Научная статья на тему 'Паспортизация нефтепродуктового сектора топливно-энергетического комплекса региона как фактор его экономической безопасности (на примере Южного федерального округа)'

Паспортизация нефтепродуктового сектора топливно-энергетического комплекса региона как фактор его экономической безопасности (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесных Ю.Г.

Сейчас, когда в мировом производстве господствуют традиционные энергоносители нефть, газ, уголь, электроэнергия, вопрос о способах и механизмах обеспечения энергетической безопасности государства по-прежнему остается одним из самых актуальных. Обладая огромной территорией, богатой историей и непростой геополитической конъюнктурой развития, современная Россия сформировала топливно-энергетический комплекс с яркими, индивидуальными региональными чертами, которые необходимо учитывать при разработке и реализации государственной энергетической стратегии. Решить поставленную задачу призваны так называемые «энергетические паспорта» субъектов Федерации. В статье автор делает попытку сформулировать основные методологические принципы паспортизации процесса нефтепродуктообеспечения на примере весьма уникального с точки зрения энергетической безопасности региона страны, а именно, Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паспортизация нефтепродуктового сектора топливно-энергетического комплекса региона как фактор его экономической безопасности (на примере Южного федерального округа)»

ПАСПОРТИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВОГО СЕКТОРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (на примере Южного федерального округа)

ю.г. лесных,

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный университет

Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 года1 предусматривает в подпрограмме «Энергоэффективность в сфере потребления» осуществить энергетическую паспортизацию потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов с целью установления количества, качества использования топливно-энергетических ресурсов и объективных параметров потребностей в них. Данным документом предусмотрено формирование энергетических паспортов пяти уровней:

• энергетический паспорт муниципального образования;

• энергетический паспорт организации;

• энергетический паспорт предприятия2;

• энергетический паспорт здания;

• технический паспорт котельной. Представленный перечень не предполагает

энергетической паспортизации региона, вместе с тем данный вопрос должен быть первоочередным, поскольку он, на наш взгляд, позволит осуществить мониторинг факторов эндогенной и экзогенной природы, которые влияют на состояние остальных пяти объектов анализа.

Территориальное управление топливно-энергетическим комплексом региона направлено на удовлетворение потребностей в энергоресурсах всех субъектов экономики — населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи

1 Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 годы и на перспективу до 2010 года. — М., 2001.

2 ГОСТ Р 51379-99 Энергетический паспорт промышленного

потребителя топливно-энергетических ресурсов.

и т. д. Эффективность этого управления основана на относительной экономической и правовой самостоятельности региона, на его территориальной целостности, на сложившейся системе хозяйствования и управления.

В рамках исследования Томского регионального центра управления энергосбережением3 по проблеме создания энергетического паспорта региона были предусмотрены следующие его разделы:

1. Общая характеристика региона (занимаемая площадь, количество административных районов, плотность населения, количество городов, сельских населенных пунктов).

2. Географическое положение и климатические условия (с указанием следующих данных по населенным пунктам: период со среднесуточной температурой меньше 8°С; средняя температура периода; число градусо-суток отопительного сезона).

3. Социально-экономическое развитие региона:

3.1. Численность постоянного населения, тыс. чел.

3.2. Доля городского населения, %

3.3. Валовый региональный продукт, млрд руб.

3.4. Объем промышленной продукции, млрд руб.

3.5. Объем сельскохозяйственной продукции, млрд руб.

3.6. Городской жилищный фонд, млн м2

3.7. Сельский жилищный фонд, млн м2

3.8. Обеспеченность городского и сельского (отдельно) жилищного фонда, в %: центральным отоплением, водопроводом, канализацией, ваннами, газом, горячим

3 www. es. tomsk. ru

водоснабжением, напольными электроплитами.

