Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля: специфика и особенные характеристики'

Педагогическая деятельность в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля: специфика и особенные характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЕВАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузницына Светлана Леонидовна

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать специфику педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки сотрудников пожарно-спасательного профиля в ХХ в. и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузницына Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is intended to reveal and analyse some specific characteristics of the educational work in the professional training system for fire-brigade employees in the 20th century and at the contemporary stage.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля: специфика и особенные характеристики»

С. Л. Кузницына

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОГО ПРОФИЛЯ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. И. Коновалова

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать специфику педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки сотрудников пожарно-спасательного профиля в ХХ в. и на современном этапе.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, активные методы обучения, морально-психологическая подготовка, волевая концентрация.

S. Kuznitsyna

EDUCATIONAL WORK IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FIRE-BRIGADE EMPLOYEES: SPECIFICITY AND SPECIAL FEATURES

The article is intended to reveal and analyse some specific characteristics of the educational work in the professional training system for fire-brigade employees in the 20th century and at the contemporary stage.

Key words: professional educational work, moral and psychological training, active methods of education, will concentration.

Наиболее характерными, отличительными и в то же время существенными, формообразующими особенностями педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки специалистов пожар-но-спасательного профиля являются, на наш взгляд, следующие.

Во-первых, в учебных заведениях пожарного профиля важное значение уделяется (как раньше, так и сегодня) преподаванию естественнонаучных дисциплин, в первую очередь физики, органической и неорганической химии (а равно и математики, поскольку эти естественные науки методологически

ПЕДАГОГИКА

неразрывно связаны с использованием математического аппарата), основ биологии и медицины, материаловедения и других, более частных отраслей естественнонаучного знания. Такая необходимость обусловлена тем, что профессия инженера или техника во все времена и при всех условиях связана с противостоянием и противодействием стихийным силам природы, и потому знание возможных проявлений этих сил, а также последствий этих проявлений и способов воспрепятствовать их разрушительному действию составляет неотъемлемую часть практического умения и теоретической образованности пожарного.

Во-вторых, проведенный нами в ходе работы над диссертацией диахронический анализ педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки кадров пожарного профиля в ХХ в. показал, что в основе организации образовательного процесса в учебных заведениях данного профиля лежит принцип единства теории с практикой, обучения с жизнью. Педагогическая деятельность нацелена главным образом на подготовку специалистов, способных решать актуальные, диктуемые реальной обстановкой научно-практические задачи. Поэтому учебные планы строятся в соответствии с такими дидактическими установками, как строгая подчиненность общетехнических и специальных теоретических дисциплин целям производственного обучения, стремление соотнести почти каждый элемент знаний с непосредственной практической деятельностью учащихся.

На наш взгляд, отчетливо выраженный прагматический аспект наиболее присущ этой особой разновидности педагогической деятельности, поскольку практические действия пожарного представляют собой преимущественную сферу реализации приобретенных навыков и полученного теоретического образования. Именно эффективность практического применения усвоенных уме-

ний и знаний является «главным, а по сути дела и единственным критерием оценки как качества работы педагога, так и итогового коэффициента "успеваемости" учащегося» [1, с. 36].

Прагматический момент актуализации профессиональных способностей, развитых и отшлифованных за годы учения, несомненно, представляет собой побудительную причину совершенствования активных методов обучения: тренировок, ролевых и деловых игр, групповых упражнений, тестов на реакцию и сообразительность и т. п. Как показывает накопленный на протяжении ХХ столетия опыт, данный подход является наиболее приемлемым в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля, и он не утратил актуальности и в настоящее время. Кроме того, постоянной обращенностью к практике обусловлено и то, что большее количество учебного времени в подготовке специалистов пожарного профиля отводится интенсивному усвоению и постоянной отработке полученных навыков не только в процессе обучения, но и позднее, в рамках регулярных занятий или квалификационных курсов.

В-третьих, в качестве еще одного специфически важного момента в профессиональной подготовке пожарного специалиста следует выделить морально-психологический ее аспект. Поясним почему. Существенным (и отличительным) здесь является то обстоятельство, что выпускнику специализированного учебного заведения как специалисту-практику приходится работать, т. е. применять полученные знания и навыки в экстремальных условиях, в мобилизационной, от случая к случаю непредсказуемо меняющейся обстановке, требующей предельной волевой концентрации, которая, на наш взгляд, является непреложным условием применения упомянутых знаний и навыков. Вследствие этого можно вести речь о таком специфическом аспекте педагогической деятель-

Педагогическая деятельность в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля..

ности при подготовке специалиста пожарного профиля, как идеология, т. е. не просто моральная закалка и психотехнический тренинг, но как основанная на разумных идеалах, осознанная и постоянно сознаваемая ответственность этого специалиста в исполнении своих обязанностей.

Исследование, проведенное в рамках работы над диссертацией, позволило выделить и хронологически зафиксировать основные этапы становления и развития этих специфических особенностей пожарно-технического образования в ходе его исторической эволюции в специализированных учебных заведениях СССР и России (на примере Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС). Каждая из них прошла свой особенный путь. Так, естественнонаучному аспекту уделялось все более пристальное внимание по мере продвижения научно-технического прогресса, по мере превращения науки в непосредственную производительную силу, где моментом качественного скачка можно обоснованно считать конец 50-х - начало 60-х гг. ХХ в. Именно в это время развитие новых технологий (как индустриальных, так и, может быть, чуть позднее цифровых) положило начало новому, более оживленному подходу к дидактической интерпретации научных знаний, более интенсивному и своевременному внедрению их в практический обиход пожарного дела [2, с. 55]. Ведь помимо собственной силы и увлекательности научного знания

достаточно упомянуть хотя бы о повсеместном в 60-е гг. ХХ в. распространении бытовых приборов и о возраставшей в связи с их распространением нагрузке на электрических сетях. Прагматический аспект, никогда не перестававший быть прерогативой педагогической деятельности в процессе обучения специалистов-пожарных, также приобрел весомое значение примерно в это же время, с тех пор как наука стала все настойчивее внедряться в общественную жизнь. Это связано в первую очередь с изобретением и совершенствованием новейших методов преподавания, технических средств обучения (ТСО), развитием экспериментальной и теоретической психологии и основанных на ней экстремальных методик преподавания и специализированного тренинга, с расширением международного сотрудничества в различных профессиональных областях (в том числе в области пожаротушения) и т. д.

Наконец, идеологический аспект (как особенная характеристика педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки специалистов пожарного профиля) играл едва ли не главенствующую роль в профессиональном образовании, и именно в этом аспекте происходили наиболее резкие и радикальные изменения, влекшие за собой едва ли не полную перемену ориентиров в проектируемых результатах образовательной практики как студентов (курсантов), так и преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гостилин С. Ф. Подготовка специалиста-пожарного в контексте современной педагогической науки // Вест. С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2003. № 4. С. 34-38.

2. Евтюшкин Н. М. Некоторые вопросы организации и развития пожарной охраны в СССР. М.: Прогресс, 1962. 282 с.

3. Иванова С. П., Кузьменкова Л. В. К вопросу о формировании развитой системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Вест. С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. 2006. № 1-2. С. 178-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.