Научная статья на тему 'Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития'

Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПАТЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIAL TAX REGIMES / THE PATENT SYSTEM OF TAXATION / PATENT / AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / SELF-EMPLOYED CITIZENS / TYPES OF BUSINESS ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболь Ольга Станиславовна

Создание комфортных условий ведения экономической деятельности, прежде всего на начальном этапе ее осуществления, объективно связано с оптимизацией фискальной нагрузки. В этой связи особую актуальность приобретают специальные режимы налогообложения, введение которых направлено на обеспечение государственной поддержки налогоплательщиков. К таким режимам относится патентная система налогообложения, применяемая особой категорией налогоплательщиков индивидуальными предпринимателями. Патентная система налогообложения, нацеленная на создание фискальных преимуществ при осуществлении индивидуальным предпринимателем деятельности, имеет и некоторые недостатки. Преимущества и недостатки патентной системы налогообложения нашли отражение в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATENT SYSTEM OF TAXATION: LEGAL SUPPORT AT THE CURRENT STAGE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Creation of comfortable conditions for conducting economic activities, especially at the initial stage of its implementation, can be objectively related to the optimization of the tax burden. In this regard, of particular relevance acquire special tax regimes, the establishment and implementation of which is aimed at providing state support to taxpayers. These modes include the patent system of taxation applicable special category of taxpayers individual entrepreneurs. Patent tax system, aimed at the creation of fiscal advantages in the implementation of the activities of an individual entrepreneur, has some disadvantages. Advantages and disadvantages of the patent system of taxation are reflected in this article.

Текст научной работы на тему «Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Ольга Станиславовна СОБОЛЬ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) ossobol@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Создание комфортных условий ведения экономической деятельности, прежде всего на начальном этапе ее осуществления, объективно связано с оптимизацией фискальной нагрузки. В этой связи особую актуальность приобретают специальные режимы налогообложения, введение которых направлено на обеспечение государственной поддержки налогоплательщиков. К таким режимам относится патентная система налогообложения, применяемая особой категорией налогоплательщиков — индивидуальными предпринимателями. Патентная система налогообложения, нацеленная на создание фискальных преимуществ при осуществлении индивидуальным предпринимателем деятельности, имеет и некоторые недостатки. Преимущества и недостатки патентной системы налогообложения нашли отражение в данной статье.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, патентная система налогообложения, патент, индивидуальный предприниматель, самозанятые граждане, виды предпринимательской экономической деятельности.

DOI: 10.17803/2311 -5998.2017.36.8.088-097

©О. С. Соболь, 2017

O. S. SOBOL,

PhD, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ossobol@msal.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

THE PATENT SYSTEM OF TAXATION: LEGAL SUPPORT AT THE CURRENT STAGE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Review. Creation of comfortable conditions for conducting economic activities, especially at the initial stage of its implementation, can be objectively related to the optimization of the tax burden. In this regard, of particular relevance acquire special tax regimes, the establishment and implementation of which is aimed at providing state support to taxpayers. These modes include the patent system of taxation applicable special category of taxpayers — individual entrepreneurs. Patent tax system, aimed at the creation of fiscal advantages in the implementation of the activities of an individual entrepreneur, has some disadvantages.Advantages and disadvantages of the patent system of taxation are reflected in this article.

Соболь О. С.

УН ИВ Е Р СИТЕТА Патентная система налогообложения: правовое обеспечение именио.е. кутаФина(мгюа) на современном этапе и перспективы развития

Keywords: special tax regimes, the patent system of taxation, patent, an individual entrepreneur, self-employed citizens, types of business economic activity.

Патентная система налогообложения направлена на создание комфортных условий налогообложения для налогоплательщиков, что должно учитываться предпринимателями в связи с проведением налогового планирования1. Патентная система имеет существенные ограничения по кругу налогоплательщиков, к которым относятся только индивидуальные предприниматели, имеющие в рамках экономического оборота правовой статус субъектов малого предпринимательства.

Патентная система налогообложения установлена Налоговым кодексом НК РФ с 1 января 2013 г.2, хотя уплата налога на основе патента для индивидуальных предпринимателей была возможна и ранее — в рамках упрощенной системы налогообложения на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ3).

Сегодня актуальность приобретают вопросы, касающиеся процедур введения патентной системы налогообложения, практических аспектов ее применения налогоплательщиками, в том числе выбора именно этой системы налогообложения с учетом возможности использования иных специальных налоговых режимов и применения общей системы налогообложения4.

Согласно п. 5 ст. 12, п. 7 ст. 346.43, п. 8 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается не только данным Кодексом, но и законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в случаях, порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, устанавливают ограничения на переход на патентную систему налогообложения и на ее применение, а также налоговые ставки, налоговую базу (особенности определения), налоговые льготы.