4. Сведения о добыче, производстве и транспортировке энергоресурсов:

4.1. Добыча и производство энергоресурсов

4.2. Производство электрической и тепловой энергии

4.3. Ввоз энергоресурсов

4.4. Вывоз энергоресурсов

5. Сведения о потреблении энергоресурсов

5.1. Потребление энергоресурсов в регионе, всего (по видам энергоресурсов)

5.2. Потребление энергоресурсов в отраслевых комплексах (по видам энергоресурсов)

6. Эффективность использования энергоресурсов:

6.1. Энергоемкость валового регионального продукта, кг у. т/руб.

6.2. Энергоемкость жизнеобеспечения, кг. у. т. /чел. град. сутки

6.3. Энергоемкость промышленной продукции, г. у. т/руб.

6.4. Энергоемкость сельскохозяйственной продукции, кг у. т/руб.

6.5. Энергоемкость коммунального хозяйства, кг у. т/м2.

6.6. Обеспеченность региона собственными энергоресурсами, о. е.

7. Контрольные задания по экономии энергоресурсов:

7.1. Годовое снижение энергоемкости валового регионального продукта, %

7.2. Планируемый валовоый региональный продукт, млрд руб.

7.3. Энергоемкость валового регионального продукта, кг у. т. /руб.

7.4. Потребление энергоресурсов, млн т у. т.

7.5. Планируемая экономия энергоресурсов, тыс. т у. т.

7.6. Экономия в отраслевых комплексах, тыс. т у. т.: промышленность, строительство, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт, прочие.

7.7. Экономия по видам энергоресурсов: газ (н. м3), нефтепродукты (тыс. т), уголь (тыс. т), электроэнергия (млн. кВт/ч), тепловая энергия (тыс. Гкал), прочие.

Сведения по разделам паспорта могут быть получены из форм государственного статистического наблюдения и должны содержать обобщающую информацию по отраслевым комплексам и в динамике сопоставляемых лет.

Основываясь на собственных разработках в области экономической и энергетической безопасности, перспектив развития топливно-энергетического комплекса страны и применяя алгоритм, мы попытались дополнить методику Томского регионального центра управления энергосбережением оценкой состояния и перспектив развития ТЭК на этапе нефтепродуктообеспечения с позиций экономической и энергетической безопасности региона, в частности Юга России.

Энергетическая безопасность — это состояние защищенности граждан, общества, государства и обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливному и энергетическому обеспечению со стороны факторов внутри- и внешнеэкономического, социально-политического и геополитического, техногенного, конъюнктурного и природного происхождения, а также несовершенства ресурсной базы ТЭК и управления энергетикой.

Требования различных групп потребителей к устойчивости их энергообеспечения определяются, с одной стороны, технологическими особенностями отдельных производственных процессов, а с другой — ролью различных отраслей экономики и групп потребителей в жизнеобеспечении населения, экологической и производственной безопасности, обороноспособности страны и др.

Определяющим в обеспечении энергетической безопасности является диагностика текущих и перспективных состояний ТЭКа — мониторинг и индикативный анализ. С этих позиций паспортизация процесса нефтепродуктообеспечения должна основываться на технико-экономическом районировании и давать возможность гибкого и взаимосогласованного анализа ситуации в энергетике на различных уровнях отраслевой, территориальной (объект — территория — регион — страна), временной (функционирование — развитие) и управленческой (руководство хозяйствующей единицы — администрация территории — руководство отрасли — Минэкономики — Правительство РФ — Совет Безопасности — Президент РФ) иерархий.

Сущность промышленного районирования — выделение и обоснование производственно-территориальных сочетаний разного таксонометричес-кого ранга, складывающихся внутри промышленности как результат региональных взаимодействий между экономикой, техникой и природой. Главным критерием обоснования промышленного района в первом приближении являются особенности тех производственно-территориальных сочетаний, которые выделяют данный район среди других.

Дальнейшая дифференциация осуществляется, принимая во внимание перспективы развития, на основе возможных изменений в структуре производства, использования резервных территорий, характера внутренних связей, что позволяет выделить специфику разделения труда между составными частями района не только в структурном отношении, но и в территориальном.

