Научная статья на тему 'Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения'

Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
716
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / Родина / поколения / ценности / историческая память / социальная стабильность / молодёжь / patriotism / homeland / motherland / generation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ивченков Сергей Григорьевич, СайГанова Елена Викторовна

В статье по итогам социологического исследования, проведённого в 2018 г. методом анкетирования по вероятностной квотной выборке (N=420), анализируется многозначность трактовок патриотизма в общественном мнении саратовцев. Установлено, что чаще всего «Родина» интерпретируется жителями как Россия, «малая родина» – как свой город, семья, (реже – родной двор). Содержательная интерпретация этого понятия ассоциируется с социально значимой деятельностью, активизмом ̧ социальной ответственностью. Основными проявлениями патриотизма респонденты считают службу в армии, патриотическое воспитание детей, законопослушность и добросовестный труд на благо общества. Большинство саратовцев считают себя патриотами в той или иной степени. Но настораживает то, что каждый третий горожанин, особенно среди молодёжи, склонен отрицать это. Патриотизм молодёжи ориентирован более всего на любовь к России. Старшее поколение выстраивает патриотические чувства на любви к семье, близким, родному городу и СССР. При этом большинство граждан (хотя и в разной степени) различают понятия «патриотизм» и «национализм». Последний воспринимается скорее негативно. В целом граждане, особенно среди старшего поколения, считают, что после распада СССР воспитание патриотических ценностей «пошло на убыль», хотя государство, президент предпринимают определённые шаги по повышению уровня патриотизма в обществе. Именно в такие периоды перемен, как сегодня, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, а носителем новых знаний и устремлений чаще всего становится молодое поколение, которое острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы общества. Таким образом, не только старшее, но и младшее поколение становится равноправным субъектом формирования патриотических установок социума. При этом глубина различий между поколениями прямо пропорциональна динамике и масштабам перемен в социуме, а мера взаимовлияния поколений – один из главных факторов социальной стабилизации общества, включая формирование патриотических ценностей. Усиление эффективности деятельности в данном направлении, более широкое её освещение в СМИ и интернете будет способствовать развитию исторической и социокультурной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as a Component of Public Consciousness: A Generational Measurement Perspective

Following the results of a sociological study conducted in 2018 by means of questionnaire method with a probability quota sample (N=420), this article analyzes the various interpretations of patriotism according to public opinion in the city of Saratov. It has been established that, according to its inhabitants, the word “Homeland” most often implies Russia, “small homeland” – one’s own city or family (less often one’s home neighborhood). The meaningful interpretation of this term is associated with socially significant activity, activism, and social responsibility. Basic displays of patriotism, according to respondents, are considered to be army service, patriotic upbringing of one’s children, abidance to the law and diligent work for society’s benefit. Most of Saratov’s inhabitants consider themselves to be patriots to one degree or another. However, what’s concerning is the fact that one out of every three city residents – especially among youths – denies such values. Youth patriotism is more oriented towards love for Russia. The elder generation builds its patriotic sentiments around love for their families, close ones, their home town and the USSR. Meanwhile most citizens (albeit to various degrees) draw a distinction between the terms “patriotism” and “nationalism”. The latter bears more of a negative connotation. Generally citizens (especially among the elder generation) believe that, after the USSR’s downfall, the teaching of patriotic values has “degenerated”, despite the government and the president taking certain steps towards increasing the level of patriotism within society. It is during such periods of change, like we are witnessing today, when the values of preceding generations start to contradict reality, and when the younger generation assumes the role of bearer of new knowledge and aspirations, due to possessing a more acute sense of society’s major issues and the will to openly speak out. Thereby not only the elder generation, but also the younger generation plays an equal role as a subject of developing society’s patriotic values. However, the profound differences between generations are proportional to the dynamics and scale of change within society, and the degree of mutual influence between generations acts as one of the major factors for stabilizing society, which includes establishing patriotic values. Increasing the efficiency of practices in this area, together with more extensive coverage of such practices in mass media and the internet, would aid in the development of historical and socio-cultural memory.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера

Российские реалии: современные вызовы

Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения

Ивченков Сергей Григорьевич -

до ктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии молодёжи, декан социологического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Саратов

E-mail: ivchenkovsg@mail.ru

Сайганова Елена Викторовна -

ка н дидат социологических наук, доцент кафедры социологии молодёжи, социологический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Саратов

