Научная статья на тему 'Парламентская деятельность в сфере прав и свобод личности: Европейский опыт'

Парламентская деятельность в сфере прав и свобод личности: Европейский опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ПАРЛАМЕНТ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никонова Людмила Ивановна

Рассматривается опыт деятельности парламентов европейских стран по созданию внутригосударственных систем защиты прав человека. На основе его анализа раскрывается правозащитный потенциал парламентских учреждений, реализуемый посредством осуществления законодательной деятельности, работы парламентских комитетов и комиссий, занимающихся вопросами прав и свобод человека, назначения парламентского уполномоченного по правам человека и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парламентская деятельность в сфере прав и свобод личности: Европейский опыт»



1 fMfc^

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.5.4

Никонова Людмила Ивановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ», e-mail: nikonova@bsu.edu.ru.

Рассматривается опыт деятельности парламентов европейских стран по созданию внутригосударственных систем защиты прав человека. На основе его анализа раскрывается правозащитный потенциал парламентских учреждений, реализуемый посредством осуществления законодательной деятельности, работы парламентских комитетов и комиссий, занимающихся вопросами прав и свобод человека, назначения парламентского уполномоченного по правам человека и т.д.

народное представительство, парламент, права человека, правозащитный механизм, парламентские комитеты по правам человека, уполномоченный по правам человека.

В настоящее время считается общепризнанным, что публичная власть в современных государствах базируется на принципах представительной демократии. Это предполагает осуществление государственной власти в представительных формах посредством органов, избранных народом и самостоятельно принимающих решения от его имени исходя из целей и интересов народа во взаимодействии с институтами гражданского общества. Реализуя основополагающий принцип демократии (выражение и осуществление воли народа), представительные (законодательные) органы непосредственно в процессе своей деятельности участвуют в установлении юридических, материальных, политических и организационных гарантий прав и свобод, в создании внутригосударственных правозащитных механизмов.

Анализируя вопросы гарантирования, обеспечения и защиты прав и свобод человека, большинство ученых акцентируют внимание на органах непосредственно реализующих данные функции: охранительных, силовых структурах, органах прокуратуры, судебной власти, исполнительных госу-

Аннотация.

Ключевые слова:

дарственных ведомствах и т.д. [см.: Общая теория..., 2012; Шагиев, 2012]. Парламенты в качестве звена правозащитного механизма, как правило, не рассматриваются. По мнению В.В. Чуксиной, законодательные учреждения не имеют «функциональной прерогативы по реализации прав и свобод», они только создают необходимые правовые условия и предпосылки для их реализации [Чуксина, 2006].

Такая позиция, на наш взгляд, «не отражает реального правозащитного потенциала законодательной ветви власти» [Мархнейм, 2005], не учитывает производный характер (от народного представительства) исполнительных и правоприменительных органов, так как в правовом государстве они всегда создаются и функционируют на основе и во исполнение закона. Современные парламенты, обладая реальными юридическими и общественно-политическими средствами, к которым можно отнести осуществление законодательной деятельности, реализацию функции парламентского контроля, создание специальных парламентских комитетов по вопросам соблюдения прав человека, назначение правозащитников и т.д., непосредственно участвуют в формировании внутригосударственной правозащитной системы и способствуют ее эффективному функционированию, развитию и совершенствованию.

Наглядным примером того, что защита права человека сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности законодательных органов, может служить опыт зарубежных стран. В подавляющем большинстве европейских национальных парламентов действуют профильные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека. В национальном совете Австрии в 1999 г. создан комитет по правам человека; постоянный комитет по правам человека, религии и работе с жалобами и обращениями граждан действует в парламенте Болгарии (2009), с 1990 г. в Великом национальном собрании Турции работает комитет по правам человека, а в дополнение к нему учрежден комитет, рассматривающий проблемы гендерного неравенства в стране. Правозащитные комитеты на сегодняшний момент существуют в сеймах Латвии и Литвы, Палате представителей Кипра, в Бундестаге Германии, Палате депутатов Румынии, парламенте Греции и т.д. [Аналитический вестник, 2011].

