Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств'

Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / PEDAGOGICAL MODEL / EDUCATION IN THE FIELD OF ART AND CULTURE / PREPROFESSIONAL READINESS / STUDENTS OF THE CHILDREN''S ART SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина М.Н., Умнова Е.Н.

В статье рассматриваются основные аспекты содержания педагогической модели формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств. Раскрываются особенности предпрофессионального процесса подготовки на хореографическом отделение детской школы искусств; выявляются его цель, задачи, способствующие ранней ориентации на профессию, а также определяются этапы профессионального становления детей в процессе обучения хореографическому искусству. Уделяется внимание опыту применения педагогической модели в Белгородском государственном институте искусств и культуры в области профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере искусств и культуры. В заключении делается вывод о том, что предложенная модель в силу своих огромных психолого-педагогических возможностей может работать как развивающая технология и являться наиболее эффективным средством в организации учебного процесса по формированию предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств в сфере хореографического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амелина М.Н., Умнова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL FOR FORMING PREPROFESSIONAL READINESSOF THE SCHOOL OF ARTS STUDENT

The article deals with the main aspects of the content of the pedagogical model of the preprofessional readiness of the pupil of the art school. Features of the preprofessional process of preparation at the choreographic department of the children's art school are revealed; its purpose and tasks that contribute to an early orientation to the profession are revealed; and also stages of professional development in the process of teaching children choreographic art are determined. Attention is paid to the experience of using the pedagogical model in the Belgorod State University of Arts and Culture in the field of professional readiness of future arts and culture specialists. It is concluded that the proposed model, having enormous psychological and pedagogical capabilities, can work as a developmental technology and be the most effective tool in organizing the educational process for the formation of the pre-professional readiness of the schoolchildren in the field of choreographic education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 793.3: 37.046

DOI 10.18413/2075-4574-2018-37-4-633-642

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

PEDAGOGICAL MODEL FOR FORMING PREPROFESSIONAL READINESSOF THE SCHOOL OF ARTS STUDENT

М.Н. Амелина, Е.Н. Умнова M.N. Amelina, E.N. Umnova

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, г. Белгород, ул. Королева, 7

Belgorod State University of Arts and Culture, 7 Koroleva St, Belgorod, Russia, 308033

E-mail: katypri@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты содержания педагогической модели формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств. Раскрываются особенности предпрофессионального процесса подготовки на хореографическом отделение детской школы искусств; выявляются его цель, задачи, способствующие ранней ориентации на профессию, а также определяются этапы профессионального становления детей в процессе обучения хореографическому искусству. Уделяется внимание опыту применения педагогической модели в Белгородском государственном институте искусств и культуры в области профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере искусств и культуры. В заключении делается вывод о том, что предложенная модель в силу своих огромных психолого-педагогических возможностей может работать как развивающая технология и являться наиболее эффективным средством в организации учебного процесса по формированию предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств в сфере хореографического образования.

Abstract

The article deals with the main aspects of the content of the pedagogical model of the preprofessional readiness of the pupil of the art school. Features of the preprofessional process of preparation at the choreographic department of the children's art school are revealed; its purpose and tasks that contribute to an early orientation to the profession are revealed; and also stages of professional development in the process of teaching children choreographic art are determined. Attention is paid to the experience of using the pedagogical model in the Belgorod State University of Arts and Culture in the field of professional readiness of future arts and culture specialists. It is concluded that the proposed model, having enormous psychological and pedagogical capabilities, can work as a developmental technology and be the most effective tool in organizing the educational process for the formation of the pre-professional readiness of the schoolchildren in the field of choreographic education.

Ключевые слова: педагогическая модель, образование в сфере искусства и культуры, предпрофессиональная готовность, учащиеся детской школы искусств.

Keywords: pedagogical model, education in the field of art and culture, preprofessional readiness, students of the children's art school.