Промышленные регионы отличаются друг от друга по многим признакам: масштабам производства и территории; времени и условиям формирования; районообразующим фактором; обеспеченности сырьевыми топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами, специализации и структуре производства; внутренним и внешним связям; территориальной организации производства и т. д. Среди ведущих признаков типологизации районов основными являются генетические, включающие условия, предпосылки и стадии районообразова-ния, функциональные (специализация производства) и структурные (особенности взаимного сочетания составных частей). Логика размещения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности определяется следующими факторами:

1) объемами потребления нефтепродуктов в районах;

2) техникой переработки и транспортировки нефти;

3) территориальными сочетаниями между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. В процессе своего развития предприятия нефтепереработки приблизились к областям потребления нефтепродуктов. Эти предприятия возникли на пути следования сырой нефти по Волге, вдоль трасс и на концах нефтепроводов, в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением. Однако до сих пор значительное количество нефти перерабатывается в местах ее добычи: на территории между Волгой и Уралом, в Северном районе и на Северном Кавказе (табл. 1).

С целью ликвидации обозначенной пространственной удаленности производителей и потребителей нефтепродуктов, т. е. снижения транспортных

расходов и обеспечения бесперебойных поставок, стратегическим направление реконструкции нефтеперерабатывающего комплекса признается необходимость рассредоточения мощностей в европейской части России путем строительства новых заводов вдоль магистральных нефтепроводов.

Специфика российской нефтепереработки, территориальная мощь страны, ее геополитическое положение и неоднородность по таким признакам, как: развитие промышленности, численность населения, структура отраслей специализации регионов — явились исходными параметрами для выработки методики экономическо-географичес-кого районирования отечественного внутреннего рынка нефтепродуктов, который применительно к его региональным проявлениям классифицирован нами по следующим основаниям (табл. 2).

Часть из классификационных признаков напрямую связана с процессом производства и сбыта нефтепродуктов, часть — характеризует потенциал производства углеводородов, другие раскрывают особенности спроса на нефтепродукты: объем, динамику и структуру потребления нефтепродуктов в регионе, возможные перспективы роста либо снижения данных показателей.

Проведем анализ региональной специфики процесса нефтепродуктообеспечения на примере ТЭК Юга России, который в силу исторического своеобразия, геополитической и геоэкономической специфики данной территории имеет индивидуальную окраску.

Общая характеристика региона. Административно Юг страны организован в Южный федеральный округ (ЮФО), включающий 2 края, 3 области и 8 национальных республик (рис. 1). Лишь некоторые из субъектов ЮФО представляют определенный интерес для поставщиков нефтепродуктов. В их числе Краснодарский и Ставропольский края; Ростовская, Волгоградская и Астраханская области; Республики Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания. Оставшиеся административные единицы имеют слабые или очень специфичные геополитические и экономические характеристики, наличие которых не позволяет включать их в пе-

Таблица 1

Принципы размещения предприятий нефтеперерабатывающей отрасли

рбл пас еер р ре тр Принцип Примеры

В пунктах с выгодным транспортно-географическим положением Хабаровск и др.

п е о е п не ф щ В местах добычи В северном районе: Ухта и др. На северном Кавказе: Грозный, Краснодар и др.

е н а На концах нефтепроводов Туапсе, Орск, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре

а На пути следования сырой нефти Ярославль — Нижний Новгород — Саратов — Волгоград

Вдоль трасс Рязань, Москва, Омск, Ачинск и др.

Таблица 2

Методика экономическо-географического районирования российского рынка нефтепродуктов

Классификационный признак Тйп регионов

По объемам запасов нефти 1) регионы с высоким уровнем запасов (Западная Сибирь); 2) регионы со средним уровнем запасов (Урал, Поволжье, Север европейской части); 3) регионы с низким уровнем запасов (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток, континентальный шлейф)

По степени разработанности месторождений 1) перспективные районы, находящиеся на пике нефтедобычи (регионы западной Сибири); 2) истощенные районы (Урало-Поволжский, Северный Кавказ); 3) районы с начальной стадией освоения (Восточная Сибирь, Дальний Восток, кроме о. Сахалин)