E-mail: saiganovaev@yandex.ru

ВЕСТНИКА

\сштщта оциологии

105

Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения

ЭО!: 10.19181/У1Б.2019.28.1.558

Аннотация. В статье по итогам социологического исследования, проведённого в 2018 г. методом анкетирования по вероятностной квотной выборке (N=420), анализируется многозначность трактовок патриотизма в общественном мнении саратовцев. Установлено, что чаще всего «Родина» интерпретируется жителями как Россия, «малая родина» - как свой город, семья, (реже - родной двор). Содержательная интерпретация этого понятия ассоциируется с социально значимой деятельностью, активизмом^ социальной ответственностью. Основными проявлениями патриотизма респонденты считают службу в армии, патриотическое воспитание детей, законопослушность и добросовестный труд на благо общества. Большинство саратовцев считают себя патриотами в той или иной степени. Но настораживает то, что каждый третий горожанин, особенно среди молодёжи, склонен отрицать это. Патриотизм молодёжи ориентирован более всего на любовь к России. Старшее поколение выстраивает патриотические чувства на любви к семье, близким, родному городу и СССР. При этом большинство граждан (хотя и в разной степени) различают понятия «патриотизм» и «национализм». Последний воспринимается скорее негативно. В целом граждане, особенно среди старшего поколения, считают, что после распада СССР воспитание патриотических ценностей «пошло на убыль», хотя государство, президент предпринимают определённые шаги по повышению уровня патриотизма в обществе. Именно в такие периоды перемен, как сегодня, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, а носителем новых знаний и устремлений чаще всего становится молодое поколение, которое острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы общества. Таким образом, не только старшее, но и младшее поколение становится равноправным субъектом формирования патриотических установок социума. При этом глубина различий между поколениями прямо пропорциональна динамике и масштабам перемен в социуме, а мера взаимовлияния поколений - один из главных факторов социальной стабилизации общества, включая формирование патриотических ценностей. Усиление эффективности деятельности в данном направлении, более широкое её освещение в СМИ и интернете будет способствовать развитию исторической и социокультурной памяти.

СЛ

Ключевые слова: патриотизм, Родина, поколения, ценности, историческая память, социальная стабильность, молодёжь

О

тН

§

О

За последнее время вследствие обострения проблем в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл некоторый спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России.

сл

В условиях глубоких трансформационных изменений российского общества возврат к первоосновам организации жизни человека приобретает особую актуальность. Среди социально-нравственных приоритетов одним из самых значимых является отношение к Родине как высшей, ничем не заменимой самоценности, как важнейшей социокультурной нормативности общества. Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально- этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм.

Патриотическое воспитание играет огромную роль в духовно-нравственном становлении человека, оказывает влияние на формирование ценностной системы личности, её гражданственности, закладывает основы менталитета. Именно поэтому вопрос о патриотическом воспитании человека всегда актуален, особенно это касается подростков и молодёжи - самой мобильной и в большей степени подверженной влиянию со стороны части общества. Поэтому привитие молодёжи с ранних лет духа патриотизма является основной задачей не только семьи, образовательных учреждений, но и, едва ли не в первую очередь, государства [Сайганова 2015].

За последнее время вследствие обострения проблем в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл некоторый спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России. Беспокойство вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы [Смирнова 2014]. Неслучайно основные задачи патриотического воспитания личности в России последовательно отражены в принятых Правительственных Государственных программах: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-05, 2006-10, 2011-15, 2016-20 гг., целью которых является «создание системы патриотического воспитания молодёжи России» [Патриотическое воспитание ... 2016].

Формирование патриотизма немыслимо без самого непосредственного участия поколений. Глубоко был прав А. И. Ильин, говоря: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели» [Ильин 1993]. Возрождение столь дефицитных чувств уважения и любви к Отечеству может начаться (или не начаться) в той же детской не только через мировоззрение родителей, но чаще - через взаимодействие с бабушками и дедуш-

Современная молодёжь находится в специфической исторической ситуации, когда процесс социализации происходит не на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, а, наоборот, требует активного участия самой молодёжи в выработке этих ценностей, причём самостоятельно, нередко в столкновении с мотивационными ценностями старших поколений.

сл

ками. Именно через взаимоотношения с ними (в условиях повышенной занятости современных родителей) часто происходит знакомство подрастающего поколения с важнейшими патриотическими ценностями. Именно взаимодействие поколений во многом определяет степень эффективности и стабильности патриотического воспитания. Впрочем, надо отметить, что сам термин «патриотическое воспитание» кажется не вполне корректным. Патриотизм - это естественное чувство, такое же, как материнское или сыновнее. Привить его извне нельзя, и тем более невозможно навязать его силой. Правильнее, на наш взгляд, говорить о воспитании вообще: на здоровых ценностях, уважительном отношении к истории своей страны, почтении к памяти предков и тому подобном. Поэтому задача видится не в «насаждении» патриотизма, а скорее в ограждении его от размывания, в противодействии пропаганде космополитизма и культурного индифферентизма [Подъячев 2016].

По мере развития общества, особенно в направлении к глобальной информационности, межпоколенческая социокультурная трансмиссия становится реверсионной, т. е. включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно.

