Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности'

Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / PERSONAL GROWTH OF TEENAGERS / PEDAGOGICAL SUPPORT / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY / SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY / SUCCESS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

В статье раскрывается содержание деятельности по организации педагогической поддержки личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности. Автор научно обосновывает один из способов решения этого вопроса – построение инструментальной модели педагогической поддержки. Дано описание направлений деятельности педагогического коллектива по организации педагогической поддержки, сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогической поддержки подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS’ PERSONAL GROWTH IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY

The paper discloses the content of activity on the organization of pedagogical support of teenagers’ personal growth in physical training and sports activity. The author scientifically proves that one of the ways of the solution of this question is creation of tool model of pedagogical support. This publication describes the activities of pedagogical group on the organization of pedagogical support and the pedagogical conditions providing efficiency of this support.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 159.922.7 ББК 88.840 П 31

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета; профессор кафедры физической культуры Северо-Кавказского федерального университета; E- mail: valerype@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается содержание деятельности по организации педагогической поддержки личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности. Автор научно обосновывает один из способов решения этого вопроса - построение инструментальной модели педагогической поддержки. Дано описание направлений деятельности педагогического коллектива по организации педагогической поддержки, сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогической поддержки подростков.

Ключевые слова: личностный рост подростков, педагогическая поддержка, физкультурноспортивная деятельность, самоопределение личности, успешность социализации.

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Social Work Department of the Armavir Institute of Social Education (Branch) of the Russian State Social University; Professor of Physical Culture Department, the North Caucasus Federal University; E-mail: valerype@mail. ru

PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS’ PERSONAL GROWTH IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY

Abstract. The paper discloses the content of activity on the organization of pedagogical support of teenagers’ personal growth in physical training and sports activity. The author scientifically proves that one of the ways of the solution of this question is creation of tool model of pedagogical support. This publication describes the activities of pedagogical group on the organization of pedagogical support and the pedagogical conditions providing efficiency of this support.

Keywords: personal growth of teenagers, pedagogical support, physical training and sports activity, self-determination of the personality, success of socialization.

Реформирование отечественной системы образования направлено на решение проблемы развития субъектности человека, проявляющейся в его способности к самоопределению, к смыслопоиску и смыслопорождению, к саморегуляции и самосовершенствованию. Одной из основных целей гуманистически ориентированного образования является оказание содействия личностному росту учащегося. Процесс личностного роста подростков в образовании представляет собой восходящую, прогрессивную траекторию развития личности, её целенаправленное самодвижение от представления образа Я-реального к образу Я-идеального. В этом процессе происходит зарождение и развитие личностных функций, определяющем становление личностной зрелости. Понятие личностного роста подростков очень тесно связано с понятием саморазвития в том, что они обусловлены мировоззренческой позицией, с одной стороны, и влиянием окружающим мира - с другой, а также степенью осознанности этих явлений. Основным показателем успешности личностного роста является самоопределение личности.

Физическая культура, являясь составной частью образовательной системы, обогащает

её гуманистические, демократические и культурологические функции, способствует полноценному развитию сущностных сил человека. Новая парадигма, связанная с пересмотром цели физического воспитания, её ориентации на формирование физической культуры личности (ФКЛ), получила отражение в Концепции непрерывного физического образования детей и учащейся молодёжи, разработанной под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова [1], зачастую вступает в противоречие с целями и содержанием предлагаемых новых программ для различных учебных заведений и средствами их реализации. Несмотря на изменившиеся целевые установки, физическое воспитание в его содержательном и процессуальном компонентах продолжает рассматриваться в соответствии с парадигмой, ориентированной на внешнее воздействие на организм человека без учёта специфики и потребностей развивающейся личности. Социальный заказ, сформулированный в Законе об образовании и отражённый в требованиях Государственного образовательного стандарта и обязательном минимуме содержания образования по физической культуре, часто не находит отражения в содержании учебных пособий, авторских программах и деятельности педагогов-практиков.

Перспективным в развитии педагогики и теории физической культуры является направление, связанное с разработкой центральной категории непрерывного образования в сфере физической культуры - физической культуры личности и предполагает оказание поддержки личностного роста индивида. В этом направлении интенсивно идет разработка новых образовательных технологий, направленных на поиск эффективных средств развития личности и способствующих её полноценному духовному и физическому развитию (В.К. Бальсевич, Г.М. Соловьёв и др.).

