Научная статья на тему 'Педагогическая компьютерная поддержка воспитания ценностных отношений школьников: основные положения'

Педагогическая компьютерная поддержка воспитания ценностных отношений школьников: основные положения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНТЕРНЕТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ / VALUE ATTITUDE / UPBRINGING OF VALUE ATTITUDE / PEDAGOGICAL SUPPORT / COMPUTER SUPPORT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY ON COMPUTER SUPPORT IN UPBRINGING VALUE ATTITUDE / INTERNET MAINTENANCE IN THE INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Регер Татьяна Викторовна

В условиях информационного общества проблему воспитания системы ценностных отношений у школьников следует решать с помощью специальной педагогической компьютерной поддержки, содержащей воспитательный потенциал современных информационно-коммуникационных технологий. Исследования по проблеме компьютерной поддержки в воспитательном процессе остаются редким явлением. В данном исследовании, во-первых, были выявлены особенности воспитания системы ценностных отношений школьников в условиях информационного общества, во-вторых, разработана педагогическая технология компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников во внеучебной деятельности, в-третьих, разработана система педагогического обеспечения реализации компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности. Эффективность реализации компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников обеспечивается разнообразием средств и форм воспитательной работы с привлечением средств информационно-коммуникационных технологий: издательская деятельность, выпуск стенгазет, буклетов, бюллетеней; создание тематических web-страниц, участие в дистанционных проектах, конкурсах, веб-квесты, компьютерные игры. Исследование показало, что в ходе реализации технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников во внеучебной деятельности зафиксированы позитивные изменения в структуре ценностных отношений большинства подростков, что подтверждает эффективность предлагаемой технологии. Сформировавшаяся система ценностных отношений выступает регулятором при выборе информационных полей, в которых концентрируется деятельность подростка. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале средств информационно-коммуникационных технологий в воспитании ценностных отношений школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical-computer support in upbringing value attitude in schoolchildren: major aspects

Under the conditions of information society, the problem in upbringing of system of value attitude in pupils should be solved with special pedagogical and computer support which includes the educational potential of modern information and communication technologies. Research on computer support in the educational process are rare. In this study, firstly, the peculiarities of upbringing of the system of value attitude in students in the information society were revealed, the second is the development of the educational technology with the computer support on the system of value attitude in students in extracurricular activities, thirdly, the system of educational assurance on the implementation of computer support in upbringing of teenagers'' value attitude in extracurricular activities is developed. The effectiveness of the realization of computer support in upbringing of students'' value attitude is provided by variety of means and forms of educational work with the involvement of information and communication technologies such as publishing, wall newspapers, brochures, newsletters production; thematic web-sites, participation in remote projects, competitions, web quests, computer games. The research showed that in the course of the implementation of the technology of computer support in upbringing of students'' value attitude in extracurricular activities the positive changes in the structure of value attitude were recorded in majority of teenagers that proved the effectiveness of the proposed technology. Formed system of value attitude acts as the regulator when selecting information fields in which the teenagers'' activity is concentrated. The study results extend knowledges on the methodological potential of the means of information and communication technologies in upbringing of students'' value attitude.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компьютерная поддержка воспитания ценностных отношений школьников: основные положения»

УДК 37.01+004

Регер Татьяна Викторовна

Смоленский институт экономики - филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Россия, Смоленск