Современная молодёжь находится в специфической исторической ситуации, когда процесс социализации происходит не на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, а, наоборот, требует активного участия самой молодёжи в выработке этих ценностей, причём самостоятельно, нередко в столкновении с мотивационными ценностями старших поколений. Молодёжь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, которые далеко не всегда соответствуют её интересам и потребностям. Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьёзными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, что имеет старшее поколение [Сайганова 2015].

Именно в периоды бурных перемен ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, а носителем новых знаний и устремлений чаще всего становится молодое поколение. Молодёжная интерпретация современной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Таким образом, не только старшее поколение, но и младшее становятся равноправными субъектами формирования патриотических установок социума. При этом глубина различий между поколениями прямо пропорциональна динамике и масштабам перемен в социуме, а мера взаимовлияния поколений - один из главных факторов социальной стабилизации общества, включая формирование патриотических ценностей. Изменение значимости одних и тех

же патриотических ценностей у различных поколений сказывается на идеологии. Их сосуществование способно не только объединять, но и выступать поводом для конфликтов, дифференциации в обществе.

Поколенческие структуры являются древнейшим средством измерения и упорядочивания динамического развития путём фиксации вех - значимых событий жизненного пути человека, семьи, общества через повторение поколенческих и семейных ритуалов, традиций и праздников, имеющих важное социальное значение. Поколенческие праздники, юбилеи и памятные даты (семейные, индивидуальные, общественные) большей частью возвращают нас к тому событию в прошлом, которое имеет значение для семьи, сообщества и память о котором устойчиво поддерживает признание, формализацию патриотического опыта, соответствующих стандартов поведения. Это относится не только к прошлому, но и к будущему, что проявляется в перспективных ориентациях, планировании действий, нововведениях и патриотических установках представителей разных поколений.

Патриотизм традиционно интерпретируется как любовь к Родине, включая привязанность к «малой родине», месту рождения и жительства индивидов. В современных условиях -это нравственный и политический принцип, социальное чувство ответственности, деятельное отношение, содержанием которого является любовь к Родине, национальная гордость и эмоциональная готовность пожертвовать своими интересами ради Отчизны.

По мнению И. А. Халий, «Народ сохранил основные ценности, связанные с любовью к Родине и её людям, и в постреволюционные, и в постперестроечные времена. Он не позволил «нарушить связь времён», стоит только посмотреть на окружающую рукотворную среду наших районных центров и их краеведческие музеи, многие из которых создавались руками самих горожан. Там продолжали свято поддерживать основные праздники, связанные с достижениями Отечества. «Бессмертный полк» как идея и движение возник в Сибири» [Халий 2017].

Содержание и направленность патриотизма опре-^ деляются прежде всего духовным и нравственным настро-

ением общества, его историческими корнями. По мнению С. Г. Ивченкова, «внутреннее содержательное наполнение этого понятия во многом определяется гендерной принадлежностью. Юноши чаще всего увязывают патриотизм со службой в армии, с патриотическими поступками, неприятием тех, кто уезжает за границу. Девушки больше ориентированы на добросовестное выполнение своих обязанностей, воспитание детей, законопослушность» [Ивченков 2018]. Роль и значение патриотизма возрастают, когда тенденции развития общества сопро-

Опрос показал, что 28,9% опрошенных под понятием «родина» имеют в виду Россию, 22,2% - семью и близких; 21,1% опрошенных ответили, что это город, в котором они родились;15,5% - СССР; 3,3% - родной двор. По 1,1% указали на ближнее зарубежье или на отсутствие у них родины.

сл

вождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении [Савченко 1996]. В силу этого понимание многозначности современного российского патриотизма является исходной задачей для выяснения его специфики как важного компонента общественного сознания различных поколений.

Этот подход был заложен в основу социологического исследования, посвящённого выявлению и анализу патриотических ценностей граждан города Саратова. Массовый опрос был проведён в 2018 г. методом анкетирования по вероятностной квотной выборке. Было опрошено 420 жителей Саратова двумя подвыборками - от 15 до 24 лет (младшее поколение) и от 60 лет и старше (старшее поколение), проживающих в шести районах города. Критерии отбора - пол, возраст, уровень образования. В выборку попали 46,6% мужчин и 55,4% женщин. К возрастной группе 15-24 года относятся 46,7% респондентов, от 60 лет и старше - 53,3%.

