Научная статья на тему 'Парфюмерный запах в аспекте исследования имиджа современного человека'

Парфюмерный запах в аспекте исследования имиджа современного человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
645
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Клещева Е. Ю.

В настоящей статье поднимаются вопросы исследования роли парфюмерных запахов в современной культуре. Затрагивается проблема формирования имиджа и актуализируется вопрос о значении ольфакторной самопрезентации как важной характеристики имиджа. В статье приводятся результаты проведенного автором исследования социокультурных характеристик парфюмерных запахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парфюмерный запах в аспекте исследования имиджа современного человека»

ка - это не образ и не сообщение, что слова песни значат гораздо меньше, чем мелодия. По мнению некоторых историков, греческая речь не просто говорилась, а пелась. Такой речитатив еще кое-где встречается в некоторых местах нашего государства, где люди как бы поют слова. Это свидетельствует о первичном воздействии на наше ухо тональности голоса другого, в смысл его речи мы вдумываемся позже, мелодия же действует на дорефлек-сивном уровне. «Поющий человек не творит образы, а поет песню, обещающую встречу со своим Я, он исполняет свой гимн. Лейтмотивом гимнов являются магические такты и звучания, сохранившиеся в первичной памяти. Эти архаические волшебные мелодии были зовом небес. Повторяя их, я сам начинаю звучать; и я такой, как я звучу. В песне я как бы становлюсь прекрасным звучащим шаром, чистым высоким звуком, плывущим в небесной синеве. Песня - это обещание, в ней звучит мир» [1, с. 259].

Проблема возрождения культуры человека состоит не столько в борьбе с негативными ее проявлениями, сколько, на наш взгляд, в способности современного человека обратиться к своим корням, к своим глубинным, может даже физиологическим инстинктам и возможностям и направить свое познание в иную сферу, элементом которой, является звуковое пространство, возможно, скрывающее в своих просторах недостающие знания и новые загадки.

Список литературы:

1. Марков Б.В. Культура повседневности: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. Марков Б.В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 62-84.

3. Марков Б.В. Дуальность природы человека // Очерки по философии и культуре. - СПб., 2001. - 210 с.

4. Марков Б.В. Образование и познание в процессе цивилизации // Онтология возможных миров. - СПб., 2001. - 385 с.

ПАРФЮМЕРНЫЙ ЗАПАХ В АСПЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

© Клещева Е.Ю.*

Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь

В настоящей статье поднимаются вопросы исследования роли парфюмерных запахов в современной куньтуре. Затрагивается проблема

* Студент кафедры Культурологии. Научный руководитель: Сидорчукова Л.Г., доцент кафедры Культурологии, кандидат исторических наук.

формирования имиджа и актуализируется вопрос о значении ольфак-торной самопрезентации как важной характеристики имиджа. В статье приводятся резуньтаты проведенного автором исследования социокунь-турных характеристик парфюмерных запахов.

Современные исследователи: культурологи, социологи, психологи стали обращаться к различным аспектам изучения роли парфюмерных запахов в культуре. Большинство авторов [1, 3, 5] подчеркивают, что парфюмерные запахи выполняют магическую, лечебную, гигиеническую и эстетическую функции. В то же время они выражают различные психические состояния личности, выступают как средства социальной стратификации и тендерной дифференциации.

Представляется интересным рассмотреть вопрос о значении роли запахов как средства формирования имиджа. Слово имидж (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

Имидж в традиционном понимании - это «самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других» [9, с. 33-34].

Такие авторы, как В.А. Лабунская и O.A. Герасимова считают, что одной из фундаментальных социальных потребностей является потребность в самопрезентации, «в предъявлении себя другому и самому себе» [5, с. 248]. Одним из средств самопрезентации являются парфюмерные ароматы. Способ презентации себя обществу и самому себе посредством запахов принято называть ольфакторной самопрезентацией. Лабунская В.А. пишет о том, что естественные и искусственные запахи являются компонентами внешнего экспрессивного Я личности. Внешнее экспрессивное Я личности, являясь формой «объективации внутреннего мира личности» и, в то же время, существенным способом маскировки этого мира, формируется в пространстве социального общения, где постоянно существует необходимость представлять себя другому, конструировать себя для другого [4].

Панасюк А.Ю. соотносит понятия «внешний вид» и «имидж». Под «внешним видом» человека он имеет в виду «его конституцию (телосложение), выражение и черты лица, прическу, макияж, украшения, одежду и т.п.» [7, с. 33]. Сюда можно добавить и парфюмерию. Построение имиджа идет сразу по нескольким каналам коммуникации, поэтому то, какими духами человек пользуется, несомненно, влияет на общее впечатление о нем.

Перелыгина Е.Б. определяет имидж как «символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» [8, с. 23]. Человек живет как в символическом, так и в реальном мире. Зачастую в процессе взаимодействия с другими людьми мы реагируем именно на имидж, а не на реальность. «Имидж в концентрированной форме задает суть человека» [9, с. 16]. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить свои взаимоотношения с данным человеком. Таким образом, имидж является единицей этого символического мира.