Огарший преподаватель кафедры управления и туризма

E-Mail: tatjana-reger@rambler.ru

Педагогическая компьютерная поддержка воспитания

ценностных отношении школьников: основные положения

Аннотация: В условиях информационного общества проблему воспитания системы ценностных отношений у школьников следует решать с помощью специальной педагогической компьютерной поддержки, содержащей воспитательный потенциал современных информационно-коммуникационных технологий. Исследования по проблеме компьютерной поддержки в воспитательном процессе остаются редким явлением. В данном исследовании, во-первых, были выявлены особенности воспитания системы ценностных отношений школьников в условиях информационного общества, во-вторых, разработана педагогическая технология компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников во внеучебной деятельности, в-третьих, разработана система педагогического обеспечения реализации компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности. Эффективность реализации компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников обеспечивается разнообразием средств и форм воспитательной работы с привлечением средств информационнокоммуникационных технологий: издательская деятельность, выпуск стенгазет, буклетов, бюллетеней; создание тематических web-страниц, участие в дистанционных проектах, конкурсах, веб-квесты, компьютерные игры. Исследование показало, что в ходе реализации технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений школьников во внеучебной деятельности зафиксированы позитивные изменения в структуре ценностных отношений большинства подростков, что подтверждает эффективность предлагаемой технологии. Сформировавшаяся система ценностных отношений выступает регулятором при выборе информационных полей, в которых концентрируется деятельность подростка. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале средств информационно-коммуникационных технологий в воспитании ценностных отношений школьников.

Ключевые слова: Ценностное отношение; воспитание ценностных отношений; педагогическая поддержка; компьютерная поддержка; внеучебная деятельность; педагогическая технология; педагогическая технология компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений; Интернет-сопровождение в информационном пространстве.

Идентификационный номер статьи в журнале 9GPVN613

Tatyana Reger

Smolensk Institute of Economics A branch of the St. Petersburg University of Management an Economics (Non state educational institution of a higher professional education)

Russia, Smolensk E-Mail: tatjana-reger@rambler.ru

Pedagogical-computer support in upbringing value attitude in schoolchildren: major aspects

Abstract: Under the conditions of information society, the problem in upbringing of system of value attitude in pupils should be solved with special pedagogical and computer support which includes the educational potential of modern information and communication technologies. Research on computer support in the educational process are rare. In this study, firstly, the peculiarities of upbringing of the system of value attitude in students in the information society were revealed, the second is the development of the educational technology with the computer support on the system of value attitude in students in extracurricular activities, thirdly, the system of educational assurance on the implementation of computer support in upbringing of teenagers' value attitude in extracurricular activities is developed. The effectiveness of the realization of computer support in upbringing of students' value attitude is provided by variety of means and forms of educational work with the involvement of information and communication technologies such as publishing, wall newspapers, brochures, newsletters production; thematic web-sites, participation in remote projects, competitions, web quests, computer games. The research showed that in the course of the implementation of the technology of computer support in upbringing of students' value attitude in extracurricular activities the positive changes in the structure of value attitude were recorded in majority of teenagers that proved the effectiveness of the proposed technology. Formed system of value attitude acts as the regulator when selecting information fields in which the teenagers' activity is concentrated. The study results extend knowledges on the methodological potential of the means of information and communication technologies in upbringing of students' value attitude.

Keywords: Value attitude; upbringing of value attitude; pedagogical support; computer support; extracurricular activities; educational technology; educational technology on computer support in upbringing value attitude; Internet maintenance in the information space.

Identification number of article 90PVN613

Для каждого человека, общества и государства необходима система ценностей, опираясь на которую становится возможным построение межличностных отношений, отношений внутри государства, и отношений каждого человека с миром в целом. В условиях информационного общества, увеличивающего меру свободы и ответственности человека за происходящее в стране и мире, проблема воспитания системы ценностных отношений у школьников приобретает особую актуальность. Учитывая специфику информационного общества, проблему воспитания ценностных отношений школьников следует решать с помощью специальной педагогической компьютерной поддержки, содержащей воспитательный потенциал современных информационно-коммуникационных технологий

В период трансформационных процессов в России в 1990-е годы претерпела существенные деформации система ценностных отношений молодежи, было зафиксировано резкое снижение ценностей семьи, духовной культуры, патриотических ценностей. За прошедшие 20 лет на уровне государства предпринимаются определенные усилия по возрождению и укреплению ценностей, традиционных для российского общества, основанных на духовности, любви к Отечеству, преемственности поколений, незыблемости института семьи, с учетом их изменений в результате исторической эволюции. Наметившиеся преодоление негативной тенденции связано, в том числе, с внеучебной воспитательной деятельностью школы, обладающей большим потенциалом для формирования ценностных отношений школьников. Внеучебная деятельность впервые представлена в базисном плане общеобразовательной школы. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1], впервые включенной в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), определена приоритетная задача - воспитание школьников, и, прежде всего, воспитание ценностных отношений школьников к человеку, человечеству, Родине, природе, себе.

