Научная статья на тему 'Партнерство библиотеки и вуза культуры в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров'

Партнерство библиотеки и вуза культуры в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / БИБЛИОТЕКИ / ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM / COOPERATION / PARTNERSHIP / LIBRARY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Наталия Николаевна, Кондрашова Валентина Александровна

Развитие библиотечной сферы на современном этапе предусматривает партнерство вузов культуры и библиотеки. Это взаимодействие осуществляется в процессе преподавания в вузах культуры дисциплин профессионального цикла по библиотечной специальности. Освещены основные формы сотрудничества вуза и библиотеки, которые способствуют выработке профессиональных компетенций у будущих бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Наталия Николаевна, Кондрашова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership between the library and the University of culture in the formation of professional competence of future specialists

The development of the library sphere on the modern stage envisages partnership of universities of culture and libraries. This interaction is in the process of teaching in the universities of culture disciplines of professional cycle on the library profession. The basic forms of cooperation of the university and the library contribute to the development of professional competence of the future bachelors.

Текст научной работы на тему «Партнерство библиотеки и вуза культуры в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров»

УДК 02:378.6

Н. Н. Дорофеева, В. А. Кондрашова

Партнерство библиотеки и вуза культуры в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров

Развитие библиотечной сферы на современном этапе предусматривает партнерство вузов культуры и библиотеки. Это взаимодействие осуществляется в процессе преподавания в вузах культуры дисциплин профессионального цикла по библиотечной специальности. Освещены основные формы сотрудничества вуза и библиотеки, которые способствуют выработке профессиональных компетенций у будущих бакалавров.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессионализм, подготовка кадров, сотрудничество, партнерство, библиотеки, институты культуры

Natalia N. Dorofeyeva, Valentina A. Kondrashova

Partnership between the library and the University of culture in the formation of professional competence of future specialists

The development of the library sphere on the modern stage envisages partnership of universities of culture and libraries. This interaction is in the process of teaching in the universities of culture disciplines of professional cycle on the library profession. The basic forms of cooperation of the university and the library contribute to the development of professional competence of the future bachelors.

Keywords: the professional competence, professionalism, cooperation, partnership, library, higher education

Выполняя свои важные социальные и коммуникативные функции, библиотеки России являются одними из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят определенный вклад в ее экономическое развитие. Цели и задачи библиотечного дела в условиях реформирования социально-экономической сферы России должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике1.

В последнее десятилетие происходит модернизация и интеграция информационных ресурсов муниципальных библиотек. Библиотеки становятся региональными центрами культуры и досуга, на их основе создаются центры информации по вопросам права и социально значимой информации. Эти тенденции свидетельствуют о повышении роли библиотек в социокультурном развитии региона, при этом возрастает требование к квалификации библиотечных специалистов.

Представляется интересным и полезным для дальнейшего развития библиотечной сферы обратить внимание на такой феномен, как партнерство библиотек с вузами культуры, ведущими подготовку кадров для библиотек.

В едином образовательном пространстве бывшего СССР существовали базовые принципы и требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров высшей и средней квалификации. После распада СССР эти единые требования перестали существовать, и каждая

суверенная республика и субъекты федерации стали вырабатывать собственные подходы в этом направлении.

Российская Федерация располагает разветвленной сетью вузов и колледжей культуры и искусств, готовящих кадры для библиотечных и информационных учреждений, реализуя принципы и требования к профессиональной подготовке, определяемых в библиотечных образовательных стандартах, внедряя библиотечный образовательный стандарт третьего поколения.

Рассмотрим все эти тенденции и явления на примере библиотек Ростовской области.

В Ростовской области профессиональное образование библиотечных кадров осуществляется на всех уровнях: от среднего специального до высшего. Базой подготовки специалистов первого уровня является Ростовское областное училище культуры и искусств. Высшее библиотечное образование библиотечные кадры получают в Ростовском филиале Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (РФ СПбГУКИ).