Следует отметить, что патентная система налогообложения введена практически во всех субъектах РФ, например в Москве действует Закон г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 «О патентной системе налогообложения»5, в Московской области — Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-03 «О патентной системе налогообложения на территории Московской области»6.

1 См.: Налоговое право: учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтино-ва. М.: Проспект, 2015. С. 120—141 (автор главы — к. ю. н., доцент В. А. Мачехин).

2 См.: Федеральный закон от25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3447.

3 Ст. 346.25.1 НК РФ утратила силу с 1 января 2013 г. I

4 О системности в налоговом праве см.: Боптинова О. В. Системность в налоговом и бюд- □ жетном праве Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2016.

№ 7 (68). С. 57—67. §

5 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 65.

6 Ежедневные новости. Подмосковье. 2012. № 209. ПРАВО

>

'И 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Анализ практических вопросов, возникающих при применении патентной системы налогообложения, предполагает рассмотрение преимуществ указанного специального налогового режима. Вместе с тем эта система не является универсальным режимом налогообложения и ее применение сопряжено с ограничениями, установленными НК РФ и законами субъектов РФ, что зачастую трактуется в качестве ее недостатков7. Охарактеризуем с обозначенных позиций специальный налоговый режим, действующий в рамках патентной системы налогообложения.

Переход на патентную систему налогообложения, совмещение патентной системы, например, с упрощенной системой налогообложения, возврат к общему режиму налогообложения осуществляются в добровольном порядке.

Как указывалось, круг налогоплательщиков, имеющих право применять патентную систему, законодательно ограничен индивидуальными предпринимателями как наименее защищенными субъектами предпринимательской деятельности. Соответственно для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе имеющих статус субъектов малого предпринимательства, возможность перехода на патентную систему налогообложения не предусмотрена.

Такое ограничение вполне допустимо с учетом особенностей патентной системы, которые будут раскрыты в дальнейшем. Вместе с тем с позиции классификации налогов на реальные и личные платежи налоги, установленные в рамках патентной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, рассматриваются в качестве реальных налогов. Если патентную систему налогообложения вправе применять только индивидуальные предприниматели, то переход на уплату единого налога на вмененный доход возможен для индивидуальных предпринимателей и организаций при условии установления и введения единого налога на соответствующей территории в порядке, предусмотренном НК РФ.

На территории Москвы система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не применяется8, в Московской области практически во всех муниципальных районах и городских округах налог введен решениями советов депутатов9. Но с 1 января 2021 г положения главы 26.3 НК РФ, устанавливающие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, прекратят применяться на всей территории РФ10. В этой связи организации не будут иметь возможности выбора между уплатой реальных и личных налоговых платежей при переходе на специальный налоговый режим. Данный подход видится не вполне обоснованным с позиции поддержки субъектов малого предпринимательства

7 См., например: ВарнаковаГ. Ф, Макарова С. Т. Преимущества и недостатки патентной системы налогообложения // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 3 (5). С. 121—123.

8 Закон г. Москвы от 26 сентября 2012 г. № 45 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» утратил силу с 1 января 2014 г.

9 См.: URL: www.nalog.ru (дата обращения: 05.2017).

10 Федеральный закон от 29 июня 2012 г № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"». Ст. 5 // СЗ РФ. 2012. № 27. Ст. 3588.

"Т^ЕСТНИК

в МУНИВЕРСИТЕТА

л-имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Соболь О. С.

Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития

91

и создания им комфортных налоговых условий для ведения предпринимательской деятельности.

Отдельного комментария требуют предложения о применении патентной системы налогообложения самозанятыми лицами, то есть физическими лицами, не имеющими работодателей, наемных работников и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности11. Подобные положения призваны стимулировать указанных лиц к уплате налога и страховых взносов в бюджетную систему РФ. Предполагается, что уплата таких платежей должна происходить по принципу «одного окна» практически одновременно с государственной регистрацией в качестве самозанятого лица12.

НК РФ предусматривает возможность для физических лиц одновременно с государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя получить патент на соответствующий вид предпринимательской деятельности, по которому предусмотрено применение патентной системы налогообложения законом субъекта РФ.

Как уже отмечалось, возможность применения патентной системы налогообложения установлена в отношении тех видов предпринимательской деятельности, перечень которых определен НК РФ. С 1 января 2016 г. перечень расширен с 47 до 63 видов деятельности13.

