Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка одаренных детей'

Педагогическая поддержка одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка одаренных детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Н. Н. Журба

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагогической поддержке одаренных детей. Научные изыскания современников подтверждают, что проблема взаимоотношений учителя и учеников, педагогической поддержки не только была теоретически обоснована, но и активно внедрялась в педагогическую практику. Педагогическая поддержка личности учащегося в целом и одаренного ребенка, в частности, является функциональным компонентом системы гуманистического образования.

У истоков обоснования российскими педагогами взаимосвязи воспитания и саморазвития ребенка стоял О. С. Газман, который теоретически и практически доказал значимость педагогической поддержки и защиты детей. Педагогическая поддержка детей, по

О. С. Газману, это ... «превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» [2]. Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, его ученики и коллеги внесли некоторые коррективы концептуального характера. Н. Б. Крылова рассматривает: «...поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации; как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) сис-

421

темы воспитания; мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности; это деятельность на уровне „личность - личность", когда общение „глаза в глаза" обнаруживает родство душ» [2].

Основными предметами поддержки педагогов являются субъект-ность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов. Педагогическая поддержка одаренного ребенка наиболее актуальна для современной школы в связи с меняющимися социальными, политическими и образовательными идеологиями, соответственно меняется и роль личности в педагогическом процессе, за ней окончательно закрепляется статус субъекта образования, обладающего уникальной индивидуальностью, неповторимостью, а также возрастает и необходимость поддержки индивидуальности, культурной самобытности, творческого потенциала, самоопределения ценностей, самоутверждения и самореализации одаренного ребенка.

В последнее десятилетие кардинальным образом сменилась парадигма формирования статуса субъекта образования в обществе: не происхождение, не средства определяют статус, а талант, харизма, интеллект. В социологии, социальной психологии и педагогике распространилось понятие «меритократия», означающее «элита одаренных». При этом статус проблемы детской одаренности во многих отношениях становится более парадоксальным. Противоречивы как отношение к одаренным детям в обществе, так и характер исследований в психологии и педагогике одарённости. С одной стороны, общественные декларации и государственные тенденции отчетливо проявляют направление поддержки и поощрения одаренных детей, с другой, одаренные дети встречаются с дискриминацией и социальным отвержением чаще, чем другие. Это характеризует социальный аспект кризиса, в котором они оказалось. Научный аспект кризиса характеризуется тем, что современная наука об образовании одаренных детей накопила огромную массу сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера. Однако вся накопленная база знаний рискует стать критической вследствие невозможности ее продуктивно-

422

го использования из-за разнородности и противоречивости, междисциплинарности многих идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур, методик.

В прикладном плане возникает вопрос о затухании детской одаренности, несмотря на все более совершенные методики отбора и развития одаренных детей, на ненадежность прогноза развития одаренности. В социальном плане проблема эксплуатации детской одаренности, которая бывает исчерпана прежде, чем созреет во взрослую, постепенно приобретает масштаб гуманитарной катастрофы. В научном плане очевидной оказывается потребность в наработке теоретико-методологических оснований специальной отрасли, именно педагогики для одаренных детей. Когда обсуждается актуальность вопросов, связанных с образованием одаренных детей, то акцент делается преимущественно на социальном или школьном аспектах этой проблемы. К настоящему моменту школы России оказались в парадоксальной ситуации: с одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; в педагогических вузах практически не ведется целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности; в реестре педагогических специальностей нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми»; научной дисциплины «педагогики одаренности» в спектре педагогических наук пока не существует; с другой стороны, увеличивается количество одаренных детей. При анализе практической педагогической деятельности с одаренными детьми выясняется, что педагогическая деятельность направлена на получение результата, продукта деятельности и творчества одаренного ребенка. Любое концептуальное содержание, каким бы разным оно не представлялось в теоретических вкладках, на практике оказывается сведенным к одному - «отчету о проделанной работе». Тем самым педагогическая деятельность исчерпывает собственное значение и заложенную в основание научную идею феномена одаренности.

Таким образом, систематизация знаний по детской одаренности именно на педагогических принципах нужна не столько для своеоб-

423

разной «инвентаризации» накопленных сведений, сколько для того, чтобы, во-первых, выявить основные принципы целесообразного и продуктивного их использования в практике; во-вторых, определить основные стратегические ориентиры педагогических поисков оптимальных технологий ее поддержки и развития; в-третьих, сформулировать подходы к формированию условий педагогической поддержки детской одаренности теоретического, концептуального и практического плана. Педагогическая поддержка реализует потребность общества в построении такого образования, при котором одаренный ребенок сможет освоить и овладеть механизмами самоопределения и самореализации. Субъектом этой деятельности может стать тот педагог или то педагогическое сообщество, которое разделяет эту потребность.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000.

2. Гукаленко О. В., Колоколова И. В. Педагогическая поддержка в поликультурном образовании: инновационные технологии. - Тирасполь, 2001.

3. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2005.

4. Кулемзина А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. - М.: КМК-пресс, 2004. - 264с.

424

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.