Ценностные отношения занимают важнейшее место в структуре личности, являясь одним из механизмов социальной регуляции поведения человека. Проблема формирования ценностных отношений личности - сложная и многоаспектная. Решение ее следует искать с опорой на исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии.

Педагогический аспект воспитания ценностей и ценностных отношений разработан благодаря усилиям ведущих отечественных ученых З.И.Васильевой, В.А.Караковского, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Н.Д.Никандрова, Н.Е.Щурковой. В последнее десятилетие продолжается активная научно-исследовательская работа российских педагогов по проблеме воспитания ценностных отношений школьников (см.рис.). В нашем исследовании мы опираемся на концепцию воспитания ценностных отношений школьников И.В.Бабуровой [2].

(ИКТ).

40

35

30

25

20

15

10

5

0

Результаты обзора диссертаций по проблеме воспитания ценностных отношений

35%

■ ЧР % 00 ГЧ < т (

21 %

9 I 1 % 3 1=1

1990-1994 1995-1998 1999-2002 2003-2006 2007-2012

Рис. Результаты обзора диссертаций по проблеме воспитания ценностных отношений

(выборка диссертаций на январь 2013 г.)

Психологические подходы к проблеме воспитания ценностей и ценностных отношений рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Н.С.Лейтеса,

В.Д.Шадрикова и других исследователей. Проблему ценностей и ценностных отношений личности в философии и социологии разрабатывали В.Г.Алексеева, С.Ф.Анисимов,

В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.А.Тугаринов,

Н.З.Чавчавадзе, А.А.Ручка, В.А.Ядов и др. Методологическим основанием нашего исследования является философская теория ценностей ведущего отечественного аксиолога, профессора Санкт-Петербургского университета М.С.Кагана [3].

Признавая значимость воспитательной работы с детьми во все возрастные периоды, приходится выделить подростковый период, требующий в плане воспитания ценностных отношений особого внимания и поддержки. В условиях современного глобализирующегося мира, стремительной информатизации общества, порождающей смену ценностных доминант, именно неустоявшаяся, несформированная система ценностных отношений подростков испытывает на себе наибольшее негативное давление [4, 5]. Наряду с известными психологическими особенностями подросткового возрастного периодами, в современном информационном мире, исследователи отмечают повышение информационной активности подростка, обретение подростком роли равноправного субъекта в межпоколенческой коммуникации, разнообразная компьютерная деятельность, и, прежде всего, в виде общения в социальных сетях [6].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». О том, что назрела необходимость вводить в воспитательный процесс, так называемую компьютерную поддержку, заявил в 1999 году И.П.Подласый [7], который обозначил проблему и сделал акцент на эффективном использовании компьютерной поддержки в плане диагностики процесса воспитания.

В современных социокультурных условиях особую актуальность приобретает проблема педагогической поддержки, которую в России впервые обозначил О.С.Газман в 1995 году, предложивший понимание воспитания как деятельности, основанной на свободном

саморазвитии личности и ее педагогической поддержке [8]. В развитие теории педагогической поддержки внесли вклад Н.Б.Крылова, В.П.Бедерханова, Е.И.Исаев, А.В.Мудрик, Т.А.Строкова, В.И.Слободчиков, И.Ю.Шустова, Н.Е.Щуркова. В психолого-педагогических исследованиях ученых Т.В.Анохиной, Н.Н.Михайловой, С.М.Юсфина, Е.Б.Евладовой, Л.Г.Логиновой, Е.В.Шишмакова и др. рассмотрены различные аспекты проблемы организации педагогической поддержки в теории и практике современного образования.

Интерес ученых к проблеме поддержки в теории и практике современного образования отмечен ростом количества исследований педагогов, психологов, социологов, касающихся изучения характера и особенностей различных видов поддержки (см.табл.).