Опрос показал, что 28,9% опрошенных под понятием «родина» имеют в виду Россию, 22,2% - семью и близких; 21,1% опрошенных ответили, что это город, в котором они родились; 15,5% - СССР; 3,3% - родной двор. По 1,1% указали на ближнее зарубежье или на отсутствие у них родины. Сравнительный анализ молодого и старшего поколений (см. .. таблицу .. 1) выявил, что 45,9% молодёжи (в возрасте от 15 до 24 лет) понятие «родина» уравнивают с Россией, так как именно здесь они родились и выросли. Среди старшего поколения таковых в 2 раза меньше - 19,2%. Представители этого поколения почти в 5 раз чаще (25,5%) молодёжи (5,4%) ощущают связь понятия «родина» с СССР. 25,5% представителей старшего поколения считают своей родиной город, в котором они родились, среди младшего поколения таковых только 18,9%. Это говорит о том, что старшее поколение больше привязано к своему городу, младшее - более мобильно. Респонденты от 60 лет и старше родину чаще сопрягают со своей семьёй и близкими (29,8%). Среди молодых таких только16,2%. Родину ассоциируют с родным двором только представители младшего поколения (8,2%). Они же связывают это понятие с ближним зарубежьем (2,7%) либо полагают, что у них нет родины (2,7%). Таким образом, возрастные различия очень сильно влияют на субъективную трактовку «родины», что подтверждается коэффициентом корреляции Крамера (V), равным 0,875, при значимости р=0,016. Это означает проблемную ситуацию для России, так как большинство людей

ориентированы на малую родину или семью, а представители старшего поколения, которые указали на СССР, живут в прошлом, что не приемлемо для молодёжи.

Таблица 1

Влияние возраста саратовцев на определение понятия «родина», %

Суждения Возраст, лет

от 15 до 24 от 60 и старше

Родина - это:

- город, где родились 18,9 25,5

- родной двор 8,2 0,0

- семья,близкие 16,2 29,8

- Россия 45,9 19,2

- СССР 5,4 25,5

- ближнее зарубежье 2,7 0,0

Нет родины 2,7 0,0

Итого 100,0 100,0

Уточнение содержательного значения, вкладываемого в понятие «патриотизм» (см......таблицу....2), показало, что

самыми распространёнными интерпретациями стали ответы: «активно участвовать в общественно-полезной деятельности» и «честно платить налоги» (по 12,8%). На втором месте (12,5%) - «добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности». 11,8% опрошенных акцентировали внимание на том, что нужно «соблюдать законы государства». 11% сконцентрировались на «защите Родины». 10,9% полагают, что патриотизм - это «доверие государству». 10,6% считают, что это «забота о своих родных и близких». 8,9% указали на «уважение и продолжение русских традиций». 8,6% выбрали «любовь к Родине». Иными словами, сегодня всё чаще патриотизм предполагает деятельностное начало.

Таблица 2

Значение, вкладываемое саратовцами в понятие «патриотизм»

СЛ

Патриотизм - это: %

- честно платить налоги 12,8

- активно участвовать в общественно-полезной деятельности 12,8

-добросовестно выполнять свой профессиональный долг 12,5

- соблюдать законы нашего государства 11,8

- защищать Родину 11,0

- доверять государству 10,9

- заботиться о своих родных и близких 10,6

- уважать и продолжать русские традиции 8,9

- любить Родину 8,6

Итого 100,0

На вопрос «Как проявляется в вашей жизни патриотизм?» 21,1% ответили, что добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей в обществе. 18,9% указали, что воспитывают детей в соответствии с патриотическими взглядами. 13,3% уважают исконно русские традиции. 11,1% ответили, что они служат (служили) в армии. Однако каждый третий саратовец уклонился от этого вопроса, вероятно, они не считают себя патриотами.

сл

При этом 38% саратовцев безусловно считают себя патриотами, 31% чуть менее уверены в этом; 22% абсолютно отрицают это чувство; 9% также отрицают свой патриотизм, но делают это менее уверенно. Иными словами, почти каждый третий житель города в той или иной степени отрицает свой патриотизм. При этом большинство мужчин и женщин в равной мере ощущают себя патриотами в той или иной степени (см.. . таблицу. . 3).

Таблица 3

Гендерные различия в самоидентификации себя как патриота, %

Пол Самооценка себя как патриота Итого

Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

Мужской 42 27 10 21 100

Женский 35 35 8 23 100

По выборке 38 31 9 22 100

На вопрос «Как проявляется в вашей жизни патриотизм?» 21,1% ответили, что добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей в обществе. 18,9% указали, что воспитывают детей в соответствии с патриотическими взглядами. 13,3% уважают исконно русские традиции. 11,1% ответили, что они служат (служили) в армии. Однако каждый третий саратовец уклонился от этого вопроса вероятно потому, что не считает себя патриотом. Исходя из этого, был задан вопрос об отношении саратовцев к НЕпатриотам. Выяснилось, что 47,8% респондентов относятся к этому равнодушно, так как это личное дело каждого. 33,3% опрошенных таковых не уважают, но 17,8% - поддерживают. Только 46,7% респондентов посчитали, что патриотизм как убеждение важен. Таким образом, патриотические взгляды для половины саратовцев не имеют значимости в повседневном социальном взаимодействии.