Поиски инновационных методов обучения будущих специалистов высшего звена для библиотек в РФ СПбГУКИ нашли свое отражение в концепции библиотечной деятельности, специфику которой определили местные особенности Ростовского региона и партнерские отношения с крупнейшей на Юге России областной библиотекой.

Информационно-технологическая модер-

низация значительной части муниципальных библиотек Ростовской области сегодня осуществляется в рамках «Программы развития сети библиотечно-информационных центров на базе общедоступных библиотек Ростовской области (2004-2010 гг.)»2 и Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на (2010-2014 гг.)»3. В течение десяти неполных лет с момента реализации программ открыто 686 библиотечно-информационных центров (БИЦ)4.

Библиотечно-информационные центры (БИЦ) Ростовской области

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Коли- чество 136 213 2 428 439 499 509 598 686

Данные критерии стали обуславливающим фактором подготовки библиотечных специализаций в РФ СПбГУКИ. За последние 15 лет вузом подготовлены библиотечные кадры по следующим специализациям: «Комплектатор документных потоков», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечное обслуживание детей и юношества», «Информационное обслуживание специалистов гуманитарного профиля» и др.

Ростовский филиал вуза культуры и искусств, как и вся система высшего образования, находится сегодня в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного библиотечного специалиста. Оптимизация содержания профессионального библиотечного образования требует более глубокого и качественного изменения учебных планов, раскрытия сущности и особенностей общенаучной, специальной и практической подготовки специалистов в условиях информационного общества. Кафедра библиотековедения и библиографии учитывает кадровую ситуацию, сложившуюся в регионе. Обеспеченность кадрами во вновь открывшихся библиотечно-информационных центрах Ростовской области в соответствии с требующейся компетентностью, профессионализмом может осуществляться на основе комбинации знаний, заложенных в процессе обучения в вузе и их актуализации в системе повышения квалификации.

Следует также отметить разнообразие

методологических и практических способов определения содержательного наполнения и методов реализации инновационных процессов в обучении и учитывать еще одну особенность выработке у студентов ряда базовых компетенций с учетом интересов самих студентов. Использование активных методов обучения: (анализ, экспертиза, дискуссии, ролевые игры в условиях библиотеки с практическим применением) способствует интенсификации учебного процесса, вызывает интерес к профессии и постоянному самообразованию.

Сегодня в Ростовской области действует 1065 муниципальных общедоступных библиотек, 72 часть из них работает в новых информационно-технологических условиях. В этой связи возникает проблема соотношения профессионального первоначального и непрерывного образования. Неизбежно существуют противоречия в том, «что» и «как» преподается и что требуется на практике, хотя решение данной проблемы не лежит в плоскости противопоставления одного и другого.

Подготовка квалифицированных кадров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в соответствии с третьим поколением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования (2010 г.) началась в Ростовском филиале с 2011/2012 учебного года и предусматривает получение квалификации бакалавра с учетом реальных потребностей современной библиотечно-информационной практики региона.

Преемственность вузовской подготовки прослеживается в закрепленных этим стандартом видах профессиональной деятельности, к которым готовят будущих бакалавров. Образовательные стандарты третьего поколения направлены на формирование компетенций. Если обратиться к характеристике формируемых компетенций у бакалавров, их 57, из которых 41 - профессиональная.

Среди профессиональных компетенций наиболее значимо выделение производственно-технологических компетенций:

- способности создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;

- готовности к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;

- способности формировать фонды документов и банк данных, обеспечивать их эф-

Партнерство библиотеки и вуза культуры..

фективное использование и сохранность информации;

- готовности к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;

- готовности к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг;

- готовности к постоянному совершенствованию профессиональных знаний, умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;

- владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки;

- готовности использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности5.

Выработке профессиональных компетенций способствуют такие учебные дисциплины, как «Библиографическая деятельность библиотек», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Библиотечный фонд», «Библиотечноинформационное обслуживание», «Справочнопоисковый аппарат библиотеки», «Отраслевые информационные ресурсы», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий».