Таблица

Результаты диссертаций по проблеме поддержки в теории и практике

современного образования

(выборка на январь 2013 г.— диссертации по специальности 13.00.01, хранящиеся в РГБ, электронный ресурс: http://www.dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-nauki)

№ Вид поддержки Количество работ

Всего % от общего количества

1. Педагогическая поддержка 107 67%

2. Социально-педагогическая поддержка 17 11%

3. Психолого-педагогическая 8 5%

4. Компьютерная поддержка 7 4%

5. Управленческая поддержка 3 2%

б. Социальная поддержка 3 2%

7. Методическая поддержка 3 2%

8. Андрагогическая поддержка 1 Л У 7% У

9. Образовательная поддержка 1

10. Интернет-поддержка 1

11. Профессиональная поддержка 1

12. Организационно-педагогическая 1

13. Информационно-правовая 1

14. Информационно-педагогическая 1

15. Государственная поддержка 1

16. Психологическая и правовая 1

17. Медико-педагогическая 1

18. Школьная система поддержки 1

Итого: 159

Учитывая стремительный прогресс информационных технологий в настоящее время, растет необходимость разработки и внедрения системы компьютерной поддержки во внеучебную деятельность. Внеучебная деятельность в свете новых требований стандарта приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе и рассматривается как одно из главных средств воспитания и социализации детей при условии учета социокультурной ситуации современного общества и широкого применения достижений техники, современных информационных технологий.

Несмотря на острую актуальность, исследования по компьютерной поддержке в образовательном процессе единичны [О.А.Захарова, 1999; Е.И.Зуева, 1999; Т.П.Аванесова, 2000; А.В.Слуднов, 2001; А.А.Тутолмин, 2006; И.Н.Нахметов, 2006; С.Г.Соловьянюк, 2008], и направлены они, в основном, на учебную деятельность учащихся. Исследования по проблеме

компьютерной поддержки в воспитательном процессе остаются редким явлением. Одним из них является исследование А.А.Тутолмина, посвященное проблеме компьютерной поддержки нравственного воспитания младших школьников с помощью компьютерной игровой нормотворческой технологии [9]. В исследовании, выполненном А.Ю.Федосовым (2009), представлена концепция школьного курса информатики и ИКТ, направленная на решение задач воспитания учащихся общеобразовательной школы (экологического, правового, гражданско-патриотического). В своей работе А.Ю.Федосов вводит понятие «информационные и коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса» [10].

В настоящее время отмечен рост публикаций по проблеме использования информационных технологий в воспитании, авторами которых, как правило, являются практикующие педагоги (учителя, методисты, воспитатели, зам. директора по воспитательной работе и др.), которые, фиксируя важность данного направления работы, все же ограничиваются только перечислением возможностей информационных технологий и форм их использования в воспитательном процессе. Обращение практиков к проблеме использования компьютерных технологий в воспитательных целях говорит о том, что практика идет впереди теории. Необходимы теоретические решения исследования проблемы применения в воспитательном процессе компьютерных технологий.

Наше исследование направлено на выявление педагогических условий реализации компьютерной поддержки в процессе воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности.

Методологическую основу разрабатываемой педагогической технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности составляют аксиологический (философский уровень); отношенческий, деятельностный, личностно-ориентированный (общенаучный уровень); системный (общенаучный уровень). Сочетание данных подходов определяется особенностями изучаемого процесса, способностью конкретных подходов взаимодополнять и взаимозамещать друг друга. В соответствии с обозначенными подходами педагогическая компьютерная поддержка воспитания ценностных отношений школьников понимается как процесс педагогического содействия ученикам, их родителям и учителям в формировании ценностных отношений школьников (к человечеству, человеку, природе, семье, самому себе) посредством использования воспитательного потенциала компьютерных технологий.

Движущей силой рассматриваемого процесса в современных условиях являются противоречия между потребностью общества в научно обоснованной системе воспитания ценностных отношений школьников и недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогике; потребностью науки и практики воспитания в исследованиях особенностей процесса воспитания ценностных отношений школьников в условиях информационного общества и отсутствием подобных исследований; между необходимостью активизации работы в области воспитания ценностных отношений школьников на основе широкого применения средств ИКТ и, фактически, неразработанностью технологии соответствующей педагогической деятельности.

