Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов'

Педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALITY MEANING / PEDAGOGICAL SUPPORT / SPECIALIST FORMATION IN THE SPHERE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новакова Анастасия Петровна

Рассматривается проблема становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов. Данный процесс выступает важным звеном в становлении профессиональной компетентности будущих специалистов и включает ряд этапов, реализуемых при определенных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов»

■ высокий;^ средний ;□ низкий

та в ходе учебно-тренировочного процесса, а также выстраивания модели профессионального поведения и степени воспитательного воздействия в связи с особенностями конкретного коллектива. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у студентов произошли следующие изменения: повышение уровня специальных знаний, овладение необходимыми умениями и навыками в практической деятельности; повышение уровня готовности к планированию деятельности по формированию и поддержанию положительного психологического климата в ходе учебнотренировочного процесса.

Способность будущих тренеров к регулированию системы «объект - объект» была выявлена в ходе тестирования [5], динамика изменения состава уровневых групп в ходе эксперимента представлена на рисунке.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что формирование готовности будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата на основе представленной структуры и диагностики особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы можно рассматривать как важнейший ресурс повышения эффективности их профессиональной деятельности.

литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1984. 208 с.

2. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. Омск : ОГИФК, 1985. 68 с.

3. Дормидонтова Л.С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта. Омск : СибГАФК, 2001. 128 с.

4. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М. : Физкультура и спорт, 1984. 128 с.

5. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения / под ред. А.А. Карелина. М. : АСТ, 1997. 228 с.

Training of future coaches for creating positive social and psychological atmosphere in a sport team

There are defined the structure of future coaches readiness for creating positive social and psychological atmosphere in a sport team, its criteria and formation levels. There is carried out the research of interpersonal attitudes peculiarities inside the group of footballer students. There are revealed pedagogical situations and principles of constructing lessons promoting formation of the readiness. There are also developed and tested the methods of its formation.

Key words: social and psychological atmosphere, interpersonal attitudes, readiness structure, competence, reflection, “sense of object”, pedagogical situation.

А.П. НоВАкоВА (Волгоград)

педагогическая поддержка становления смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых факультетов

Рассматривается проблема становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов. Данный процесс выступает важным звеном в становлении профессиональной компетентности будущих специалистов и включает ряд этапов, реализуемых при определенных условиях.

Ключевые слова: личностный смысл, педагогическая поддержка, становление специалиста в сфере образования.

В сложившейся в стране социокультурной и экономической ситуации, характеризующейся динамизмом и открытостью, существенно изменяются задачи профессиональной деятельности выпускников

1-й этап

2-й этап

© Новакова А.П., 2010

высших учебных заведений. Независимо от направления и специальности подготовки от каждого выпускника вуза требуются умения работать с разнообразной информацией на родном и иностранном языках, общаться в поликультурном пространстве, вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными партнерами, работать в команде, строить свою профессиональную карьеру на основе постоянного пополнения знаний из различных источников, в том числе и на иностранном языке. Другими словами, время требует высшего профессионального образования, важным показателем которого выступает языковая компетентность. В этом плане актуальной становится проблема развития у студентов смысла изучения иностранного языка, особенно это касается будущих специалистов в сфере образования.

Проведенное исследование было посвящено выявлению условий, при соблюдении которых актуализируется смысл изучения иностранного языка как инструмента решения жизненных задач.

В основу исследования были положены теоретические положения о сущности личностного смысла, предложенные Д.А. Леонтьевым, который определяет смысл как структурный элемент сознания: он порождается реальными отношениями, связывающими субъект с объективной действительностью; непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности, ее субъективный опыт. Смысл обладает действенностью, смысловые связи личности не существуют изолированно, а образуют единую систему, отражающую ее отношение с миром. Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, реализующей жизненные цели и отношения субъекта [1, с. 102 - 104], динамика смысла обусловлена жизнедеятельностью субъекта. Смысл принадлежит не предмету, а деятельности личности. Лишь в деятельности, в отношении к ее мотивам и целям предмет выступает как смысл.