Введение

На современном этапе развития системы дополнительного образования детей актуализируется проблема формирования предпрофессиональной подготовки кадров в связи с появлением новых учреждений и организаций, которые необходимо пополнять специалистами высокого уровня квалификации, и которые будут в полной мере готовы к самореализации в ходе профессиональной художественно-творческой деятельности. Задачи, возникающие сегодня перед учебными заведениями дополнительного образования детей такими, как детские школы искусств, требуют в процессе подготовки будущих творческих кадров организации специфического образовательного пространства, в котором возможно осуществить деятельность, способствующую ранней ориентации на профессию.

Действующий Федеральный государственный стандарт в сфере дополнительного предпрофессионального образования в области хореографического искусства, на наш взгляд, не в полной мере соответствует этим требованиям. В данном документе делается акцент в основном только лишь на «выявление и развитие одаренных детей», «использование образовательных технологий», а также на «организацию творческой и культурно-просветительской деятельности» будущих творческих кадров, не уделяется должного внимания формированию учащегося как будущего профессионала в сфере искусств и культуры. В связи с этим потребность в переосмыслении целей предпрофессионального образования, его содержания, организации и технологии предпрофессиональной подготовки будущих творчески кадров сферы искусств и культуры является актуальной проблемой.

Основная часть Описание и анализ материала исследования

Концепция развития образования сферы искусств и культуры в Российской Федерации на 2008-2015 годы от 25 августа 2008 г. N 1244-р (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. N 702) определяет «необходимость концептуального подхода к решению проблем образования в сфере искусств и культуры, а также в сфере подготовки специалиста в этой области, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования» [Концепция, 2008]. Реализация данной Концепции нацелена на сохранение уже сложившейся в России системы подготовки кадров сферы искусств и культуры. Она представлена трехуровневым образованием в области музыкального, изобразительного и хореографического искусства и обеспечивает доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных творческих кадров.

Проблемы предпрофессиональной готовности в сфере дополнительного образования детей отражены в трудах педагогов, исследователей: Губановой М.И., Гладкой И.В., Добрецовой Н.В., Евладовой Е.Б., Ильиной С.П., Крецан З. В., Логиновой Л.Г., Михайловой Н.Н., Ривкиной С.В., Шмыревой Н.А., которые рассматривают особенности предпро-фильной подготовки и аспекты реализации профильного обучения.

Вопросы развития профессиональной готовности будущего специалиста сферы искусств и культуры в условиях образовательной среды отражены в исследованиях Ефремо-

вой Н.В., Курганского С.И., Коваленко В.И., Малакуцкой С.М., Решетникова П.Е., Цыпи-на Г.М.

На современном этапе функционирования учреждений дополнительного образования таких, как детские школы искусств, реализующие программы предпрофессиональной подготовки будущих специалистов, которые являются начальной ступенью художественного образования и воспитания, подразумевается комплексная программа подготовки творческих кадров, направленная в основном на творческое развитие, конкретно на «воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности» [ФГТ, 2012]. А предпрофессиональная сторона подготовки будущих специалистов отражена в Федеральных государственных требованиях к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» только как «подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства» [ФГТ, 2012]. Таким образом, на наш взгляд, отсутствует главное направление, которое должно способствовать реализации предпрофессиональной программы и формировать на всех её уровнях склонность к профессиональному самоопределению обучающихся.

Автор монографии «Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования» Малакуцкая С.М. на примере начальной ступени художественного образования и воспитания детей (детский художественный центр, функционирующий на базе Белгородского государственного института культуры в период с 1992 по 2006 год и преобразованный в дальнейшем в детскую школу искусств) рассматривает через призму реализации склонностей в профессиональном самоопределении комплексную программу создания и развития детского художественного центра, выявляет преемственность в работе каждого звена многоуровневой системы подготовки специалиста сферы культуры и искусства.

