ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев
В статье рассматривается проблема формирования и становления личности в семье, ее роль в патриотическом воспитании малалажи.
The article is considered on the problem of formation and becoming of the person in family. Its role in patriotic education of the youth.
Перспективы демократического госу- воззрением, социальными установками и
дарственного обустройства определяются социальной общностью молодежи, прожи-
прежде всег°, системой ценн°стей, мир°- вающей на территории страны. Процесс
386
формирования социальной сферы человека неразрывно связан с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в обществе. Сложность и противоречивость современных социокультурных реалий России обусловливает крайнюю необходимость анализа представленности в сознании молодежи отношения к своей Родине - Российской Федерации, к своему и другим народам страны.
Как пишет доктор социологических наук, член-корреспондент РАО С. В. Дар-модехин, отмечается достаточно высокий потенциал, исключительность роли семьи в становлении личности молодого человека, являющейся важной «основой стабильности политической системы общества», а также основой государственности '. Семья является одной из важнейших социальных единиц общества, в которой закладываются основы формирования у детей позитивного отношения к своей Родине - Российской Федерации; воспитывается уважительное отношение к героическому прошлому страны; именно в семье родители демонстрируют своим поведением образцы культуры общения с людьми разных национальностей и конфессий. Во все времена важнейшей миссией семьи было воспитание у своих детей любви к своему народу, к его героическому прошлому. Современная семья стоит перед трудной задачей формирования нового мировоззрения, новых представлений о человеке и его предназначении.
Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства, умения «сквозь призму своих собственных обычаев и традиций» оценивать чужие обычаи и 2 г,
традиции . Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общероссийское чувство гражданина сочетается с чувством любви
к малой Родине, родной республике или области.
Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому поколению адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличить подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку; где впервые ребенок слышит порицание или похвалу; где складывается доверительное отношения к первому опыту в межнациональном общении.
Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок будет зависеть реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.
Российское общество подверглось коренным структурным изменениям во всех ее социальных институтах. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи. Прежние ориентиры воспитания патриотизма были обесценены, а новые не сложились в силу ряда причин, в том числе и разрыва меж-поколенческих связей. В доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим. Имеется в виду традиционная передача старшим поколением знаний, дружелюбия, уважения и веротерпимости.
Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 1990-е гг. семья пребывала на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали происходить реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная -подверглась жесточайшим испытаниям.
Под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности.
Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к своей Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.
Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое поглощение и стремление к ориентации на материальный достаток привело не только к стремительному вхождению в новые социально-экономические отношения, изменению ценностных ориентации людей, но и к неприемлимому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку. При такой односторонней переориентации личности духовно-нравственные мотивы теряют всякий смысл.
Нынешние социально-экономические, психологические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи, возможно нестандартных. Государство не выполняет свои функции как гарант основных прав граждан, у которых в этих условиях формируется негативное отношение к стране, в которой они родились и выросли.
Реализация социально-психологических мер по решению проблем российской семьи должна заключаться не только в постановке проблемы, но и в поиске выхода из сложившейся социально-экономической ситуации в стране в целом. Важное значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи и поддержки семьи. В этих условиях, независимо от социально-экономического строя, геополитического расположения, этнического состава населения, важное значение должно отводиться роли семьи как института воспитания и социализации личности. Решая задачу формирования личности, гражданина - патриота своей Родины, го-
сударство большое внимание должно отводить мерам, направленным на укрепление семьи.
Одной из концептуальных общегосударственных задач является разработка методологии и теории воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, значительное повышение роли социальных институтов воспитания, в том числе учебных заведений, семьи и т. д.
Реализации этих задач способствует новый учебный предмет для высших учебных заведениях РФ «Педагогика межнационального общения» . В цели данного курса входит формирование у юношей и девушек потребности в адекватном отношении к людям разных национальностей, умению строить внутригрупповые отношения (особенно в разнонациональных группах); воспитывать молодежь в духе дружбы и веротерпимости, воспитывать непримиримое отношение к проявлениям экстремизма и неофашизма.
Актуальность данной проблемы обусловливается, в частности, и теми особенностями, которые характерны для современных семей: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви к своей Родине вообще и малой Родине - своей республике. Все годы перестройки представления молодежи о сути патриотизма, дружбы народов, веротерпимости подвергались серьезной переоценке.
