Научная статья на тему 'Патриотизм молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики'

Патриотизм молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛИЗМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семьянов С.А.

В России осуществляется программа развития патриотизма. Понятие патриотизм не имеет четкого определения. Необходимо определить это понятие для эффективной реализации проводимой политики. Патриотизм как сочетание национализма и интернационализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм молодежи как приоритетное направление государственной молодежной политики»

ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

© Семьянов С.А.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В России осуществляется программа развития патриотизма. Понятие патриотизм не имеет четкого определения. Необходимо определить это понятие для эффективной реализации проводимой политики. Патриотизм как сочетание национализма и интернационализма.

Ключевые слова патриотизм, политика, национализм, интернационализм, диалектическое противоречие, общество.

В Российской Федерации с 2001 года функционирует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Она осуществляется по запланированным комплексам мероприятий на пять лет. Актуальная на сегодня программа была утверждена 5 октября 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации. В ней Правительство РФ под руководством председателя В.В. Путина сформировала комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Для эффективности патриотического воспитания, на оказание которого направлены выше перечисленные мероприятия, необходима единая государственная политика проводимая в условиях продуктивного взаимодействия органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней и общественных организаций. В целях повышения качества патриотического воспитания принимаются меры по улучшению организации мероприятий соответствующих тематике патриотизма. Для дальнейшей прогрессивной динамики системы воспитания патриотизма необходимо совершенствование российского законодательства в этой сфере, совершенствование материальной и технической базы патриотического воспитания, подготовка профессиональных организаторов и высококвалифицированных специалистов в данной сфере деятельности. Привлечение средств массовой информации, культуры и сети интернет для эффективного воспитания патриотизма у граждан РФ [1].

С 2012 президент РФ В.В. Путин продолжил развивать идеи патриотизма уже на новом уровне, как национальной идеи государства. 12 сентября

* Студент.

2012 года, президент РФ на встрече с представителями общественности, указал на необходимость создания определенного «фундамента». Необходима основа развития социально значимых сфер жизнедеятельности нашего государства, и в качестве такой основы был выделен - патриотизм. Социально-психологический феномен, способный стать национальной идеей России. 12 декабря 2012 года в день Конституции Российской Федерации, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Он отметил то, что в современном мире на фоне новой расстановки сил, Россия должна стать и остаться суверенной и влиятельной страной. Страна должна не просто уверенно развиваться, но и вместе с тем сохранять свою национальную и духовную идентичность, то есть не потерять себя как нация. Обращаясь к Конституции отметил то, что общенародная ответственность за страну перед прошлыми и будущими поколениями есть важнейший принцип российской государственности, поэтому гражданская ответственность, патриотизм, это консолидирующая основа всей государственной политики [2].

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что воспитание патриотизма на государственном уровне становится одной из приоритетных задач внутренней политики. Для её реализации применяется все больше материальных и интеллектуальных ресурсов, улучшается организация разных уровней, различной направленности, направленных на достижение поставленной задачи по воспитанию патриотизма.

Однако среди поставленных целей и задач по реализации политики патриотизма довольно слабо прослеживается сущность самого явления. Возникает ощущение прозрачности границ этого социально-психологического феномена. Отсутствие конкретизированного определенного представления о ключевом социально-психологическом явлении, на котором основывается складывающаяся государственная молодежная политика, может крайне неблагоприятно сказаться на её практической реализации. Такая неопределенность связана с особенностями явления, его неоднозначности и противоречивости. Патриотизм, как социально-психологическое явление, можно охарактеризовать как отношение субъекта к чему-либо. Оно обладает крайней неоднозначностью, и поэтому имеет различные акцентуации [3].

С одной стороны патриотизм это процесс, направленный на создание, укрепление и сохранение различных систематически - структурированных связей и отношений между субъектами социума, с точки зрения эффективности и продуктивности взаимодействия между ними, и окружающей их средой. Это определенное позитивное отношение субъекта к чему либо, и такой взгляд наиболее точно отражает понятие национализм (в его положительном значении). Именно позитивное отношение к одному или нескольким объектам, которые можно идентифицировать по каким-либо признакам. Если сфокусировать взгляд с этой точки зрения то положительное отношение к своей социальной общности, её культуре, территории, социально-психологическим особенностям не вызывают противоречий.

