среды: старинные кованые решетки, навесы, ворота и т.д. Только срочное вмешательство со стороны городской власти в этот ставший уже привычным процесс варварского разрушения таганрогской старины, возвращение зданиям их первоначального облика способно вернуть городу статус музея-заповедника под открытым небом.
Список литературы:
1. Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в застройке русских городов ХМП-Х1Х вв. - М., 1961. - 210 с.
2. Градостроительство России середины XIX - начала XX века / Под ред. Е.И. Кириченко и др. - 2001. - 189 с.
3. Григорян М.Е. Архитектура Таганрога XIX - начала XX вв.: этапы стилевой эволюции и специфические особенности жилой застройки города: дисс. ... кандидата искусствоведения. - СПб., 2011. - 229 с.
4. Григорян М.Е., Решетников В.К. Таганрог. История архитектуры и градостроительства конца XVII - начала XX века. - Ростов н/Д, 2013. - 308 с.
5. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978.
6. Корб И.Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). - СПб., 1906. - 275 с.
7. Михайлова М.Б. Соборные площади новых городов юга России периода классицизма // Архитектурное наследство. - 1988. - № 36. - С. 47-53.
8. Пилявский В.И. Градостроительные мероприятия и образцовые проекты в России в начале XIX века // Архитектурная практика и история архитектуры: Сборник научных трудов ЛИСИ. Вып. 21. - М.; Л., 1958. - С. 39-45.
9. Сытина Т.М. Южнорусские города первой четверти XVIII века // В сб.: Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. - М., 1968. -С. 173-184.
ПАРТНЁРСТВО И ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ МИХАИЛА БОЙЧУКА
© Земляная Т.Н.*, Корецкая С.С.*
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Михаилу Львовичу Бойчуку (1882-1937) принадлежит заслуга в создании школы монументальной живописи на Украине в XX веке, графической школы, развития дизайна в этой стране [9], в становлении научной реставрации на Украине. М. Бойчук возглавил мастерскую мо-
* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат искусствоведения.
* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
нументальной живописи в Украинской академии пластических искусств в Киеве, преподавал в Институте пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде.
Особенности педагогической системы заключались, прежде всего, в том, что Бойчук воспитывал и формировал художников-монументалистов: под руководством Бойчука разрабатывались программы по живописи, рисунку, композиции монументально-строительного отделения факультета монументальной живописи. Тематика работ была созвучна требованиям того времени: «Общественное воспитание детей», «Ударничество», «Колхозное строительство», «Социалистическое строительство», «Быт и учёба Красной Армии», «Новый быт», «Красная Армия» и т.д. Бойчуком перед студентами ставилась задача о композиционном единстве серии заданий. Студенты не только строили фигуру, выполняли наброски, писали этюды, составляли композиции, с учётом сознательного использования характера формата холста, но и решали задачи единого оформления интерьеров с учётом требований того времени (определённый клуб, дом культуры и пр.)
Ключевые слова школа монументальной живописи, фреска, графическая школа, педагогическая система.
Особенности школы:
- коллективность творчества;
- в основе деятельности положена идея возрождения украинского национального искусства с учётом достижений культуры Византии также знания достижений европейской художественной школы того времени;
- в отличие от импрессионистов, которые сознательно и последовательно пренебрегали линией, М.Бойчук наоборот полную свободу предоставляет линии в своих уже ранних попытках создания украинской монументальной живописи - в росписи дьяковской бурсы во Львове;
- раскрытие индивидуальных творческих возможностей учеников;
- монументальные работы Бойчук и его ученики совмещали с активной агитационной пропагандой;
- сначала прямо заимствовали композиционные схемы образцов прошлого (итальянской проторенессансной монументальной живописи (Джотто), Византии, древнеукраинской иконописи);
- постепенный отход от каноничной трактовки религиозного сюжета в сторону «социалистического реализма»;
- росписи подчинены единому замыслу, четкому ритму, они являются частью архитектурной среды;
- духовное содержание образа каждого из произведений;
- педагогическое кредо включало в себя помимо чисто профессиональных установок еще и высокие моральные требования;
- тематика и сюжеты учителя многократно повторялись и развивались в произведениях его учеников.
Михаил Бойчук постоянно работал со своими учениками сначала как учитель и наставник, потом - как соавтор и коллега.
Оформление первых революционных праздников, роспись агитпарохо-дов и агитпоездов времен гражданской войны, украшение зданий в связи с проведением общественных и политических мероприятий, участие в оформлении павильона Украины на Всероссийской кустарно -промышленной и сельскохозяйственной выставке в Москве (1923) - всем этим занимался Михаил Львович Бойчук (1882-1937) и его ученики1.
