Научная статья на тему 'Педагогическая модель применения дифференцированно-кинесиологического подхода в целях эффективного овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства при изучении дисциплины "Физическая подготовка"'

Педагогическая модель применения дифференцированно-кинесиологического подхода в целях эффективного овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства при изучении дисциплины "Физическая подготовка" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-КИНЕСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЛУЖЕБНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев В.А.

В данной статье говорится о том, что высшее образование, находясь в условиях модернизации, уделяет особое значение подготовке специалистов государственных специальных служб, которые являются гарантом безопасности государства и российского общества. Успешность поставленных государственных задач по подготовке военных специалистов зависит от создаваемых в вузе условий, эффективного применения педагогических технологий и современных подходов. Одним из таких подходов автор считает дифференцировано-кинесиологический (ДКП), применяемый в процессе овладения курсантами основами служебного единоборства в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка». В статье описана авторская (В.А. Лебедев) педагогическая модель применения ДКП, включающая: целевой, содержательный, критериально-оценочный, результативный блоки. Раскрывается содержание выделенных в исследовании критериев, показателей и уровней овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства. Проведенное исследование позволило установить, что разработанная, апробированная и внедренная педагогическая модель применения ДКП, позволила поднять на более высокий уровень умение курсантов усваивать информацию по основам служебного единоборства, решать сложные практические задачи, опираясь на полученные в ходе изучения «Физической подготовки» знания. Удалось сформировать у курсантов необходимые профессиональные компетенции, соответствующие убеждения по самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель применения дифференцированно-кинесиологического подхода в целях эффективного овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства при изучении дисциплины "Физическая подготовка"»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-КИНЕСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОГО ОВЛАДЕНИЯ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА ОСНОВАМИ СЛУЖЕБНОГО ЕДИНОБОРСТВА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

© 2018 В. А. Лебедев

заслуженный тренер РФ, аспирант, e-mail: lebedev_8@mail.ru Курский государственный университет

В данной статье говорится о том, что высшее образование, находясь в условиях модернизации, уделяет особое значение подготовке специалистов государственных специальных служб, которые являются гарантом безопасности государства и российского общества. Успешность поставленных государственных задач по подготовке военных специалистов зависит от создаваемых в вузе условий, эффективного применения педагогических технологий и современных подходов. Одним из таких подходов автор считает дифференцировано-кинесиологический (ДКП), применяемый в процессе овладения курсантами основами служебного единоборства в рамках изучения дисциплины «Физическая подготовка». В статье описана авторская (В.А. Лебедев) педагогическая модель применения ДКП, включающая: целевой, содержательный, критериально-оценочный, результативный блоки. Раскрывается содержание выделенных в исследовании критериев, показателей и уровней овладения курсантами военного вуза основами служебного единоборства.

Проведенное исследование позволило установить, что разработанная, апробированная и внедренная педагогическая модель применения ДКП, позволила поднять на более высокий уровень умение курсантов усваивать информацию по основам служебного единоборства, решать сложные практические задачи, опираясь на полученные в ходе изучения «Физической подготовки» знания. Удалось сформировать у курсантов необходимые профессиональные компетенции, соответствующие убеждения по самосовершенствованию.

Ключевые слова: дифференцированно-кинесиологический подход, служебное единоборство, физическая подготовка, курсанты военного вуза.

В условиях модернизации российского образования приоритетным направлением для высшей военной школы является создание условий для подготовки активной личности, способной к самореализации, самоконтролю, стрессоустойчивости как на этапе обучения, так и в процессе выполнения профессиональных задач в практических подразделениях. Вне всякого сомнения, современная высшая военная школа особое внимание уделяет качеству подготовки специалистов государственных специальных служб, которые в условиях становления Российской государственности выступают гарантом безопасности государства и общества. Это обусловлено глобальным изменением геополитической обстановки в мире, расширением стратегических интересов НАТО, вооруженными конфликтами в странах мира, способствующими возникновению новых вызовов и угроз для безопасности Российской Федерации. В современных профессиональных и политических реалиях востребован инициативный, конкурентоспособный военный специалист, способный к самоактуализации и саморазвитию, самостоятельно организовывающий свою деятельность, перестраивающий свое развитие в том направлении, которое на данный момент является наиболее востребованным в условиях профессиональной деятельности [Кошелева, Кузовлев 2009].