Принимая во внимание соотношение смысла с категориями «мотив», «ценность», «значимость», «цель», можно определить смысл как субъективное отражение значимости объекта в сознании, которое реализуется в отношении субъекта к объекту действительности, порождающееся и изменяющееся в деятельности в результате личностно значимых событий, их переживаний. В отличие от значения смысл актуа-

лизируется в реальных жизненных условиях конкретного субъекта; смысл - это принятые вследствие переживаний и опыта ценности, ставшие своими для личности, мотив обладает смыслообразующей функцией, однако побуждение к действию (мотив) задает только лишь общую направленность деятельности, смысл же придает ей индивидуальную субъективную окраску. Высокий уровень развития личности проявляется в том, что в регуляции жизнедеятельности господствуют устойчивые личностные смыслы, а не внешние обстоятельства и импульсивные побуждения.

Предметом исследования был смысл изучения иностранного языка педагогами, для которых иностранный язык не является основным содержанием их профессии. Личностный смысл изучения иностранного языка понимается в данном случае как субъективное отражение в сознании будущих педагогов значимости иностранного языка для их личностного и профессионального развития, которое реализуется в активной творческой позиции, направленной на приобретение навыков межкультур-ной коммуникации, приобщение к ценностям своей и чужой культуры, обретение профессионального опыта, обрести который нельзя без знания иностранного языка.

В соответствии с пониманием природы смысла процесс его становления проходит три этапа: 1) возникновение личностного смысла; 2) «собственная жизнь» личностного смысла в индивидуальном сознании студентов; 3) экстериоризация личностного смысла изучения иностранного языка в практической деятельности.

На первом этапе студенты решают особую «задачу на смысл», результатом которой является осознание личностного смысла, «значения для меня» изучения иностранного языка. Основным психологическим механизмом на данном этапе выступает идентификация студентов педагогического вуза с успешными представителями своей будущей профессии, для которых в современных условиях интеграции России в мировое пространство владение иностранным языком становится одним из слагаемых их успеха в профессиональной деятельности. На втором этапе личностный смысл становится содержанием личностной позиции, установки, проявляющейся в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятель-

ности по изучению иностранного языка. Происходит ценностно-смысловое самоопределение будущих педагогов, включение владения иностранным языком в систему приоритетных жизненных ценностей. Заключительным этапом формирования личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов является этап «самодвижения» личностного смысла, превращение работы с языком в увлекательное и успешное действие.

Личностный смысл как интегративный элемент сознания личности можно представить как структуру, содержащую единство эмоционально-волевого, ценностноориентационного и деятельностно-преоб-разующего компонентов.

Ценностно-ориентационный компонент представлен системой ценностей личности, позитивно отражающих социальную, профессиональную и личностную значимость иностранного языка. Эмоционально-волевой компонент выполняет функцию одного из элементов системы смысловой регуляции жизнедеятельности - функцию презентации субъекту языка через показ его роли и места жизнедеятельности субъекта. Деятельностно-преобразующий компонент смысла в учебной деятельности студентов представлен практическими действиями, реализующими способы творческого осмысленного освоения содержания иностранного языка.

Становление личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов, как мы предполагаем, будет более эффективным, если занятия по иностранному языку будут осуществляться с соблюдением следующих условий:

1) отбор содержания и методик преподавания дисциплины, в которых должны быть отражены требования к современному специалисту, его конкурентоспособности, для развития которой важно стремление к самообразованию, совершенствованию;

2) использование методов активизации творческой деятельности студентов и профессионально ориентированных форм организации занятий;

3) становление личностного смысла изучения иностранного языка как специально стимулируемая рефлексия деятельности, творческой направленности студентов, их адекватного отношения к себе и осмысленно-познавательного отношения к окружающему миру (поскольку им пред-

стоит жить в мире тотальной коммуникации).

