Патриотические ценностные ориентации
Вал. А. Луков, М. Я. Курганская (Московский гуманитарный университет)
Патриотические ценностные ориентации представляют собой комплекс знаний, схем оценки, социальных установок, обеспечивающих саморегуляцию избирательно-предпочтительного отношения субъекта к социокультурной реальности в аспекте ценности Родины и вытекающего из этого понимания смысла жизни и конструирования жизненных целей и планов. В основе такого отношения лежит тезау-русное разделение «своего-чужого-чуждого».
Патриотические ценностные ориентации образуют в структуре индивидуального и группового тезауруса определенную подструктуру, которая выступает как «патриотический ценностно-ориентационный комплекс», который представляет собой упорядоченную по тезаурусному принципу («свой-чужой-чуждый») систему концептов (образно-понятийных конструктов), сформированную вокруг ценности патриотизма. Патриотический ценностно-ориентационный комплекс актуализируется в виде тезаурусной генерализации в ответ на провоцирующую ситуацию. Указанный комплекс обнаруживает себя в реальности как сочетание оценочных суждений и других средств выбора в ситуации неопределенности, оптимизирующих поведение субъекта (личности, группы) на основе разделяемой им ценности Родины. Результатом формирования патриотических ценностных ориентаций является определенная мера социальной идентичности, характеризуемая позитивным/нейтральным/ негативным отношением к Родине (своей стране, своему народу, своему государству и т. д.). Особенность оценочных суждений, состоящая в том, что их определяющей характеристикой является не правильность, а оптимальность для данного субъекта, входит в противоречие с построением концепции патриотического воспитания с ориентацией на рациональное поведение.
Исследования патриотических ценностных ориентаций с наибольшей активностью прово-
дятся среди молодежи (Вырщиков, Кусмар-цев, 2006; Намлинская, 2007). Это вполне оправдано тем, что патриотическое воспитание прежде всего актуально в отношении детей и молодежи, когда идет активный процесс социализации и формируются устойчивые представления, лежащие в основе гражданской, национальной и т. д. идентичности. В этой связи тематика патриотического воспитания находит отражение в концептуальных основах государственной молодежной политики (Ильинский, 2005; Луков, 2012).
При этом не вполне учитывается, что принятая трактовка развитых ценностных ориентаций как признака социальной зрелости личности и мера ее социальности может быть отнесена к молодежи с уточнением, что этот признак находится в стадии становления и, соответственно, мера обладает высокой степенью неустойчивости. В условиях динамично трансформирующегося общества патриотические ценностные ориентации молодежи испытывают на себе воздействие двух факторов изменчивости: 1) фактора общественного положения молодежи в обществе, закрепляющего статусно-ролевое свойство молодежи как группы, формирование ценностных ориентаций которой не завершено; 2) фактора социальных трансформаций, характеризующегося неустойчивостью ценностно-нормативной системы в обществе и сосуществованием альтернативных систем ценностных ориентаций.
Патриотические ценностно-ориентационные комплексы, свойственные российской студенческой молодежи, включают в себя ценностные ориентации, соединенные между собой слабыми, но значимыми связями по типу узлов сети. В то же время такая сеть имеет некий центр, сформированный на основе отражения в индивидуальной картине мира социокультурной ценности патриотизма. Среди неопределенного круга тезаурусных концептов
2012 - №2
Энциклопедия гуманитарных наук 317
наиболее тесно с гнездовой константой патриотизма связаны такие, как «любовь к Родине», «жертвенность» (понимаемая как готовность ставить общие интересы выше личных) и «идейность». В сознании студенческой молодежи «образ патриота» по ряду значимых характеристик располагается ближе всего к «образу русского» и дальше всего от «образа политика».
Патриотический ценностно-ориентационный комплекс актуализируется в определенных условиях и, в случае частой повторяемости таких условий, становится стержнем соответствующей идентичности. В актуализированном состоянии патриотический ценностно-ориентационный комплекс может быть зафиксирован с помощью измерения таких индикаторов, как патриотическая самоидентификация, чувство гордости за свою страну/народ, патриотическая жизненная позиция, признание единства своей судьбы и судьбы своего народа.
Лит.: Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006; Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. С. 5-17; Луков Вал. А. Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М., 2012; Намлинская, О. О. Национальная идентификация молодых русских в современной России. М., 2007.
PATRIOTIC VALUE ORIENTATIONS Val. A. Lukov, M. Ya. Kurganskaya (Moscow University for the Humanities)
Bibliography (transliteration): Vyrwikov A. N., Kusmarcev M. B. Patrioticheskoe vospitanie molo-dezhi v sovremennom rossijskom obwestve. Volgograd, 2006; Il’inskij I. M. Molodezh’ kak buduwee Rossii v kategorijah vojny // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №3. S. 5-17; Lukov Val. A. Teorii molodezhi : Mezhdisciplinarnyj analiz. M., 2012; Namlinskaja, O. O. Nacional’naja identifikacija mo-lodyh russkih v sovremennoj Rossii. M., 2007.