Руководство страны уделяет особое внимание физической подготовке подрастающего поколения и молодежи, развитию здорового образа жизни людей. Так, в обращении Президента РФ В.В. Путина на заседании совета по развитию физической культуры (2016 г.) отмечается, что запрос на здоровый образ жизни, на спорт - одна из позитивных тенденций развития современного российского общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации позволило в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установить новые подходы к реализации образовательных программ в вузах страны, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2016-2020 годы» и Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 года (МО РФ) нацеливают научно-педагогический состав вузов на создание эффективных механизмов управления системой подготовки спортивного резерва, пропаганду здорового образа жизни.

Рассматривая содержание категории «здоровый образ жизни», можно утверждать, что ведущее место в его формировании принадлежит соответствующей двигательной активности (физической подготовке). Так, изучаемая курсантами военного вуза дисциплина «Физическая подготовка» способствует пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся. Результатом изучения этой дисциплины является физическая готовность будущего военного профессионала, сформированное у него мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, физическое самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Особое место в решении задач физического развития и совершенствования курсантов занимает направленность преподавания в вузе на становление таких физических качеств, которые в наибольшей степени способствуют повышению эффективности учебно-служебной и профессиональной деятельности и приобретению личностью морально-психологических качеств [Кошелева и соавт. 2009]. Развитие этих качеств у будущих военных специалистов обеспечивается как в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка», так и в процессе занятий в разных секциях, например в секции по служебному единоборству (СЕ) [Лебедев, Шепетько 2016].

Из детального анализа содержания учебно-методического комплекса по дисциплине «Физическая подготовка» следует, что его составными частями являются: проверка функциональной подготовленности обучающихся; решение оперативных задач в ограниченный временной интервал по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим; блокирование (нейтрализация) нападения одного или нескольких противников с оружием и без него; рукопашный бой по установленным правилам. Все перечисленные составные части учебно-методического комплекса по данной дисциплине требуют применения на практике современных педагогических подходов, среди которых и дифференцированно-кинесиологический подход (ДКП). Об исследованиях в области кинесики можно прочитать в монографии Р. Бирдвистела «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела» (Р. Бирдвистел, 1952). Возглавив в 1959 г. кафедру теории коммуникации в городе Анненберге (штат Пенсильвания, США), ученый приступил к реализации кинесиологического проекта, заинтересовавшего психологов, физиологов, педагогов. Р. Бирдвистел создал каталог (атлас) отдельных простейших человеческих движений и статичных поз. Для исследователя было важно определить то влияние, которое иные жесты оказывают на коммуникацию людей. Отметим, что не без влияния ученого и его авторитета стали появляться многочисленные теоретические и экспериментальные работы в области кинесики. Они отражали типологии функций и ролей жестов в интерактивном общении, результаты наблюдений над взаимодействием вербальных и невербальных единиц и категорий в разного рода коммуникативных актах. Среди публикаций, выполненных отечественными учеными по теме дифференцированно-кинесиологического подхода, назовем

