Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка учащихся как условие эффективности междисциплинарного модульного обучения и проектной деятельности в педагогическом ВУЗе'

Педагогическая поддержка учащихся как условие эффективности междисциплинарного модульного обучения и проектной деятельности в педагогическом ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая поддержка / междисциплинарное модульное обучение / электронный компонент / проектная деятельность / pedagogical support / interdisciplinary modular training / electronic component / the project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Митин Михаил Николаевич

Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗов могут быть решены благодаря организации и внедрению системы педагогической поддержки обучающихся. Она должна включать в себя междисциплинарное модульное обучение с электронным компонентом, практико-ориентированную проектную деятельность и оказание адресной помощи в осуществлении студенческих проектов преподавателями, включенными в группу по формированию компетенции. На базе кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин МГПУ работает экспериментальная площадка по разработке и внедрению междисциплинарных модулей, где и были апробированы элементы модульного и дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна, Митин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of professional competence of University students can be met through the organization and implementation of the system of pedagogical support. It should include interdisciplinary modular training with the electronic component, practice-oriented project activities and provide targeted assistance in the implementation of student projects teachers included in the group on the formation of competence. At the Department of adaptive physical culture and medicalbiological disciplines MSPU is open experimental platform for the development and implementation of interdisciplinary modules and elements were tested modular and distance learning.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка учащихся как условие эффективности междисциплинарного модульного обучения и проектной деятельности в педагогическом ВУЗе»

48

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2009-10 2010-11 2011-12 2012-

Рисунок 2. Результаты обучения

Рисунок З.Коммуникативные способности

Рисунок 4. Мотив самообразования

Студенты стали работать активно, научились ставить цели и освоили самоконтроль. Развивалось умение преодолевать препятствия при достижении целей.

Предприниматель - тот, кто сумеет претворить свою идею в жизнь. Поэтому одним из самых важных для него качеств является переход от мысли к практическим действиям. Предпринимательские способности - лидерские качества, умение разрешать конфликты и управлять стрессовыми ситуациями, работать в команде и такие группы качеств, как профессионально-деловые, административно -организаторские, социально -психологические и моральные.

Список использованной литературы

1. Верховская О., Дорохина М. Отчет: Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2010. СПб.: Из-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та,2011

2. Козина И. Особенности стратегии «Case-study» при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. - М., 1995. — N5-6.- C.65-90.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Зверева Марина Валентиновна

канд. мед. наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин ГБОУ ВО

МГПУ, г. Москва Митин Михаил Николаевич

заслуженный учитель РФ, доцент общеинститутской кафедры физического воспитания ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва АННОТАЦИЯ

Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗов могут быть решены благодаря организации и внедрению системы педагогической поддержки обучающихся. Она должна включать в себя междисциплинарное модульное обучение с электронным компонентом, практико-ориентированную проектную деятельность и оказание адресной помощи в осуществлении студенческих проектов преподавателями, включенными в группу по формированию компетенции. На базе кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

МГПУ работает экспериментальная площадка по разработке и внедрению междисциплинарных модулей, где и были апробированы элементы модульного и дистанционного обучения.

ABSTRACT

Problems of formation of professional competence of University students can be met through the organization and implementation of the system of pedagogical support. It should include interdisciplinary modular training with the electronic component, practice-oriented project activities and provide targeted assistance in the implementation of student projects teachers included in the group on the formation of competence. At the Department of adaptive physical culture and medical-biological disciplines MSPU is open experimental platform for the development and implementation of interdisciplinary modules and elements were tested modular and distance learning.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; междисциплинарное модульное обучение; электронный компонент; проектная деятельность.

Keywords: pedagogical support; interdisciplinary modular training; electronic component; the project activity.

Российское образование последние десятилетия претерпевает реформирование, причем эти изменения затронули практически все сферы и ступени образовательного процесса. Далеко не все из реформ признаются педагогами удачными и эффективными, однако невозможно противостоять веяниям времени, невозможно остановить процесс эволюции, пусть он зачастую и кажется нам слишком резким и болезненным. Одним из ключевых аспектов изменения образовательного процесса является внедрение компетентностного подхода в образовании, новых образовательных стандартов, начиная с дошкольной и до высшей профессиональной ступени. Стержневым показателем уровня квалификации выпускника ВУЗа становится профессиональная компетентность.

