Научная статья на тему 'Педагогическая модель построения карьеры работников ресторанного бизнеса'

Педагогическая модель построения карьеры работников ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / КАРЬЕР-НАЯ ЛЕСТНИЦА / МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ / CAREER MANAGEMENT / TRAINING / RETRAINING / CAREER LADDER / MODEL CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова М. А.

Рассматриваются теоретические основы понятий «карьера», «повышение квалифи-кации», «переподготовка». Обосновывается актуальность данной темы повышениеквалификации, а также показывается, что карьерная мотивация имеет большое зна-чение как для организации, так и для самого работника. Сделан вывод, что тема явля-ется актуальной и интересной в настоящее время и может представлять интерес длядальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical basis of career, professional development, retraining.The professional development is topical theme in this article and it is shown that the careermotivation is of great importance either for organization or for the employee. In reference to thevarious authors studies results the conclusion is drawn that theme is topical and interesting atpresent and it can be of interest for further studies.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель построения карьеры работников ресторанного бизнеса»

УДК 640.432

М.А. МЕШКОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКОВ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Рассматриваются теоретические основы понятий «карьера», «повышение квалификации», «переподготовка». Обосновывается актуальность данной темы - повышение квалификации, а также показывается, что карьерная мотивация имеет большое значение как для организации, так и для самого работника. Сделан вывод, что тема является актуальной и интересной в настоящее время и может представлять интерес для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: управление карьерой, повышение квалификации, переподготовка, карьерная лестница, модель построения карьеры.

The article deals with the theoretical basis of career, professional development, retraining. The professional development is topical theme in this article and it is shown that the career motivation is of great importance eitherfor organization orfor the employee. In reference to the various authors studies results the conclusion is drawn that theme is topical and interesting at present and it can be of interest for further studies.

Key words: career management, training, retraining, career ladder, model career.

В статье раскрываются результаты проведенного педагогического исследования, в результате которого была апробирована модель построения карьеры для работников сферы услуг на примере ресторанов быстрого обслуживания.

Актуальность исследования определяется тем, что построение и планирование карьеры работников является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию сотрудников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает благоприятный климат в коллективе. Наличие множества литературы и диссертационных работ на данную тему говорит о востребованно-

© Мешкова М.А., 2014

сти решений проблем построения карьеры.

Персонал в корпоративных ресторанах быстрого обслуживания в процессе повышения карьеры проходит соответствующие технологические этапы: прием, обучение, сертификация, ресер-тификация, переподготовка, повышение квалификации.

Если рассматривать профессиональное развитие как систему развития профессиональных и личностных качеств работника, то в ней необходимо выделить два основных этапа: собственно профессиональную подготовку и последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

Переподготовка - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занято-

сти, изменений в трудоспособности работника и др.

Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний.

Под непрерывностью профессиональной подготовки понимается не эпизодическое переобучение работников в связи с устареванием их квалификации, а планируемый на основе прогнозов развития средств производства преемственный процесс систематического повышения квалификации.

При использовании модели построения карьеры должны учитываться следующие принципы [8]:

1) Применение системного подхода, который характеризуется наличием следующих особенностей: прямая зависимость целей повышения квалификации персонала от стратегических и тактических целей компании; интеграция системы повышения квалификации персонала в общую систему управления персоналом компании; рассмотрение повышения квалификации как цикличного процесса.

2) Учет исходного уровня знаний обучающихся.

3) Обеспечение слушателей четкой и верной обратной связью об эффективности их обучения.

4) Практическая отработка получаемых знаний и навыков.

5) Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия.

6) Востребованность результатов обучения [2].

7) Введение гибкой системы повышения квалификации персонала, при которой каждый сотрудник может поделиться успешным опытом выполнения своих профессиональных функций.

8) Активное участие руководства корпорации в обучающих мероприятиях [3].

9) Ежедневное проведение обучающих мероприятий.

10) Внедрение комплексных проектов корпоративного повышения квалификации всех сотрудников ресторана [5].

Модель построения карьеры (рис.) может быть лишь неким примером, применяемым к ресторанным корпорациям различного уровня.

Содержание профессиональной подготовки включает элективные курсы практико-ориентированного характера и тренинги личностного роста (развития).

Формами профессионального развития служат бизнес-поездки, наставничество, групповые формы с использованием внутренних и внешних бизнес-тренеров, супервизоров.

Наиболее распространенными методами профессионального развития являются тренинги профессиональных качеств и личностного роста, практико-ориентированные семинары, вебина-ры (электронное обучение, онлайн-программы), деловые игры, ролевые игры, коучинг.

В рассмотренной модели построения карьеры использовались следующие проекты повышения квалификации:

1. На начальном этапе построения карьеры (человек только устроился на работу) сотруднику предлагается изучить: «Инструкцию для сотрудника ресторана быстрого обслуживания», «Углубленное изучение стран-дартов работы на кассе», «Кухня. Качество, санитария, скорость», «Техника безопасности на производстве. Пожарная, электробезопасность, хими-

Модель построения карьеры специалистов сферы общественного питания

Диагностика персонала

Определение исходного уровня сформированности профессиональных компе тенций сотрудников

Содержание:

1) Элективные избирательные курсы.