Тем не менее, 26,7% опрошенных готовы на всё ради Родины; 3,3% готовы оказать моральную поддержку; 2,2% указали, что это зависит от обстоятельств. По 1,1% готовы перетерпеть временные трудности, соблюдать законы или профессионально служить. Вместе с тем 18,9% респондентов указали, что не готовы чем-то поступиться ради Родины. Так, например, 58,9% опрошенных не готовы уехать за рубеж, в то время как 23,3% хотели бы этого.

В качестве наиболее важных жизненных ценностей (см.. . рис. . . 1) 11,1% опрошенных указали уверенность в завтрашнем дне, 10,5% - патриотизм, 10,1% - законопослушность, 9,7% - полезность для общества, 9,1% - верность долгу. 8,6% саратовцев среди важнейших ценностей выбирают свободу, 8,5% - любовь к Родине, России, 8,3% - образование, 7,7% -деньги, 5,8% - хорошую работу. Для 4,5% респондентов основной жизненной ценностью являются друзья, для 3,2% - семья,

для 2,9% - здоровье. Таким образом, у большинства населения проявляется деятельно-активистский подход к патриотизму, сопрягающийся с общественной значимостью их поведения.

Уверенность

Законопослушность

Большинство опрошен- Патриотизм

ных (52,2%) чётко раз- полезность для общества

личают понятия патрио-

тизма и национализма; Верность долгу

15,6% видят различия, но

считают их несуществен- Свобода

ными; 8,9% полагают, что

между этими понятиями Любовь к Родине, России

нет отличий.

Образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деньги

Хорошая работа

Друзья

Семья

Здоровье

СЛ

10,5 10,1

11,1

Рис. 1. Наиболее важные жизненные ценности саратовцев, %

Большинство опрошенных (52,2%) чётко различают понятия патриотизма и национализма; 15,6% видят различия, но считают их несущественными; 8,9% полагают, что между этими понятиями нет отличий. При этом под национализмом в равной степени (по 17,8%) понимают политическое движение или способ маскировки криминальной деятельности. 16,7% полагают, что это средство защиты независимости нашей страны. 13,3% видят в национализме нарушение всех общечеловеческих ценностей. 1.1% респондентов квалифицировали национализм как глупую заносчивость. Исходя из этого мнения, 41,1% опрошенных считают, что особо опасные националистические партии, движения и организации нужно запретить; 16,7% выступают принципиально против таких запретов; 14,4% полагают, что запретить их нужно «обязательно».

Сравнение патриотического настроения у старшего и младшего поколений (см...рис......2) показало, что 32,8% респондентов в возрасте от 60 лет и старше служили в армии. У возрастной группы от 15 до 24 лет этот показатель в 4 раза меньше и составляет лишь 7,9%. В вопросах воспитания детей в соответствии с патриотическими взглядами старшее поколение (25,8%) саратовцев и молодёжь (23,2%) практически солидарны. И те, и другие добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей в обществе (соответственно 23,1% и 29,2%). Таким образом,

примерно треть представителей каждого поколения ответственно относится к патриотизму, добросовестно реализует его на практике и стремится воспитать его в детях. Однако уважение к русским традициям чаще подчёркивали представители молодого поколения (39,7%), чем саратовцы старшего возраста (18,3%).

СЛ

■ Служу (служил) в армии

■ Воспитываю детей в соответствии с патриотическими взглядами

■ Добросовестно отношусь к выполнению своих обязанностей в обществе

■ Уважаю исконно русские традиции

Рис. 2. Поколенческие различия проявлений патриотизма в зависимости от возраста респондентов, %

Характеризуя восприятие динамики формирования патриотизма, 47,8% опрошенных считают, что в России в последние десятилетия происходило ослабление патриотического сознания; 28,9% отмечают скорее ослабление, чем усиление; 7,8% видят усиление и оставшиеся 2,2% замечают скорее усиление, чем ослабление. Таким образом, большинство саратовцев оценивают ситуацию с формированием патриотизма среди населения как тревожную. Это ярко видно на примере трактовки праздника 9 Мая, который почти у каждого второго (47,8%) саратовца ассоциируется с Победой во Второй мировой войне и возможностью поблагодарить ветеранов за то, что они отстояли и защитили нашу Родину. Однако 28,9% опрошенных считают этот день лишь ещё одним праздником, 16,7% - поводом для демонстрации силы нашего Отечества. Вопрос «Изменились ли патриотические ценности после развала СССР?» в большей степени относился к старшему поколению, так как именно они имеют социальный опыт и социальную память в этом отношении. 73,3% из них считают, что эти ценности значительно изменились, и только 12,2% думают, что всё осталось по-прежнему.