Проблема переосмысления целей, содержания, организации, технологии подготовки кадров сферы искусств и культуры созвучна с материалами исследования Ефремовой Н.В., в котором предлагается структурно-функциональная модель подготовки специалиста сферы культуры и искусства, содержащая «субъектно-деятельностные и задачно-проектные подходы на основе приоритета духовно-нравственных начал в развитии специалиста» [Ефремова, 2008], разработанная и апробированная на базе Белгородского государственного института искусств и культуры.

Существующая в рамках законодательства Российской Федерации система образования в сфере искусств и культуры предполагает три обязательных звена подготовки будущих специалистов: «образовательные учреждения начального предпрофессионального образования (детские школы искусств различного профиля), являющиеся необходимым фундаментом и базой для будущего профессионального образования; образовательные учреждения среднего профессионального образования (училище, колледж искусств), готовящие творческие кадры, дающие выпускнику практические умения и навыки, а так же альтернативные возможности работать по специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении; образовательные учреждения высшего профессионального образования (институт, университет, академия), осуществляющие подготовку специалиста к профессиональной деятельности на более высоком уровне» [Концепция, 2008].

В современных условиях развития системы дополнительного образования детей процесс предпрофессиональной подготовки в детских школах искусств определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также уровень развития познавательных сил и практической подготовки, способствующих достижению поставленной цели» [Стукалова, 2011]. Данное определение не отражает сущность предпрофессионального становления, которое на наш взгляд, должно содержаться в контексте функционального и взаимодействующего обучения, где на первый план должны выходить такие компоненты, как творческий потенциал, специальные профессиональные данные, профессиональное самосознание, мотивация к профессиональному развитию и становлению, понимание и принятие своей исполнительской деятельности как будущей профессии, готовность к самореализации в ходе профессиональной исполнительской деятельности и др., которые, по нашему мнению, будут формировать основу предпрофессиональной подготовки учащихся, делая её более эффективной в области дальнейшего профессионального становления.

На современном этапе функционирования структуры подготовки кадров сферы искусств и культуры необходимо переосмыслить на более высокой научно-практической основе некоторые аспекты образовательного процесса, сделать акценты на расширение и углубление знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, развитие индивидуальных способностей учащихся детской школы искусств. Это обусловит необходимость исследования и анализа формирования предпрофессиональной готовности будущих творческих кадров сферы искусств и культуры, что позволит добиться значительного результата в данной области и в полной мере раскрыть важность предпрофессионального образования.

Современные условия подготовки кадров сферы искусств и культуры должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к качеству и уровню получаемого образования и напрямую зависят от преемственности и взаимосвязи различных ступеней и уровней подготовки будущих творческих кадров. Таким образом, на наш взгляд, создается необходимость для выстраивания педагогической модели по реализации образовательного процесса с учетом формирования предпрофессиональной готовности учащихся и их индивидуальных особенностей развития, которая должна быть направлена на профессиональное самоопределение в педагогическом процессе образовательных учреждений начального предпрофессионального образования (детских школ искусств).

Значение понятия «модель» включает в себя определение того, что это «мысленно представляемая или материально выраженная система, замещающая другую и находящаяся с ней в отношении сходства, благодаря такому сходству, изучение модели дает возможность получить новую информацию об исследуемом объекте» [Словарь, 2007]. В научной литературе по педагогике данное понятие определяется как «копия реального объекта или процесса, которая воспроизводит не все явления целиком, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам» [Ефремова, 2008].

Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося на хореографическом отделении детской школы искусств в контексте предпрофесси-ональной программы обучения должна решать следующие задачи: развитие специальных профессиональных данных; развитие творческого потенциала; усиление мотивации в процессе предпрофессионального развития; формирование исполнительских профессиональных навыков в сфере хореографического искусства; развитие представлений о художественно-творческой деятельности как о будущей профессии; формирование предпрофес-сионального самосознания.

В контексте предпрофессионального обучения предложенная модель сможет реально функционировать при создании профессионально-ориентированных условий, направленных на осмысленное предпрофессиональное становление, а также при организации развивающего образовательного процесса в детских школах искусств. На наш взгляд, в процессе формирования предпрофессиональной готовности учащегося детской школы искусств необходимо обратить внимание на качественное изменение в сфере педагогической работы с учащимися, начать поиск новых технологий, позволяющих более эффективно развивать учащегося в исполнительской и творческой сферах.