Определены виды деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Некоторые из указанных видов деятельности достаточно сложно квалифицировать в качестве предпринимательской деятельности, которая имеет направленность на систематическое получение прибыли. Это относится, например, к медицинской деятельности, при осуществлении которой отдельные услуги оказываются на платной основе, что не должно менять направленности медицинской деятельности на излечение пациента, а не на систематическое получение прибыли. Представляется более точным определение в НК РФ «видов экономической деятельности». В этой связи заметим, что на территории РФ действует универсальный акт — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), нормы НК РФ об установлении патентной системы налогообложения содержат указание на ОКВЭД 2.

Виды предпринимательской деятельности, на осуществление которых может быть получен патент, устанавливаются законом субъекта РФ при введении в действие патентной системы налогообложения. Сфера действия патента ограничена территорией соответствующего субъекта РФ, а в отдельных случаях,

11 См.: Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // URL: www.minfin.ru (дата обращения: 05.2017).

12 Согласно Основным направлениям налоговой политики РФ на 2017 год и на плановый

период 2018 и 2019 годов планируется освобождение самозанятых граждан от уплаты I

налогов и страховых взносов до 31 декабря 2018 года // URL: www.minfin.ru (дата обра- Л

щения: 05.2017).

13 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в статью О 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.

2015. № 29 (ч. I). Ст. 4358. ПРАВО

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

установленных законом субъекта РФ, действие патента может быть ограничено территорий какого-либо муниципального образования. Это актуально при таких видах предпринимательской деятельности, как сдача в аренду собственного недвижимого имущества, поскольку в зависимости от места нахождения объекта недвижимости устанавливается размер потенциально возможного к получению годового дохода от осуществления деятельности.

Патент, полученный на территории одного субъекта РФ на осуществление вида предпринимательской деятельности, не дает права на применение патентной системы налогообложения по этому виду деятельности на территории другого субъекта РФ, что определено порядком установления и введения в действие патентной системы налогообложения. Полагаем, что решение отдельных процедурных вопросов, возникающих при получении патента, может быть несколько другим.

Так, налоговый орган вполне может рассчитать стоимость патента при намерении индивидуального предпринимателя осуществлять один вид предпринимательской деятельности на территориях, например, близлежащих субъектов РФ, а затем самостоятельно направить документы такого предпринимателя в территориальный налоговый орган соответствующего субъекта РФ для постановки на учет налогоплательщика по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

Применительно к деятельности на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях предложенный подход подтверждается судебной практикой. В частности, при выдаче патента на осуществление предпринимательской деятельности по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, налоговый орган должен исчислить сумму налога, основываясь на показателях, характеризующих действительный потенциально возможный годовой доход исходя из местонахождения недвижимого имущества, являющегося источником извлечения такого дохода14.

При определении видов предпринимательской деятельности, осуществляемых на основе патента, субъект РФ вправе установить дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам. Следует учитывать, что патентная система налогообложения может применяться только при оказании бытовых услуг физическим лицам, если же такие услуги оказываются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, то следует применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Эта позиция продиктована тем, что оказание бытовых услуг осуществляется в рамках договора бытового подряда, заказчиком по которому выступает гражданин15.

Применение патентной системы налогообложения возможно при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности в целом, а не в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, принадлежащих ин-

14 См.: определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2015 г № 309-КГ15-6810 по делу № А60-26975/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.2017).

15 См.: письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-11-11/48 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 05.2017).

в

ЕСТНИК Соболь С „ „ о-э

УНИВЕРСИТЕТА Патентная система налогообложения: правовое обеспечение имени о.Е.кугафина(мгюА) на современном этапе и перспективы развития

дивидуальному предпринимателю на праве собственности и передаваемых по договорам аренды (найма), с учетом того, что такие объекты недвижимости расположены на территории одного субъекта РФ16. В случае же разграничения территории субъекта РФ по территориям действия патента объекты недвижимости должны быть расположены на соответствующей территории действия патента.

Налогоплательщик, намеренный применять патентную систему налогообложения, должен учитывать, что такая возможность связана не только с видом предпринимательской деятельности, но и со средней численностью привлекаемых работников, которая не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам деятельности. При определении средней численности привлекаемых работников учитываются лица, работающие по трудовым договорам, в том числе внешние совместители, а также исполнители работ по гражданско-правовым договорам.

Обязательным элементом при введении в действие патентной системы налогообложения является установление размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по соответствующим видам предпринимательской деятельности. Такой размер устанавливается законом субъекта РФ и по общему правилу не может превышать 1 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора и возможности повышения по отдельным видам деятельности от 3 до 10 раз. В этой связи становится очевидным льготный характер патентной системы налогообложения, поскольку налогоплательщик утрачивает право на ее применение только в том случае, если его доходы с начала календарного года по всем видам деятельности, в отношении которых применяются патентная система налогообложения и упрощенная система налогообложения, превысили 60 млн руб.