Разработка стратегии педагогической поддержки личности, содействия её развитию, становлению и самореализации становится одной из основных тенденций современной педагогики (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Поляков и др.). В исследованиях последних лет проблема педагогической поддержки стала предметом глубокого научного осмысления [2; 3; 4].

В основе реализации личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности лежат механизмы поддержки и сопровождения развития. Вместе с тем проблема педагогической поддержки личностного роста подростков в физкультурноспортивной деятельности до настоящего времени не являлась предметом научного осмысления. Анализ научных исследований позволяет констатировать, что остается невыясненным вопрос о том, как реально можно поддержать процесс личностного роста подростка, какие механизмы поддержки при этом могут быть использованы и каковы условия эффективности оказываемой педагогической поддержки средствами физической культуры и спорта. Педагогическое сопровождение развития личности является продолжением педагогической поддержки и способствует эффективной реализации личностного роста детей подросткового возраста.

Обзор исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов позволил заключить, что подростковый возраст выступает этапом, на котором реализуются притязания личности, строятся планы выбора жизненного и профессионального пути [5; 6;

7].

Решение основных задач личностного развития в этот период предполагает обретение чувства тождественности и целостности (идентичности), личностное и жизненное самоопределение. Обобщение данных отечественных исследователей позволило выделить основные потребности этого возраста, с удовлетворением которых связывается успешность их социализации и развития. Для подростка значимой оказывается постоянная целенаправленно и сознательно осуществляемая деятельность самоизменения, состоящая прежде всего в ответственном отношении к собственному личностному, духовному росту (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), в стремлении совершенствования своего свободного времени (О.С. Газман, С.А. Шмаков и др.), в совершенствовании деятельности определенного возрастного этапа, полноценной ее реализации (Б.Д. Эльконин, К.Н.

Поливанова и др.). И здесь особое значение уделяется саморазвитию подростка, которое составляет основные принципы организации образования.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения проблемы личностного роста подростков. К ним, в первую очередь, следует отнести нарастание инновационных процессов в физкультурном образовании подростков, появление множества физкультурно-спортивных общественных организаций и учреждений дополнительного образования.

Однако эти предпосылки и тенденции не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о сущности, структуре, условиях реализации личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности. В результате социально-экономических преобразований в детской и молодежной политике России, а также в системе образования все более остро обнаружился ряд нерешенных педагогических проблем, одной из которых является оказание содействия личностному росту учащегося.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школ и учреждений системы дополнительного образования города Армавира в 2005-2012гг. и состояла из трех этапов. В ней участвовало 583 подростков и 37 учителей физической культуры и тренеров ДЮСШ. Опытно-экспериментальная работа строилась на проведении основного и вспомогательного экспериментов. Основной эксперимент предполагал работу системы педагогической поддержки и средств личностного роста подростков, тогда как вспомогательный эксперимент давал возможность выборочной, ограниченной во времени апробации дополнительных форм физкультурной деятельности, обеспечивающих развитие личностного роста.

На первом этапе было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния проблемы педагогической поддержки личностного роста подростков и степени ее разработанности. Анализ научной литературы в комплексе с данными пилотажного исследования, проведенного в этот период, позволил установить связь проблемы личностного роста подростков с вопросами развития личности и уровнем развития физической культуры личности.

На втором этапе разрабатывалась концептуальная модель педагогической поддержки. Моделирование осуществляется на основе целевых установок личностного роста: успешное продвижение в «жизненном пространстве» организации обучения и воспитания; личностный выбор как соотнесение требований внешнего мира с самим собой, индивидуальными возможностями; эффективность межличностной коммуникации; жизненное самоопределение - экзистенциальное, нравственное, спортивное. При построении модели нами были использованы данные констатирующего исследования, проведенного на этом этапе, целью которого стало обеспечение реализации педагогических условий, определяющих эффективность процесса личностного роста подростков на каждом этапе: введением разноуровневого обучения, которое обеспечит подростку возможность выбора, создаст ситуации успеха, тем самым повышая мотивацию и психологическую комфортность образовательного процесса; организацией взаимодействия подростков в микрогруппе как совместной деятельности на основе принципов сотрудничества; поддержкой педагогом позиции подростка как субъекта управления собственным личностным ростом и творца процесса собственного развития.

