Научная статья на тему 'Патриотический туризм как эффективное средство воспитания'

Патриотический туризм как эффективное средство воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2141
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTIC TOURISM / YOUTH POLICY / TOURISM AND EXCURSION ACTIVITY / PATRIOTIC EDUCATION / EDUCATION TOOLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булыгина Ирина Ивановна

В статье рассматривается патриотический туризм в качестве средства воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Булыгина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC TOURISM AS AN EFFECTIVE EDUCATION TOOL

The article considers experience of the use of Patriotic tourism as an education tool for the young generation.

Текст научной работы на тему «Патриотический туризм как эффективное средство воспитания»

подходить к вопросу патриотического воспитания комплексно, то есть не просто воспитывать у молодежи любовь к родине и уважение к исторической памяти, но формировать сбалансированную систему идентичности. Необходимыми элементами такой системы являются устойчивая позитивная региональная, этническая и гражданская идентичность. Причем именно последняя должна становиться диспозицией высшего уровня и элементом направленности личности.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493. -URL: http://govennment.nu/media/files/8qqYUwwz HUxzVkH1jsKAEnnx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.10.2016)

2. Зайнутдинов А. Э. Сибирский регионализм Н. М. Ядринце-ва в контексте глокализации // Социология науки и технологий. - 2014. - № 2. - URL: http://cybenleninka.nu/ anticle/n/sibinskiy-negionalizm-n-m-yadnintseva-v-kontekste-glokalizatsii (дата обращения: 25.10.2016).

3. Маркелова А. А. Современный сибирский сепаратизм: угроза целостности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сборник материалов по итогам VII Всероссийской Ассамблеи молодых политологов (г. Пермь, 21-22 апреля 2014 г.). - URL: http://www.psu.ru/files/ docs/science/books/sborniki/Sbornik_VII_Assamblei. pdf (дата обращения: 25.10.2016)

4. Мещерякова С.В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2008. — 25 с.

5. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718. — URL: http://government.ru/ media/files/41 d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 25.10.2016)

6. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. — СПб. : Речь, 2006. — 176 с.

7. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб. ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. — Белово : Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово ; Велико-Тырново : Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2014. — С. 72-77.

8. Sumner W. J. Folkways. — L., 1958.

УДК/UDC [37.035.6+379.85]-0.53.6 И. И. Булыгина

I. Bulygina

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ PATRIOTIC TOURISM AS AN EFFECTIVE EDUCATION TOOL

В статье рассматривается патриотический туризм в качестве средства воспитания молодого поколения.

The article considers experience of the use of Patriotic tourism as an education tool for the young generation.

Ключевые слова: патриотический туризм, молодежная политика, туристско-экскурсион-ная деятельность, патриотическое воспитание, средство воспитания.

Keywords: Patriotic tourism, youth policy, tourism and excursion activity, Patriotic education, education tools.

Одним из негативных явлений, сопровождающих реформирование российского общества, является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров россиян. Это особенно опасно в условиях обострения мировой политической обстановки. Вследствие

этого ключевой задачей государственной молодежной политики Российской Федерации на современном этапе развития нашего общества является воспитание патриотично настроенных молодых граждан, обладающих созидательным мировоззрением, демонстрирующих высокую культуру, в том числе — культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо страны, народа, своей семьи, самих себя [8, с. 1].

Переосмысление роли государства в процессе воспитания молодого поколения пришло на основе печального опыта 90-х годов, когда государство фактически не принимало участия в сфере воспитания молодого поколения. В период перестройки тема патриотизма ушла сначала на второй план, а затем и совсем стала игнорироваться, а патриотические настроения — восприниматься как проявление

национализма. Идеалы, на которых воспитывались поколения «рожденных в СССР», были развенчаны.

Одновременно с ослаблением воспитательных процессов стали зарождаться «новые идеалы»: обеспеченные и респектабельные «новые русские», буквально навязываемые средствами массовой информации. В сериалах началась пропаганда сытой и красивой жизни, причем обеспеченной, чаще всего, отнюдь не праведными способами. Ложь, насилие, убийство, взяточничество стали представляться почти естественными способами достижения процветания в современном мире. Все это привело к закономерным последствиям: погоне за большими заработками вместо желания получить удовлетворение от результатов собственного труда; у большинства россиян развилось ощущение незащищенности; развал многих значимых предприятий привел к безработице, а создание небольших фирм — к осознанию невозможности нормального карьерного роста на родине; у большинства молодых людей, прежде всего у тех, кто получил хорошее образование, возникло желание уехать в поисках лучшей жизни за границу и т. д. Все эти настроения усугубляются постоянной негативной информацией о родной стране, которой переполнены новостные сайты, теле- и радиопередачи.