После обучения (с 1907 года) в Париже, М. Бойчук с 1910 по 1914 год со своей школой работал преимущественно в стенах Национального музея. Где он занимался консервированием ценнейших икон XV и XVI веков. Также Бойчук выполнял росписи в церкве в Ярославе (совр. Польша), в приходе для дьяковской бурсы в Львове - там же он пишет большую монументальную икону «Тайная вечеря», интересовала его и Восточная Украина с уникальными памятниками эпохи Киевской Руси2; до начала первой мировой войны Бойчук работает периодически в Львове, Киеве, Черниговщине.
Таким образом, Бойчук приобрел прекрасную практику, как в области реставрации, так и в области монументальной живописи - овладел приёмами средневековой византийской техники фрески, познал секреты итальянской фрески на гризальной основе по методу Ченино Ченини - так называемой «вердаччио»3. Весьма важно, что приобретенные знания за границей и отработанные практические приемы в период 1910-1914 годов, Бойчук смог применить как неоспоримый накопленный багаж при обучении своих учеников и последователей в будущей педагогической практике [4].
В ноябре 1917 года в Киеве состоялось собрание по созданию Украинской Государственной Академии пластических искусств. Среди ее основателей были Михаил Грушевский и министр образования Николай Стешенко. В состав профессоров были избраны: Михаил Бойчук, Александр Мурашко, Николай Бурачек, Абрам Маневич, Михаил Жук, Георгий Нарбут, Василий и Федор Кричевские4. О деятельности этой Академии известно немногое. Однако, можно заметить, хотя бы по её составу о возможных связях с художниками, работавшими в Петрограде (А. Мурашко, Г. Нарбут и др.).
1 Бойчук М. был руководителем мастерской по агитационно-пропагандистской работе при Наркомпросе Украины.
2 Впоследствии Бойчук учил учеников и водил на практические занятия в Михайловский монастырь и в Софийский собор (мозаики, фрески).
3 В этой технике работали Джотто, Рафаэль, Микеланджело и др. итальянские мастера.
4 «Заява». Оригинал находится в институте рукописей ЦНБ НАН Украины Вернадского. Чтобы иметь общее представление о их творчестве у автора имеется иллюстративный ряд их работ из Национального художественного музея Украины.
Совместно обсуждались задания профессора. Иногда практиковались решения одного и того же задания несколькими художниками - результаты коллективно обсуждались. Проводились также коллективные обсуждения индивидуальных работ учеников. Анализ классических произведений разных эпох и народов помогал познавать неисчерпаемое богатство мировой художественной культуры. Наряду с этим большое значение придавалось изучению народного творчества - не только украинского, но и других народов. В мастерской монументальной живописи решались вопросы гармонии, пропорций, ритма и т.п.
Бойчук постоянно работал со своими учениками сначала как учитель и наставник, потом - как соавтор и коллега.
Он жил среди своих учеников, почти как мастер эпохи Возрождения среди подмастерьев. Немногословный, скупой на поправки и советы, он всегда был рядом, вместе с ними работал, вместе посещал музеи и памятники старины; когда в 1919 году бомба попала в здание Академии художеств, квартира Бойчука стала единственной мастерской для его учеников. Бойчук считал, что не только искусство, но и духовный облик революционного художника должен радикально отличаться от всех предыдущих эпох -и его педагогическое кредо включало в себя помимо чисто профессиональных установок еще и высокие моральные требования [5].
Среди заданий, которые решает М.Л. Бойчук, в станковых произведениях, - определение духовного содержания образа. Он пишет глубоко поэтические образы женщин большой внутренней красоты, сохраняя монументальный подход [1]. Одна из таких работ «Женщина с цветком», репродукция которой сохранилась, была представлена на выставке УАИ осенью 1921 года. Вознесённый образ молодой женщины напоминает о высоких традициях античности или Ренессанса, которые прославляли совершенство человека и вместе с тем можно сказать, что в мелодичных ритмах линий и форм образа нашла своё отображение душа украинского художника [8].
В основе организационной и педагогической деятельности М. Бойчука лежала определенная система, которая не только помогала ему вооружать своих учеников профессиональными навыками, но и способствовала раскрытию их индивидуальных творческих возможностей.
Бойчук нашел такой методологический ход, при котором мобилизовы-вались сильные стороны его учеников и не мешали их слабые стороны. Он предложил им на первых порах прямо заимствовать композиционные схемы великих образцов прошлого - причем, естественно, выявлялись наиболее устойчивые и ясные варианты - и, исходя из этого, «разыгрывать» тот характер образов, на который каждый из них был способен [5, с. 357-362].
Общий замысел цикла обсуждался всем коллективом. Затем каждый молодой художник получал свой участок работы - свою композицию, которую выполнял полностью, от стадии первых эскизов до стенописи под не-
посредственным руководством Бойчука [5, с. 372]. Известны некоторые композиции: «Табор красноармейцев», «Красные и белые», «Интернационал», «Рабочие бъют гидру контрреволюции», «Яблоня», «Резка хлеба», «Трапеза», «Гидра контрреволюции», «Вечер», «С пашни», «Братание» [7].