НК РФ предоставляет субъектам РФ право в целях определения налоговой базы дифференцировать установленные виды предпринимательской деятельности, если такая дифференциация предусмотрена ОКВЭД 2 и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), дифференцировать территорию субъекта по территориям действия патентов.

Кроме того, НК РФ ориентирует субъекты РФ на использование гибкого подхода при определении налоговой базы и позволяет учитывать дополнительные показатели (средняя численность работников, количество транспортных средств, количество обособленных объектов, размер их площадей, др.). Например, в Московской области размер потенциально возможного к получению годового дохода по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования зависит от количества привлекаемых работников (увеличен более чем в 7 раз, если количество привлекаемых работников от 4 до 15 человек, по сравнению с размером дохода, возможного к получению при осуществлении деятельности без привлечения работников). Размер налоговой базы при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным

Л □

н □

Ш

альному предпринимателю на праве собственности» // СПС «КонсультантПлюс» (дата

обращения: 05.2017). ПРАВО

16 См.: письмо ФНС России от 28 марта 2013 г. № ЕД-3-3/1116 «О получении патента в отношении части сдаваемых в аренду нежилых помещений, принадлежащих индивиду-

>

'И 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

транспортом зависит от количества транспортных средств (почти в 5 раз выше, если индивидуальный предприниматель использует от 4 и более транспортных средств, чем при использовании 1 транспортного средства).

С позиции фискальной составляющей патентной системы налогообложения для налогоплательщика устанавливается новый налог — налог на потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности. От уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, налога на добавленную стоимость (кроме «внешнего» налога на добавленную стоимость) по общему правилу налогоплательщик освобождается, но только в отношении тех видов предпринимательской деятельности, на которые получен патент.

Заметим, что освобождение индивидуального предпринимателя от НДС не всегда следует воспринимать позитивно, поскольку такое освобождение экономически ограничивает сотрудничество индивидуального предпринимателя с контрагентами, которые являются плательщиками данного налога, и соответственно оказывает влияние на круг деловых отношений предпринимателя.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, получившие патент на соответствующий вид предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты торгового сбора по этому виду предпринимательской деятельности, если в отношении такой деятельности установлен и введен торговый сбор17.

От уплаты иных налоговых платежей, исполнения обязанностей налоговых агентов индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не освобождаются. Они признаются страхователями и обязаны платить страховые взносы за себя и работников по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды.

Сумма налога, исчисленная по патентной системе, не уменьшается на сумму исчисленных страховых взносов, как это происходит при уплате налога по упрощенной системе налогообложения или единого налога на вмененный доход, хотя подобное правило исчисления планируется установить18.

Сумма налогового платежа, подлежащая уплате налогоплательщиком, применяющим патентную систему налогообложения, подлежит исчислению по более низкой налоговой ставке, чем ставка налога на доходы физических лиц. Налоговая ставка по патентной системе налогообложения установлена в размере 6 %. Причем с января 2015 г. субъекты РФ вправе вводить двухлетние «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ19.

17 Об установлении торгового сбора см.: Уксусов В. В. Компетенция муниципальных образований в сфере налогообложения // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (58). С. 79—84.

18 См.: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов // URL: www.minfin.ru (дата обращения: 05.2017).

19 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 30. Указанные нормы не применяются с 1 января 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

ЕСТНИК Соболь С „ „ ак

УНИВЕРСИТЕТА Патентная система налогообложения: правовое обеспечение имени о.Е.кугаФина(мгюА) на современном этапе и перспективы развития

Например, в Москве «налоговые каникулы» установлены Законом г Москвы от 18 марта 2015 г. № 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»20, в Московской области — Законом Московской области от 9 апреля 2015 г. № 48/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области"»21.

Такие налоговые льготы в полной мере соответствуют цели налогового стимулирования развития малого предпринимательства на начальном этапе его становления. Субъекты РФ при установлении «налоговых каникул» определяют конкретные сферы и виды предпринимательской деятельности в их рамках (например, в Московской области — это виды деятельности в производственной и социальной сферах), а также имеют право ограничивать численность работников, предельные размеры дохода по конкретному виду предпринимательской деятельности.

Определение налогового периода при применении патентной системы налогообложения строится с учетом создания комфортных условий ведения индивидуальным предпринимателем деятельности. По общему правилу налоговым периодом признается календарный год, но НК РФ допускает выдачу патента на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года, что не может быть изменено законом субъекта РФ. Индивидуальный предприниматель самостоятельно принимает решение о периоде, на который он намерен получить патент, что законодательно не зависит от вида предпринимательской деятельности.