Однако если рассмотреть данную точку зрения в мировом контексте разнообразия социальных общностей, культур, территорий, социально-психологических особенностей, возникает вопрос относительно отношения к ним субъекта патриота который любит свою, определенную родину. Не имея представлений о их сущности и особенностях, велика вероятность их отрицания, в виду наличия различий между ними. Восприятия их в негативном контексте, как чужого, инородного, что дает почву для развития крайне опасных шовинистических, национал-социалистических, экстремистских и др. социальных отношений. Потенциально возможный острый конфликт не может положительно сказаться ни на одной из участвующих сторон, так как каждая сторона несет какие либо потери, и получает вред. Учитывая это обстоятельство, истинное положительное отношение не должно в результате приносить вред, иначе оно окажется ложным [4].

Противоположная акцентуация патриотизма, его другая сторона будет заключаться во взаимоотношении различных социальных общностей. Такое взаимоотношение заключает в себе социально-психологический феномен интернационализм - процесс формирования и развития идей толерантности и совместной инициативной деятельности субъектов, этнические и культурные характеристики которых имеют различия. Общие цели имеют приоритет над частными. Такой взгляд наиболее точно характеризует понятие «интернационализм». С этой точки зрения, развитие идеи толерантности может трансформироваться в идеи о «социальном мире без этнических, культурных и социально-психологических различий». Устранение такого культурно-антропологического разнообразия, угрожает прогрессивной динамике всего человечества, т.к. в результате утрачиваются культурные и духовные ценности, которые являются основой развития человека [5].

Патриотизм должен включать в себя два социально-психологических явления национализм и интернационализм в рамках диалектического противоречия. Сочетание национализма и интернационализма, в рамках диалектического противоречия, с одной стороны сохраняет ценности и укрепляет связи и отношения в определенной социальной общности и вместе с тем формирует толерантное отношение к ценностям других социальных общностей, создаёт основу для совместной эффективной деятельности в решении глобальных вопросов. Главные критерии соотношения явлений - вред и польза. Результаты определенной деятельности, осуществляемой конкретной социальной общностью, являясь положительными для субъекта деятельности не должны быть объективно негативными для других субъектов. Такой же принцип должен действовать в отношении нескольких субъектов к одному определенному.

Благодаря конкретизации патриотизма и определения его границ, исключается возможность негативной деформации направления патриотического воспитания. Усиливается систематичность, структурированность и

ясность проводимой политики, что обеспечивает её более высокую эффективность и результативность.

Список литературы:

1. Бызов Л.Г. Современный русский национализм как социально-политический фактор // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. - 2012. - № 1 (107). - С. 83-89.

2. Куц Л.Г. Интернационализм как социально-политический и педагогический феномен // Гуманистические идеи в отечественном историко-педаго-гическом опыте: Сборник научных трудов / под ред. Н.В. Семеновой. - Хабаровск: изд-во ДВГГУ 2009. - Вып. 10-11. - С. 168-175.

3. Пронина Е.И. Тобенгауз П.М. Воспитание гражданственности и патриотизма в школе и вузе // Актуальные проблемы социологии молодёжи / Под общей ред. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: Ур Фу, 2010. - С. 558-568.

4. Путин В.В. Постановление от 5 октября 2010 г. N 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Росмолодежь. - М., 2008-2013. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.rU/docs/9, свободный (дата обращения: 10.10.2013).

5. Путин В.В. Послание президента федеральному собранию [Электронный ресурс] // Президент России. - М., 2012. - Режим доступа: www.krem-lin.ru/news/17118, свободный (дата обращения: 10.10.2013).

ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

© Цыбулька А.М.*

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Рассмотрены проблемы современного российского общества, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян, ценностные ориентации и формирующаяся система ценностей современной российской молодёжи.

Ключевые слова: ценностные ориентации, десоциализация, маргинализация молодёжи, иерархия ценностей, антиценности, система ценностей современной российской молодёжи.

* Доцент кафедры Психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций, кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.