В качестве стержневого психологического условия, объединяющего все предыдущие, рассматривалось становление субъ-ектности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальное исследование на базе Волгоградского государственного педагогического университета в период с 2005-го по 2010 г. В контрольную и экспериментальную группы вошли по 30 студентов филологического факультета.

Для формирования личностного смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей была принята за структурную единицу педагогического процесса ситуация-коллизия, которая создавала условия для проявления личностных функций студента, востребовала его личностный опыт, ставила перед необходимостью решить вопрос о значимости изучения иностранного языка для самореализации, самосовершенствования. Становление личностного смысла изучения иностранного языка у студентов проходило при поддержке педагога, который учитывает различные психологические механизмы порождения смысла. Педагогическая поддержка начиналась с помощи студенту при выборе индивидуального образовательного маршрута студента, предполагающего свободный выбор источников информации, порядка и формы встречи с ними, темпа восприятия содержания учебного материала, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим.

В качестве психологических механизмов формирования личностного смысла выступили процессы интериоризации, идентификации и интернализации. Под интериоризацией понимается присвоение продуктов общественного опыта и культуры. Идентификация здесь выступает как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой, включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих. Интернализация - это сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых на определенном смысловом уровне норм и ценностей в своей деятельности.

При разработке процессуальной стороны обучения, направленного на станов-

ление личностного смысла изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей, было выделено несколько ситуаций, способствующих становлению личностного смысла изучения иностранного языка и субъектности студентов: ситуации реконструкции смыслов; актуализации смысла изучения иностранного языка; развития опыта творческой деятельности при изучении иностранного языка; накопления опыта рефлексии, самоанализа, саморазвития. Назначение указанных ситуаций - создать условия для осознания студентами значимости владения иностранным языком как средством саморазвития, самообразования, самореализации; обеспечить положительный эмоциональный фон изучения иностранного языка посредством постановки достижимых целей; поощрять успехи и проявление самостоятельности и творчества в учебной деятельности, формировании субъектной позиции.

В ходе формирующего эксперимента были реализованы три этапа становления личностного смысла изучения иностранного языка, на каждом из которых преобладала определенная личностноразвивающая ситуация. Между тем ситуации накопления опыта рефлексии и самоанализа моделировались на каждом этапе ввиду своей значимости для процесса становления личностного смысла изучения иностранного языка.

Целью первого, рефлексивно-оценочного этапа становления личностного смысла изучения иностранного языка выступало становление смысловой позиции в отношении к изучению иностранного языка вследствие рефлексии своей учебной деятельности и реконструкции мотивов и смыслов.

Для достижения поставленной цели необходимо было расширить представления студентов о межпредметных связях, роли иностранного языка в социализации человека, невозможности быть современным и востребованным без знания его. Для этого использовалась первая из выделенных личностно-развивающих ситуаций - ситуация реконструкции смыслов благодаря насыщению содержания занятия современными знаниями, входящими в сферу интересов студентов 1 - 2-го курсов педагогического университета, создавались условия для возникновения сомнений в устоявшихся смыслах и привычном

отношении к иностранному языку. Основным психологическим механизмом в данном типе ситуации был определен процесс идентификации: студенты педагогического вуза идентифицировали себя с успешными представителями будущей профессии; происходило осмысленное принятие ценностей и норм, в числе которых и знание иностранного языка.

Цель второго этапа (этап активизации личностного смысла) дифференцировалась в соответствии с результатами диагностирования студентов в конце первого этапа работы. В его ходе создавались условия для актуализации ценности изучения иностранного языка в сознании будущих педагогов, накопления опыта самоотчета, рефлексии их возможностей.

Из предложенных ранее типов ситуаций использовалась ситуация актуализации смысла изучения иностранного языка, в которой благодаря психологическому механизму интериоризации, способствующему принятию эффективных образцов поведения, студенты активно проявляли интерес к дискуссиям о роли иностранного языка для средства самореализации, самоутверждения в профессиональной и личностной сфере.