По соотнесенности производителей и потребителей нефтепродуктов 1) субъекты, характеризующиеся наличием на своей территории НПЗ; 2) субъекты, характеризующиеся наличием НПЗ в соседних регионах; 3) субъекты, находящиеся в изоляции от НПЗ

По влиянию на формирование бюджета региона 1) регионы с нефтяной доминантой в формировании бюджета; 2) регионы с незначительным участием нефтяной отрасли в формировании бюджета

По уровню развития конкуренции 1) субъекты с монополистическим рынком нефтепродуктов; 2) субъекты с олигополистическим рынком нефтепродуктов

По степени развития малого бизнеса 1) субъекты с низкой степенью развития малого предпринимательства и наличием сбытовой сети ВИНК; 2) субъекты, характеризующиеся присутствием малого бизнеса

По интенсивности автотранспортного потока 1) субъекты, имеющие на своей территории разветвленную транспортную сеть и транспортные узлы федерального значения; 2) субъекты, не имеющие на своей территории автодорог федерального значения, но характеризующиеся высокой степенью развития региональных транспортных сетей; 3) субъекты с низким уровнем развития автотранспортной конъюнктуры

По близости к транзиту автомобилей 1) субъекты, через которые проходят основные транзитные направления следования автотранспортных средств; 2) субъекты, находящиеся вдали от основных направлений транзита автотранспортных средств

По степени развития промышленного производства 1) регионы с высоким уровнем развития промышленного производства и обширным автомобильным парком; 2) регионы со средним уровнем развития промышленного производства; 3) регионы с низким уровнем развития промышленного производства и незначительным автомобильным парком

В зависимости от структуры городского транспорта 1) регионы с преобладанием городского транспорта, потребляющего нефтепродукты (дизельное топливо); 2) регионы с преобладанием городского транспорта, потребляющего электроэнергию (троллейбусы, трамваи)

По степени обеспеченности 1) субъекты-экспортеры нефтепродуктов; 2) субъекты-импортеры нефтепродуктов

По степени обеспеченности населения автотранспортными средствами 1) 0 — 0,5 АТС на душу населения; 2) 0,5 — 1,0 АТС на душу населения; 3) более 1,0 на душу населения

По степени обеспеченности домашних хозяйств легковыми автомобилями 1) более чем 1 автомобиль на каждого члена семьи, достигшего предусмотренного законодательством возраста, допускающего управление автотранспортным средством; 2) по 1 автомобилю на каждого члена семьи, достигшего предусмотренного законодательством возраста, допускающего управление автотранспортным средством; 3) менее 1 автомобиля на каждого члена семьи, достигшего предусмотренного законодательством возраста, допускающего управление автотранспортным средством

По отраслям специализации региона 1) преимущественно промышленное производство; 2) преимущественно сельскохозяйственное производство; 3) смешанная отраслевая структура экономики

Рис. 1. Политико-административное деление ЮФО

Таблица 3

Общая характеристика субъектов ЮФО

Наименование субъекта Площадь, Численность Наименование Площадь, Численность

тыс. кв. км населения, тыс. чел. субъекта тыс. кв. км населения, тыс. чел.

Республика Адыгея 7,6 444,9 Карачаево-Черкесская Республика 14,1 439,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астраханская область 44,1 1 008,7 Краснодарский край 76,0 4 987,6

Волгоградская область 114,1 2 636,5 Ростовская область 100,8 4 286,2

Республика Дагестан 50,3 2 179,5 Республика Северная Осетия-Алания 8,0 678,2

Республика Ингушетия 4,2 466,3 Ставропольский край 66,2 2 735,1

Чеченская Республика 15,1 624,6 Кабардино-Балкарская 12,5 782,0

Республика Калмыкия 75,9 305,6 Республика

речень привлекательных регионов с точки зрения ведения энергосбытового бизнеса.

Привлекательность перечисленных выше субъектов обусловлена следующими факторами:

• протяженностью федеральных автомобильных дорог;

• количеством автомобильного транспорта;

• плотностью проживающего населения (табл. 3);

• наличием развитой эколого-курортной инфраструктуры и стратегическим расположением. Протяженность автодорог федерального значения по территории ЮФО превышает 4 000 км.

