Научная статья на тему 'Патриотические ценностные ориентации'

Патриотические ценностные ориентации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1031
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОМПЛЕКСЫ ЗНАНИЙ / СХЕМЫ ОЦЕНКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTIC VALUE ORIENTATIONS / KNOWLEDGE COMPLEXES / EVALUATION SCHEMES / SOCIAL ATTITUDES / SELF-REGULATION / SOCIOCULTURAL REALITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич, Курганская Марина Яковлевна

В статье анализируются патриотические ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Value Orientations

The article analyzes patriotic value orientations.

Текст научной работы на тему «Патриотические ценностные ориентации»

Патриотические ценностные ориентации

Вал. А. Луков, М. Я. Курганская (Московский гуманитарный университет)

Патриотические ценностные ориентации представляют собой комплекс знаний, схем оценки, социальных установок, обеспечивающих саморегуляцию избирательно-предпочтительного отношения субъекта к социокультурной реальности в аспекте ценности Родины и вытекающего из этого понимания смысла жизни и конструирования жизненных целей и планов. В основе такого отношения лежит тезау-русное разделение «своего-чужого-чуждого».

Патриотические ценностные ориентации образуют в структуре индивидуального и группового тезауруса определенную подструктуру, которая выступает как «патриотический ценностно-ориентационный комплекс», который представляет собой упорядоченную по тезаурусному принципу («свой-чужой-чуждый») систему концептов (образно-понятийных конструктов), сформированную вокруг ценности патриотизма. Патриотический ценностно-ориентационный комплекс актуализируется в виде тезаурусной генерализации в ответ на провоцирующую ситуацию. Указанный комплекс обнаруживает себя в реальности как сочетание оценочных суждений и других средств выбора в ситуации неопределенности, оптимизирующих поведение субъекта (личности, группы) на основе разделяемой им ценности Родины. Результатом формирования патриотических ценностных ориентаций является определенная мера социальной идентичности, характеризуемая позитивным/нейтральным/ негативным отношением к Родине (своей стране, своему народу, своему государству и т. д.). Особенность оценочных суждений, состоящая в том, что их определяющей характеристикой является не правильность, а оптимальность для данного субъекта, входит в противоречие с построением концепции патриотического воспитания с ориентацией на рациональное поведение.

Исследования патриотических ценностных ориентаций с наибольшей активностью прово-

дятся среди молодежи (Вырщиков, Кусмар-цев, 2006; Намлинская, 2007). Это вполне оправдано тем, что патриотическое воспитание прежде всего актуально в отношении детей и молодежи, когда идет активный процесс социализации и формируются устойчивые представления, лежащие в основе гражданской, национальной и т. д. идентичности. В этой связи тематика патриотического воспитания находит отражение в концептуальных основах государственной молодежной политики (Ильинский, 2005; Луков, 2012).

При этом не вполне учитывается, что принятая трактовка развитых ценностных ориентаций как признака социальной зрелости личности и мера ее социальности может быть отнесена к молодежи с уточнением, что этот признак находится в стадии становления и, соответственно, мера обладает высокой степенью неустойчивости. В условиях динамично трансформирующегося общества патриотические ценностные ориентации молодежи испытывают на себе воздействие двух факторов изменчивости: 1) фактора общественного положения молодежи в обществе, закрепляющего статусно-ролевое свойство молодежи как группы, формирование ценностных ориентаций которой не завершено; 2) фактора социальных трансформаций, характеризующегося неустойчивостью ценностно-нормативной системы в обществе и сосуществованием альтернативных систем ценностных ориентаций.

Патриотические ценностно-ориентационные комплексы, свойственные российской студенческой молодежи, включают в себя ценностные ориентации, соединенные между собой слабыми, но значимыми связями по типу узлов сети. В то же время такая сеть имеет некий центр, сформированный на основе отражения в индивидуальной картине мира социокультурной ценности патриотизма. Среди неопределенного круга тезаурусных концептов

2012 - №2

Энциклопедия гуманитарных наук 317

наиболее тесно с гнездовой константой патриотизма связаны такие, как «любовь к Родине», «жертвенность» (понимаемая как готовность ставить общие интересы выше личных) и «идейность». В сознании студенческой молодежи «образ патриота» по ряду значимых характеристик располагается ближе всего к «образу русского» и дальше всего от «образа политика».

Патриотический ценностно-ориентационный комплекс актуализируется в определенных условиях и, в случае частой повторяемости таких условий, становится стержнем соответствующей идентичности. В актуализированном состоянии патриотический ценностно-ориентационный комплекс может быть зафиксирован с помощью измерения таких индикаторов, как патриотическая самоидентификация, чувство гордости за свою страну/народ, патриотическая жизненная позиция, признание единства своей судьбы и судьбы своего народа.

Лит.: Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006; Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. С. 5-17; Луков Вал. А. Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М., 2012; Намлинская, О. О. Национальная идентификация молодых русских в современной России. М., 2007.

PATRIOTIC VALUE ORIENTATIONS Val. A. Lukov, M. Ya. Kurganskaya (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Vyrwikov A. N., Kusmarcev M. B. Patrioticheskoe vospitanie molo-dezhi v sovremennom rossijskom obwestve. Volgograd, 2006; Il’inskij I. M. Molodezh’ kak buduwee Rossii v kategorijah vojny // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №3. S. 5-17; Lukov Val. A. Teorii molodezhi : Mezhdisciplinarnyj analiz. M., 2012; Namlinskaja, O. O. Nacional’naja identifikacija mo-lodyh russkih v sovremennoj Rossii. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.