Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика в процессе экологического образования: сущность и методика проведения'

Педагогическая диагностика в процессе экологического образования: сущность и методика проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4580
1785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика в процессе экологического образования: сущность и методика проведения»

Мастер-класс

С.С. Кашлев

Педагогическая диагностика в процессе экологического образования: сущность и методика проведения

Диагностика уровня, состояния развития экологической культуры учащихся является обязательным компонентом процесса экологического образования, это первый шаг в технологии формирования экологической культуры личности, определяющее условие оптимизации этого процесса. Дадим описание общей процедуры (алгоритма) осуществления педагогической диагностики в процессе экологического образования.

Диагностировать - значит поставить диагноз. Смысл этого слова в прямом переводе означает определение, распознавание, изучение. Сообразуясь с тем, что назначением педагогического процесса, педагогической деятельности является развитие участников педагогического процесса, а развитие есть качественное и количественное изменение состояния чего-либо, можно определить педагогическую диагностику как процесс изучения (распознавания, выявления, определения) состояния, изменения состояния и причин изменения состояния участников педагогического процесса в результате их взаимодействия.

Сущность и назначение педагогической диагностики в экологическом образовании состоит в том, чтобы:

- обнаружить и зафиксировать изменения состояния экологической культуры учащихся как цели экологического образования, зафиксировать состояние самого процесса экологического образования;

- увидеть норму или отклонения в состоянии экологической культуры школьников, процесса ее формирования (ориентируясь на эталон, стандарт);

- определить степень (уровень) развития экологической культуры;

- установить закономерности, причины, вызывающие изменения в состо- ш

янии экологической культуры учащихся, а также в самом процессе эко- у

логического образования; |

- отрефлексировать, проанализировать полученные факты; о

- опираясь на результаты диагностики, выработать обоснованный и кон- о

кретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях |

более оптимального развития экологической культуры учащихся, и

совершенствования процесса экологического образования.

Педагогическая диагностика в процессе экологического образования представляется нам как сложное системное явление, в содержании которого можно выделить следующие компоненты:

- диагностика развития экологической культуры учащихся (выявление состояния экологической культуры; определение степени сформиро-ванности различных компонентов экологической культуры; фиксирование уровня готовности учащихся к успешному осуществлению экологической деятельности);

- диагностика эколого-педагогической деятельности (выявление состояния экологической культуры педагога; определение уровня эколого-пе-дагогической компетентности педагога; констатация степени владения педагогом различными педагогическими средствами формирования экологической культуры учащихся и т. д.);

- диагностика педагогического взаимодействия в процессе экологического образования (выявление состояния, характера отношений, взаимодействий между педагогом и учащимися в процессе экологического образования; определение степени качества процессов экологического образования и воспитания; выявление степени эффективности используемых педагогических средств, создаваемых педагогических условий формирования экологической культуры личности и др.).

Процедура (алгоритм) педагогической диагностики в процессе экологического образования предполагает следующую логику операций (действий):

1) определение объекта и предмета диагностики;

2) постановку цели диагностики в контексте предмета диагностики;

3) определение критериев, показателей предмета диагностики;

4) отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы) по реализации цели диагностики;

5) реализацию методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализацию диагностической программы);

6) осмысление (анализ) результатов диагностики;

7) выделение уровней развития предмета диагностики;

8) учет, фиксирование результатов диагностики.

технологии

Мастер-класс

Поясним, как реализуется каждая из названных операций.

Определение объекта и предмета диагностики. Начальным этапом, определяющим конкретность предполагаемого результата педагогической диагностики, является определение ее объекта и предмета. Объектом педагогической диагностики в экологическом образовании является это образование как педагогический процесс. Также объектами педагогической диагностики в контексте экологического образования являются развитие экологической культуры учащихся, эколого-педагогическая деятельность учителя. Предмет педагогической диагностики составляют частные аспекты, отдельные грани ее объекта. В этой связи предметами диагностики в процессе экологического образования могут быть отдельные компоненты экологической культуры личности, составляющие эко-лого-педагогической компетентности учителя, конкретные параметры качества процесса экологического образования.