На третьем, деятельностном, этапе (этап экстериоризации личностного смысла в поведении и деятельности) студенты вырабатывали собственные представления о средствах использования полученных знаний по иностранному языку в личностном и профессиональном самосовершенствовании. В его ходе использовалась ситуация развития опыта творческой деятельности при изучении иностранного языка. Иностранный язык в этом случае становится самоценностью, а процесс его изучения интересен сам по себе. При создании данной ситуации актуализировались психологические механизмы интернализации, предполагающие сознательное и активное восприятие себя в окружающем мире, а также активное воспроизводство принятых на определенном смысловом уровне норм и ценностей в своей деятельности.

В процессе исследования были выделены и описаны четыре типа отношения будущих педагогов к изучению иностранного языка, т.е. четыре уровня сформирован-ности личностного смысла изучения иностранного языка: 1) формальное отношение; 2) положительно-аморфное отношение; 3) положительно-познавательное от-

ношение; 4) ценностно-смысловое отношение.

При изучении динамики становления личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов были определенные сложности. В процессе моделирования личностно-развивающих ситуаций, способствующих становлению личностного смысла изучения иностранного языка, необходимо было учитывать непосредственно возникающую субъективную интерпретацию. Трудность данного исследования заключалась в том, что конструируемые нами ситуации создают лишь возможность, предоставляют шанс развития личности, становления смысла изучения иностранного языка.

Несмотря на сложности исследования, были отмечены положительные изменения на занятиях по иностранному языку у студентов педагогического университета в экспериментальной и контрольной группах.

В начале эксперимента на констатирующем этапе было выявлено, что 15% студентов проявляют ценностно-смысловое отношение к изучению иностранного языка, 25% - проявили положительнопознавательное отношение, у большинства студентов преобладало положительноаморфное отношение к изучению иностранного языка, у 21% студентов было выявлено формальное отношение.

Исследование, проведенное на заключительном, контрольном, этапе эксперимента, позволило выявить ряд изменений. Количество студентов с ценностносмысловым отношением намного не увеличилось - 17%, но отмечается их переход со 2-го уровня (положительно-аморфного) на 3-й (положительно-познавательный), из аморфного отношение превращается в познавательное (2-й уровень - 35%, 3-й - 30), 18% студентов по-прежнему относились формально к процессу изучения иностранного языка.

Таким образом, как показал опыт, реализация выделенных психолого-педа-гогических условий позволяет продвинуть становление личностного смысла изучения иностранного языка у будущих педагогов и обеспечить связанное с этим повышение уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной успешной педагогической деятельности в инновационной социальной среде.

Литература

1. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М. : Смысл, 200З.

2. Маслова В.А Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Aкадемия, 2001. С. 9.

3. Мишаткина М.В. Формирование у старшеклассников потребности в определении смысла учебной деятельности. Волгоград, 2005.

Pedagogical support of personality meaning of foreign language learning at students of non-linguistic departments

There is regarded the problem of personality meaning of foreign language learning at future teachers.

This process is an important link to foundation of professional competence of future specialists and it includes a number of stages realized under certain circumstances.

Key words: personality meaning, pedagogical support, specialist formation in the sphere of education.

Э.Г. ОТЯКОВСКАЯ (Краснодар)

анализ готовности студЕнтов-музыкАнтов к полихудожЕствЕнной деятельности

Анализируются степень готовности студентов-музыкантов к полихудожественной деятельности и формирование их полихудожественной компетентности в процессе получения профессионального музыкальнопедагогического образования.

Ключевые слова: полихудожественная компетентность, музыкально-педагогическая деятельность, синтез искусств.

Современная школа нуждается в учителях музыки, готовых к полихудожествен-ной деятельности в процессе музыкального образования детей, способных к активному использованию художественных средств различных искусств в целях вос-

© Отяковская Э.Г., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.