Транспортные артерии связывают европейскую территорию России с республиками Закавказья и далее Грузию, Азербайджан, Армению и Иран. Крупные порты Черного и Каспийского морей

являются связующими звеньями в прохождении транзитного потока из Европы в страны Азии. В летний период грузопоток по основным магистралям существенно увеличивается из-за начала периода отпусков. В этот период загрузка основных автодорог в направлении черноморского региона и курортов Кавказских Минеральных Вод превышает показатель в 30 тыс. авт. /сут. Ежегодный прирост объемов автотранспортных перевозок составляет 15—17 %. Такой важный показатель, как: количество автомобилей на 1 000 человек, превышает средний по стране на 8,6 %4.

Если говорить об общих негативных факторах, влияющих на развитие экономики субъектов ЮФО, следует упомянуть:

4 Госкомстат РФ, Крайавтодор Ставропольского края.

100%

Краснодар

Ростов Ставрополь Волгоград Нальчик

Черкесск Владикавказ

□ ЮКОС □ ЛУКОЙЛ □ Роснефть □ Газпром □ ТНК □ Другие

Рис. 2. Доли основных поставщиков нефтепродуктов на территориях субъектов ЮФО в 2006 г.

100%

74

68

23 I 30 -

иу

Краснодар

Ростов Ставрополь Волгоград

] ЮКОС □ ЛУКОЙЛ □ Роснефть □ ТНК □ Другие

Рис. 3. Доли основных представителей розничного рынка нефтепродуктов

рынка ЮФО в 2006

• нестабильную политическую ситуацию в регионе (события, происходившие ранее и имеющие место на данный момент на территории Чеченской Республики и на сопредельных с ней субъектах, наложили негативный отпечаток на развитие экономики как самой Чечни, так и региона в целом);

• геополитическое расположение, отличающееся высокой степенью внешних рисков;

• отсутствие развитой инфраструктуры;

• социальную нестабильность ряда субъектов и др.

Субъектный состав рынка нефтепродуктов ЮФО.

Субъектный состав Южного федерального округа

представлен всеми основными крупными нефтяными компаниями (ВИНК), вместе с тем в настоящее время на долю независимых трейдеров приходится значительная доля поставок нефтепродуктов в регион. В Краснодарском крае, Волгоградской и Астраханской областях расположены нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти», «ЛУКОйла» и «Газпрома». Это обстоятельство является основополагающим фактором в распределении товарных потоков в регионе (рис. 2).

После распада «Госком-нефтепродукта» его преемниками стали самостоятельные предприятия, которые сконцентрировали в своих руках власть над перерабатывающими заводами региона, что к концу 90-х окончательно сформировало тенденции развития нефтяной отрасли страны по каждому ее региону. ЮФО не стал исключением, что наглядно демонстрируют данные рис. 2 о закреплении ВИНК в подконтрольных им регионах. На распределение долей существенное влияние оказывают производственные мощности нефтеперерабатывающих заводов и развитость собственной сбытовой инфраструктуры конкретной компании.

С точки зрения логистики, данные, приведенные выше, абсолютно оправданы. Пользуясь максимальным нетбеком5, компания занимает доминирующую позицию в регионе присутствия собственных перерабатывающих мощностей. Аналогичным образом компании осуществляют попытки распространения собственного влияния на соседствующие субъекты. Наличие же в ЮФО сразу трех нефтеперерабатывающих заводов разных ВИНК обусловливает серьезную конкурентную борьбу. Для более детального

78

22

89

11

Черкесск Владикавказ

5 Нетбек = хранения).

розн. цена — (трансп. расх. + оборот + стоимость

рассмотрения этой ситуации на рис. 3 представлен удельный вес субъектов нефтяного комплекса на розничном рынке рассматриваемого региона.

