Научная статья на тему 'Педагогическая практика магистрантов как этап профессиональной адаптации к деятельности преподавателя высшей школы'

Педагогическая практика магистрантов как этап профессиональной адаптации к деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1831
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАП-ТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ / HIGH SCHOOL TEACHER'S ACTIVITY / PROFESSIONAL ADAPTATION / PEDAGOGICAL PRAC-TICAL WORK OF THE UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завада Галина Владимировна, Хомочкина Светлана Анатольевна

В статье рассматривается педагогическая практика магистрантов как один из этапов профессиональной адаптации к научно-педагогической дея-тельности в высшей школе. Рассматриваются цели и задачи педпрактики в магистратуре, структура и содержании, положения педпрактики, выделя-ются конкретные виды преподавательской деятельности, выполняемые маги-странтами в ходе практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завада Галина Владимировна, Хомочкина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICAL WORK OF THE UNDERGRADUATES AS A STAGE OF THE PROFESSIONAL ADAPTATION TO THE HIGH SCHOOL TEACHER'S ACTIVITY

The pedagogical practical work of the undergraduates is examined in the article as one of the stages professional adaptation to the high school teacher's activity. The purposes and tasks, structure and content of the pedagogical practical work of the undergra-duates are examined, the specific types of the teachers activity of the undergraduates during pedagogical practical work are viewed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика магистрантов как этап профессиональной адаптации к деятельности преподавателя высшей школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Завада Г.В., Хомочкина С.А.

Интеграция России в мировую систему высшего образования выявила необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Специализированную фундаментальную подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе высшего профессионального образования должна обеспечивать подготовка магистров.

С одной стороны, обучение в магистратуре рассматривается как подготовительный этап к аспирантуре, где можно сдать кандидатские минимумы по иностранному языку и истории и философии науки, а также выполнить часть диссертационного исследования. С другой - магистратура не должна дублировать (хотя бы и частично) аспирантуру, так как в ней в большей степени решаются образовательные задачи.

В магистратуре в основном происходит адаптация к преподавательской деятельности в высшей школе. Профессиональная адаптация к педагогической деятельности включает следующие компоненты: психологическую, социологическую, дидактическую, методическую, научную, воспитательную и «специфику» высшей школы. Она имеет свою структуру, форму, содержание, механизмы, движущие силы, траекторию, тенденции и закономерности развития, которые поддаются психо-лого-педагогической корректировке изнутри (со стороны самого преподавателя) и извне (со стороны коллектива). Многофакторность проблемы профессиональной адаптации к преподавательской деятельности обусловлена наличием диалектической связи различных факторов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса [1].

Структура и содержание магистерской подготовки в целом могут служить хорошим фундаментом подготовки преподавателя высшей школы. При этом обеспечивается решение двух задач — широкой фундаментальной и глубокой профессиональной подготовки в соответствующей научной области. Магистратура в системе высшего образования призвана выполнять следующие основные функции: образовательную, поскольку в ней продолжается овладение студентами знаниями, необходимыми для осуществления определенных видов профессиональной деятельности; научно-исследовательскую, поскольку именно в этом звене осуществляется целенаправленное обучение исследователь-

ской деятельности в сфере научного знания, и профессиональную, поскольку магистратура предназначена для подготовки выпускников к выполнению определенных профессиональных видов деятельности и профессиональных функций преподавателя вуза [2].

Практика является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по каждому направлению. Она должна обеспечить студентам возможность приобретения опыта осуществления эффективной профессиональной деятельности (как педагогической, так и научно-исследовательской) в соответствии с особенностями программы специализированной подготовки магистра. В ходе практики должны быть созданы условия для применения полученных в процессе теоретического обучения знаний для решения возникающих в будущей профессиональной деятельности различных практических задач, сформированы основные умения и навыки; сформирована личность преподавателя; сформирована научно-исследовательская функция будущего преподавателя. Целью научно-педагогической практики является приобретение обучающимися в магистратуре навыков преподавателя высшей школы. Основными задачами научно-педагогической практики магистрантов являются: выработка творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогическим и методическим проблемам деятельности в области образования; овладение методикой проведения диагностики образовательного процесса, строящегося на основе определенного предметного содержания; конструирование, реализация и анализ результатов процесса использования различных методик обучения в различных типах учебных заведений; проектирование и реализация в практике обучения нового учебного содержания, технологий и конкретных методик обучения.

В содержание педпрактики можно включить: подготовку и проведение пробных лекций, подготовку и проведение эксперимента, подготовку и проведение семинаров, лабораторных работ с применением современных разнообразных методов обучения, участие в качестве руководителя в проведении практики.