В процессе эксперимента по реализации данной модели были определены критерии и компоненты предпрофессионального и культурно-творческого развития учащегося детской школы искусств, а также представлена система специально разработанных упражнений, направленных на эффективность формирования предпрофессиональной готовности учащихся детской школы искусств. По нашему мнению, в процессе внедрения данной педагогической модели у учащихся детской школы искусств должна появиться профессиональная заинтересованность, повыситься рост уровня сформированности предпрофессио-нальной готовности и сложиться осознание своей будущей сферы деятельности, связанной с культурно-творческим наследием человечества. Кроме этого, у учащихся должны появиться позитивные личностные установки, связанные с положительным образом будущей профессии, сформироваться устойчивые навыки предпрофессиональной исполнительской культуры.

Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств, разработанная с учетом поэтапного вхождения в предпрофессио-нальную сферу творческой деятельности, ориентирована на овладение первостепенными основами профессиональных умений и навыков и на развитие творческого потенциала. В целом, она представляет собой интегративный процесс по созданию условий для пред-профессионального самоопределения, который позволит активировать профессиональный потенциал личности учащегося школы искусств в познавательной, творческой и коммуникативной сферах.

Приоритетными направлениями в образовательной среде на хореографических отделениях детской школы искусств, на наш взгляд, должны быть следующие предпрофес-сиональные установки: предотвращение негативных эмоционально-психологических моментов, связанных с тяжелыми нагрузками и необходимостью соблюдать дисциплину; приобщение к основам профессии, исполнительской культуре через активную учетно-тренировочную работу по развитию профессиональных данных учащихся хореографического отделения детской школы искусств; формирование положительного образа профессии путем личного примера педагога; развитие творческого воображения учащегося школы искусств, которое связанно с процессом развития творческой активности, готовности к самореализации в ходе будущей исполнительской деятельности.

Предпрофессиональное становление учащихся, осуществляемое поэтапно, готовит их к дальнейшему предпрофессиональному осознанному самосовершенствованию. Можно определить следующие этапы и структурировать их по мере осознания учащимися своей предпрофессиональной готовности: этап приобщения к основам профессии (правила поведения в хореографическом классе, на сценической площадке, танцевальный этикет); этап развития профессионально значимых способностей (осанка, выворотность, стопа, шаг, гибкость, прыжок, координация движений, музыкальность, устойчивость, воля, трудолюбие); этап повышения творческой активности; этап предпрофессионального самоопределения (умение активно работать в рамках целеформирующего направления в процессе обучения предпрофессиональной программе по формированию предпрофессио-нальной готовности). На наш взгляд, наличие такой структуры поэтапного вхождения в

предпрофессиональную сферу деятельности будет помогать созданию образовательной среды по творческому развитию и формированию положительного образа профессии за счет включения активизации исполнительской деятельности учащихся детской школы искусств на основе усиления учебно-тренировочной работы по развитию специальных профессиональных данных, творческих способностей, что и будет способствовать в дальнейшем их профессиональной самореализации в сфере культуры и искусства.

В процессе внедрения педагогической модели по формированию предпрофессио-нальной готовности учащегося школы искусств по выделенным критериям были определены вспомогательные пути профессионального самоопределения детей в сфере хореографического искусства. Одним из таких путей стало «приобщение учащихся детской школы искусств к профессиональной деятельности на основе их включения в реальный творческий процесс» [Рындина, 2004] (участие в концертах, дипломных постановках студентов средне-специальных и высших учебных заведений, выступления на различных праздниках, фестивалях). Другой формой вспомогательного пути можно назвать «организацию профессиональных творческих встреч с деятелями культуры и искусства» [Рынди-на, 2004], непосредственное общение с которыми, по нашему мнению, обладает сильным эффектом, формирующим позитивное отношение к профессиональной деятельности и влияющим на предпрофессиональную готовность учащихся детской школы искусств. Такие «живые» встречи и непосредственное общение с мастерами хореографии поддерживают положительный образ хореографического искусства как привлекательного вида профессиональной деятельности и являются воплощением цели, к которой должны стремиться учащиеся в своей творческой деятельности.