работы А.А. Акишиной, Х. Кано (1980); Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова (1981); И. Горелова, В. Енгалычева (1991), Т.М. Николаевой, Б.А. Успенского (1966); Ю.А. Сорокина (1999). Метод анализа, который применяли в своих исследованиях эти ученые, был преимущественно дескриптивный, все они рассматривали невербальную коммуникацию как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и частей, то есть как систему. Решающим фактором и условием для понимания жестов как зарубежные, так и отечественные ученые считали контекст, а кинетическое поведение человека рассматривалось ими как функция от двух составляющих - от характеристик самого показывающего движения и физических и социальных свойств контекста, в котором он действует. Анализируя психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, можно сделать вывод, что ДКП представляет собой совокупность организационных решений, используемых преподавателем в обучении основам СЕ, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса по изучению дисциплины «Физическая подготовка». Различают дифференциацию: по возрастному составу, по полу, по уровню умственного развития, по области интересов, уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья. Об этом хорошо известно преподавателям вузов, спортсменам, всем тем, кто интересуется проблемами подготовки будущих специалистов в вузах. Но это лишь одна из составляющих ДКП, хотя и очень важная. Кинесика и дифференциация в данном подходе рассматриваются с точки зрения их интеграции. Следовательно, с другой стороны, ДКП представляет собой совокупность коммуникативных техник кинесиологического характера, применяемых преподавателем вуза в обучении курсантов. Важно учесть, рассуждая о коммуникативных техниках, то, что, опираясь на эмпирический психологизм, кинесиологи-педагоги рассматривают процесс коммуникации между преподавателем и обучающимся в момент проведения занятия по физической подготовке с использованием «жестового кода» как «многоканальную структуру», систему взаимозависимых кодов, передаваемых по каналам, имеющим сенсорную основу и влияющим друг на друга. В такой структуре устная речь есть не единственная коммуникативная система, а лишь один из инфракоммуникативных уровней. Таким образом, отправной точкой анализа жестового кода является признание автономности жестового поведения в рамках коммуникативной системы и признание возможности его описания, не прибегая к моделям звучащей речи. Ученые утверждают, что лишь на основе этого исходного постулата возможно сотрудничество кинесики с лингвистикой, которая продвинулась гораздо дальше в систематизации своего корпуса данных. Очевидно, что при подобном взгляде на соотношение между лингвистикой и кинесикой последняя обретает определенную независимость от лингвистики звучащей речи, но вместе с тем кинесика обязана принять те фундаментальные предпосылки, которые лежат в основе лингвистических исследований, а именно коммуникативный принцип, согласно которому центральная роль отводится индивиду (даже если его поведение подразделяется на «эмотивное» и «когнитивное»). Предполагаем, что кинесика, вместе с моделями звучащей речи, используемыми преподавателем, позволяет эффективно применять ДКП в обучении курсантов СЕ. Вместе с тем преподавателю важно определить структурное значение каждого элемента занятия в структурном контексте всей программы изучения дисциплины. Вероятно, можно даже выдвинуть гипотезу, что структурные элементы жестового кода в целом характеризуются такой же вариативностью семантической функции, что и слово. Из аналогии между словом и жестом, лежащей в основании кинесики, прежде всего проистекает необходимость выделять различные уровни жестового кода; это могут быть уровни, которые позволяют исследовать взаимозависимости между речью и жестом. Можно прочитать во многих научных публикациях, что кинесика изучает закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей. Фактически, кинесика является молчаливым «языком тела», с помощью которого можно понять многое при изучении основ СЕ.

Следовательно, ДКП, применяемый при изучении дисциплины «Физическая подготовка», позволяет преподавателю использовать педагогические технологии, основанные на «жестовом коде» (показ выполнения упражнений с помощью разработанной системы жестов). Однако обучение будущих военных специалистов физической подготовке не следует представлять как процесс трансляции (передачи) преподавателем знаний или повторения каких-либо приемов. Это процесс прежде всего осознания и интериоризации обучающимися многих требований, предъявляемых к ним со стороны государства, общества, различных ведомств и служб. Как известно, процесс учения отражает внутренний мир личности, и следует помнить, что этот мир неповторим и уникален. Преподавателям вузов известно, что самоорганизация личностных структур сознания личности позволяет сохранить и приумножить субъектный внутренний мир личности при формировании профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка».

Обучающемуся необходимо найти мотивационное обоснование овладению навыками и приемами физической подготовки, процессам саморазвития, формированию способности к самопродвижению как условие личностно-профессионального роста. По мнению автора статьи, формированию и функционированию новых качеств и способностей личности к самопродвижению в профессиональном пространстве должно способствовать создание педагогических условий в период обучения в военном вузе [Кошелева и соавт. 2009]. Это значит, что такие условия должны помочь затронуть развитие личностных структур сознания обучающегося; обеспечить творческое взаимодействие преподавателя и курсантов, создавая благодатную среду для саморазвития на занятиях по физической подготовке.