Основные идеи, лежащие в основе разрабатываемой педагогической технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности, следующие:

• Воспитание ценностных отношений школьников в условиях информационного общества имеет свои особенности, связанные с необходимостью дополнения традиционных средств воспитания ИКТ средствами, обладающими

б

значительным воспитательным потенциалом; появлением новой среды воспитания, образованной Интернетом и информационным пространством в целом; расширением межличностной коммуникации подростка в Интернет-пространстве; изменением характера межпоколенческого взаимодействия воспитателей и воспитанников, педагогов и учеников, родителей и учеников за счет стремительного вторжения в область воспитания информационнокоммуникационных технологий.

• Поэтапная педагогическая технология компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности разработана с учетом трех взаимосвязанных компонентов, входящих в структуру ценностного отношения, (познавательного, эмоционального, поведенческого): 1 этап -формирование представления о ценностях, 2 этап - получение опыта переживания и позитивного отношения к ценностям, 3 этап - получение опыта действия, в котором проявляется отношение, 4 этап - рефлексивный. Технология строится на основе реализации воспитательного потенциала всех субъектов воспитательного процесса с привлечением средств компьютерных технологий.

• Традиционные формы воспитания ценностных отношений школьников должны быть дополнены современными формами воспитания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

• Эффективность компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений

школьников повышается при наличии педагогического обеспечения, включающего следующие взаимосвязанные компоненты: - оказание

педагогической поддержки учителю, осуществляющему компьютерную поддержку воспитания ценностных отношений школьников во внеучебной деятельности; - оказание педагогической поддержки родителям в процессе воспитания в условиях информационного общества с использованием ИКТ, -организация первичного Интернет-сопровождения подростков в информационном пространстве.

• Первичное Интернет-сопровождение подростков в информационном пространстве понимается как содействие ребенку в адаптации к условиям информационного пространства, побуждение ребенка к осознанному выбору информационных потоков на основе сформированных ценностных отношений, и включает в себя следующие шаги: первоначальное ограничение информации

постепенное увеличение разнообразия действий информационной среды максимальное увеличение информации (не количественно, а качественно). Переход к каждому новому этапу снятия информационных ограничений обеспечивается формирующейся системой ценностных отношений подростка, позволяющей ему «справиться» с информационными потоками [11].

Экспериментальным путем установлена взаимосвязь между характером сформировавшихся ценностных отношений личности подростка и особенностями выбора информационной деятельности подростка. Положительные изменения в структуре ценностных отношений подростков сопряжены с обогащением информационных видов деятельности, переориентацией учащихся на творческую, исследовательскую и образовательную деятельность, повышением активности в процессе выполнения заданий и творческим подходом в решении поставленных задач.

В ходе исследования были разработаны программы «В поисках ценностей» и «Человек и его ценности в информационном мире» по воспитанию ценностных отношений личности подростка в условиях информационного мира и реализованы с помощью технологии компьютерной поддержки. Эффективность реализованной технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности доказана повышением уровня воспитанности ценностных отношений подростков.

Реализация разработанной технологии компьютерной поддержки воспитания в ходе опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что эффективность процесса воспитания ценностных отношений подростков может быть существенно повышена при выполнении следующих педагогических условий:

• учёте особенностей информационного общества в процессе воспитания ценностных отношений школьников;

• реализации технологии компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности, сочетающей традиционные методы, формы, средства воспитания и современные информационнокоммуникационные технологии;

• наличии педагогического обеспечения реализации компьютерной поддержки воспитания ценностных отношений подростков во внеучебной деятельности.

Выполненное исследование открывает ряд перспектив для дальнейшего научного поиска и указывает на необходимость дальнейшего осмысления факторов и психологических механизмов воспитания ценностных отношений школьников в условиях информационного общества; дальнейшего изучения воспитания ценностных отношений школьных других возрастных групп с компьютерной поддержкой; необходимость разработки новых форм работы со школьниками, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий; поиска новых условий воспитания ценностных отношений школьников в информационном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личности гражданина России в сфере общего образования: проект /

А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - Режим доступа: http://standart.edu.ru.