В рамках эксперимента участники (учащиеся хореографического отделения ДШИ БГИИК) приняли участие в мастер-классе известного хореографа, основателя танцевальной компании «Boroditsky Dennis Dance Company» Дениса Бородицкого, приглашённого организаторами культурного проекта - фестиваля искусств «Арт-окно», одной из задач которого являлось «расширение образовательно-просветительских возможностей региональных культурных образовательных учреждений» [Положение, 2018].

Особое влияние на учащихся детской школы искусств оказали встречи с юными учащимися хореографической школы г. Орел в рамках творческого обмена опытом. Учащимся детской школы искусств наглядно были продемонстрированы возможности достижения высокого уровня профессионального мастерства и предпрофессиональной готовности в юном возрасте. Также некоторые учащиеся детской школы искусств были приглашены для участия в творческом отчете ансамбля классического танца «Молодой балет» под руководством профессора кафедры хореографического творчества БГИИК, народного артиста РФ Ганженко В.А., где они исполнили совместно с обучающимися в колледже и институте искусств и культуры студентами номера из классического балетного репертуара.

Таким образом, можно сказать, что данные вспомогательные пути профессионального самоопределения детей в сфере хореографического искусства могут явиться особым развивающим полихудожественным подходом, который, построенный на принципах культурно-творческого развития, вырабатывает способность к воображению, ассоциациям, эмоциональной отзывчивости и тем самым формирует предпрофессиональную готовность и дальнейшее профессиональное самоопределение учащегося школы искусств.

Таким образом, из вышеизложенного можно структурировать педагогическую модель формирования предпрофессиональной готовности учащегося школы искусств, которая наглядно представлена в таблице №1.

Таблица 1 Table 1

Педагогическая модель формирования предпрофессиональной готовности

учащегося школы искусств Pedagogical model of the formation of the pre-professional readiness of the student of the art school

Цель: формирование предпрофессиональной готовности учащихся детской школы искусств

Этапы формирования предпрофессиональной готовности учащихся детской школы искусств

этап приобщения к основам профессии (правила поведения в хореографическом классе, на сценической площадке, танцевальный этикет) этап предпрофес-сионального становления учащихся этап развития профессионально значимых способностей (осанка, выворотность, стопа, шаг, гибкость, прыжок, координация движений, музыкальность, устойчивость, воля, трудолюбие) этап повышения творческой активности этап предпро-фессионально-го самоопределения

Задачи:

развитие специальных профессиональных данных развитие творческого потенциала усиление мотивации в процессе предпрофессио-нального развития формирование исполнительских профессиональных навыков в сфере хореографического искусства развитие представлений о художественно-творческой деятельности как о будущей профессии формирование предпрофессио-нального самосознания

Направления работы по предпрофессиональной подготовке учащихся детской школы искусств

предотвращение негативных эмоционально-психологических моментов, связанных с тяжелыми нагрузками и необходимостью соблюдать дисциплину приобщение к основам профессии, исполнительской культуре через активную учетно-тренировочную работу по развитию профессиональных данных учащихся детской школы искусств формирование положительного образа профессии путем личного примера педагога развитие творческого воображения учащегося школы искусств, которое связанно с процессом развития творческой активности, готовности к самореализации в ходе профессиональной исполнительской деятельности

Развивающая технология предпрофессиональной подготовки учащихся детской школы искусств

специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографического искусства

средствами традиционно сложившихся форм и методов обучения и воспитания (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т.д.) средствами применения инновационной технологии (комплексы упражнений игровой психогимнастики, способствующие развитию творческого потенциала и формированию профессионального мировоззрения)