Предмет «Педагогика межнационального общения» внедрен во многих вузах страны, в том числе в Республике Дагестан. Курс нацеливает преподавателей на воспитание молодежи в духе дружбы народов с учетом социально-психологических закономерностей постперестроечной жизни нашего общества, а также с учетом закономерностей «перестройки» сознания личности, что жизненно важно на пороге вступления в самостоятельную жизнь любого молодого человека - представителя много-
национального и многоконфессионального государства. Существенным показателем решения данной проблемы является позитивное переживание ребенком своей принадлежности к социальной общности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности - патриота своей Родины.
Дружба народов, 1 патриотизм и веротерпимость должны прочно войти в научный оборот и массовое сознание не на понятийном уровне, а на уровне чувств и поступков. Освещаемая проблема стала для широкой массы людей достаточно острой и болезненной. Она не нова для нашего общества, и на нынешнем этапе ее формирование и воспитание было эмоционально подкреплено страхом за потерю Родины. В постперестроечное время прежнее отношение было умышленно предано забвению.
В проведенном нами эксперименте приняли участие 120 человек (60 родителей и 60 детей подросткового возраста).
В качестве экспериментального было предъявлено задание на свободное описание такой ценности, как любовь к Родине. Полученные тексты интервью были подвергнуты контент-анализу. Выявлялась частота совпадения определений в текстах интервью родителей и детей.
Слова и словосочетания были дифференцированы на две группы:
1 - словосочетания, безусловно отрицающие принятие ценности любовь к Родине;
2 - утверждения, в которых любовь к Родине опосредуется условием утилитарной пользы для личности.
Согласно этому критерию было выделено по два массива - А и В.
Статистическая значимость сходства характеристик по спискам родителей и подростков вычислялась по критерию значимости связи рядов качественных признаков Чеснокова.
С помощью этого критерия вычисляется дефект связи Де и объем связи С.
Формулы их вычисления следующие: Ко
Д е = 1 --
С
Ко + К1
Ко Ко + К2 '
где Ко - число характеристик, которые вошли в список родителей и в список подростков; К1 - число характеристик, включенных только в список родителей; К2 -число характеристик, включенных только в список подростков.
По массиву А (утверждения, выражающие безусловность любви к Родине) результат по критерию Де = 0,76, по критерию С = 0, 34.
По массиву Б (обусловленность любви к Родине утилитарными целями) критерий Де = 0,36, критерий С = 0,82.
Согласно теории при значении дефекта
связи меньше 0,5 связь считается статис-„ 4
тически достоверной .
Высокая достоверность связи между родительскими и подростковыми характеристиками в массиве с преобладанием утилитарных подходов следует объяснять более высокой эффективностью воздействия текстов, основанных на конкретных примерах и обыденных представлениях. Эффект усиливается тем, что основные тезисы утилитарных подходов растиражированы желтой прессой и телеканалами.
Содержательно утверждения сводятся к следующему: «Это не моя Родина, а олигархов (Чубайса, Гайдара, Абрамовича, Березовского)»; «Пусть Родину защищают их дети»; Буду любить Родину по мере ее любви ко мне».
Возникшая ситуация является следствием десокрализации социальных ценностей, которая происходила в России в конце двадцатого столетия.
С учетом вышеизложенного педагогически важным следует считать возрождение в новых условиях института педагогического всеобуча, в рамках которого становится возможным сообщение родителям социально позитивных знаний. Особый акцент
следует при этом сделать на патриотическом воспитании взрослого населения.
Проблема патриотизма, дружбы народов и веротерпимости приобрела свою истинную значимость заново именно в годы военной интервенции боевиков на территорию Дагестана, и острейшим образом встал вопрос о целостности Российской Федерации. Реальный риск и угроза целостности государства перестроили отношение государственных чинов к обсуждаемой проблеме. Таким образом, понятие «патриотизм» приобрело свою истинную
значимость, свойственную любому государству. Естественно, содержательная значимость патриотизма как свойства или черты конкретно взятого человека дифференцируются в зависимости от многих критериев.
В силу того что именно в семье происходит формирование и становление личности, укрепление семейного воспитания будет выполнять роль гаранта стабильности государства через воспитание любви к Родине, дружбы между народами и веротерпимости, а также упрочения общества в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дармодехин С. В. Семья и государство. 2001. С. 3-20.
Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. 1966. № 9. С. 189.
Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.
4
Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л. К проверке гипотезы относительно механизма идентифика-ции//Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Научные труды. Вып. 278. Кн. 3. Краснодар: Кубанский университет, 1979. С. 125-132.