Просчеты молодежной политики этого периода привели к искажению национальных ценностных ориентиров, к росту в молодежной среде социального инфантилизма, потребительства, правового нигилизма, безответственности, агрессивности, национальной нетерпимости [3, с. 108].

Сложившаяся ситуация не могла остаться незамеченной; начали предприниматься попытки возрождения системы патриотического воспитания — систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [5, с. 2].

Существуют различные формы, средства и методы патриотического воспитания. Патриотический туризм можно считать одним

из наиболее эффективных средств воспитания.

Понятия «военно-патриотический туризм», «историко-патриотический туризм», «поклонный туризм» все чаще становятся предметом обсуждения и научных дискуссий. Хотя тема патриотического туризма в отечественной практике не нова.

В годы советской власти туристско-экс-курсионной деятельности отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции. В 20-е годы прошлого столетия наша страна имела уже два научно-исследовательских института, занимавшихся вопросами туризма и краеведения. Туристско-экскурсионная деятельность носила не только познавательный, но и воспитательный характер. Позже были созданы инструкторские отделы, разработана единая союзная книжка туриста, утверждены положения об инструкторах и экскурсоводах. Проведенная работа привела к увеличению числа путешествующих по стране. Участники туристского движения осваивали специальные навыки поведения в экстремальных ситуациях, занимались спортивным самодеятельным туризмом, альпинизмом, ориентированием на местности, укрепляли обороноспособность страны и готовились к ее защите в случае необходимости. Все эти навыки очень пригодились в последующие военные годы.

Возобновление туристской деятельности как формы организации досуга стало возможным только в послевоенный период, который отличался всплеском патриотического туризма. В туристско-экскурсионной деятельности этого периода преобладает военно-историческая тематика. Главные экскурсионные объекты — памятники боевой славы, мемориальные комплексы, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. Молодежные туристские организации активно занимались поисковой и исследовательско-краеведческой работой. Благодаря этой работе появилось множество новых маршрутов патриотической тематики [1, с. 92].

За советский период туризм стал действительно массовым как по стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Динамика развития туризма представлена В. В. Дворниченко: в 1965 году во всех видах путешествий и экскурсий по стране приняло участие 36 млн человек. В 1970 году было обслужено 9,3 млн туристов и 35,5 млн экскурсантов. В 1975 году число туристов возросло до 20 млн, а экскур-

сантов — до 120 млн. В 1984 году статистика зарегистрировала 36 млн туристов и около 180 млн экскурсантов. Кроме того, десятки миллионов советских граждан ежегодно путешествовали по самодеятельным туристским маршрутам [6, с. 14]. В послевоенный период развития в СССР преобладали маршруты с военно-патриотической тематикой. Организовывались пешие и байдарочные походы, велопробеги, автопутешествия, формировались целые поезда для знакомства с местами героической славы советского народа в годы Великой Отечественной войны. В процессе туристской деятельности воспитывались целые поколения советских людей.

В девяностые годы прошлого столетия туристско-экскурсионная сфера пережила глубокий кризис. Больше всего пострадало именно патриотическое направление в отечественном туризме. С развалом советской идеологии туристско-экскурсионная деятельность перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стали неактуальными историко-революционная, советская и патриотическая тематики, составлявшие значительную долю всей туристской деятельности в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было не ясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить. Была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, часто не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец изменился контингент туристов и экскурсантов. Современные туристы стали более требовательными к комфорту и к формам организации туристско-экскурсионной деятельности. Туризм перестал быть массовым явлением в нашей стране. Путешествия стали доступны определенной категории граждан. Изменились приоритеты мест отдыха. Больший интерес российские туристы стали проявлять к заграничным курортам, обладающим лучшей материальной базой и предоставляющим более высокий уровень обслуживания. Внутренний туризм пережил тяжелый период угасания.

Положение на рынке внутреннего туризма изменилось лишь в последние годы из-за политической обстановки в мире и введения санкций. Появился интерес к внутренним экскурсионным маршрутам. Присоединение Кры-

ма к России, празднование очередного юбилея Победы в Великой Отечественной войне и организация движения «Бессмертный полк», изменение политической ситуации в мире — все эти события всколыхнули волну патриотических настроений среди россиян, возродили интерес к бережно сохраненным памятникам боевой славы советского народа. Однако экскурсионных маршрутов военно-патриотической тематики в России от прежних времен осталось очень мало. Кроме того, подача исторических фактов требует современного переосмысления в связи с качественным изменением потребителей турпродукта и все более глубоким изучением исторического прошлого. Необходимо возрождать разработанные в советские годы маршруты и создавать новые. Стоит задуматься и о создании кластеров патриотического туризма [2, с. 337].