Например, объектом педагогической диагностики является процесс экологического образования учащихся, а предметом - состояние экологической культуры учащихся как результат качества процесса экологического образования. Другой пример: объектом диагностики может быть процесс экологического воспитания в школе, а предметом - качество экологического воспитания или состояние использования в процессе экологического воспитания школьников инновационных педагогических технологий и т.п. Еще один пример: объектом является экологическая культура школьников, а предметом - уровень развития ценностных экологических ориентаций учащихся (или уровень развития практических экологических умений школьников и т.п.).

Пример, связанный с эколого-педагогической деятельностью: объектом может являться эколого-педагогическая компетентность учителя, а предметом диагностики являются проектировочные (или рефлексивные и т.п.) умения педагога в процессе формирования экологической культуры школьников.

Постановка цели диагностики. В контексте с выделенным предметом диагностики ставится цель диагностики, т е. определяется предполагаемый конечный результата диагностики.

Цель педагогической диагностики строго обусловлена предметом диагностики и состоит чаще всего в выявлении состояния предмета диагностики. Например, выявить состояние экологической культуры подростков, выявить состояние качества процесса экологического воспитания школы и т.п.

Определение критериев, показателей предмета диагностики. Следующим шагом в процедуре педагогической диагностики после постановки

129

V.

ее цели является определение реализатором процедуры критериев и пока- ш

зателей предмета диагностики. От точности, конструктивности опреде- у

ления критериев и показателей предмета диагностики во многом зависит |

результативность осуществления педагогической диагностики. Критерии о

и показатели определяют содержание многих методов, методик диагно- о

стики, содержание диагностической программы. |

Критерий - отличительный признак, мерило оценки чего-либо. Пока- и

затели - отдельные качественные и количественные характеристики критерия. Например, критерием могут быть знания, а показателями -поверхностные, фрагментарные, глубокие, систематизированные, межпредметные и т. п. знания.

Педагог, организующий процесс диагностики экологической культуры учащихся, должен иметь представление о системных и функциональных критериях экологической культуры.

Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом.

Функциональные критерии - это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры.

Среди системных критериев экологической культуры можно назвать:

- адекватность экологического сознания и поведения личности;

- субъективность в экологической деятельности;

- осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации;

- способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой;

- гуманное отношение к людям, к окружающей природе;

- творчество в экологической деятельности;

- самооценка своей деятельности и поведения в природе;

- гармония разума и чувств;

- способность к актуализации экологических знаний и умений;

- соразмерность компонентов экологической культуры личности. Функциональными критериями экологической культуры являются:

- мотивы поведения и деятельности в природе;

- представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека;

- представления о природе как общечеловеческой ценности;

- представления о самоценности природы;

- глубина и системность экологических знаний;

- система научных экологических знаний;

технологии

Мастер-класс

- знание экологических проблем современности;

- оценка современной экологической ситуации;

- проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

- знание норм и правил поведения в природе;

- проявление знаний о нормах и правилах поведения в природе в поведении и деятельности:

- способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности;

- спектр экологических умений и навыков;

- владение технологиями экологической деятельности;

- умение рассказать о различных технологиях взаимодействия человека и природы;

- проявление широкого спектра эмоций при общении с природой;

- проявление воли в решении локальных экологических проблем;

- положительный эмоциональный фон экологической деятельности;

- потребность в познании окружающей природы;

- потребность в общении с природой и др.

При осуществлении педагогической диагностики реализатор этой процедуры определяет критерии и показатели предмета диагностики.

Ведущими среди критериев развития экологической культуры учащихся (предмет диагностики - экологическая культура учащихся) следует выделить: мотивы экологической деятельности, поведения учащихся в природе; осознание своей ответственности за состояние окружающей среды в ближайшем окружении; полноту и разносторонность экологических знаний; экологические интересы и потребности; осознание многосторонней ценности природы; осознание самоценности природы; потребность в общении с природой; проявление чувств и эмоций в общении с природой; поведение и деятельность школьников в природе; сформиро-ванность практических экологических умений и др.