Учитывая то, что в вузах страны востребовано внедрение вертикально-интегрированных моделей подготовки спортивного резерва по видам спорта, автор статьи предпринял попытку разработки авторской модели внедрения ДКП в обучение курсантов, которая представлена в данной статье. Педагогическая модель эффективного внедрения ДКП в овладение курсантами военного вуза основами служебного единоборства представляет собой искусственный объект, интегрирующий в себе: требования к подготовке военных специалистов в соответствии с ФГОС ВО 3+ и 3++; цели и задачи изучения дисциплины «Физическая подготовка»; ведущие подходы к подготовке будущих профессионалов (компетентностный, личностно ориентированный, дифференцированно-кинесиологический); критерии (мотивационный, личностно развивающий, когнитивный, деятельностный) и их показатели; уровни овладения курсантами основами СЕ; сферы направленного действия преподавателя в процессе реализации ДКП на занятиях по СЕ (педагогические условия); результат овладения курсантами СЕ в ходе изучения дисциплины «Физическая подготовка» (рис. 1). В составе модели выделены четыре блока: целевой, содержательный, критериально-оценочный, результативный.

Данная модель отражает специфику организации процесса преподавания физической подготовки в стенах военного вуза, центральным звеном которой становится внедрение в обучение ДКП, а также отдельные авторские программы подготовки специалиста в условиях высшей военной школы, обеспечивающие овладение обучающимися навыками СЕ.

Необходимость решения задач целевого блока представленной в статье модели обусловлена требованиями ФГОС ВО, предъявляемыми к подготовке конкурентоспособного военного специалиста, а также требованиями ведомств (заказчиков) и целью, которая предполагает овладение курсантами военного вуза основами СЕ при изучении дисциплины «Физическая подготовка».

Рисунок 1. Педагогическая модель эффективного внедрения дифференцированно-кинесиологического подхода в овладении курсантами военного вуза основами служебного единоборства.

Примечание:

К - компетентностный подход; ЛО - личностно-ориентированный подход;

ДКП - дифференцированно-кинесиологический подход;

М - мотивационный критерий; ЛР - личностно-развивающий критерий;

К - когнитивный критерий; Д - деятельностный критерий;

В - высокий уровень; С - средний уровень; Н - низкий уровень;

СЕ - служебное единоборство; ФП - физическая подготовка;

УМК - учебно-методический комплекс; ПТ - педагогическая технология.

:5

я

я

к £ н И о ч

л ю

ч

^

Сц

Содержательный блок раскрывает педагогические подходы в овладении основами служебного единоборства, среди которых важное место занимает ДКП. С помощью этого подхода при изучении курсантами дисциплины «Физическая подготовка» достигается необходимый уровень физической готовности к учебно-служебной деятельности, сформированность профессиональных компетенций, морально-волевых качеств. Кроме того, в процессе использования ДКП у курсантов формируются соответствующие убеждения, потребности (здоровый образ жизни), специальные знания, необходимые для целенаправленного самосовершенствования будущего специалиста. Содержательный блок авторской модели предполагает внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая подготовка» и разработанной педагогической технологии овладения курсантами основами СЕ. Следовательно, преподавателем должна эффективно использоваться система методов, форм, приемов, технологий для достижения поставленных целей [Поздняков 2009].

Критериально-оценочный блок модели включает в себя проведение двух экспериментов (констатирующего и формирующего), критерии, показатели и уровни, используемые при проведении исследования.

Выделив с помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы критерии и определив показатели, следует приступить к их описанию, с целью более четкого понимания их взаимосвязи и влияния на результат, полученный по каждому уровню (высокому, среднему, низкому) овладения курсантами СЕ.