В этом же ключе исследовали данное явление и многие социологи, представляющие такое направление, как символический интеракционизм. Мид Дж. говорил о том, что взаимодействие (интеракции) между людьми осуществляется посредством языка, через обмен жестами, символами [6]. С помощью этих символов у человека формируется образ другого человека. Одним из значимых символов, которые влияют на складывание образа (имиджа) человека, является парфюмерный аромат.

Здесь также следует упомянуть И. Гофмана, который писал о таких важных функциях самопредъявления, как определение ситуации для себя и присутствующих, контроль за их поведением, создание благоприятного впечатления о себе, достижение наибольшей выгоды от взаимодействия [2].

В современном мире значение имиджа резко возрастает. Это связано с тем, что мы вступили в информационную эру и нам приходится воспринимать очень большое количество информации, в том числе и о людях, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Почепцов Г.Г. пишет, что «имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Поскольку мы не в состоянии хранить весь этот объем, мы начинаем пользоваться ярлычками, отсылающими на стоящие за ними ситуации. Удачно выбранные ярлычки закрепляются. В любой ситуации мы обладаем такими ярлычками-имиджами» [9, с. 21]. Парфюмерный запах, несомненно, несет информацию о человеке, а, следовательно, является частью имиджа, т.е. того образа, который складывается о человеке в глазах окружающих.

Многие специалисты трактуют имидж как внешний образ человека [9, с. 36]. Парфюмерный запах, как часть имиджа, должен соответствовать этому внешнему образу.

Это подтверждает проведенное исследование. Нами была составлена анкета «Социокультурные характеристики ольфакторного поведения» и был проведен социологический опрос, в котором участвовало 100 студентов, учащихся высших и средних специальных учебных заведений г. Перми. С помощью этой анкеты мы хотели изучить отношения людей к парфюмерным запахам, потребности в их использовании, выявить роль парфюмерных запахов в общении и взаимодействии людей. В числе прочих, в данную анкету был помещен вопрос, который должен был выяснить, обращают ли люди внимание на парфюмерные запахи в процессе взаимодействия. Выяснилось, что 39 % опрошенных нами людей обращают на это внимание почти всегда и 37 % - часто. Кроме того, у 66 % респондентов когда-либо возникало такое ощущение, что парфюмерный запах человека, с которым происходит общение, не подходит ему по каким-либо причинам. В большинстве случаев этими причинами являются: несоответствие возрасту (47 %), несоответствие внешнему облику (44 %), несоответствие типу поведения (18 %), несоответствие полу (17 %), несоответствие ситуации общения (14 %), несоответствие настроению (8 %), несоответствие социальному положению (3 %), несоответствие материальному положению (3 %).

Как мы видим, 44 % людей, принявших участие в опросе, согласились с нами в том, что парфюмерный аромат должен соответствовать внешнему облику человека. То есть парфюмерный запах должен соответствовать возрасту, полу, одежде, аксессуарам и пр.

Кроме того, 69 % людей отметили, что духи должны соответствовать ситуации взаимодействия. Для деловой встречи, дружеской вечеринки, любовного свидания парфюм должен подбираться соответственно. К примеру, слишком резкий запах на деловых переговорах будет неуместен; сладкий аромат будет к месту на свидании с любимым человеком. Однако существуют ароматы, подходящие для всех случаев жизни. Есть люди, которые на протяжении многих лет пользуются одними и теми же духами. Этот запах как бы становится частью человека. А у других людей этот аромат начинает ассоциироваться с человеком, его использующим.

Также очень важно сказать о том, что «имидж - это знаковые характеристики, где присутствует форма и содержание» [9, с. 23]. Так как имидж - это символический внешний образ человека, то он содержит внешние признаки, которые отсылают нас на содержательные характеристики данного имиджа. Другими словами, ассоциации, посредством которых человек строит свое суждение о другом человеке, основаны на исходящем от него запахе. Многие парфюмерные запахи, благодаря рекламе, ассоциируются у нас с определенными имиджевыми характеристиками. Например, духи «Ricci Ricci» от Nina Ricci ассоциируются у нас с озорством, «Light blue» от D&G - с сексуальностью, «Intense» от Dior - с роскошью. Поэтому когда мы чувствуем запах духов, исходящий от нашего собеседника и узнаем в нем «Intense» от Dior, это указывает нам на то, что тот, с кем мы ведем беседу, - человек с достатком. Если наша собеседница пользуется духами «Ricci Ricci», то она дерзкая и озорная обольстительница.

Результаты проводимого нами исследования подтвердили то, что парфюмерный аромат несет информацию о человеке, его использующем. 84 % людей, принявших участие в опросе отметили, что парфюмерный запах может нести информацию о характере, свойствах и качестве личности; 77 % указали на то, что аромат может выступать в качестве показателя благосостояния личности; 63 % ответили, что парфюм может выражать состояние и настроение человека. Кроме этого, многие указали на то, что парфюмерный аромат может отражать возраст (76 %) и пол (88 %) человека.