Алексею Роготченко1 в беседе с художником В. Забаштою2, в 1973 году деканом художественного факультета Киевского государственного института, стало известно, что В. Забашта пытался сохранить фрески «бойчуки-стов», которые открылись после пожара в одной из мастерских на втором этаже, в левом крыле здания. Но реставрация была запрещена. И по приказу руководства института, росписи снова были закрашены. Фотографировать тоже запретили [6].
После личного обращения 8 августа 2006 года с вопросом о судьбе и состоянии этих росписей к помощнику ректора Академии изобразительного искусства и архитектуры Украины Нейрису Леониду Давыдовичу фотографии существующих росписей продемонстрировал и прокомментировал их сюжеты ассистент Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, (НАОМА на укр. языке), Сидоренко Андрей - на секции «Личность педагога и его проекция в индивидуальности ученика». В 2008 году, на Всеукраинской научно-практической конференции, организованной Киевским государственным институтом декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука (27-28 ноября, Киев). В 2009 году был опубликован материал об этих росписях [2], фото одной из фресок впервые опубликовано в России в научном журнале «Научное мнение» [3].
Практика М.Л. Бойчука была важна тем, что в её основе лежала плодотворная мысль о необходимости преемственности в работе художников различных поколений.
Список литературы:
1. Бойчук i бойчушсти, бойчуюзм: Монументальне мистецтво. Живопис. Графша. Книга. Декоративно-ужиткове мистецтво. Фотографiя. Документа: Каталог виставки. - Л^в: Ред.-вид. вщдш обл. упр. по прей, 1991. - С. 13.
2. Земляная Т.Н. Новые сведения о росписях «школы М.Бойчука». Практика и перспективы развития партнёрства в сфере высшей школы: Материалы десятого Международного научно-практического семинара. г. Донецк, 47 мая 2009 г. В 2-х томах. Т. 1. - Донецк: ДонНТУ 2009. - С. 48-52.
3. Земляная Т.Н. Особенности образного и стилистического строя произведений М. Бойчука и его школы [Электронный ресурс] // «Научное мнение». - 2013. - № 10. - С. 77-83. - Режим доступа: http://unipress.pro/.
1 Роготченко Алексей Алексеевич (12.05.1954). Закончил в 1975 году Киевский гос. университет. Искусствовед. Член НСХУ (1985).
2 Забашта Василий Иванович (18.07.1918). Закончил Киевский художественный институт в 1951 году. Живописец. Член НСХУ (1950). Народный художник Украины (1999).
4. Земляная Т.Н. Особенности педагогической системы М.Л. Бойчука (по учебным программам мастерской монументальной живописи) // Известия ТТИ ЮФУ - ДонНТУ Материалы Девятого Международного научно-практического семинара «Практика и перспективы развития партнёрства в сфере высшей школы». В 3-х кн. Кн. 2. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ 2008. -№ 8. - С. 52-76.
5. Лебедева В. Школа фресковой живописи на Украине в первое десятилетие Советской власти. - С. 359.
6. Роготченко О. Школа М. Бойчука як контркультура соцреалiзму пер-шо1 фази // Мистецтво, ютор1я, сучаснють, теор1я. - ВХ. Студю. Мют № 2. -К., 2005. - С. 226.
7. Седляр В. Жовтень в образотворчому мистещга // Жовтневий зб1рник: Революци року УП: 1917-1924. - К.: Держвидав Украни, 1924. - С. 141-152.
8. Соколюк Л. Михайло Бойчук та його концепщя розвитку укрансько-го мистецтва. (Перша третина XX ст.): Дисертащя на здобуття доктора мис-тецтвознавства. - Харюв, 2004. - 459 с.
9. Tamara Zemlyanaya. M.L. Boichuk and the First School of Design in Ukraine. World Applied Sciences Journal (WASJ), Volume 25, number 8, 11811185, 2013: http://www.idosi.org/wasj/wasj25(8)2013.htm.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
© Калашникова Т.Г.*
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
В статье описывается процесс создания студентами-дизайнерами в рамках учебного процесса по дисциплине «Мультимедиа» рекламных материалов, имеющих социальную направленность.
Ключевые слова социальная реклама, коммуникации, мультимедиа.
В настоящее время реклама является неотъемлемой частью не только и не столько торговли, но и современного культурного процесса, как сфера реализации мировоззренческих, эстетических, эмоциональных, коммуникативных потребностей современного человека. Социальная реклама занимает большее значение в жизни общества, в большинстве случаев она находит положительное отношение у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни. Николайшвили Г. определяет социальную рекламу
* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат технических наук, доцент.