек), общение с друзьями (82,1 % юношей и 69 % девушек) и посещение дискотек, баров (30 % юношей и 52,1 % девушек).

Сравнение предпочтений различных видов проведения досуга позволяет выявить гендерные аспекты досуговой сферы студенческой молодежи. Молодые люди отличаются более высокой частотой проведения времени за компьютерными играми - 34,3 % (девушки - 22,5 %), предпочитают больше заниматься в спортивных секциях - 20,9 % (девушки - 11,3 %), также юноши больше девушек активно отдыхают на природе - соответственно 7,5 % и 4,2 %. Девушки же более чем в два раза больше юношей времени проводят в заботах по дому

- 14,1 % (юноши - 6 %), больше смотрят телевизор и видеофильмы - 32,4 % (юноши - 28,4 %), больше читают художественную литературу - 15,5 % (юноши - 10,4 %), занимаются вязанием, вышиванием, имеют другое хобби - 16,9 % (юноши - 13,4 %). Можно сказать, что сфера досуга девушек наиболее консервативна, что является косвенным показателем ценности для них семьи и дома. Также девушки почти в три раза больше молодых людей посещают театры и кинотеатры (девушки - 11,3 %, юноши - 4,5 %). В отличие от девушек (21,1 %), пассивный отдых больше предпочитают юноши -31,3 %. Также шестью девушками был назван такой вид свободного времяпрепровождения, как шопинг, юноши же в походах по магазинам свободное время не проводят. Из ста тридцати восьми опрошенных студентов музеи и выставки не посещают 100 %. Главное, что в общественных мероприятиях вуза принимают участие только шесть из шестидесяти семи

опрошенных юношей и семь из семидесяти одной опрошенной девушки.

Таблица 1

Результаты ответов студенческой молодежи г. Барнаула на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?», чел.

Вид деятельности Юноши % Девушки %

Интернет 60 89,5 66 93

Встреча с друзьями 55 82,1 49 69

Посещение дискотек, баров 20 30 37 52,1

Просмотр теле-, видеофильмов 19 28,4 23 32,4

Компьютерные игры 23 34,3 16 22,5

Пассивный отдых, «ничегонеделанье» 21 31,3 15 21,1

Хобби (вязание, резьба по дереву и др.) 9 13,4 12 16,9

Чтение художественной литературы 7 10,4 11 15,5

Домашние дела 4 6 10 14,1

Посещение театров, кинотеатров 3 4,5 8 11,3

Посещение спортивных секций 14 20,9 8 11,3

КВН, общественные мероприятия вуза 6 9 7 9,9

Шопинг (походы по магазинам) - - 6 8,4

Подработка 5 7,5 4 5,6

Активный отдых на природе 5 7,5 3 4,2

Посещение выставок, музеев - - - -

Всего опрошено 67 71

Большинство исследователей отождествляют досуг со свободным временем. Свободное время - более широкое понятие, нежели досуг. Также необходимо отметить тот факт, что наличие свободного времени является одним из главных условий организации досуга. На основе соотнесения свободного времени и досуга Р. Н. Азарова дает определение досуга как «субъективно оцениваемый человеком отрезок времени, как принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной полезной деятельностью» [5]. Досуг тесно сопряжен с культурой. Нам импонирует восприятие культуры испанским философом Хосе Ортега-и-Гассетом, так, в «Письме к немецкому другу» он пишет: «Жизнь сама по себе и всегда - кораблекрушение. Терпеть кораблекрушение не значит тонуть. Несчастный, чувствуя, с какой неумолимой силой затягивает его бездна, яростно машет руками, стремясь удержаться на плаву. Эти стремительные взмахи рук, которыми человек отвечает на свое бедствие, и есть культура - плавательное движение. Только в таком смысле культура отвечает своему назначению

- и человек спасается из своей бездны... Необходимо, чтобы все привычные средства спасения вышли из строя и человек понял: ухватиться не за что. Лишь тогда руки снова придут в движение, спасая его» [6, с. 436] . Иными словами, человека из любой бездны спасет только культура. И культуру создаст

только сам человек. Сам для себя. Как средство спасения. Последнее и, возможно, единственное.