Между тем сегодня происходит формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей восприятие российской молодёжью ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность

к её судьбе. Это предполагает реализацию таких направлений работы в регионе, как включение молодёжи в программы патриотического воспитания, в том числе подготовку к службе в Вооружённых Силах, проведение работ по увековечению памяти защитников Отечества; расширение сотрудничества российской молодёжи с организациями ветеранов войны и труда; содействие деятельности поисковых отрядов, археологических и военно-исторических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодёжных проектов и программ, патриотических клубов, объединений казачьей молодёжи и иных молодёжных объединений патриотической направленности; укрепление роли молодёжно-студенческих отрядов в патриотическом, нравственном, трудовом воспитании молодёжи; реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде; реализация программ по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремёсел в целях развития связей между поколениями.

Патриотическое воспитание детей и молодёжи осуществляется в рамках государственной программы «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года». Вопросы развития патриотического воспитания на территории области рассматривались в работе «Реализация молодёжной политики на региональном уровне в условиях общества риска» [Реализация молодёжной... 2014]. В этом же ракурсе рассматриваются и вопросы повышения эффективности программ патриотического воспитания. С целью изучения точки зрения молодёжи на особенности формирования и реализации этих программ было проведено исследование среди студентов социологического факультета Саратовского государственного университета в 2017 г. [Сайганова, Арефьева 2017].

В целях создания условий для повышения гражданской ответственности, а также обеспечения координации деятельности ведомств и учреждений патриотического воспитания граждан разработана и утверждена государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области на 2018-2020 годы» (Распоряжение Правительства Саратовской области от 30.08.2017 №451-П). Программа пред-2 полагает организацию работы по трём основным направлениям:

гражданско-патриотическое, военно-патриотическое воспитание и развитие поискового движения в регионе. Так, в 2017 г. министерством молодёжной политики и спорта области совместно с министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных районов области, общественными организациями и объединениями, учебными заведениями проведено более 2000 различных акций и мероприятий патриотической направленности, охвативших более 150 тыс. человек. Яркими примерами этого можно считать спартакиаду допризывной подготовки молодёжи к военной

В плане межпоколенче-ского взаимодействия особенно ценен опыт сотрудничества молодёжных и ветеранских организаций Саратовской области. Наиболее массовыми формами гражданско-патриотического воспитания молодёжи являются такие акции, как «Никто не забыт, ничто не забыто», в которой приняли участие 35 тыс. человек.

сл

службе, областную акцию «День призывника», военно-патриотическую игру «Зарница», которая включает в общей сложности на всех этапах свыше 13 тыс. человек.

В плане поколенческого взаимодействия особенно ценен опыт сотрудничества молодёжных и ветеранских организаций области. Наиболее массовыми формами гражданско-патрио-тического воспитания молодёжи являются акции «Никто не забыт, ничто не забыто» (35 тыс. человек), Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» (распространено 12,5 тыс. ленточек), патриотические акции по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны (более 300 волонтёров), реализуемые совместно с региональным отделением движения «Волонтёры Победы», добровольческими отрядами муниципальных районов области, Союзом добровольцев России, Российским Союзом Молодёжи, Российским движением школьников. Саратовским областным отделением Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» реализуется проект «Вы не одни» с целью оказания адресной помощи одиноким пожилым людям.

Важным направлением в развитии патриотического воспитания молодёжи является организация деятельности поисковых отрядов. Разработана «дорожная карта» «Развитие поискового движения на территории Саратовской области на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Саратовской области от 17 января 2017 года №6-Пр), в целях исполнения которой в течение года были проведены конференции и областные совещания с руководителями поисковых отрядов, сформирован реестр поисковых отрядов области (53 организации), составлен график поисковых работ.

Активное вовлечение молодёжи в поисковую, граждан-ско-патриотическую и военно-патриотическую деятельность осуществляется проведением военно-исторических квестов, музейной работы, детских и молодёжных клубов и объединений (в образовательных организациях области более 15 тыс. человек занято в деятельности объединений и отрядов различной патриотической направленности, школьных музеев и музейных комнат - создано 224 разнопрофильных музея, работают 227 музейных комнат и залов, открыт 231 уголок боевой и трудовой славы)1.

Это нашло своё отражение и в общественном мнении саратовцев. 48,9% опрошенных считают, что правительство и президент поддерживают и развивают патриотизм россиян, так как без государственной поддержки это сделать невозможно. 14,4% уверены в том, что государство помогает развитию патриотизма в России. Однако далеко не все мероприятия широко освещаются в СМИ, становятся доступными широкому обсуж-

1 Информация об основных результатах реализации молодежной политики в Саратовской области за 2017 г. URL: https://srd.ru/documents/analytics/ infomolpolit2017.pdf [Дата посещения: 10.09.2018].