В настоящее время предприняты важные шаги по развитию современного патриотического туризма. В апреле 2013 года в Москве прошел форум, посвященный развитию патриотического туризма в нашей стране, на котором был дан старт конкурсу на разработку лучшего патриотического маршрута по России, Москве и Европе [4, с. 1]. В 2014 году Федеральное агентство по туризму и Российское военно-историческое общество подписали соглашение о сотрудничестве в сфере военно-исторического туризма. Портал Travel.ru составил рейтинг мест, пригодных для военно-патриотических туров. Это города воинской славы [7, с. 1]. Все эти события позволяют надеяться на дальнейшее развитие патриотического туризма в нашей стране, являющегося одним из эффективных средств патриотического воспитания.

1. Булыгина И. И. Молодежный патриотический туризм в России: историческая ретроспектива // Международный форум «Financial centers: Travelling around the world» : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (6 октября — 8 октября 2015 г.) / под ред. М. И. Ермиловой. — М. : ФГБОУ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. — С. 91-95.

2. Булыгина И. И. Перспективы создания кластера патриотического туризма в Южном федеральном округе // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе : сб. науч. тр. — Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2016. — С. 336-339.

3. Булыгина И. И. Тема патриотизма в современной России // «...И помнит мир спасенный...» : сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Саратов, 20 апреля 2015 г.) : в 2 т. / отв. ред. Н. С. Яшин. — Саратов : Изд-во ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. — С. 107-109.

4. В России будет развиваться патриотический туризм [Электронный ресурс]. — URL: http://svidomnanevu.ru/

news/1079-v-nossii-budet-nazvivatsya-patnioticheskij-tunizm.html (дата обращения: 31.10.2016).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122. - URL: http:// base.ganant.nu/1584972/#fniends (дата обращения: 31.10.2016).

6. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (19171983 гг.) : учеб. пособие. - М. : ЦРИБ «Турист», 1985. - С. 4.

7. Патриотический туризм в России ожил накануне 23 февраля [Электронный ресурс]. - URL: http://sobesednik.nu/ tunizm/20150219-patnioticheskiy-tunizm-v-nossii-ozhil-nakanune-23-fevnalya (дата обращения: 31.10.2016).

8. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.1 1.2014 г. № 2 403-р. - URL: http:// www.ganant.nu/pnoducts/ipo/pnime/doc/ 70713498/#neview (дата обращения: 31.10.2016).

УДК/UDC 37.035.6-053.6 Н. А. Викдорова, И. С. Морозова, Е. В. Морозов

N. Vikdorova, I. Morozova, E. Morozov

СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE ESTABLISHMENT OF THE SOVEREIGNTY OF THE INDIVIDUAL ADOLESCENT IN TERMS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION

Статья посвящена проблеме становления суверенности личности подростка в условиях граж-данско-патриотического воспитания. Проанализированы теоретические подходы к проблеме суверенности в психолого-педагогических исследованиях, определены особенности проявления суверенности в подростковом возрасте. Дана характеристика понятию «гражданско-патриоти-ческое воспитание», определены возможности проектной деятельности как средства граждан-ско-патриотического воспитания, обеспечивающего становление суверенности подростка.

The article is devoted to the problems of formation of the sovereignty of the individual adolescent in terms of civil and Patriotic education. The theoretical approaches to the problem of sovereignty in psycho-pedagogical studies, the characteristics of the manifestation of sovereignty in adolescence are being analyzed. The sovereignty of a teenager is defined as a dynamic quality, increasing as it passes through the normative age and personal crises and correlated with indicators of mental well-being. The authors suggest the characteristic of the concept of civil-Patriotic education, the function, form and means of implementation. The also identify opportunities for project activities as a means of civil and Patriotic education, ensuring the formation of the sovereignty of a teenager.

Ключевые слова: суверенность личности, подростковый возраст, гражданско-патриоти-ческое воспитание, проектная деятельность.

Keywords: the sovereignty of the individual, adolescence, civil-Patriotic education, project activities.

Одна из наиболее актуальных на постне-классическом этапе развития психологической науки тема исследований суверенизации личности человека поднимает вопросы становления человека на протяжении его жизненного пути в рамках собственной способности контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство.

Центральная задача деятельности специалистов по сопровождению детей на различных этапах онтогенеза реализуется в направлениях оптимизации вхождения детей в социальную среду, их социализации. Социализация как процесс вхождения человека в мир человеческих отношений, культуры лежит в основе становления суверенности личности. Под суверенностью понимается динамическое качество, возрастающее по мере прохождения через возрастные и нормативные личностные кризисы и коррелирующее с общими показателями душевного благополучия [9]. Обеспечение условий для становления суверенности осуществляется через систему воспитания: эстетического, нравственного, трудового, граждан-ско-патриотического и т. д.

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.