Исходя из представленных данных, можно заметить преобладание независимых трейдеров во всех рассматриваемых субъектах кроме Краснодарского края, где их доля, тем не менее, достаточно велика. Наиболее высокая степень конкуренции возможна в Республике Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае, а также в Карачаево-Черкесской Республике и Волгоградской области. Хотя и оставшиеся субъекты лишь немногим уступают упомянутым ранее по удельному весу независимых участников рынка. Интересен и тот факт, что Карачаево-Черкесская Республика и Северная Осетия — регионы, в которых крупный нефтяной бизнес представлен лишь НК «Роснефть», а в Краснодарском крае ее доля — наибольшая. «ЛУКойл» смог закрепиться на лидирующих позициях лишь в Волгограде, а ТНК-ВР — в Ростове-на-Дону.

Если рассмотреть соотношение таких показателей , как объемы поставок нефтепродуктов в регион и количество собственных автозаправочных станций, становится очевидной несоразмерность объемов поставок с развитостью собственной сбытовой инфраструктуры. В отношении представленных в регионе крупных нефтяных компаний обоснованием данных результатов может служить диверсификация их бизнеса в сторону upstream6, а это означает, что, пользуясь благоприятными условиями, складывающимися на мировых рынках нефти, крупные компании ориентируются на экспорт углеводородов и большую часть своей прибыли получают на внешних рынках. Тогда как downstream7 не являлся приоритетным направлением их деятельности, хотя цены на нефтепродукты в России являются сопоставимыми не с ценами стран-производителей, а с ценами стран—потребителей нефти. Однако сегодня ситуация поменялась: нефтегазовая отрасль находится перед лицом длительной стагнации на фоне снижения темпов роста производства, а также падения мировых цен на нефть. В настоящее время в силу многих причин развитие нефтедобычи является высокозатратным проектом, а в сочетании с высокими экспортными пошлинами на нефть на внутреннем рынке, где цены близки к паритетным, сложилась достаточно благоприятная ценовая конъюнктура, позволяющая компаниям, диверсифицированным

6 Upstream — деятельность компаний, связанная с разведкой и добычей углеводородов.

7 Downstream — деятельность компаний направленная на переработку, реализацию и организацию сервисных услуг.

в downstream, компенсировать снижение доходности в нефтедобыче.

Применительно к частным компаниям необходимо отметить следующее. В начале 1990-х гг. прошлого столетия в связи с переходом от централизованной системы нефтепродуктообеспечения к рыночной экономике нефтедобывающий и перерабатывающий сегменты российской системы нефтепродуктообеспе-чения развивались независимо от низкорентабельного сбытового сектора. Региональные розничные сети автозаправочных станций, входившие ранее в систему Госкомнефтепродукта СССР, представляли собой набор экономически не привлекательных, крайне технически отсталых и экологически ущербных сооружений, которые нуждались в огромных инвестиционных вложениях как для их реконструкции, так и для строительства новых недостающих объектов этого профиля. Этот период характеризовался интенсивным ростом автопарка, обусловленным повышением экономической активности населения России, в связи с чем региональные власти столкнулись с проблемой обеспечения моторным топливом развивающейся автотранспортной инфраструктуры. В условиях непривлекательности сектора розничной реализации нефтепродуктов для формировавшихся нефтяных компаний местные власти были вынуждены привлечь малый и средний бизнес для решения проблем развития региональных автозаправочных сетей.

После экономического кризиса 1998 г. нефтяные компании, ранее овладевшие нефтеперерабатывающими мощностями и поставившие под свой контроль оптовое звено системы нефтепродукто-обеспечения, начали интенсивно реализовывать политику экономического и имущественного раздела розничного сектора топливного рынка, в ряде случаев—целых регионов.