Особенности порядка исчисления налога в рамках патентной системы налогообложения связаны с определенной законом субъекта РФ налоговой базой, налоговым периодом, на который выдан патент индивидуальному предпринимателю, и действующим размером налоговой ставки. Размер налогового платежа исчисляет не налогоплательщик, а налоговый орган, сумма исчисленного и подлежащего уплате налога указывается в патенте, кроме того, патент содержит указание на расчет налога с учетом всех трех показателей (налоговая база, налоговый период, налоговая ставка).

Порядок и сроки уплаты налога установлены НК РФ и определены периодом действия патента: уплата осуществляется либо разовым платежом (срок действия патента до шести месяцев), либо поэтапно (срок действия патента свыше шести месяцев до календарного года), но всегда до окончания налогового периода. В патенте обязательно указывается срок уплаты налога, например «в срок не позднее 01 июня 2017 года».

Таким образом, специальный налоговый режим, установленный в рамках патентной системы налогообложения, определяет существенные особенности таких элементов налога, как порядок его исчисления и порядок и сроки уплаты. Л

В частности, налог подлежит исчислению не по окончании налогового периода,

В

20 Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2015. № 18.

Ежедневные новости. Подмосковье. 2015. № 70. ПРАВО

21

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

а до его начала, а уплата налога осуществляется в течение налогового периода, иное влечет направление индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, пеней и штрафа.

Если индивидуальный предприниматель совмещает патентную систему налогообложения с упрощенной системой налогообложения и утрачивает право на применение патентной системы налогообложения, то он должен за период ее применения уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, налог, подлежащий уплате в рамках упрощенной системы налогообложения, индивидуальный предприниматель платит только с доходов, полученных по видам деятельности, на которые не выдавался патент22.

Особенности патентной системы налогообложения, в частности порядок исчисления налогового платежа в ее рамках, обусловили отсутствие необходимости представлять в налоговый орган налоговую декларацию. Это удобно для индивидуального предпринимателя, но может в некоторой степени усложнить его взаимодействие с финансовыми организациями при реализации намерения получить кредит, поскольку в патенте указан только потенциально возможный к получению доход и исчисленный в этой связи налог.

Несмотря на отсутствие требования представления налоговой отчетности в форме налоговой декларации, налогоплательщик обязан вести налоговый учет в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, которая ведется отдельно по каждому полученному патенту23. Налоговый учет ведется в хронологической последовательности на основе первичных документов с отражением всех хозяйственных операций, связанных с получением доходов от реализации, в соответствующем налоговом периоде. От ведения бухгалтерского учета индивидуальный предприниматель освобожден.

Отметим также, что налогоплательщик, применяющий патентную систему налогообложения, до 1 июля 2018 г., освобождается от обязанности применения контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт при условии выдачи по требованию клиента в момент оплаты товара документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар24. Невыдача клиенту при отсутствии его требования документа, подтверждающего оплату товара, не образует состава администра-

22 См.: определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 309-КГ16-2360 по делу № А60-9229/2015 ; определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2016 г. № 305-КГ16-1719 по делу № А40-21506/2015 ; письмо Минфина России от 26 апреля 2016 г. № 03-11 -12/24008 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.2017).

23 См.: приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» // Российская газета. 2012. № 301.

24 См.: Федеральный закон от 22 мая 2003 г № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». П. 2.1 ст. 2 // СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

"Т^ЕСТНИК

в МУНИВЕРСИТЕТА

л-имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Соболь О. С.

Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития

97

тивного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, что находит подтверждение в судебной практике25.

Таким образом, охарактеризованные особенности патентной системы налогообложения позволили выявить существенные преимущества такого специального режима налогообложения для особой категории налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем применение данной системы налогообложения может не отвечать интересам отдельных участников экономического оборота, что самостоятельно оценивается налогоплательщиками.

1. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 7 (68). — С. 57—67.

2. Варнакова Г. Ф., Макарова С. Т. Преимущества и недостатки патентной системы налогообложения // Поволжский педагогический поиск. — 2013. — № 3 (5). — С. 121—123.

3. Налоговое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Проспект, 2015. — 312 с.

4. Уксусов В. В. Компетенция муниципальных образований в сфере налогообложения // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 9 (58). — С. 79—84.

БИБЛИОГРАФИЯ

I А

Л □

25 См.: постановление Верховного Суда РФ от 20 января 2016 г. № 304-АД15-17629 по делу № А81 -1485/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.2017).

□ В □

гп

ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.