Если в парламенте отсутствует специальный комитет соответствующего профиля, то данные вопросы находятся в ведении иных парламентских структур. Эту роль берут на себя комитеты по конституционному законодательству, по труду и социальным делам, по петициям, по межэтническим отношениям, по международным отношениям, по петициям и другие парламентские рабочие группы. Например, в Италии тематика прав и свобод человека находится в пределах ответственности комитета по конституционным делам, а в структуре парламента Сербии наличествуют три комитета: по петициям и предложениям, по межэтническим отношениям и по гендерному равенству, каждый из которых в своей области занимается проблемами нарушения гражданских прав и свобод.

В Соединенном Королевстве действует созданный в 2001 г объединенный комитет по правам человека, в состав которого включены члены обеих палат. Кроме того, проблематикой защиты прав человека в разных сферах, занимаются неофициальные парламентские группы британского парламента, например парламентские группы помощи беженцам, по противодействию геноциду, по антисемитизму, преступлениям против человечества и т.д. [Там же].

Основными направлениями деятельности парламентских комитетов является мониторинг ситуации, сложившейся в сфере прав человека, анализ законопроектов с точки зрения их соответствия международным нормам и стандартам в этой области, подготовка законодательных инициатив, предложений и рекомендаций для государственных структур, участие в составлении резолюций парламента, затрагивающих данную проблематику, рассмотрение обращений и жалоб граждан. Еще одним вектором работы, особенно в последние годы, стало взаимодействие, сотрудничество и обмен информацией в сфере прав человека с международными и региональными структурами, неправительственными организациями, представителями общественности, экспертами и учеными, специализирующимися в области прав человека.

Значимость правозащитной составляющей деятельности законодательных органов подчеркивает и тот факт, что даже в Европарламенте создан подкомитет в составе Комитета по международным делам, занимающийся вопросы защиты прав меньшинств и обеспечения демократических ценностей на территории Евросоюза. Подкомитет выпускает доклады и заключения, участвует в подготовке резолюций парламента, затрагивающих данную проблематику, готовит ежегодный отчет о ситуации с правами человека в государствах, входящих в состав Европейского Союза, проводит публичные слушания по ситуации с соблюдением прав человека в конкретных странах.

Анализируя полномочия парламентов по формированию правозащитных структур, следует отметить, что в ряде стран к их компетенции относится назначение на должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Так, в соответствии со ст. 23 Конституции Португальской Республики 1976 г блюститель справедливости (проведор) является особым независимый органом, отвечающим за работу с обращениями граждан по поводу незаконных действий или бездействий структур государственной власти. Он не имеет права выносить решения обязательного характера, но направляет компетентным органам рекомендации, необходимые для предотвращения неправомерных деяний и восстановления справедливости [Конституция государств, 2001].

В Испании деятельность защитника народа регламентируется ст. 54 Конституции Испанского королевства 1978 г. и Органическим законом Испании № 3 от 06.04.1981 [Чиркин, 2011]. Его избирают 3/5 голосов палаты конгресса депутатов и сената (чтобы на эту должность не попал представитель

какой-либо одной партии) сроком на пять лет, в течение которых он контролирует работу всех органов государственной администрации в стране. Народный защитник не должен получать указания от каких-либо органов власти, при осуществлении своих функций он независим и действует по своему усмотрению. О своей деятельности он отчитывается ежегодно перед Генеральными кортесами, а также при необходимости перед специально назначенной для этого комиссией, представляя доклад о положении в области прав человека, об ошибках, допущенных административными органами, и о жалобах граждан. В стране созданы правозащитники по вопросам детей, финансов, банков, медицинских компаний, а в каждом регионе Испании действует свой «автономный» омбудсмен.

По ст. 77 Конституции Республики Македония 1991 г. Собрание Республики назначает омбудсмена большинством голосов от общего количества депутатов. Срок его полномочий составляет 8 лет с правом переизбрания еще на один срок. Омбудсман защищает конституционные права граждан при их нарушении государственными органами и организациями с государственными полномочиями. Особое внимание он должен уделять охране принципа равноправного представительства общественных интересов на всех уровнях и во всех сферах жизни, а также противодействию дискриминации.