В этом плане для нас актуальным является понятие «культура досуга». Следует отметить, что понятие «культура» многоаспектно, и в настоящее время различных определений этого понятия насчитывается более пятисот, а интерес к нему, как показывают современные исследования, все возрастает. Такое количество интерпретаций и трактовок культуры определено тем, что культура представляет собой крайне сложное, многоуровневое явление, выражающее все стороны человеческого бытия и изучается различными науками, и каждая наука дает свое определение, а порой и несколько определений понятию культура. В нашем же исследовании культура проявляется как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческого начала в личности, как проявление включенности личности в общее полезное дело. Отечественный культуролог Н.А. Хренов, считая, что культура придает досугу определенные устойчивые формы функционирования, отмечает: «Это не означает, что культура является жесткой, неразвивающейся системой, способной сдерживать развитие досуга. В пределах каких-то циклов и периодов такая ее жесткость неизбежна. Однако досуг всегда содержит больше возможностей для развития культуры, чем последняя может принять и воспользоваться. ... Изучая досуг, мы получаем ключ к универсальным особенностям развития и функционирования культуры. Последняя является как бы высшей инстанцией для изучения многих частных явлений, в том числе и досуга» [7, с. 42].

Мы попытались выяснить удовлетворены ли студенты формами проведения своего досуга и каким, по их мнению, должен быть досуг. Для этого были опрошены сто тридцать восемь студентов различных вузов города Барнаула. Оказалось, что степень удовлетворенности своим досугом достаточно высокая. Подавляющее большинство (семьдесят семь человек из ста тридцати восьми) опрошенных ответили утвердительно: «Да, я полностью удовлетворен(а) своим досугом». Девушки в большей мере по срав-нению с юношами недовольны своим досугом. Так, полностью удовлетворенных досугом девушек на 8 % меньше полностью удовлетворенных юношей (девушки - 52%, юноши - 60%), неудовлетворенных своим досугом девушек на 2 % больше неудов-летворенных юношей (девушки - 32 %, юноши - 30 %). Затруднились ответить 10 % юношей и 16 % девушек (табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворенность студенческой молодежи г.Барнаула своим

С целью определения направленности досуга мы задали всем опрошенным следующий вопрос: «Каким, на Ваш

взгляд, должен быть ваш досуг?». Были получены следующие результаты: доступным, развлекательным, организованным, познава-тельным (другой вариант ответа был - развивающим), спортивно-оздоровительным, недорогим, активным.

Характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в своей книге «Психология юношеского возраста» определяет названный возраст как возраст врастания в культуру. Культурные запросы студентов в досуговой сфере сегодня не могут быть удовлетворены традиционными досуговыми формами, которые предлагают учреждения культуры. Результатом данной ситуации является снижение посещаемости учреждений культуры. С целью выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала студентов, для их самоутверждения и самореализации, воспитания в них толерантности, правовой культуры, потребности в нравственных поступках и чувства патриотизма, совершенствования межличностных отношений и, в конечном счете, в целях профилактики правонарушений, мы определили и апробировали социально-культурные условия, разработали и реализовали в Алтайской академии экономики и права педагогическую программу «Гармония» по профилактике правонарушений средствами социально-культурной деятельности. Досуговая деятельность в рамках программы отличается абсолютной добровольностью. Программа объективно дает студентам шанс реализоваться, это сфера самоутверждения среди сверстников, признания собственной личности и активного самовоспитания.

Педагогическая программа профилактики правонарушений ориентирована на организацию досуга студентов, создание условий для совместного творчества студентов, преподавателей и родителей, повышение их правовой и социальнопсихологической культуры; обеспечение эстетического, физического и духовно-нравственного развития личности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями; комплексное решение проблем, связанных с социализацией и самореализацией студентов, а также их интеграцией и адаптацией к меняющимся социально-культурным, политическим и экономическим условиям.

Блоки-модули программы носят название:

• подпрограмма правового воспитания «Наши права и обязанности»;

• подпрограмма эстетического воспитания «Литература. Музыка. Художественное творчество»;

• подпрограмма историко-культурного воспитания «Вчера. Сегодня. Завтра»;

• культурно-образовательная подпрограмма «Развиваем интеллект»;

• подпрограмма физического воспитания «В здоровом теле - здоровый дух.

Технология реализации программы представляет собой скоординированный комплекс педагогических действий, включающий цель, структуру, прогнозируемый результат. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что программа обеспечивает студенческую занятость в свободное время, минимизирует проблемы дезадаптации и личностной невостребованности, а также значительно сокращает пространства девиаций.

досугом

Вариант ответа Количество выбравших данный вариант ответа, чел.

Юноши % Девушки %

Да, полностью 40 60 37 52

Нет 20 30 23 32

Затрудняюсь ответить 7 10 11 16

Итого 67 100 71 100

Библиографический список

1. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985.

2. Коэн, А. Исследование проблемы социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. - 1963.

3. Швейцер, А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973.

4. Олейникова, Т.А. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений и иных антиобщественных действий: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. .канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2005.

5. Азарова, Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. - 2005. - №1.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Просвещение, 1991.

7. Хренов, Н.А. Мифология досуга. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998.

Статья поступила в редакцию 05.10.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.