В период с 2001 по 2004 г. на розничном рынке нефтепродуктов активно применялся договор франчайзинга. Таким образом собственникам АЗС удавалось решить сразу несколько задач, а именно: гарантировать поставки нефтепродуктов, привлечь клиентов на собственные АЗС ввиду известности бренда, не быть поглощенными более агрессивными рейдерами. С другой стороны, существовал и ряд существенных ограничений по такому договору. Это и обязательства по соблюдению существующих в материнских компаниях стандартов и регламентов, и ценовая политика, не дававшая сверхприбылей, и та же опасность быть поглощенным. Однако, не смотря на все трудности последних лет, частные компании Юга страны заняли значительную долю (от 30 до 89 %) в розничном рынке большинства субъектов.

5п 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Краснодар

Еще одним показателем, определяющим динамику развития того или иного субъекта южного федерального округа, является рост потребления нефтепродуктов (рис. 4). Эта величина напрямую зависит от экономических показателей конкретного региона и может являться индикативной с точки зрения формирования краткосрочной перспективы.

Завершая анализ структуры рынка нефтепродуктов ЮФО, несколько слов необходимо сказать о его отличительной черте — высоком теневом обороте нефтепродуктов, который включает оборот контрафактной продукции, попадающей в регион извне; суррогатов, производимых кустарным способом; а также нефтепродуктах с многочисленных военных объектов. Особо это относится к восточным субъектам ЮФО — Ставропольскому краю, Астраханской области, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Чеченской Республикам и Республике Северная Осетия-Алания. Для сравнения: доля такого продукта, например на рынке Ростовской области, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 5 %, тогда как на Ставрополье в отдельные месяцы (уборки урожая) доходит до 20 %.

По данным МВД, ГУВД и УВД субъектов Южного федерального округа, на состояние раскрытия и расследования хищений нефти из нефтепроводов путем несанкционированной врезки влияют следующие обстоятельства:

• редко проводятся обходы участков трубопроводов сотрудниками органов внутренних дел, что влечет несвоевременное обнаружение мест несанкционированных врезок и, как следствие, несвоевременное сообщение о них в органы внутренних дел;

• недостаточное взаимодействие сотрудников ОВД со службами безопасности нефтеперерабатывающих предприятий, из-за чего сообщения об обнаружении сотрудниками служб безопасности несанкционированной врезки поступают в ОВД несвоевременно;

• когда хищение нефти из нефтепровода обнаруживается сотрудниками предприятий по показанию приборов, свидетельствующих о падении давления в трубопроводе, нередко

3,2

3,5

Ростов Ставрополь Волгоград Нальчик

Черкесск Владикавказ

Рис. 4. Темпы роста потребления нефтепродуктов в субъектах ЮФО по итогам 2006 года, %

сотрудники охраны данных предприятий, не сообщая в ОВД, предпринимают экстренный осмотр магистрали нефтепродуктов и попытку самостоятельного задержания похитителей;

• в низших звеньях МВД, ГУВД и УВД отсутствуют специалисты по проведению химических анализов качества нефтепродуктов. Объективными факторами, обусловливающими

превращение эпизодических краж нефти и нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов в высокопрофессиональный преступный промысел, можно назвать: большую протяженность нефтепро-дуктопроводов, нахождение нефтепродуктопроводов на значительном расстоянии от населенных пунктов, наличие подъездных путей, обеспечивающих доступ грузового транспорта к трубопроводам, неглубокое залегание трубопроводов (от 0,5 до 2 м).

О перманентном характере хищений свидетельствуют следующие факты:

• обнаруживаемые врезки являются многоразовыми и представляют собой отверстие в поверхности трубопровода или его оборудования с присоединенным приспособлением для кражи нефтепродуктов;

• шурфы, вырытые для присоединения врезки к трубопроводу, засыпаны, а шлейфы на большей части их протяженности замаскированы;

• наличие специальной техники, предназначенной для перевозки большого объема нефтепродуктов и др.

Структура преступлений, совершаемых в сфере производства и реализации нефти и нефтепродуктов в Южном Федеральном округе, представлена в табл. 4.