Обучение указанным дисциплинам осуществляется в процессе преподавания как теоретической, так и практической частей обозначенных курсов. Получение необходимых навыков профессиональной компетенции будущими бакалаврами происходит во время семинарских и практических занятий, которые регулярно проводятся преподавателями кафедры библиотековедения и библиографии филиала на базе информационных ресурсов ГУК РО «Донской государственной публичной библиотеки» (ДГПБ) согласно соглашению о сотрудничестве6.

Важнейшей составной частью данной системы является подготовка библиотечных специалистов на основе формирования партнерских отношений между вузом и библиотекой, позволяющей студенту освоить не только базовые профессиональные компетенции, но и вспомогательные процессы и технологии разной направленности, такие как владение методикой поиска, отбора и анализа информации, умение подготовить презентацию сайта библиотеки с дальнейшим размещением в сети Интернет, формирование современного имиджа сельской библиотеки и др.

На практических занятиях по предмету

«Справочно-поисковый аппарат библиотеки» студентам предлагается дать экспертную оценку лингвистического обеспечения электронного каталога, электронным ресурсам ДГПБ, поисковым возможностям «Донской электронной библиотеки» и внести предложения по исправлению выявленных недостатков.

Такая профессиональная компетенция, как «готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры», формируется в процессе практических и лабораторных занятий по курсу «Библиотечно-информационное обслуживание». Этому способствуют практические и семинарские занятия, читательские конференции для пользователей библиотеки. При изучении учебной дисциплины «Инновационно-методическая деятельность библиотек» студентам необходимо не только владеть теоретическими основами нововведений в библиотечном деле, но и на практике по месту работы уметь применять те или иные формы библиотечной инноватики. Закрепить полученные знания в инновационной библиотечной деятельности им предоставляется в выпускной квалификационной работе по окончанию обучения.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» является самостоятельным научным исследованием. Тематика выпускных работ по библиотечной специальности учитывает особенности региона и традиционно проходит в стенах Донской государственной публичной библиотеки и защищается публично. Оценку дипломному проекту при ее защите дают ведущие библиотечные специалисты Ростовской области. Выпускная работа студента в первую очередь оценивается специалистами с точки зрения ее практической значимости. Таким образом, на практике осуществляется партнерство вуза культуры и библиотеки в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров.

В данном направлении перспективным видится сотрудничество по организации целевых наборов. Для обеспечения подготовки конкурентно способных специалистов библиотечноинформационной сферы, востребованных на рынке труда, в филиале Ростовского университета сформирована образовательная среда, которая гарантирует будущим специалистам и бакалаврам возможность наиболее полного раскрытия и развития его способностей и профессиональных компетенций.

Примечания

1 Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 г.: проект / РНБ; РГБ. СПб., 2007.

2 Программа развития сети библиотечно-информационных центров на базе общедоступных библиотек Ростовской области (2004-2010 гг.) // Сб. служеб. док. Ростов н/Д, 2004. Вып. 10. С. 13-26.

3 Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 гг.»: постановление Администрации РО от 02.12.2009 № 640 (ред. от 26.09.2012) // КонсультантПлюс: некоммерч. интернет-версия. URL: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 16.01.2013).

4 Кондрашова В. А. Аналитическая справка стати-

стических показателей деятельности библиотечно-информационных центров в Ростовской области в 2011 г. // URL: http: // www. donlib-online. dspl. ru (дата обращения: 16.01.2013).

5 Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» по квалификации «бакалавр»: утв. приказом Минобразования РФ от 13 января 2010 г. № 3 // Бюл. нормат. актов федер. органов исполн. власти. 2010. № 14.

6 Соглашение о сотрудничестве на 2010-2013 гг. между ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека» и Ростовским филиалом ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» от 9 сентября 2010 г. URL: http: // dspl. ru (дата обращения: 14.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.