Основная проблема, с которой столкнулись в связи с этим - это обтекаемость формулировок требуемых компетенций, отсутствие прописанного содержания, к которому мы были приучены последними ГОСТами. С одной стороны, это раскрывает поле для свободного поиска, но с другой стороны усложняет и без того непростые условия деятельности педагога в период реформирования образования, затрудняет разработку методов, критериев, инструментов оценки результатов.

Поскольку профессиональные компетенции имеют интегральный характер, необходима системность в процессе их формирования, необходима скоординированная работа коллектива преподавателей и студентов, однако механизм этого взаимодействия не прописан.

Ситуацию необходимо менять, изменение образовательной парадигмы должно затронуть внутренние механизмы работы ВУЗа, в особенности механизмы взаимодействия субъектов, преподавателей и студентов. На наш взгляд необходимо разработать и внедрить систему помощи, педагогической поддержки студента в решении этих трудных и не всегда однозначных задач.

Концепция педагогической поддержки ученика была разработана в 1980-х - 90-х годах в России известным педагогом О.С. Газманом и применялась для совершенствования педагогического процесса в школе [2].

Под педагогической поддержкой автор и последователи концепции понимают деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

- физическим и психическим здоровьем;

- успешным продвижением в обучении;

- эффективной деловой и межличностной коммуникацией;

- жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором [4].

Нуждаются ли в педагогической поддержке, помощи в процессе своего профессионального развития, образования студенты? Нам кажется, что такая поддержка, созданная на уровне ВУЗа, обеспечивая переход от привычной ориентации на «педагогическое воздействие» к «взаимодействию и сотрудничеству учащихся и педагогов», переосмысление накопленного опыта и совместную практико-ориентированную деятельность, поможет реально осуществить компетентностный подход в высшем образовании.

Трудно сказать, на каком курсе обучения - начальном или завершающем, такая поддержка может быть более значимой. На первых курсах важно мотивировать, помочь в выборе своего направления, траектории, сферы особых интересов. На последних курсах такая поддержка могла бы помочь в апробировании сформированных компетенций, выполнении дипломного проекта, выборе будущего места работы, налаживании связи с ним и многих других проблемах.

Еще одним доводом в пользу необходимости организации и осуществления педагогической поддержки при формировании компетенций студентов ВУЗа, по нашему мнению, является сам комплексный характер обозначаемых в образовательных стандартах компетенций. Их невозможно сформировать при прохождении одного курса, на одной кафедре. Это относится как к общекультурным компетенциям, например ОК-4 - (ФГОС ВПО «Педагогическое образование») - готовности использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; так и к профессиональным, например ПК-7 - готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности.

И в том и другом случае должны быть задействованы дисциплины и естественнонаучного цикла и общепрофессиональные, изучаемые на первых и на последних курсах обучения. Значительный разброс во времени их изучения затрудняет и делает подчас невозможным эффективное овладение компетенциями. Требуются целенаправленные усилия студентов и педагогов для перекидывания мостиков между знаниями, умениями и навыками, получаемыми благодаря изучению разнопрофильных курсов.

Современное образование использует множество новых подходов как в методах, так и в применяемых средствах. Междисциплинарное модульное обучение с электронным компонентом способно обеспечить системность и гибкость в обучении, индивидуальный подход, напрямую связать процесс получения образования с формированием компетентности в профессиональной деятельности будущего выпускника [3]. Педагогическая поддержка обучающихся в ВУЗе предусматривает создание необходимой обучающей базы (желательно электронной), созда-

50

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ние банка заданий, в которых отрабатываются компетенции, причем задействованы в этом должны быть рабочие группы преподавателей разных кафедр и представители учреждений-заказчиков.

Кроме информационного ресурса в электронной базе могут быть размещены комплексные задания-проекты, выполнение которых способствовало бы отработке и формированию конкретных компетенций.

На кафедре адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин педагогического института физической культуры и спорта ГБОУ ВО МГПУ в настоящее время сконструированы и проходят внедрение междисциплинарные модули, предназначенные для единого овладения основными дидактическими единицами в области анатомии и физиологии человека, общей и частной патологии, биохимии, лечебной физической культуры и лечебного массажа. Модульное обучение включает в себя и электронный компонент, предполагающий возможность дистанционного обучения.