Требования к организации практики определяются государственными образовательными стандартами ВПО уровня магистра. Научнопедагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности магистрантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий организацию учебно-воспитательной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности. Научно-педагогическая практика направлена на приобретение магистрантами опыта осуществления целостного образовательного про-

цесса, включающего проектирование отдельных его компонентов, экспертизу элементов методической системы обучения определенному содержанию, консультирование коллег по наиболее актуальным проблемам развития образовательной системы и т.д. В ходе практики магистранты включаются в достаточно широкий спектр профессиональной деятельности, осуществляемой в сфере образования. Каждым магистрантом на всех этапах практики заполняется специальный дневник практики, в котором отражается следующая информация: описание учебной группы; протоколы посещенных занятий с их анализом; содержательные планы собственных занятий; основные результаты научно-педагогической деятельности в период практики; анализ условий проведения практики и предложения по совершенствованию организации практики в конкретном учебном заведении. При этом все перечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].

Исходя из целевого назначения магистерской подготовки у сту-дентов-магистрантов должно быть развито научное мышление, что предполагает освоение и закрепление ими навыков ведения научноисследовательской и научно-педагогической работы, а также умений презентации научной информации. Обе практики имеют общую научную направленность, поэтому может возникнуть дублирование как в их задачах, так и в содержании. Именно поэтому целесообразно выстраивать единую стратегию овладения компонентами практической научнопедагогической деятельности. С этой целью программы практик необходимо строить по следующей схеме, включающей: сроки проведения практики (с указанием семестра, количества недель и месяцев года); цель практики, при формулировании которой определяется ее общая ориентация, устанавливается ее связь с теоретическим обучением; задачи практики, где в обобщенном виде формулируются конкретные результаты деятельности студентов; содержание деятельности, в которой выделяются конкретные виды деятельности, выполняемые магистрантами в ходе практики; организация деятельности магистрантов, где описывается, на какой базе целесообразно проводить практику; возможные организационные этапы; итоговая аттестация по практике, в которой указывается форма отчетности (зачет, дифференцированный зачет) и критерии оценки результатов прохождения практики [2].

Педагогическая практика представляет собой особый вид учебных занятий, в ходе которых формируется целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, развиваются профессионально значимые компетенции. Педагогическая практика должна содержать методы, способы и средства реализации педагогических технологий, готовить магистрантов к решению основных проблем будущей профессиональной деятельности, связанных с участием в научно -исследовательской работе, выбором содержания обучения, методиче-

ским обеспечением учебных курсов, выбором и реализацией системы педагогического контроля, социально-психологическим регулированием деятельности студентов, воспитанием и формированием их личности. Высокий уровень педагогических умений не может быть достигнут только благодаря теоретической профессиональнопедагогической подготовке специалиста, необходима педагогическая практика. Формирование педагогических умений не происходит сразу, а занимает продолжительное время и осуществляется путем постепенной выработки простейших педагогических приемов и действий, которые в дальнейшем усложняются и интегрируются в более сложные педагогические умения. Для этого на педагогической практике магистрант должен вырабатывать умения формулировать и решать научные и педагогические задачи, вести библиографическую работу с применением современных информационных технологий, представлять итоги проделанной работы в виде научных и педагогических документов с привлечением современных средств редактирования и печати, проводить научный и педагогический эксперимент, обрабатывать и анализировать полученные результаты, четко и корректно излагать учебный материал, осуществлять педагогический контроль с применением традиционных и современных технологий, использовать различные дидактические средства, выявлять психологическое состояние учащихся и стимулировать их деятельность.

На кафедре ПППО было разработано Положение о педагогической (научно-педагогической) практике магистрантов КГЭУ. Положение регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики магистрантами очной формы. Основная цель педагогической практики - формирование и совершенствование умений по психологопедагогической и профессиональной подготовке магистранта к научнопедагогической деятельности. Это умения: использовать методы, способы и средства реализации педагогических технологий; отбирать содержание обучения, методическое обеспечение; выбирать и реализовывать системы педагогического контроля с применением традиционных и современных технологий; использовать различные дидактические средства; использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности и коллектива учащихся; выявлять психологическое состояние учащихся и стимулировать их деятельность; осуществлять научно-исследовательскую работу и использовать ее результаты в обучении и воспитании учащихся. Во время прохождения практики осуществляется реализация задач практики, анализ результатов выполнения каждой задачи научно-педагогической практики совместно с руководителем практики и научным руководителем, отражение результатов в дневнике практики.

По итогам прохождения педагогической практики магистрант предоставляет отчетную документацию: оформленный дневник практики; самоанализ одного из проведенных практикантом занятий; анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета, либо других магистрантов).

Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами-магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра, их полноценной адаптации к профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическая практика является неотъемлемой частью профессионально-педагогической адаптации магистрантов к работе преподавателя и куратора в вузе и представляет собой особую форму взаимосвязи теоретического обучения и будущей практической деятельности.

Литература

1. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: Монография. - Армавир, 1989. - 140 с.

2. Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело: Практическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.