Научная статья на тему 'Педагогическая фасилитация одаренного подростка'

Педагогическая фасилитация одаренного подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ОДАРЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / ПРИНЦИПЫ / ФАКТОРЫ / КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФАСИЛИТАЦИИ / FACILITATION / TEACHING FACILITATION / A GIFTED TEENAGER / TEACHER / FACILITATOR / PRINCIPLES / FACTORS / COMPONENTS / METHODS / AND FORMS OF FACILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина А.В., Пермяков А.К.

В статье рассматривается проблема фасилитации одаренного подростка в образовательном процессе. Обоснована специфика и содержание понятия «педагогическая фасилитация», выявлены принципы её реализации, уточнены факторы деятельности педагога-фасилитатора, работающего с одаренным подростком. В статье также раскрыты основные компоненты фасилитации одаренного подростка, описаны основные методы и формы её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FACILITATION OF THE GIFTED TEEN

The article discusses the issue of facilitation of the gifted adolescent in the educational process. Justified by the specificity and the concept of "pedagogical facilitation", the principles identified for its implementation, specified the factors the activities of the teacher-facilitator, working with a gifted teenager. The article also describes the main components of facilitation gifted teenager, describes the main methods and forms of its implementation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая фасилитация одаренного подростка»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-138-143

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА

Москвина А.В. \ Пермяков А.К.2

:ФГБОУ ВО«Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Российская Федерация 2Костанайский колледж автомобильного транспорта, г. Костнай, Республика Казахстан

В статье рассматривается проблема фасилитации одаренного подростка в образовательном процессе. Обоснована специфика и содержание понятия «педагогическая фасилитация», выявлены принципы её реализации, уточнены факторы деятельности педагога-фасилитатора, работающего с одаренным подростком. В статье также раскрыты основные компоненты фасилитации одаренного подростка, описаны основные методы и формы её реализации.

Ключевые слова: фасилитация; педагогическая фасилитация; одаренный подросток; педагог-фасилитатор; принципы; факторы; компоненты; методы и формы фасилитации.

EDUCATIONAL FACILITATION OF THE GIFTED TEEN

MoskvinaA. V.1, PermyakovA.K.2

1 Orenburg state Pedagogical University,Orenburg, Russian Federation 2Kostanay College of Road Transport, Kostanay, Kazakhstan

The article discusses the issue of facilitation of the gifted adolescent in the educational process. Justified by the specificity and the concept of "pedagogical facilitation", the principles identified for its implementation, specified the factors the activities of the teacher-facilitator,

working with a gifted teenager. The article also describes the main components of facilitation gifted teenager, describes the main methods and forms of its implementation.

Keywords: facilitation; teaching facilitation; a gifted teenager; teacher; facilitator; principles; factors; components; methods; andforms of facilitation.

Термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». Впервые эффект фасилитации, как особый эффект, способствующий активизации и эффективности человека в присутствии других людей, был отмечен Р. Зайрец, Н. Триплет, Е. Катрелл, JI.B. Ланге, Ф. Олпорт и др. В своих работах исследователи отмечали, что педагогическая фасилитация повышает эффективность обучения и воспитания, способствует пробуждению лучших сторон личности, индивидуальных черт человеческого характера и его способностей. С этой точки зрения фасилитация выступает механизмом пробуждения и активизации имплицитных (скрытых) возможностей и ресурсов обучающихся [3; 4].

К. Роджерс считает, что педагог-фасилитатор должен обладать определенными личностными качествами (толерантность, эмпа-тия, доверительность, заботливость и др.) Педагог сможет создать в классе нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами фасилитации: 1. В ходе учебного процесса педагог должен проявлять свое полное доверие к учащимся. 2. Педагог всегда ориентируется на внутреннюю мотивацию к учению школьников. 3. Он должен выступать для своих подопечных так источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 4. Необходимо, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. 5. Педагог должен развивать в себе умение чувствовать эмоциональное состояние как отдельного ученика, так и группы в целом. 6. Он должен быть активатором группового общения. 7. Педагог должен быть искренен в отношениях с учащимися. 8. Педагог в любом педагогическом действии должен руководство-

ватъся эмпатией, сопереживанием. 9. Он должен принимать каждого ученика таким, какой он есть. 10. Он должен адекватно оценивать себя и свои поступки [4].

В ходе исследований было доказано, что для деятельности педа-гога-фасилитатора, работающего с одаренным подростком, важно учитывать четыре фактора: 1) личность педагога; 2)личность одаренного подростка; 3) характер учебной деятельности: сложность, осознанность, самостоятельность, творческий характер; 4) наличие помогающих отношений мевду педагогом и одаренным подростком [2].

В ходе исследования нами были выделены следующие компоненты педагогической фасилитации, определяющие переход к интеллектуальному саморазвитию одаренного подростка:

• принятие со стороны педагога, то есть теплое расположение к одаренному обучающемуся, имеющему безусловную ценность, независимо от его состояния, поведения, учения или чувств;

• понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл действий и поступков подростка, его мыслей и чувств; видеть личный опыт обучающегося с его точки зрения;

• создание искренних отношений, основанных на способности выражать собственные чувства, состояния и отношения;

• помощь - содействие, приносящее облегчение познавательной и творческой деятельности;

• поддержка—деятельность педагога по «выращиванию» субъектной позиции одаренного подростка;

• стимулирование - активизация внутренних потенциалов личности ученика для решения проблем обучения, развития потенциальных (интеллектуально-творческих) возможностей, самоопределения и самореализации.