Мотивационный критерий характеризуется: мотивацией курсанта на уверенное овладение основами СЕ в ходе изучения дисциплины «Физическая подготовка» в военном вузе; познавательным интересом к СЕ; побуждением личности к изучению своих морально-волевых качеств; развитием самостоятельности в освоении теоретического материала и практических приемов по СЕ.

Когнитивный критерий включает в себя следующие показатели: понимание информационно-речевого и демонстративного воздействия преподавателя в учебно-воспитательном процессе с целью осознания значимости овладения приемами СЕ; приобретение теоретических знаний, необходимых будущему военному профессионалу по применению СЕ в служебной деятельности; изучение дидактических материалов, методических разработок об эффективном применении СЕ в профессиональной деятельности.

Деятельностный критерий отражает использование теоретических знаний при выполнении практических заданий в рамках усвоения специальной программы СЕ, применение умений и навыков СЕ в процессе соревнований, изучение морально-волевых качеств будущих военных профессионалов.

Личностно развивающий критерий: расширение кругозора по знанию обучающимся основ СЕ, истории становления единоборств в различных культурах; углубление знаний в области профессиональных намерений, представлений о себе; самоконтроль и самооценка готовности к овладению приемами СЕ, выполнению профессиональных задач служебного характера.

По каждому описанному в статье критерию можно выделить уровни (высокий, средний, низкий) овладения курсантами навыками СЕ. Целесообразно представить интегральное описание уровневой дифференциации, используемой при проведении исследования по внедрению ДКП в овладение курсантами военного вуза основами СЕ.

Высокий уровень овладения навыками служебного единоборства предполагает: быстрое и четкое выполнение курсантом технических приемов и действий (защитно-атакующих действий, удушающих и болевых приемов, бросков и др.), высокую

эффективность их применения на практике; правильный выбор дистанции «безопасности» для успешной нейтрализации нападения одного или нескольких противников с оружием и без него; отличную функциональную подготовленность; владение рациональной тактикой рукопашной схватки для пресечения угрозы нападения; правильное передвижение в бою; рациональное распределение собственных сил и применение подручных средств для отражения попытки нападения противника; проявление высоких морально-волевых качеств, таких как смелость, решительность, воля к победе; быстроту реакции в условиях динамически меняющейся оперативной обстановки.

Средний уровень овладения навыками служебного единоборства характеризуется недостаточной скоростью выполнения обучающимся технических приемов и действий, допущением незначительных ошибок в действиях; выбором, с незначительными погрешностями, дистанции «безопасности» и тактики рукопашной схватки для пресечения угрозы нападения; хорошей функциональной подготовленностью; не всегда точным распределением собственных сил, неуверенным применением подручных средств для отражения попытки нападения противника; недостаточной решительностью в действиях.

Низкий уровень - допущение грубых ошибок при выполнении технических приемов и действий (атакующие действия без подготовки, отсутствие защитных действий и др.), низкая скорость их выполнения и неэффективное использование в конкретной ситуации; неверный выбор дистанции «безопасности»; грубые ошибки в тактике рукопашной схватки; неудовлетворительная функциональная подготовленность; неумелое применение подручных средств для отражения попытки нападения противника; уклонение от поединка.

Результативный блок модели нацелен на анализ итогового этапа формирующего эксперимента, проводимого преподавателем вуза, на получение результата - овладение курсантами основами СЕ.

Таким образом, создание модели эффективного внедрения ДКП в образовательный процесс военного вуза является одним из основных направлений оптимизации овладения курсантами основами служебного единоборства.

Библиографический список

Кошелева А.О., Пекин Л.В., Шепетько Д.В. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2009. № 5. 128с.

Кошелева А. О., Кузовлев В.П. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009 102 с.

Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 года МО РФ.

Поздняков А.В. Университетское образование для формирования духовной зрелости студенческой молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 2. URL: http:// scientific-notes.ru/pdf/010-18.pdf (дата обращения: 12.02.2018)

Шепетько Д.В., Лебедев В.А. Дифференцировано-кинесиологический подход как средство обучения военно-прикладным навыкам служебного единоборства // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/045-023.pdf (дата обращения: 08.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.