Педагогика
- игра-предположение - суть игры заключается в том, чтобы ученик мог продолжить предложение «Что было бы ...... Эта дидактическая игра направлена на
развитие логического мышления, а также формирование умения правильно формулировать свои мысли.
- игра-загадка - это игра в основе, которой лежит проверка знаний, находчивости школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
- игра-беседа - это игра общение учитель-ученик, а также ученик-ученик. Эта игра направлена на развитие
эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывает умение слушать и уважать мнение другого человека. Материал для этой игры подбирается в соответствии теме темой и содержанием игры.
Таким образом, дидактическая игра - это эффективный метод и способ для формирования интереса и мотивации к процессу обучения младшего школьника. Дидактическая игра способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Использовать игру необходимо правильно и целенаправленно, не придавая данной игре характер обычного упражнения.
УДК 37
Папенкова Ю.И., Подчасова И.И.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Аннотация
В статье описываются основные характеристики патриотического воспитания как одного из основных направлений социального воспитания дошкольников. Раскрывается определение «патриотизма». Приводятся примеры педагогических методов и инструментов, используемых педагогами дошкольного образования в процессе патриотического воспитания. Определены основные специфические характеристики педагогического воздействия в рамках патриотического воспитания дошкольников. Подчеркивается важность патриотического воспитания в период дошкольного образования современных детей.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание, патриотизм, дошкольники, социальное воспитание.
Воспитание традиционно понимается как сложный многокомпонентный педагогический процесс, имеющий своей целью формирование у человека системы норм и ценностей, принятых обществом. В самом общем смысле, «воспитание. можно определить, как «научение».
Современное образовательное пространство представляет собой комплексный многофункциональный механизм. С момента рождения и на протяжении всей жизни человека его сопровождает потребность в познании окружающей действительности. Познавательная активность - неотъемлемый компонент социализации.
В условиях современной реальности, социальный контекст воспитания становится особенно актуальным, поскольку общество нуждается в способах и средствах приобщения подрастающего поколения к общепринятым нормам поведения. Так, одним из наиболее важных направлений комплексного процесса воспитания детей дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.
Анализ научного определения в различных словарях позволяет сделать вывод о том, что «патриотизм. - это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним. В контексте дошкольного образовательного учреждения воспитание патриотизма у детей сводится непосредственно к формированию чувства привязанности, любви к своей семье, коллекти-
ву воспитанников, детскому саду, городу, селу, стране. Патриотическое воспитание - многогранный и сложный педагогический процесс. Система ценностей дошкольников формируется одновременно в образовательной деятельности, играх, культурно-массовых мероприятиях, параллельно любым бытовые действиям.
Целостное восприятие дошкольником окружающей действительности характеризуется преобладанием эмоционального компонента. Этот факт обуславливает особенности процесса выбора педагогических инструментов. Чувство гордости за свою страну, народ и традиции прививается непрерывно через беседы, просмотр видеофильмов, чтение литературы о родине, пение патриотических песен. Педагогическое воздействие в рамках патриотического воспитания - последовательно и логично. От любви к семье и родителям, своему дому, дошкольник постепенно узнает о ценности своего народа и страны, в которой он живет.
Материал, используемый педагогом в процессе работы, должен быть ярким и наглядным. Патриотическое воспитание осуществляется в соответствии с возрастными особенностями различных групп дошкольников. Младшим группам важно запомнить свою фамилию, домашний адрес, адрес (название) своего детского сада. Детям старшего дошкольного возраста следует знать историю своего города, региона, символику своего государства - герб, флаг, гимн.
Педагогика
Патриотическое воспитание имеет своей целью формирование нравственности. Дети выражают свои чувства через творчество, изготавливая тематические открытки, поделки, разучивая песни и стихи о родине. Для педагога образовательного учреждения становится принципиальным применение специальных методов и средств, повышающих педагогическую эффективность воспитательного воздействия. Так, например, тематические рассказы с целью патриотического воспитания детям должны быть лаконичными, удерживающими внимание, эмоционально-окрашенными. На протяжении всего образовательного процесса в дошкольный период детям следует прививать чувство коллективной ответственности, формировать умение помогать друзьям, быть отзывчивым, сопереживать. Такие качества развиваются в общих делах, через коллективный труд, в подготовке к участию в культурных мероприятиях.
Наиболее яркими в эмоциональном плане являются педагогические методы, подразумевающие интерактивный характер взаимодействия педагога и воспитанников. Викторины, дидактические игры на патриотическую тематику, экскурсии детского сада в краеведческие музеи родного города, по местам исторического значения, конкурсы патриотической песни и стихов. Чем более разнообразным будет педагогический инструментарий в ходе реализации цели патриотического воспитания дошкольников, тем выше эффективность таких мероприятий.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений становятся первым звеном в цепочке патриотического воспитания, сопровождающего человека на протяжении всей жизни. Его основной задачей становится формирование у детей стойкого интереса к изучению истории своего города, края, страны, зарождение чувства ответственности перед близкими, способности защитить слабого, необходимости беречь природу вокруг нас.
В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Таким образом, формирование эффективной стратегии патриотического воспитания на протяжении всего периода дошкольного образования детей, становится одной из основополагающих задач современного педагога.
Патриотическое воспитание в силу своей поликомпонентной структуры, сложно оценивать с точки зрения педагогической эффективности. То, насколько полно будут сформированы у человека его гражданская позиция, способность к самоопределению, стремление участвовать в общественных преобразованиях, возможно оценивать в динамике на протяжении всей жизни человека.
Литература
1. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Сфера, 2007.
2. Корчажинская С. Воспитываем патриотов // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. - 27.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ - 2005. - №1. -С. 36 -46.
4. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: - Мозаика-Синтез, 2014.