Педагогические условия предпрос детской школ! >ессиональной подготовки учащихся »1 искусств

X

совместная деятельность педагогов-хореографов и учащихся ДШИ

проведение занятий в специально оборудованных танцевальных залах, оснащенных станками, зеркалами, профессиональным напольным покрытием, стендами, наглядными пособиями, дидактическим материалом

наличие сценической площадки, оснащенной световым оборудованием, мультимедиа аппаратурой

Заключение

Проведенный теоретико-практический анализ аспектов содержания педагогической модели формирования предпрофессиональной готовности учащегося хореографического отделения школы искусств показал, что данная модель может успешно работать в организации учебного процесса в сфере хореографического образования как развивающая технология, формирующая в силу заложенных профессионально-личностных установок осознание у учащихся своей предпрофессиональной готовности, и являться наиболее эффективным средством в развитии творческого потенциала, необходимого для дальнейшей самореализации в ходе профессиональной исполнительской деятельности.

Таким образом, можно заключить, что использование данной педагогической модели в сфере обучения детей хореографическому искусству имело положительные результаты и усиливало эффект обучения путем формирования позитивных личностных установок, связанных с положительным образом будущей профессии, на фоне которых происходил общий рост уровня исполнительской и профессиональной культуры учащихся и их профессиональной заинтересованности в период обучения на начальном звене многоуровневой подготовки специалиста сферы культуры и искусства. У учащихся хореографического отделения детской школы искусств в ходе эксперимента по применению педагогической модели был сформирован высокий уровень предпрофессиональной готовности и осознания своей будущей деятельности, а также достигнуты высокие показатели в сфере профессионального самоопределения.

Анализ структуры и содержания педагогической модели позволяют сделать вывод о том, что она является действующей системой, которую необходимо применять в образовательном процессе предпрофессионального обучения в детских школах искусств, а ее практическая реализация в процессе предпрофессионального обучения будущих специалистов сферы культуры и искусств будет эффективной и иметь положительные результаты.

Список литературы References

1. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ). Автореферат дис. ...д-ра культурологических наук. М.,1997. 46.

Aleksandrova E.Ja. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossii (istoriko-kul'turologicheskij analiz). Avtoreferat dis. ...d-ra kul'turologicheskih nauk [Art education in Russia]. M.,1997. 46. (in Russian)

2. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 2009. 320 с.

Astahov A.I. Vospitanie tvorchestvom [Education of creativity]. M., 2009. 320.

3. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск, 2005. 308 с.

Ahmetova M.N. Pedagogicheskoe proektirovanie v professional'noj podgotovke [Pedagogical design in vocational training]. Novosibirsk, 2005. 308. (in Russian)

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2007. 666 с.

Bol'shoj psihologicheskij slovar' / pod red. B. G. Meshheijakova, V. P. Zinchenko. SPb., 2007. 666. (in Russian)

5. Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. Н. Новгород, 2003. С. 12-13.

Goncharenko T.V. Pedagogicheskie osnovy sistemy nepreryvnogo mnogourovnevogo profes-sional'nogo obrazovanija [Pedagogical bases of continuous multilevel vocational training system]. N. Novgorod, 2003. 12-13. (in Russian)

6. Громов Ю.И. Основы подготовки специалистов-хореографов. С.-П., 2008. 632 с.

Gromov Ju.I. Osnovy podgotovki specialistov-horeografov [Basis of preparation of specialists,

choreographers.]. S.-P., 2008. 632. (in Russian)

7. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002. 352 с.

Evladova E.B., Loginova L.G., Mihajlova N.N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education of children]. M., 2002. 352. (in Russian)

8. Ефремова Н.В. Подготовка менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений. Белгород, 2008. 174 с.

Efremova N.V. Podgotovka menedzhera sfery kul'tury i iskusstv k professional'noj dejatel'nosti v uslovijah rynochnyh otnoshenij [Preparing manager of culture and arts for professional work in the conditions of market relations]. Belgorod, 2008. 174. (in Russian)

9. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Ярославль, 2004. 304 с.

