Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования проектировочной компетенции будущих педагогов'

Педагогическая модель формирования проектировочной компетенции будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL DESIGN / DESIGNING COMPETENCE / MODELING / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущиков Валерий Владимирович

Статья посвящена педагогической модели формирования проектировочной компетенции будущих педагогов. Представлены компоненты модели и этапы становления компетенции педагогического проектирования воспитательных систем у педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Model of Future Teachers’ Designing Competence Forming

The article is devoted to the pedagogical model of future teachers’ designing competence forming. The model components and the stages of educational systems pedagogical design competence forming are presented as well.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования проектировочной компетенции будущих педагогов»

УДК 37.001.63 ББК 74.24

Лущиков Валерий Владимирович

аспирант

кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Lushchikov Valery Vladimirovich Post-graduate Chair of General and Professional Pedagogics Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Педагогическая модель формирования проектировочной компетенции будущих педагогов Pedagogical Model of Future Teachers’ Designing Competence Forming

Статья посвящена педагогической модели формирования проектировочной компетенции будущих педагогов. Представлены компоненты модели и этапы становления компетенции педагогического проектирования воспитательных систем у педагогов.

The article is devoted to the pedagogical model of future teachers’ designing competence forming. The model components and the stages of educational systems pedagogical design competence forming are presented as well.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектировочная компетенция, моделирование, воспитательная система.

Key words: pedagogical design, designing competence, modeling, educational system.

В настоящее время понятия модели и моделирования для педагогической науки являются традиционными. Так, моделируя деятельность, специалист упорядочивает её, наделяя элементы деятельности свойствами и определяя их функциональное место в модели. Проект содержит в себе несколько моделей. Модель, следовательно, несет в себе информационную функцию, заключающуюся в трансляции структурных свойств, качеств предстоящей деятельности. Комплекс же моделей, подробно отражающих предстоящую деятельность, можно назвать проектом.

Подходить целостно к анализу любого процесса или явления, в том числе и формирования проектировочной компетенции, означает, что при его исследовании нужно учитывать и приводить в скоординированное действие все условия и факторы, существенно влияющие на него, выстраивать их в соответствии

с желаемой целью. Данный подход к анализу формирования проектировочной компетенции студентов, обучающихся педагогическим специальностям, позволяет выделить его главные особенности и рассматривать как многоуровневую педагогическую систему [5].

Целью данного исследования является изучение процесса формирования проектировочной компетенции студентов, определение оптимальных педагогических условий обеспечения эффективности учебной деятельности. В представленной нами педагогической модели, основными и взаимосвязанными компонентами которой являются целевой, содержательный, организационнопроцессуальный и оценочно-результативный, отражены особенности среды обучения и организации целостного учебного процесса, направленного на формирование проектировочной компетенции будущих педагогов.

Системообразующим элементом в педагогической модели выступают цели профессиональной подготовки. Данный компонент определяет функции и структуру как всей системы, в общем, так и отдельных ее элементов [1]. Разрабатывая целевой компонент, мы исходили из осознания цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его условиям и действиям. В роли цели выступает формирование проектировочной компетенции как компонента профессиональной компетентности будущих педагогов [3].

В качестве одного из основных средств развития профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности будущего педагога выступает содержательный компонент педагогической модели, составляющий содержание образования. Другими словами, состав образования оказывает влияние на структурные компоненты (социальноличностный, когнитивный, профессионально-деятельностный) проектировочной компетенции и определяет вектор учебно-образовательного процесса в целом, формирование опыта профессиональной деятельности. В высшем учебном заведении состав и структура образования определяется государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями к профессио-

нальной подготовке студентов (КТ). Но учебное заведение вправе самостоятельно создавать и представлять на утверждение основные документы образовательной программы вуза и учебный план для подготовки педагогов на основе ГОС ВПО и КТ. Основой содержания профессиональной подготовки в логике компетентностного подхода является профессиональная задача [4]. Сумма профессиональных задач создает «ядро» содержания, а этапы формирования проектировочной компетенции как компонента профессиональной компетентности определяют логику определения содержания. В этом случае программы учебных дисциплин проектируются на основе комплекса профессиональных задач, направленных на становление компетенций студента, будущего специалиста.

Закономерным, очередным компонентом разработанной нами педагогической модели является организационно-процессуальный компонент. В него входит: осуществление поэтапной деятельности по формированию проектировочной компетенции будущих педагогов, применение современных образовательных технологий, а также обеспечение их профессионального роста.

Конечный, оценочно-результативный компонент педагогической модели предусматривает, что оценивание уровня сформированности компетенций у студентов должно быть целенаправленным и систематичным, и проводиться в рамках наблюдения за качеством обучения.

Несомненно, что для практической реализации вышеназванных компонентов модели необходимо выделить определенные этапы. Разбор существующих психологических теорий становления специалиста в системе профессионального образования позволил выделить основные этапы становления компетенций [5]. На первом этапе происходит развитие ключевых компетенций в связи с будущей профессиональной деятельностью. Но нужно знать, что проектировочная компетенция формируется на основе ключевых компетенций приобретенных в процессе обучения в вузе, которыми должен обладать любой выпускник общеобразовательного учреждения. Второй этап заключается в знакомстве с профессиональными задачами, осваиваются способы их решения, которые содействуют развитию базовой проектировочной компетенции. Третий этап - это

этап становления специальной проектировочной компетенции на основе развития базовой. На четвертом этапе происходит развитие и закрепление профессиональной проектировочной компетентности студента.