2) Психологические тренинги.

Формы:

1) Наставничество (индивидуально, «плечом к плечу»).

2) Бизнес-поездки.

3) Групповые формы:

а) с использованием внутреннего тренера;

б) с использованием внешних тренинго-вых компаний.

Методы:

1) Тренинги.

2) Семинары.

3) Вебинары (электронное обучение, онлайн-программы).

4) Деловые игры, ролевые игры.

5) Коучинг.

Ступени карьерной лестницы

Этап 1 Сотрудник ресторана быстрого обслуживания

Этап 2 Тренер по обучению рядового персонала

Этап 3 Менеджер

Этап 4 Управляющий

в ^

К О о н

X

к о

к

л

гт> И

о э

н Я

Программа непрерывного профессионального образования и индивидуального карьерного развития

Программа, обеспечивающая карьерный рост

Мероприятия, обеспечивающие индивидуальное личностное развитие

Рис. Модель построения карьеры

ческая, биологическая безопасность. Основные риски и опасности в ресторане. Планы действий при возникновении любых видов ситуаций. План действий для предотвращения рисков и угроз».

Для того чтобы сотрудник прошел испытательный срок и считался сертифицированным, он должен пройти все вышеперечисленные модули и сдать теоретическое и практическое тестирование. Только после этого он может претендовать на дальнейшее развитие.

Следующей ступенью карьерной лестницы является должность тренера по обучению. Это сотрудник, сертифицированный на всех позициях (касса, кухня), показывающий хорошие результаты (отзывы коллег, гостей, отсутствие замечаний по дисциплине, участие в различных соревнованиях), являющийся примером для подражания. Данному сотруднику доверяют самую главную ценность в любой организации - людей. Они занимаются обучением вновь пришедших сотрудников.

2. Для повышения квалификации тренерам по обучению предлагается пройти класс «Обучение».

3. Менеджер.

Каждый кандидат в менеджеры получает свой прогресс-лист (в нем перечислены все пункты, которые нужно выучить, узнать, научиться делать менеджеру). Прогресс-лист является инструментом для контроля выполнения целей, отслеживания текущей ситуации по уровню знаний и умений сотрудника. До полного прохождения прогресс-листа и сдачи всех пунктов по прогресс-листу директору или тренинг-менеджеру кандидат не допускается до самостоятельной работы менеджером.

Также в процессе обучения на позицию менеджера сотрудник посещает семинар «7 привычек успешного менеджера», где в доступной форме поясняется, что для достижения наилучшего результата необходима совокупность следующих навыков и умений: навыки успешного общения, использование принципов тайм-менеджмента, умение правильно использовать конфликты, умение использовать в обучении принципы педагогики, умение быть проактивным (не решать, а предупреждать появление проблем), а также нужно правильно отдыхать.

4. Управляющий.

Инструмент для достижения целей в помощь управляющему - «Календарь построения успешного бизнеса». Этот календарь помогает не разорваться на миллион кусков, пытаясь добиться успехов.

В дальнейшем происходит обучение специалистов согласно данным проектам, проводится аттестация и оценка персонала с целью получения эффективного результата. Полученные результаты не остаются без внимания, проводится консалтинг и коучинг (наставничество) сотрудников более опытными специалистами.

Предлагается программа непрерывного профессионального развития и индивидуального карьерного роста: мероприятия, обеспечивающие профессиональный рост (посещение отраслевых и тематических выставок, ведущих профильных предприятий, знакомство с методиками их работы, посещение мастер-классов, курсов 1С), а также программы личностного роста сотрудников («Навыки общения на рабочем месте», «Особенности принятия решений в команде», «Развитие навыков презентации», «Научись улы-

баться красиво», «Тайм-менеджмент», «Управление конфликтами» и др.).

В итоге корпоративного обучения работники организации достигают требуемых результатов, выражаемых в

перечне ключевых компетенций, и поднимаются по ступенькам профессиональной карьеры, выстроенной в соответствии с целями организации.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000.224 с.

2. Зунина Н. Корпоративное обучение. Секреты мастерства для руководителя [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «T&D Director». Материалы в свободном доступе. 2010. 22 января. Режим доступа: http://www.tddirector.ru/index.php/2010-01-22-15-03-21/114-2010-01-22-14-52 - 05.

3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. 192 с.

4. Профессиональный сайт по управлению персоналом. URL: www.hr-portal.ru.

5. Раковский С.М., Самуйлова Л.Э. Обуче-

ние и развитие персонала в компании: метод. пособие // Проект журнала «Справочник по управлению персоналом». М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2005.

6. Самара. Город-онлайн. URL: http:// business63.ru/lider/11.html (дата обращения: 20.03.2006).

7. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 202 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

8. Шендриков Д.А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М, 2001. 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.