Для реализации педагогической фасилитации одаренного подростка в ходе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы и формы: методы рефлексивного взаимодействия, ролевая игра, тренинги интеллектуального развития. Метод рефлексивного взаимодействия понимается нами как метод оптимального влияния на личностное развитие обучающегося, побужда-

ющего его к социально и личностно значимому поиску нравственных смыслов, стремлению к самоизменению и саморазвитию в продуктивном интеллектуальном творчестве [1, с. 239]. В практической деятельности было доказано, что в данном виде взаимодействия педагогические усилия удваиваются, при этом, каждый из субъектов (учитель и обучающийся) привносит свой контекст значимого влияния на личность одаренного подростка. Профессиональная позиция педагога в этом влиянии, приобретая черты фасилитации, побуждает обучающегося к интеллектуально-творческим изменениям, к приложению своих усилий к саморазвитию. Данное влияние мы рассматриваем как эффект педагогического взаимодействия, основной составляющей которого является рефлексия. Реализация рефлексивного взаимодействия осуществлялась в различных формах: деловая игра, круглый стол, пресс-конференция.

Ролевая игра позволяет использовать ресурсы тренинговой игры со сменой ролевых и психологических позиций, используя продукты интеллектуально-творческой деятельности как посредников в коммуникации. Во время ролевой игры происходило включение одаренного подростка в педагогический процесс, который содержит в себе условия для освоения обучающимися различных средств, являющихся в интеллектуальной практике инструментами для выражения собственных идей автора. Ролевая игра - это импровизированная подростком роль в каком-либо выдуманном сюжете, цель которой - оживить обстоятельства, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание по отношению к героям. Ролевая игра может быть представлена как рассказ, где описывается ситуация, который может продолжаться каждым из одаренных подростков в сюжетных рисунках; как инсценировка, где обучающиеся взаимодействуют по ходу решения творческих задач; как анимация серии рисунков.

В ходе эксперимента мы предлагали одаренным обучающимся придумать ситуации с интеллектуальным ресурсом и принять на себя какую-либо роль (например, инсценировка «Полет на Марс» предполагала роли «Организатора полета», «Мнемолога» (записывающего в ходе полета наиболее значимые события), «Историка» (знакомя— 141 —

щего участников полета с историей планеты). Участие в ролевой игре не только способствовало интеллектуальному и творческому саморазвитию подростков, но и обеспечило сближение участников игры, постоянную поддержку педагогом творческого процесса, его коррекции, рефлексии и оценки.

Целью тренингов интеллектуально-творческого развития одаренных подростков являлось порождение нового личностного опыта, приобретаемого с помощью педагога. В ходе экспериментальной работы мы предлагали обучающимся смоделировать разработанную ситуацию с участниками тренинга: проиграть мини-урок или фрагмент урока по одной из технологий, организовать круглый стол, дискуссию, обсудить и осознать полученные результаты. При этом участники тренинга разбивались на подгруппы, каждая из которых определяла объект интеллектуального творчества (исторический факт, народная традиция, качество личности, физические (химические) свойства, математическая формула и др.). Особое значение имели требования к работе и представлению конечного творческого продукта: умение создать эмоциональный настрой, использовать методы изучаемой науки (истории, математики, физики, химии др.), проанализировать и осознать полученный результат. В ходе тренинга педагог выступал активатором интеллектуально-творческого процесса, направляя деятельность групп в нужное русло, поддерживая (в иных случаях -подвергая критике) идеи, возникающие в процессе взаимодействия. Таким образом, педагогическая фасилитация, выражающаяся в принятии и понимании личности обучающегося, желания ему помочь, с одной стороны, и развитие особых качеств педагогов-фасилитато-ров - с другой, будут способствовать действенному механизму интеллектуального саморазвития одаренности подростка.

Список литературы

1. Москвина A.B. Становление интеллектуального творчества старшеклассников: учебное пособие для студентов педвузов / A.B. Москвина; Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед. ун-т. М.: Изд-во «Высшая школа», 2008. 352 с.

2. Мерлин B.C. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / B.C. Мерлин; под. ред. Е.А. Климова. М.:Воронеж, 1996. 446 с.

3. Нумми Пепе. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам / Пепе Нумми. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. 144 с.

4. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения [Электронный ресурс] / К. Роджерс. URL:http://freedom21earn.ru/ archives /743

ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-143-149

ЗНАЧИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Осипов

ОЯСГО: 0000-0002-2277-4467, Сибирский федеральный университет, 2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация

Специалисты утверждают, что для сохранения и повышения уровня здоровья студенческой молодежи необходимы значимые социальные, педагогические и организационные изменения в образовательной и воспитательной деятельности высших учебных заведений. Примером может служить деятельность по созданию и эффективному функционированию в вузах социальной физкуль-турно-спортивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.