Однако люди пользуются парфюмерией не только для того, чтобы рассказать что-то о себе, но и для того, чтобы понравиться самому себе и окружающим.

Почепцов Г.Г., ссылаясь на английского автора Элери Сэмпсон, выводит три типа имиджей: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. «Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний» [9, с. 36].

Самоимидж тесно связан с понятием самоуважения. Самуил Маршак говорил о том, что если вы хотите, чтобы вас уважали, вам нужно начать уважать самого себя. Уважение тесно связано с симпатией. Отвечая на вопросы нашей анкеты, 74 % людей отметили, что пользуются парфюмерией для того, чтобы нравиться себе; 12 % респондентов написали, что с помощью парфюмерии хотят повысить и укрепить самооценку. То есть, используя парфюмерию, они формируют свой самоимидж.

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественное желание каждого человека нравиться окружающим. Для того, чтобы понравиться другим людям, многие используют парфюмерию. 51 % опрошенных нами людей отметили, что пользуются духами для того, чтобы понравиться другому человеку; 57 % - чтобы повысить свою привлекательность и 23 % - чтобы привлечь и удержать внимание к себе.

Требуемый имидж: общество навязывает нам социальные нормы и установки, оно заставляет нас выглядеть и вести себя так, чтобы не выделяться из толпы. В противном случае со стороны общества последуют «репрессии». Мы можем чувствовать себя уверенно только тогда, когда уверены в том, что наше поведение социально одобряемо. 60 % людей, участвующих в опросе, указали, что пользуются парфюмерией для того, чтобы чувствовать себя уверенно, а 10 % - для того, чтобы получить социальное одобрение.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что парфюмерный аромат действительно является частью имиджа человека. Посредством аромата человек может сконструировать свой образ. Парфюмерный запах передает информацию о человеке, является неким символом, который люди считывают в процессе взаимодействия. В процессе общения мы воспринимаем друг друга именно через имидж, неотъемлемой частью которого является парфюмерный аромат. Конструируя свой имидж, мы хотим создать благоприятное впечатление о себе, и духи помогают нам в этом. Кроме того, парфюмерный запах делает наш образ до конца полным, завершенным.

Список литературы:

1. Витковская А. Любимые духи фараонов // Мир женщины. - 1995. -июнь.

2. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. -М., 2007. - 546 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.i-u.ru/bib-lio/archive/gofman_predstavlenie/00.aspx.

3. Духи для вас. - Ростов-н/Д, 1999. - 352 с.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов-н/Д, 1999. - 608 с.

5. Лабунская В.А., Герасимова O.A. Теоретико-эмпирический анализ ольфакторной самопрезентации как способа конструирования гендерно-

стратификационных параметров имиджа // Известия Академии имиджело-гии. - 2005. - Т. 1. - С. 248-278.

6. Мид ДжГ. От жеста к символу; Интернализованные другие и самость; Аз и Я; Психология пунитивного правосудия [Электронный ресурс] // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добрень-кова. - М., 1994. - Режим доступа: www.uamconsult.com/book_135_ сИар-ter_9_teorii_simvolicheskogointerakcionizma.html.

7. Панасюк А.Ю. Понятие «имидж» в сопоставлении с другими сходными понятиями // Известия Академии имиджелогии. - Т. 1. - 2005. - С. 31-50.

8. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа [Электронный ресурс]. - М., 2002. - 223 с. - Режим доступа: www.kodges.ru/59260-psixologiya-imidzha.html.

9. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2009. - 575 с.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

© Пичко Н.С.*

Филиал Ухтинского государственного технического университета, г. Усинск

В статье рассматривается образ православного Храма в контексте культуры. Предпринимается попытка затронуть проблемы, связанные с изучением и научным осознанием храма как одного из центральных явлений культуры, позволяющих говорить о различных его измерениях.

Отдельно упоминается музыкальное искусство, поскольку соединяет в себе такие стержневые феномены, как Слово и Пение в их постоянном и разнообразном соединении.

Многие современные культурологи, посвящая изучению Храма и храмового искусства, выдвигают обоснования для создания комплексных междисциплинарных и межконфессиональных исследований храмовой культуры во всех ее проявлениях, направлениях и во всей ее целостности.

Зарождение новой науки теменологии направлено на понимание и интерпретацию образа Храма в его многосоставной сложности, включающей всю совокупность творческого служения совокупной общности сознания людей в ощущении Божественных смыслов бытия. Ибо Храм - это непоколебимый стержень культуры, сакральный локус, из которого исходит и прозревается культура и которую он же объемлет.

Прозрение культуры через Храм импонирует культуростроительному мировоззрению, хотя у этой позиции найдется множество оппонентов, отделяющих культуру от Храма. Нужны определённые доказательства там, где речь идет не о религии, а о науке, в частности культуроведении.

* Доцент кафедры Истории и культуры, кандидат культурологи, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.