Zolotareva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education of children]. Jaroslavl',

2004. 304. (in Russian)

10. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. М., 2009. 46 с.

Ziva V.F. Prognosticheskaja model' i strategija postroenija innovacionnoj sistemy hudozhestven-nogo obrazovanija v Rossii [Prognostic model and strategy of building an innovative system of art education in Russia]. M., 2009. 46. (in Russian)

11. Коваленко, В.И. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации. Белгород, 2002. 150 с.

Kovalenko, V.I. Pedagogicheskij monitoring: konceptual'naja model' i tehnologii realizacii [Pedagogical monitoring: conceptual model and implementation technologies]. Belgorod, 2002. 150. (in Russian)

12. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы от 25 августа 2008 г. № 1244-р. URL http://base.garant.ru/193788/ (дата обращения 02.05.2018)

Koncepcija razvitija obrazovanija v sfere kul'tury i iskusstva v Rossijskoj Federacii na 2008-2015 gody ot 25 avgusta 2008 g. # 1244-r. URL http://base.garant.ru/193788/(accessed: 05.02.2018). (in Russian)

13. Малакуцкая С.М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования. Белгород, 2004. 212 с.

Malakuckaja S.M. Sociokul'turnaja adaptacija detej v uslovijah dopolnitel'nogo hudozhestven-nogo obrazovanija [Sociocultural adaptation of children in conditions of additional art education]. Belgorod, 2004. 212. (in Russian)

14. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 527 с.

Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. M., 2002. 527. (in Russian)

15. Региональный фестиваль искусств АРТ-ОКНО. URL http://www.artoknofest.ru/about (дата обращения 16.0.2018)

Regional'nyj festival' iskusstv ART-OKNO. URL http://www.artoknofest.ru/about (accessed: 16.06.2018). (in Russian)

16. Рындина О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет. М., 2004. 139 с. URL: http://www.dissercat.com/content/zanyatiya-khoreografiei-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-sredstvo-esteticheskogo-vo#ixzz3bF7CLi2k (дата обращения 08.04.2018)

Ryndina O.A. Zanjatija horeografiej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija kak sredstvo jestet-icheskogo vospitanija detej 9-12 let [Classes in choreography in the system of additional education as a means of aesthetic education of children aged 9-12]. M., 2004. 139. URL: http://www.dissercat.com/content/zanyatiya-khoreografiei-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-sredstvo-esteticheskogo-vo#ixzz3bF7CLi2k (accessed: 08.04.2018). (in Russian)

17. Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. М., 2011. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stukalova O.V. Kul'turno-tvorcheskoe razvitie i professional'noe stanovlenie budushhih specialis-tov v sfere kul'tury i iskusstva [Cultural and creative development and professional formation of future specialists in the field of culture and art]. M., 2011. 280. (in Russian)

18. Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства от 12.03.2012 № 158. URL http://pr.muzkult.ru/img/upload/1388/documents/FGT_Khoreografiya.pdf (дата обращения 21.04.2018)

Federal'nye gosudarstvennye trebovanija k dopolnitel'noj predprofessional'noj obshheobra-zovatel'noj programme v oblasti horeograficheskogo iskusstva ot 12.03.2012 № 158. URL

http://pr.muzkult.ru/img/upload/1388/documents/FGT_Khoreografiya.pdf(accessed: 21.04.2018). (in Russian)

19. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово, 2002. 146 с.

Shmyreva N.A., Gubanova M.I., Krecan Z.V. Pedagogicheskie sistemy: nauchnye osnovy, uprav-lenie, perspektivy razvitija [Pedagogical system: the scientific foundations, management, development prospects]. Kemerovo, 2002. 146. (in Russian)

20. Янаева Н.Н. Хореография. М.: Релиз, 2004. 340 с.

Janaeva N.N. Horeografija [Choreography]. M.: Reliz, 2004. 340. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.