Например, при диагностике состояния экологических интересов учащихся (предмет диагностики - экологические интересы учащихся) критериями их развития, на наш взгляд, можно считать: спектр, систему экологических знаний ученика; круг чтения ученика по экологическим проблемам; потребность и умение задавать вопросы в контексте взаимодействия человека и природы; проявление чувств и эмоций в экологической деятельности; эколого-познавательную эрудицию; сообразительность; время, отводимое на чтение специальной литературы; позитивное отношение к учебном предметам, изучающим взаимодействие человека и окружающей среды; успеваемость по этим предметам; актуализацию знаний в конкретных ситуациях; участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах

„ V.

экологической направленности; стремление заниматься научно-исследо- ш

вательской работой в контексте изучения экологических проблем и др. у

Еще один пример. Среди критериев качества процесса экологичес- |

кого воспитания школы (предмет диагностики - качество процесса эко- о

логического воспитания школы) можно назвать такие, как уровень эко- о

логической культуры учащихся школы; культура поведения учащихся |

в природе; разнообразие организационных форм и методов экологичес- о

кого воспитания, используемых в школе; инновационные воспитательные технологии, культивируемые в процессе экологического воспитания в школе; уровень эколого-педагогической компетентности классных руководителей школы; широкий спектр различных направлений экологической деятельности школьников; система реализуемых эколого-воспи-тательных дел и т.д.

Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы) по реализации цели диагностики. На данном этапе процедуры диагностики педагог отбирает методы, т. е. способы изучения предмета диагностики.

Наиболее популярными при осуществлении педагогической диагностики в процессе экологического образования (как и в любом другом аспекте педагогического процесса) являются следующие методы: наблюдение; анкетирование; тестирование; беседа с учащимся (уточняющее собеседование, интервьюирование); беседа с педагогами; беседа с родителями; анализ результатов деятельности; сочинения; обобщение независимых характеристик; социометрические методы; ранжирование; недо-писанный тезис.

Из названных и других методов педагогу необходимо составить систему методов (диагностическую программу) для получения более объективной информации о предмете диагностики. Например, сначала используется недописанный тезис; его результаты (характеристики, качества, свойства и т.п.) ранжируются, опираясь на информацию, полученную после реализации этих методов, составляются вопросы анкеты; после проведения анкетирования проводятся уточняющие беседы с отдельными учащимися, осуществляется опрос учителей.

Содержание диагностической программы, отдельных ее компонентов (анкеты, недописанных тезисов, уточняющего собеседования и т.д.) определяют выделенные педагогом (реализатором диагностической программы) критерии и показатели предмета диагностики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательными компонентами диагностической программы является цель осуществляемой педагогической диагностики и реализующая ее система методов диагностики.

технологии

Мастер-класс

В ряде последующих публикаций в журнале мы попытаемся представить различные варианты конкретного содержания отдельных методов, а также диагностических программ по выявлению состояния экологической культуры учащихся, эколого-педагогической компетентности учителя, а также качества процесса экологического образования современного учреждения образования.

Следующий шаг в алгоритме педагогической диагностики в процессе экологического образования - это осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы). Осуществление методов диагностики (реализация диагностической программы) предполагает специальную организацию, определенные затраты времени, соблюдение ряда требований. Среди таких требований в осуществлении диагностики в процессе экологического образования можно назвать следующее:

- диагностика не должна являться самоцелью;

- диагностика должна осуществляться планомерно и систематически;

- диагностика должна охватывать всех учащихся, педагогов, различные аспекты процесса экологического образования;

- изучение необходимо проводить в естественных условиях жизни и деятельности участников процесса экологического образования;

- при диагностике следует учитывать половозрастные особенности участников педагогического взаимодействия;

- соблюдать принципы педагогического оптимизма (акцентировать внимание учащихся на положительных достижениях по результатам диагностики);

- использовать комплекс взаимодополняющих методов, систему методов диагностики, диагностическую программу (памятуя, что универсальных методов педагогической диагностики не существует; стремление к более объективному результату провоцирует реализатора диагностики на использование комплекса разнообразных методов);

- постоянно обогащать арсенал методов, методик диагностики и др. Осмысление (анализ) результатов диагностики. По каждому методу (методике) диагностики существует своя технология (процедура) обработки результатов. При анализе результатов необходимо:

- их сравнение с критериями, показателями, эталоном предмета диагностики;

- выделение качественных характеристик, сущностных, особенных и общих признаков предмета диагностики;

- определение, выявление причинно-следственных связей полученных результатов.