дению общественности. Видимо, этим объясняется тот факт, что 25,6% опрошенных считают, что правительство и президент никак не влияют на усиление патриотического духа населения.

Заключение

Содержательная интерпретация понятия патриотизм ассоциируется с социально значимой деятельностью, активизмом^ социальной ответственностью.

Тезис о многозначности понятия «патриотизм» полностью подтверждается на исследовании этого вопроса среди саратовцев. Чаще всего Родина трактуется населением и как Россия в целом, и как малая родина (свой город, семья, реже - родной двор). Содержательная интерпретация этого понятия ассоциируется с социально значимой деятельностью, активизмом, социальной ответственностью. Основные проявления своего патриотизма люди видят в службе в армии, соответствующем воспитании детей, законопослушности и добросовестном труде на благо общества. Большинство саратовцев считают себя патриотами в той или иной степени. Но настораживает то, что каждый третий горожанин, особенно среди молодёжи, склонен отрицать это. Патриотизм молодёжи ориентирован более всего на любовь к России. Старшее поколение выстраивает патриотические чувства на любви к семье, близким, родному городу и СССР. При этом большинство граждан (хотя и в разной степени) различают понятия патриотизма и национализма. Последний воспринимается скорее негативно.

В целом граждане, особенно среди старшего поколения, считают, что после распада СССР воспитание патриотических ценностей «пошло на убыль», хотя государство и президент предпринимают определённые шаги по повышению уровня патриотизма в обществе. Усиление эффективности деятельности в данном направлении, более широкое её освещение в СМИ, в интернете будет способствовать развитию исторической и социокультурной памяти россиян, поддерживая тем самым патриотическую преемственность российских поколений.

Библиографический список

Актуальность патриотического воспитания у саратовской ОТ молодежи / Е. В. Сайганова, Е. Р. Агишева, А. Т. Беспалов //

Материалы IV международной научно-практической конферен-<4 ции. 2017. С. 234-236.

■ч

| О Ильин И. А. 1993. Путь к очевидности. М.: Республика.

432 с.

0 Ивченков С. Г. 2018. Особенности патриотических

I I настроений молодежи города Саратова: тендерные различия //

^ т-Г Социальное неравенство современности: новая реальность науч-

Ш 01 ного осмысления. Материалы VI международной конференции.

м 2 С. 61-65.

§5

Пaтриoтичeскoe воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Государственная программа // Вестник образования России. 2016. № 3. С. 10-26.

Подъячев К. В. 2016. Роль гражданского общества в трансляции ценностей патриотизма: опыт российских локальностей // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016). Материалы V Всероссийского конгресса / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Российское общество социологов. С. 2312-2322. URL: http://kigiran.com/sites/default/files/ namrueva_Lv._izmenenie_soc_struktury_sela_rk.pdf [Дата посещения: 09.02.2019].

Реализация молодёжной политики на региональном уровне в условиях общества риска / О. В. Мунина, Е. В. Сайганова и др.; под общей редакцией С. Г. Ивченкова. Саратов, 2014. 96 с.

Савченко А. 1996. Цели образования в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // В. А. Сухомлинский и современность. Чернигов. Вып. 2. С. 32-35.

Сайганова Е. В. 2015. Трансформация роли молодёжи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 15. № 1. С 19-22.

Сайганова Е. В., Арефьева Е. О. 2017. Особенности патриотического воспитания с точки зрения студенческой молодежи // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия. Сборник материалов XI Международной научной конференции. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет. С. 947-949.

Смирнова Ф. В. и др. 2014. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Растим патриотов Отечества» / Ф. В. Смирнова, М. Н. Мясникова, Е. Г. Кучерова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 6. С. 22-41.

Халий И. А. 2017. Патриотизм в России: опыт типоло-гизации // Социологические исследования. № 2. С. 67-74.

СЛ тН

О

|| ГМ

И

II 2

Чо Т—I

i"2 Б-

Ш Ol

DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.558

Patriotism as a Component

of Public Consciousness:

A Generational Measurement Perspective

Ivchenkov Sergey Grigoreyvich

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Youth Sociology Department, Dean of Faculty of Sociology, Saratov Chernyshevsky State University, Saratov, Russia.

E-mail: ivchenkovsg@mail.ru

Sayganova Elena Victorovna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Youth Sociology, Faculty of Sociology, Saratov Chernyshevsky State University, Saratov, Russia.