Взаимодействуя друг с другом, ключевые, базовые и специальные компетенции, проявляются в процессе решения профессиональных задач различного уровня сложности в разных отношениях. Следовательно, все обозначенные компетенции взаимосвязаны и должны развиваться практически на всех этапах обучения. Однако необходимо учитывать особенности каждого из этапов, что обеспечит становление проектировочной компетенции как компонента профессиональной компетентности будущего специалиста, а также как определенной целостностью и интегративной личностной характеристикой [5,6].

В становлении культуры проектирования воспитательных систем у студентов мы выделяем три этапа: первый этап заключается в становлении общекультурных компетенций, результатом второго этапа является становление общепрофессиональных общепедагогических компетенций и третий этап - это становление общепрофессиональных педагогических компетенций в сфере проектирования воспитательных систем. Первый этап необходим для пропедевтических целей, для освоения молодыми специалистами и студентами понятий «проектирование» и «моделирование». Здесь предполагается освоение теоретических основ моделирования, а также моделирование и проектирование простейших объектов и систем. Кроме того, приобретение умения производить анализ любой деятельности на основе её соотнесения со структурой деятельности. На втором этапе знания и умения, полученные ранее, апробируются в рамках педагогических систем и проектирования. Постепенность и поэтапность освоения данной технологии является залогом её успешности. Третий этап характеризуется освоением знаний, умений и навыков в проектировании воспитательных систем. Для фиксации результатов усвоения проектировочной компетенции на каждом из этапов важно проводить промежуточное тестирование, опрос студентов.

В 2011 году среди педагогов слушателей курсов повышения квалификации ЧИПКРО был проведен опрос по проектировочной компетенции. Выяснилась,

что о существовании такой методики оптимизации деятельности знают около 81 % опрошенных, и только 9% используют её на практике. Тем не менее, подавляющая часть респондентов (76%) положительно оценивают педагогическое проектирование и в будущем хотели бы его освоить. Выяснилось, педагоги часто путают понятия «проектирование» и «моделирование» и дают им неверные определения, что говорит о неразвитости культуры проектирования. Необходимость в проектировании собственной профессиональной деятельности у педагогов практиков показывает необходимость развития проектировочной компетенции в период их обучения в вузе.

Процесс по переходу на компетентностную модель обучения должен подталкивать педагогов к модификации форм и методов обучения, а также и к разработке не только набора профессиональных задач, но и новых контрольноизмерительных материалов, упражнений [7]. Итогами такого контроля должны быть индивидуальные пути развития проектировочной компетенции будущих специалистов. В осуществлении данного направления мы выделяем два взаимосвязанных педагогических условия: внедрение образовательных технологий, содействующие формированию проектировочной компетенции педагога; обеспечение профессионального роста членов педагогического коллектива, направленного на повышение педагогической компетентности.

Ориентированный, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, компетентностный подход, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам оценки и контроля [2]. Основное - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды и типы деятельности (выполнение проектов, моделирование, общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, и т.п.), где и происходило бы формирование компетенций. Одним из важнейших путей решения задачи внедрения компетентностного подхода является выстраивание учебного процесса на базе методов не только традиционного, но и интенсивного обучения.

Таким образом, представленная педагогическая модель формирования проектировочной компетенции будущих педагогов позволяет подойти к их подготовке как к целостному процессу, реализация данной модели позволила успешно сформировать проектировочную компетентность будущих педагогов, необходимую для эффективного выполнения профессиональной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

2. Компетентностный подход / Реферативный бюллетень Российского государственного гуманитарного университета. - М.: РГГУ, 2005. - 27 с.

3. Ларионова, Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза [Текст] / Г. А. Ларионова: Монография. - Челябинск: ЧГА, 2004.-171с.

4. Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования [Текст] // Матер. XIII. Всерос. совещ. - М. - Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2003. - 72 с.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

6. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. -С. 27.

7. Ялалов, Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Высшее образование в России. - 2008.- №1. - С. 89-93.

Bibliography

1. Competence Approach / Abstractive Bulletin of the Russian State Humanitarian University [Text]. - М.: RSHU, 2005. - 27 p.

2. Khutorskoy, А.У. Key Competences As a Component of Personality Oriented Educational Paradigm [Text] / А.У. Khutorskoy // National Education. - 2003. - №2. - P. 58-64.

3. Larionova, G.A. Competences in Higher School Student’s Professional Training [Text] / G. А. Larionova: Monograph. - Chelyabinsk: ChSA, 2004.-171 p.

4. Problems of Education Quality. Book 2. Man;s Competence Is a New Quality of Education Result [Text] // Materials of XIII All-Russian Meeting . - М. - Ufa: Scientific Centre of Specialists’ Education Quality Training Problems, 2003. - 72 p.

5. Shadrikov, V.D. New Model of a Specialist: Innovation Training: Competence Approach [Text] / V.D. Shadrikov // Higher Education Today. - 2004. - № 8. - P. 27.

6. Yalalov, F. Activity and Competence Approach for Practice Oriented Education // Higher Educationin Russia. - 2008.- №1. - P. 89-93.

7. Zeer, E.F. Professional Education Modernization [Text] / E.F. Zeer. - М.: МPSI, 2005. -216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.