Преступления в нефтегазовом комплексе Южного федерального округа совершаются пре-

Таблица 4

Структура преступлений, совершаемых в сфере производства и реализации нефти и нефтепродуктов нефтегазового комплекса ЮФО

Вид преступления Механизм совершения

Хищения нефти и нефтепродуктов А) путем незаконного подключения к трубопроводам (врезка). Этот вид преступлений приводит к значительным потерям нефтепродуктов при их перекачке по нефтепроводам. Как правило, врезки осуществляются организованными группами в ночное время с использованием различных технических средств. Нефть и нефтепродукты с помощью врезки перекачиваются из нефтепровода в бензовозы для последующей переработки кустарным способом или реализации. За одну такую врезку похищается от 4 до 20 тонн нефти. Б) путем фальсификации сведений о потерях — завышения норм их выработки, неправомерного установления сверхнормативных показателей «безвозвратных». Для их уменьшения технологических потерь и улавливания отходов существует оборудование. Путем отстоя, флотации и обезвоживания часть нефтепродуктов возвращается обратно в переработку. В целях хищений фальсифицируют в документах сведения о потерях. К «безвозвратным потерям» относят и ту часть нефтепродуктов, которая фактически возвращается на переработку.

Мошенничество при реализации нефти и нефтепродуктов A) создание неучтенных объемов ГСМ на нефтебазах путем недолива, недовеса, маневрирования величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической документацией (за счет завышения плотности увеличивается вес горючего). Б) продажа фальсифицированных низкокачественных товаров под видом более дорогих при наличии поддельных или подлинных сертификатов соответствия. в) использование поддельных доверенностей, платежных документов об оплате для получения и вывоза со склада (иного хранилища) нефтепродукции. B) хищение денежных средств из бюджета путем оформления фиктивных экспортных сделок через иностранную фирму-посредника с дальнейшей компенсацией суммы НДС

Незаконное предпринимательство при производстве и реализации нефтепродуктов и связанные с ним иные преступления С помощью врезки нефть похищается и доставляется в подпольные цеха. Путем переработки с использованием самодельных перегонных установок получают горюче-смазочные материалы (ГСМ), как правило, низкого качества для реализации его в других регионах России. Процесс реализации осуществляется с нарушением законодательства о государственной регистрации и требований лицензионного контроля, налоговой и кассовой дисциплины и т. п.

Контрабанда нефти ви нефтепродуктов в страны СНГ и дальнего зарубежья и связанные с ней иные преступления Недобросовестные экспортеры в ущерб экономическим интересам страны имеют возможность получать неконтролируемую прибыль, большая часть которой оседает на зарубежных счетах, часть попадает в руки контролирующих их преступных структур. При этом используются поддельные таможенные документы, лицензии, переадресовка с оформлением груза как задолженности по договорам за прошлый год, а также недостоверное декларирования, когда нефтеэкспортеры занижают объем перемещаемого товара либо под видом низкосортных продуктов нефтепереработки осуществляют поставки за рубеж высококачественных ГСМ

ступными группами, количественный и качественный состав которых напрямую зависит от вида преступлений.

Поскольку данные преступления наносят непоправимый финансовый, материальный, экологический урон, мы можем с полной уверенностью говорить о непосредственном влиянии теневой сырьевой экономики на национальную безопасность России, а значит, разработка системы мер профилактики и борьбы с подобными явлениями носит приоритетный характер в осуществлении государственной энергетической политики.

В заключение следует отметить и остальные направления паспортизации: абсолютные показатели и динамика развития автопарков субъектов (если возможно, данные дополняются информацией из автосалонов класса «люкс», АТП, занимающихся

пассажирскими и грузоперевозками, для группировки АТС, исходя из видов потребляемых нефтепродуктов); данные о динамике уплаты акцизов на нефтепродукты; показатели, касающиеся экологического мониторинга процесса нефтепродук-тообеспечения в регионе; направления и объемы экспорта и импорта углеводородов и др.

Подобная паспортизация рынка нефтепродуктов в рамках энергетического паспорта Южного федерального округа отвечает поставленной руководством страны задаче — формирование методологической основы обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов, а также способствует разработке эффективной, взвешенной региональной энергетической стратегии и, на наш взгляд, является необходимым условием реализации единой государственной политики в области топлива и энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.