E-mail: saiganovaev@yandex.ru

Abstract. Following the results of a sociological study conducted in 2018 by means of questionnaire method with a probability quota sample (N=420), this article analyzes the various interpretations of patriotism according to public opinion in the city of Saratov. It has been established that, according to its inhabitants, the word "Homeland" most often implies Russia, "small homeland" - one's own city or family (less often one's home neighborhood). The meaningful interpretation of this term is associated with socially significant activity, activism, and social responsibility. Basic displays of patriotism, according to respondents, are considered to be army service, patriotic upbringing of one's children, abidance to the law and diligent work for society's benefit. Most of Saratov's inhabitants consider themselves to be patriots to one degree or another. However, what's concerning is the fact that one out of every three city residents - especially among youths - denies such values. Youth patriotism is more oriented towards love for Russia. The elder generation builds its patriotic sentiments around love for their families, close ones, their home town and the USSR. Meanwhile most citizens (albeit to various degrees) draw a distinction between the terms "patriotism" and "nationalism". The latter bears more of a negative connotation. Generally citizens (especially among the elder generation) believe that, after the USSR's downfall, the teaching of patriotic values has "degenerated", despite the government and the president taking certain steps towards increasing the level of patriotism within society. It is during such periods of change, like we are witnessing today, when the values of preceding generations start to contradict reality, and when the younger generation assumes the role of bearer of new knowledge and aspirations, due to possessing a more acute sense of society's major issues and the will to openly speak out. Thereby not only the elder generation, but also the younger generation plays an equal role as a subject of developing society's patriotic values. However, the profound differences between generations are proportional to the dynamics and scale of change within society, and the degree of mutual influence between generations acts as one of the major factors for stabilizing society, which includes establishing patriotic values. Increasing the efficiency of practices in this area, together with more extensive coverage of such practices in mass media and the internet, would aid in the development of historical and socio-cultural memory. Keywords: patriotism, homeland, motherland, generation.

References

Il'in I. A. Put' k ochevidnosti [The Way to Evidence] Moscow, Respublika, 1993. 432 p.

Informaciya ob osnovnykh rezul'tatakh realizacii molodiozhnoy politiki v Saratovskoy oblasti za 2017 god [Information about the Basic Results of Youth Policy Realization in Saratov Region in 2017]. Saratov regional parliament Official website. URL: https://srd.ru/documents/analytics/infomolpolit2017.pdf [date of visit: 10.09.2018].

Ivchenkov S. G. Osobennosti patrioticheskikh nastroeniy molodiozhi goroda Saratova: gendernye razlichiya [Features of Patriotic moods of youth of the city of Saratov: gender differences]. Sotsial'noe neravenstvo sovremennosti: novaya real'nost' nauchnogo osmysleniya. Materialy VI mezhdunarodnoy konferentsii, 2018, pp. 61—65.

Khaliy I. A. Patriotizm v Rossii: opyt tipologizatsii [Patriotism in the Russian: typology]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2017, no 2, pp. 67—74.

_i

Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody: gosudarstvennaya programma [Patriotic Education of Citizens in Russian Federation for 2016-2020: State Program]. Vestnik obrazovaniya Rossii, 2016, no 3, pp. 10—26.

Podyachev K. V. Rol' grazhdanskogo obschestva v transliatsii tsennostey patriotizma: opyt rossiyskikh lokal'nostey [The role of civil society in translating values of patriotism: the experience of Russian localities]. Sotsiologiya i obschestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naya spravedlivost'. Materialy V Vserossiyskogo congressa. Ed. by V. A. Mansurov. Moscow, RSS publ, 2016, pp. 2312-2322. URL: http://kigiran.com/sites/default/files/namrueva l.v. izmenenie soc struktury sela rk.pdf [date of visit: 09.02.2019].

Realizatsiya molodiozhnoy politiki na regional'nom urovne v usloviyakh obschestva riska [Implementation of youth policy at the regional level in a risk society]. Ed. by S. G. Ivchenkov. Saratov, 2014. 96 p.

Savchenko A. Celi obrazovaniya v pedagogicheskom nasledii V. A. Suhomlinskogo [The Goals of Education in Pedagogical Heritage]. V. A. Suhomlinskiy i sovremennost'. Chernigov, 1996. Release 2, pp. 32—35.

Sayganova E. V. Transformatsiya roli molodiozhi v sovremennom obschestve [Transformation of the role of youth in modern society]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya, 2015, vol. 15, no 1, pp. 19-22.

Sayganova E. V., Aref'eva E. O. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya s tochki zreniya studencheskoy molodiozhi [Features of Patriotic education from the students point of view]. Universitet v global'nom mire: noviy status i missiya. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchnoy conferentsii. Moscow, MSU publ., 2017, pp. 947-949.

Smirnova F. V. Programma grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya detey i molodiozhi «Rastim patriotov Otechestva» [The Program of Civil and Patriotic Education of Kids and Youth "We Raise Patriots of the Fatherland"]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal zamestitelia direktora shkoly po vospitatel'noy rabote, 2014, no 6, pp. 22-41.

СЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.