В случае обучения по специальности «адаптивная физическая культура» умение выбирать средства и методы реабилитационной деятельности формируется полнее всего на занятиях дисциплин профессионального блока, таких как лечебная физическая культура, основы массажа. Однако выбор средств, как обозначается в определении компетенции, зависит от возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния КОГО на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся. Следовательно, чтобы правильно обосновать этот выбор, нужны знания базовых дисциплин - анатомии, физиологии человека, общей и частной патологии.

Подразделение внутри модуля на подмодули происходит по основным группам систем человеческого организма - регуляторным, опорно-двигательной системе, внутренних органов. Осваивая междисциплинарный модуль, студенты погружаются в интегральный процесс ознакомления и понимания строения, функционирования, основных патологических процессов, овладения знаниями, умениями и навыками рекреационной деятельности при нарушениях в деятельности данных систем. Это позволяет сформировать целостное представление о задачах реабилитационной деятельности с пациентами конкретного профиля.

Сконструированные модули имеют полное методическое сопровождение, размещенное в электронном обучающем пространстве. Студент может изучить модуль самостоятельно, в удобном для него темпе и уделить при необходимости больше внимания трудным для усвоения знаниям, чтобы потом использовать их при овладении умениями и навыками.

Для этого активно внедряется дистанционное обучение, преподаватели и студенты подключены к системе дистанционного образования Moodle. Студенты проходят регулярное интернет-тестирование, что является допуском к участию в практическом занятии по тематике модуля. Полученные результаты тестирования учитываются в согласии с балльно-рейтинговой системой обучения. Весь путь, который проходит студент в обучающем интернет-пространстве, отмечается и может быть проанализирован им самим и педагогами.

На подготовительном этапе элементы модульного и дистанционного обучения были апробированы при изучении некоторых дисциплин медико-биологического блока. Данный подход подтвердил свою эффективность и был положительно воспринят студенческой аудиторией. Междисциплинарное модульное обучение проводилось в

течение всего 2014 года на двух потоках. В 2015 году присоединился еще один поток бакалавров 1 курса.

На базе кафедры работает экспериментальная площадка по разработке и внедрению междисциплинарных модулей. В следующем учебном году планируется полностью перейти на модульное обучение бакалавров АФК по всем дисциплинам с привлечением в расширяющий масштабы эксперимент всех кафедр института.

Важным средством педагогической поддержки в ВУЗе является совместная проектная деятельность. Компетенция — это не только набор ЗУНов, но и личный опыт, свое особое эмоционально-ценностное отношение к определенной деятельности, в осуществлении которой обучающийся собственно и должен проявить компетентность. Именно в проектной деятельности студенты могут приобрести искомый опыт, опираясь на помощь преподавателей и друг друга.

На сегодняшний момент сложилась целая культура проектной работы. Раньше она была предметом профессиональной деятельности строителей, конструкторов, технологов, промышленников. Теперь этим все чаще начинают заниматься в гуманитарной сфере, потому что проектирование позволяет не стихийно, а сознательно двигаться к изменениям, необходимым в обществе. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Специалисты в педагогике продолжают изучать сущность данного метода, его особенности, разновидности и возможности. Так Блохин А.Л. в своем диссертационном исследовании определяет его как «определённым образом выстроенную совместную деятельность участников проекта, обеспечивающую движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности» [1].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Педагогический процесс в ВУЗе значительно обогащается с применением проектной деятельности, причем это обогащение может происходить на разных уровнях при изучении одной темы, овладении одной дидактической единицей или при глубокой практико-ориентированной деятельности во внешнем социуме, например, во время практики, туристической деятельности.

Под руководством преподавателей в МГПУ каждое лето проходят походы, в которых участвуют студенты разных направлений. В туристических походах не только сплачивается студенческое братство, осуществляется краеведческая деятельность, но и формируется множество значимых профессиональных и личностных компетенций учащихся. Такие походы готовятся задолго до их проведения, формируются группы организаторов, распределяются роли и ответственные, составляются планы. А это и есть настоящая проектная деятельность студентов и преподавателей.

