ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Н. Н. Журба
На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагогической поддержке одаренных детей. Научные изыскания современников подтверждают, что проблема взаимоотношений учителя и учеников, педагогической поддержки не только была теоретически обоснована, но и активно внедрялась в педагогическую практику. Педагогическая поддержка личности учащегося в целом и одаренного ребенка, в частности, является функциональным компонентом системы гуманистического образования.
У истоков обоснования российскими педагогами взаимосвязи воспитания и саморазвития ребенка стоял О. С. Газман, который теоретически и практически доказал значимость педагогической поддержки и защиты детей. Педагогическая поддержка детей, по
О. С. Газману, это ... «превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)» [2]. Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, его ученики и коллеги внесли некоторые коррективы концептуального характера. Н. Б. Крылова рассматривает: «...поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации; как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) сис-
421
темы воспитания; мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности; это деятельность на уровне „личность - личность", когда общение „глаза в глаза" обнаруживает родство душ» [2].
Основными предметами поддержки педагогов являются субъект-ность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов. Педагогическая поддержка одаренного ребенка наиболее актуальна для современной школы в связи с меняющимися социальными, политическими и образовательными идеологиями, соответственно меняется и роль личности в педагогическом процессе, за ней окончательно закрепляется статус субъекта образования, обладающего уникальной индивидуальностью, неповторимостью, а также возрастает и необходимость поддержки индивидуальности, культурной самобытности, творческого потенциала, самоопределения ценностей, самоутверждения и самореализации одаренного ребенка.
В последнее десятилетие кардинальным образом сменилась парадигма формирования статуса субъекта образования в обществе: не происхождение, не средства определяют статус, а талант, харизма, интеллект. В социологии, социальной психологии и педагогике распространилось понятие «меритократия», означающее «элита одаренных». При этом статус проблемы детской одаренности во многих отношениях становится более парадоксальным. Противоречивы как отношение к одаренным детям в обществе, так и характер исследований в психологии и педагогике одарённости. С одной стороны, общественные декларации и государственные тенденции отчетливо проявляют направление поддержки и поощрения одаренных детей, с другой, одаренные дети встречаются с дискриминацией и социальным отвержением чаще, чем другие. Это характеризует социальный аспект кризиса, в котором они оказалось. Научный аспект кризиса характеризуется тем, что современная наука об образовании одаренных детей накопила огромную массу сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера. Однако вся накопленная база знаний рискует стать критической вследствие невозможности ее продуктивно-
422
го использования из-за разнородности и противоречивости, междисциплинарности многих идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур, методик.
В прикладном плане возникает вопрос о затухании детской одаренности, несмотря на все более совершенные методики отбора и развития одаренных детей, на ненадежность прогноза развития одаренности. В социальном плане проблема эксплуатации детской одаренности, которая бывает исчерпана прежде, чем созреет во взрослую, постепенно приобретает масштаб гуманитарной катастрофы. В научном плане очевидной оказывается потребность в наработке теоретико-методологических оснований специальной отрасли, именно педагогики для одаренных детей. Когда обсуждается актуальность вопросов, связанных с образованием одаренных детей, то акцент делается преимущественно на социальном или школьном аспектах этой проблемы. К настоящему моменту школы России оказались в парадоксальной ситуации: с одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; в педагогических вузах практически не ведется целенаправленная профессиональная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности; в реестре педагогических специальностей нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми»; научной дисциплины «педагогики одаренности» в спектре педагогических наук пока не существует; с другой стороны, увеличивается количество одаренных детей. При анализе практической педагогической деятельности с одаренными детьми выясняется, что педагогическая деятельность направлена на получение результата, продукта деятельности и творчества одаренного ребенка. Любое концептуальное содержание, каким бы разным оно не представлялось в теоретических вкладках, на практике оказывается сведенным к одному - «отчету о проделанной работе». Тем самым педагогическая деятельность исчерпывает собственное значение и заложенную в основание научную идею феномена одаренности.
Таким образом, систематизация знаний по детской одаренности именно на педагогических принципах нужна не столько для своеоб-
423
разной «инвентаризации» накопленных сведений, сколько для того, чтобы, во-первых, выявить основные принципы целесообразного и продуктивного их использования в практике; во-вторых, определить основные стратегические ориентиры педагогических поисков оптимальных технологий ее поддержки и развития; в-третьих, сформулировать подходы к формированию условий педагогической поддержки детской одаренности теоретического, концептуального и практического плана. Педагогическая поддержка реализует потребность общества в построении такого образования, при котором одаренный ребенок сможет освоить и овладеть механизмами самоопределения и самореализации. Субъектом этой деятельности может стать тот педагог или то педагогическое сообщество, которое разделяет эту потребность.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000.
2. Гукаленко О. В., Колоколова И. В. Педагогическая поддержка в поликультурном образовании: инновационные технологии. - Тирасполь, 2001.
3. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2005.
4. Кулемзина А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. - М.: КМК-пресс, 2004. - 264с.
424