2. Бабурова, И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе / И.В.Бабурова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 63-67.

3. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб.: «Петрополис», 1997. - 205 с.

4. Войскунский, А.Е.Психологические аспекты деятельности человека в Шете^ среде / А.Е.Войскунский // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. -

С. 240-245.

5. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (Доклад на общем собрании РАО) / Д.И.Фельдштейн // Мир психологии. - 2012. - № 4 (72). - С.160-178.

6. Цымбаленко, С.Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства /

С.Б.Цымбаленко // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - № 4. ЦКЪ: http://mic.org.ru/index.php/new/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva (дата обращения: 28.02.2013).

7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999.- Кн.2: Процесс воспитания.- 256 с.

8. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.

9. Тутолмин, А.А. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников: дис. ... к.п.н.: 13.00.01 / Тутолмин Андрей Александрович. - Москва, 2006.- 246 с.

10. Федосов, А.Ю. Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания: дисс. ... докт.пед.наук: 13.00.02 / Александр Юрьевич Федосов. -Москва, 2008. - 404 с.

11. Регер, Т.В. Педагогическое сопровождение учащихся в информационном пространстве в процессе воспитания ценностных отношений / Т.В.Регер // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2012. - № 5. - С. 39-41.

Рецензент: Бабурова Ирина Васильевна, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», профессор кафедры педагогики психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, доцент.

REFERENCES

1. Daniljuk, A.Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti

grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt / A.Ja.Daniljuk,

A.M.Kondakov, V.A.Tishkov. - Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru.

2. Baburova, I.V. Osnovnye polozhenija koncepcii vospitanija cennostnyh otnoshenij

shkol'nikov v obrazovatel'nom processe / I.V.Baburova // Vestnik Severo-

Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. - 2009. - T. 6. - № 3. - S. 63-67.

3. Kagan, M.S. Filosofskaja teorija cennosti / M.S.Kagan. - SPb.: «Petropolis», 1997. -

205 s.

4. Vojskunskij, A.E.Psihologicheskie aspekty dejatel'nosti cheloveka v Internet-srede /

A.E.Vojskunskij // 2-aja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii. Te-zisy. (Moskva, 12-14 aprelja 2000 g.). - M.: Jekopsicentr ROSS. - S. 240-245.

5. Fel'dshtejn, D.I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XXI veka (Doklad na obshhem sobranii RAO) / D.I.Fel'dshtejn // Mir psihologii. - 2012. - № 4 (72). - S.160-178.

6. Cymbalenko, S.B. Vlijanie Interneta na rossijskih podrostkov i junoshestvo v

kontekste razvitija rossijskogo informacionnogo prostranstva / S.B.Cymbalenko // Media. Informacija. Kommunikacija. - 2013. - № 4. URL:

http://mic.org.ru/index.php/new/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva (data obrashhenija: 28.02.2013).

7. Podlasyj, I.P. Pedagogika. Novyj kurs: Uchebnik dlja stud. ped. vuzov: V 2 kn. / I.P. Podlasyj. - M.: VLADOS, 1999.- Kn.2: Process vospitanija.- 256 s.

8. Gazman, O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema // Novye cennosti obrazovanija: desjat' koncepcij i jesse. - M.: Innovator, 1995. - 58 s.

9. Tutolmin, A.A. Pedagogicheskaja komp'juternaja podderzhka nravstvennogo vospitanija mladshih shkol'nikov: dis. ... k.p.n.: 13.00.01 / Tutolmin Andrej Aleksandrovich. - Moskva, 2006.- 246 s.

10. Fedosov, A.Ju. Obuchenie informatike i informacionnym i kommunikacionnym tehnologijam v srednej shkole v kontekste reshenija zadach vospitanija: diss. ... dokt.ped.nauk: 13.00.02 / Aleksandr Jur'evich Fedosov. - Moskva, 2008. - 404 s.

11. Reger, T.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashhihsja v informacionnom prostranstve v processe vospitanija cennostnyh otnoshenij / T.V.Reger // Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. - 2012. - № 5. - S. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.