Особенно наглядно роль организации и проведения туристического похода как проекта видна при вовлечении в него студентов, обучающихся в педагогическом институте физической культуры и спорта, ведь им предстоит в будущем самим руководить такими туристическими походами в своей педагогической деятельности.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

51

Участвуя в подготовке похода, отвечая за свой участок проекта и наблюдая за взаимодействием остальных, будущие учителя физической культуры и тренеры приобретают огромный личный опыт, по-настоящему становятся компетентными в своей профессии.

За прошедшие годы в стенах сначала Московской государственной академии делового администрирования, а потом в Московском городском педагогическом университете в проведении туристических слетов и походов участвовали сотни студентов. Многие из них, закончив ВУЗ, стали компетентными специалистами и продолжили свою туристическо-краеведческую деятельность, привлекая к ней школьников и студентов.

Знания, умения и навыки, полученные в ВУЗе и отработанные в том числе в походах, активно задействуются в настоящей педагогической деятельности, и это происходит благодаря организованному педагогическому сопровождению преподавателями и сотрудниками высшего учебного заведения.

Таким образом, просуммировав все вышесказанное, можно утверждать, что система педагогической поддержки в высшем учебном заведении может стать очень важным и значимым звеном студентоцентрического образовательного процесса. Ее основное значение заключается в коллективной профессиональной помощи студентам при формировании их ключевых компетенций, превращении учащихся в компетентных профессионалов, мотивированных на развитие в профессии.

Результат может быть достигнут, на наш взгляд, благодаря созданию мобильной современной системы педагогической помощи, к которой обращался бы студент по мере необходимости.

По нашему мнению основными направлениями педагогической поддержки в формировании компетенций студентов в учреждениях ВПО должны являться:

1) Создание электронной базы необходимой теоретической и методической информации, требуемой для формирования каждой профессиональной компетенции.

Для этого на основе учебного плана, программ и консультаций формируются специальные рабочие команды (мини-группы) педагогов кафедр, заявивших свое участие в формировании конкретной компетенции в рабочих программах. Ими определяется необходимый объем и набор информации, который затем переносится в электронную базу.

2) Создание банка проектных заданий, с помощью которых можно отрабатывать практические навыки и

умения, необходимые для формирования конкретной компетенции.

Задания могут быть разными по объему, индивидуальными и групповыми. Они могут преподноситься в виде в виде заданий для самостоятельной работы на семинарах, на практике, в качестве домашних заданий. Из них в будущем могут строиться и тестовые задания при всех видах аттестации студентов.

3) Формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе психолого - педагогического тестирования и анкетирования.

4) Оказание адресной помощи в осуществлении студенческих проектов преподавателями, включенными в группу по формированию компетенции. Данный вид помощи может быть оказан и дистанционно при совместной работе в системе электронного образования типа Moodle (виртуальной обучающей среды), и при непосредственных личных консультациях на аудиторных занятиях. Студенты должны быть осведомлены, к каким конкретно преподавателям они могут обратиться за поддержкой при возникновении вопросов, проблем, возникающих в процессе освоения компетенции.

Осуществление этих направлений педагогической деятельности позволит установить эффективную деловую и межличностную коммуникацию, наладить совместную работу преподавателей разных кафедр и студентов, четко определить цели и обозначить конкретные шаги педагогической поддержки формирования компетентных, мотивированных специалистов.

Список литературы

1. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 2005. - 154 с.

2. Газман О.С., Вайс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.: «Просвещение», 1995. - 156 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 224 с.

4. Юсфин С. М., Александрова Е. А., Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. -М.: Academia, 2006. - 288 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ

СИСТЕМЫ СТАЖИРОВОК И ПРАКТИКИ

Ишкильдина София Аркадьевна

К.т.н., доцент кафедры управления и связей с общественностью, Тольяттинская академия управления, г. Тольятти

АННОТАЦИЯ

Описывается особенность практической подготовки студентов, обеспечивающая возможность получения навыков в реальной деятельности и формирования профессиональной траектории путем организации системы стажировок и практики.

ABSTRACT

Describes a particularly practical training of students, providing the opportunity to gain skills in real activity and the formation of a professional path through the organization of training and practice.

Ключевые слова. Профессиональная траектория, стажировка, практика, оформление опыта работы, обеспечение профессиональной траектории.

Keywords. Professional trajectory, training, practice, experience design, providing professional trajectory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.