Критериальные основания продуктивности педагогической поддержки личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности определяются целью, ради которой прилагаются педагогические усилия, и выявленной нами сущностью процесса личностного роста подростка, вектор которого направлен в сторону приобретения личностной зрелости. С учётом сложности изучаемого феномена мы считаем целесообразным выделить основные и дополнительные критерии. В качестве основных выступают: ответственность за свой выбор и результаты деятельности (показатель - уровень субъективного контроля); самостоятельность (показатель - динамика функциональной самостоятельности); ценностно-мотивационная сфера, представленная отношением к

обучению (показатель - преобладание позитивных мотивов учения); коммуникативная компетентность (показатели - динамика коммуникативных умений, эмпатийных способностей, толерантности в общении, умения строить взаимоотношения с собеседником); рефлексивность (показатели - динамика индивидуальной выраженности рефлексивности). В качестве дополнительных критериев мы выделяем психологическую атмосферу в классе или группе, уровень сотрудничества, установления доверительных отношений, понимания, принятия личности другого, создание ситуаций авансирования успеха и др.

Диагностика уровня личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности представляет собой комплексную диагностическую методику, которая проводится в форме тестирования и анкетирования одновременно. Результаты представляются в виде двумерной порядковой шкалы, при условии возможной градации выраженности функций личностного роста. Диагностическая методика личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности осуществлялась в два этапа: первый -диагностика интегративного уровня личностного роста; второй - подтверждение результатов диагностики первого этапа и диагностика базового уровня личностного роста. Сбор материала осуществлялся с помощью методов беседы, анкетирования, наблюдения, диагностического интервьюирования в стандартизированной и свободной форме. Диагностическая методика удовлетворяет всем трем критериям качества диагностики: объективности, надежности, валидности.

На третьем этапе был произведен анализ и интерпретация данных экспериментального исследования. В результате проведённой экспериментальной работы у подростков произошли значительные изменения в личностных характеристиках - стала более адекватная самооценка уровня развития (склонностей, способностей, наличия жизненноважных качеств и др.), более явно стали выражены умения формулировать жизненные, физкультурно-спортивные и оздоровительные цели, умения разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач.

Статистический анализ результатов экспериментальной работы подтверждает результативность проведённой работы и зависимость темпов личностного роста подростков в образовательном процессе от создания и выполнения заданных педагогических условий. Различия в показателях по выделенным критериям на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальных группах статистически значимы (р < 0,05). В контрольных группах достоверных различий не обнаружено (р > 0,05).

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности обеспечивает творческую самореализацию подростка, высокие темпы продвижения от уровня к уровню через постановку и решение личностно значимых целей и задач, освоение социально-значимых способов деятельности, приобретения жизненного опыта, опираясь на который подростки успешно проходят этапы возрастной социализации.

Примечания:

1. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи / М.Я. Виленский [и др.]. М., 1989. 22 с.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999. 560 с.

3. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. С. 82.

4. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие / Н.Н. Михайлова [и др.]. М.: Академия, 2006. 288 с.

5. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д, 1972. 206 с.

6. Шарудилова А.С. Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. Вып 5. С. 104-107.

7. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of socialization among

References:

1. The conception of continuous physical education of children and students / M.Ya. Vilensky [etc.]. M., 1989. 22 pp.

2. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: personality in humanistic theories and educational systems. Rostov-on-Don, 1999. 560 pp.

3. Gazman O.S. Self-determination // New values of education: a thesaurus for teachers and school psychologists. M., 1995. P. 82.

4. Pedagogical support of a child in education: a manual / N.N. Mikhaylova [etc.]. M.: Academia, 2006. 288 pp.

5. Zhuravlev V.I. Questions of vital self-determination of secondary school leavers. Rostov-on-Don, 1972. 206 pp.

6. Sharudilova A.S. The content of model of teenagers’ socialization in personality-centered education system // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop: AGU publishing house, 2008. Iss

5. P. 104-107.

7. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of socialization among children and adolescents. Bergen: Norway, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.