Выделение уровней развития предмета диагностики. Анализ результа- ш

тов диагностики показывает, что каждый из выделенных критериев имеет у

разнообразные количественные и качественные характеристики (показа- |

тели). Например, отношение к природе у учащихся может быть: ответ- о

ственным, бережным, заинтересованным, внимательным; безразличным, о

нейтральным; потребительским, безответственным. Развитие экологи- |

и:

ческих интересов учащихся может выражаться в их отсутствии, в знании и

только отдельных экологических проблем, либо экологических проблем, освещаемых школьной программой, либо экологических проблем своей страны, своего региона, своего населенного пункта и т.п. Налицо разная степень качества одного и того же явления. В этой связи можно говорить о разных уровнях развития экологической культуры личности, отдельных ее свойств, индивидуальности учащегося.

Уровень развития есть степень качества развития предмета диагностики, отдельных его свойств, степень соответствия эталону, образцу, идеалу. Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития предмета диагностики: низкий, средний и высокий.

На примере развития экологической культуры учащихся (это предмет диагностики) приведем описание этих уровней.

1-й уровень (низкий). Нет осознания необходимости охраны природы и своей личной причастности к этому. Отсутствуют выраженные экологические интересы. Фрагментарные экологические знания, в большей мере эмпирические. Не осознается многосторонняя ценность, самоценность природы. Потребительское отношение к природе. Неадекватность экологического сознания и поведения в природе. Нет потребности в постоянном общении с природой. Положительные чувства и эмоции при общении с природой практически не проявляются или скрыты. Набор практических экологических умений крайне ограничен, степень их развития невысока.

2-й уровень (средний). Есть некоторое осознание необходимости охраны природы, рационального природопользования. Есть осознание своей личной причастности к решению экологических проблем, но оно ситуативно и не всегда аргументировано. Поверхностные, ситуативные экологические интересы. Присутствует интерес к экологической деятельности. Наличие научных и эмпирических экологических знаний, имеющих некоторую взаимосвязь между собой. Осознается многосторонняя (разнообразные аспекты) ценность природы. Бережное, но всегда грамотное отношение к природе. В основном адекватное поведение в природе в соответствии с имеющимися знаниями о правилах поведения. Есть потребность в периодическом общении с природой. Проявление спектра поло-

технологии

Мастер-класс

жительных чувств и эмоций от общения с природой. Некоторый набор сформированных практических экологических умений.

3-й уровень (высокий). Глубокое осознание необходимости охраны природы, рационального природопользования. Выраженное осознание своей личной причастности к решению экологических проблем в ближайшем окружении, убедительная аргументация своей позиции. Многосторонние, развитые экологические интересы. Ярко выраженный интерес и потребность в экологической деятельности. Систематические, межпредметные научные и эмпирические экологические знания. Глубокое осознание самоценности природы, многосторонней ценности природы для человека, общества. Ответственное, бережное отношение к природе. Адекватность экологического сознания и поведения в природе (знание правил поведения в природе и закономерностей развития природы соответствует поведению в природе). Постоянная потребность в целенаправленном общении с природой. Широкий спектр открытого проявления положительных чувств и эмоций от общения с природой. Разнообразные сформированные практические экологические умения.

Учет, фиксирование результатов диагностики. Конечным шагом в осуществлении процедуры педагогической диагностики в процессе экологического образования является учет и фиксирование ее результатов. Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики:

- составление графиков, диаграмм, в которых фиксируется состояние предмета диагностики;

- составление психолого-педагогических характеристик состояния предмета диагностики;

- заполнение карт развития экологической культуры учащихся (а также других предметов диагностики);

- ведение диагностических дневников о состоянии экологической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.