Основы правового статуса защитника гражданских прав в Польше включены в специальный раздел IX Конституции Польши 1997 г., посвященный контрольным и правоохранительным органам государства. Польский правозащитник назначается по предложению маршала Сейма или 35 депутатов и утверждается Сенатом сроком на пять лет. Он наделен полномочиями проверять любые дела, затрагивающие права и свободы человека, на предмет их нарушения со стороны государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный имеет право законодательной инициативы, может представлять парламенту свои заключения и предложения по обеспечению эффективной защиты прав человека, принимать участие в рассмотрении дел Конституционным трибуналом и Верховным судом с правом заявлять ходатайства и участвовать в слушании дел. Он также сотрудничает с ассоциациями, движениями гражданских инициатив и иными группами граждан для защиты их прав и свобод.

Сегодня в большинстве конституций зарубежных стран (Литва, Андорра, Болгария, Финляндия, Хорватия и др.) назначение на должность омбудсмена относится к полномочиям законодательных органов. Наиболее важным элементом правового статуса омбудсмена является его компетенция, которая в некоторых странах распространяется не только на административные органы, но и на деятельность судебной власти, исправительных учреждений, муниципальных органов и т.п. Например, в Испании в сфере контроля этого должностного лица находятся все государственные учреждения и служащие, включая министров и судей. По мнению известного конституционалиста В.Е. Чиркина, «деятельность парламентских омбуд-

сменов свидетельствует, что данный институт представляет собой важное дополнение системы обеспечения и защиты прав и свобод, а также является закономерным итогом демократизации общества» [Чиркин, 2011: 224].

Еще одним элементом правообеспечительной составляющей работы парламентских учреждений выступает законодательная деятельность. Конституционная теория относит разработку и принятие законов к полномочиям представительных (законодательных) органов, из чего следует, что они играют особую роль в формировании механизмов защиты прав личности, издавая нормативные правовые акты высшей юридической силы. Наглядным примером может послужить принятие парламентом Великобритании Закона «О правах человека» 1998 г., регулирующего права и свободы личности в Соединенном Королевстве. Он инкорпорировал во внутреннее английское законодательство нормы Конвенции о защите основных прав человека и свобод 1950 г. Теперь в Великобритании признается (нормы носят письменный характер) право на жизнь, запрещаются пытки, провозглашается право на свободу и личную неприкосновенность на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни и другие права и свободы, закрепленные в Конвенции 1950 г. Кроме того, данный акт установил способы правовой защиты от злоупотреблений органами власти. Согласно ст. 6 и 7 Акта о правах человека 1998 г. любое лицо, чьи права были нарушены, может обращаться в соответствующие судебные органы за защитой и восстановлением своих прав [Конституции зарубежных..., 2010].

Подводя итог, следует отметить, что парламенты европейских стран принимают непосредственное участие в создании внутригосударственных правообеспечительных и правозащитных механизмов, в том числе посредством реализации законодательной функции, работы парламентских комитетов и комиссий над законопроектами, назначения парламентского уполномоченного по правам человека и т.д. Такая деятельность представляет собой органическую часть юридической природы парламентских учреждений, она раскрывает заложенный народным представительством правозащитный потенциал законодательной власти.

Библиографический список

1. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2011. № 21 (433); http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_ ЬиИе^/25902.

2. Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 1; под общ. ред.: Л.А. Окунь-кова. М.: Норма, 2001.

3. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия; сост. сб., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2010.

4. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д: Ростиздат,

2005.

5. Общая теория прав человека; рук. авт. колл. и отв. ред. Е.А. Лукаше-ва. М.: Норма, 1996.

6. Чиркин В.Е. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

7. Чуксина В. В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право.

2006. № 6.

8. Шагиев Б. В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы России // Нотариус. 2012. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.