Научная статья на тему 'Параметры здорового образа жизни современных детей и подростков'

Параметры здорового образа жизни современных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
373
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ / СЕМЬЯ / FAMILY / СРЕДА / ENVIRONMENT / ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIBERAL EDUCATION HEALTH'S VALUE / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL TRAINING / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / SOCIO-CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дружинин Владимир Петрович, Флоря Вера Ильинична

В статье рассмотрены основные параметры здорового образа жизни современных детей и подростков, раскрыты социально-экономические параметры, социокультурные факторы, физическое развитие школьников, охрана здоровья, образование и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дружинин Владимир Петрович, Флоря Вера Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors considered the performance and efficiency of health's teenagers values, such as socio-economy, socio-cultural development, physical training, health's environment, education and others

Текст научной работы на тему «Параметры здорового образа жизни современных детей и подростков»

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968.

5. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М.: Музыка, 1993.

6. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1972.

7. Петрова В. А. Музыка - малышам / В. А. Петрова. - М.: Мозайка-Синтез, 2001.

8. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: дис. ... док. пед. наук /Г. П. Стулова. - М., 1990.

9. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. - М.: Педагогика, 1988.

10. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. - М.: Наука, 2003.

В. П. Дружинин, В. И. Флоря

ПАРАМЕТРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье рассмотрены основные параметры здорового образа жизни современных детей и подростков, раскрыты социально-экономические параметры, социокультурные факторы, физическое развитие школьников, охрана здоровья, образование и др. Ключевые слова: образование в сфере культуры, здоровый образа жизни, подростки, социально-экономическое положение детей в обществе, семья, среда, здоровье, ценностные ориентации, девиант-ное поведение, физическое развитие, охрана здоровья, образование, воспитание.

The authors considered the performance and efficiency of health's teenagers valúes, such as socio-economy, socio-cultural development, physical training, health's environment, education and others. Keywords: liberal education health's value, teenagers, family, behavior, physical training, socio-cultural situation, environment, education

Основные проблемы формирования здорового образа жизни современных детей и подростков, на наш взгляд, необходимо рассматривать по нескольким социально-педагогическим параметрам: социально-экономическое положение детей (социально-культурная среда, в которой они воспитываются), их физическое развитие и охрана здоровья, образование, воспитание и развитие.

Выбор этих параметров обусловлен основной целью первичной социализации детей, а именно: необходимостью создания оснований для формирования у ребенка личности, с гражданской позицией, имеющей четкое понимание о здоровом образе жизни, о том, что человек, его здоровье, счастье и процветание есть высшая ценность.

На наш взгляд, проблемы формирования здорового образа жизни среди детей и подростков начинаются с общего положения детей в обществе. Говоря о зависимости общего положения детей в обществе от социально-экономических условий, нельзя не отметить, что трудности и издержки рыночных реформ, финансовых кризисов тяжелее всех отразились на положении детей, на их образе жизни. Формирование личности - это длительный и сложный процесс, ожидаемым результатом которого является превращение объекта в субъект социальных отношений. Между тем объект и субъект социальных отношений - это два социальных явления, которые сконцентрированы в одном целом, то есть в личности. Ее формирование начинается в детстве: именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка как объекта и субъекта социальных отношений, формируется понимание здорового образа жизни, другими словами - элементарной культуры быта, культуры здорового питания, культуры использования свободного времени и другие.

Рассматривая ребёнка в качестве субъекта общественных отношений, необходимо учитывать объективные факторы его жизни. Дети рождаются в том или ином обществе или эпохе, характеризующейся определённым экономическим, политическим и социальным строем, но вводят его в систему социально-культурных отношений родители. Современная семья — это не только социальный институт, ячейка воспроизводства рабочей силы, но прежде всего особая социокультурная среда, обеспечивающая здоровый образ жизни, сохранение ниши для духовно-нравственного выживания, для становления личности, члена общества.

Одним из важных параметров здорового образа жизни является медицинское обслуживание и здравоохранение детей. Физическое здоровье детей — это одна из острых проблем современного общества. История развития цивилизации привела к тому, что понятие «здоровый ребенок» переходит в категорию редких явлений. Бесспорно, за годы советской власти в области детского здравоохранения произошли большие преобразования. Но если к ним предъявить современные требования, то настоящий уровень здоровья населения не может считаться удовлетворительным. Здоровье человека складывается, как известно, из удовлетворительных жилищных условий, гигиенической культуры, физического воспитания, образа жизни, а также генетической наследственности.

В Российской Федерации, по официальным данным, с каждым годом растёт заболеваемость детей и подростков соматическими, нервно-психическими болезнями и так называемыми «социопатиями»: туберкулёзом, алкоголизмом, наркоманией. У школьников в процессе обучения с первого по восьмой класс в 6-12 раз нарастают изменения со стороны органов слуха и зрения, в 10 раз — нарушения опорно-двигательного аппарата, в 15 раз — центральной нервной системы. В целом около 75% школьников некоторых регионов России имеют существенные отклонения состояния здоровья (2, с. 69).

Здоровье детей — это естественная абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы, идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни. Значение сохранения здоровья детей неуклонно возрастает с каждым годом.

Причинами роста заболеваемости среди детей, по нашему мнению, являются следующие: плохая экология — неблагополучное состояние окружающей природной среды, необеспеченность медицинских учреждений, низкий уровень подготовки медицинских работников, коммерциализация здравоохранения, низкая санитарно-гигиеническая культура и отсутствие возможности ее поддерживать у низших слоев населения.

Кроме того, налицо детерминированность между социально-экономическим положением общества и здоровьем ребенка. Социологические исследования показали, что существует зависимость состояния здоровья и физического развития детей от условий жизни его ближайшего окружения, в котором мы выделяем экономическое благосостояние семьи и образование родителей. Исследования социологов показывают, что чем выше образование родителей, тем больше они обращают внимание на то, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни: соблюдать режим дня, санитарно-гигиенические процедуры, что способствует укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Знания, полученные родителями в учебных заведениях, дают им возможность предвидеть последствия и своевременно оказывать помощь ребенку.

Итак, уровень образования является важным фактором, способствующим охране и укреплению здоровья детей, что в сегодняшних реальностях для России приобретает значение национального масштаба, ибо здоровье детей приобретает критический характер: сегодня здоровым является лишь каждый шестой (16,87%) ребенок,

а хронически больным — каждый пятый (18,07%) (а ведь это дети 10—11 лет!).

Настораживает также факт роста числа болезней социального характера, которые являются результатом неблагополучного социального окружения детей, отсутствием социального и психического комфорта в семье, в образовательных учреждениях. Как показывают многочисленные опросы, дети сталкиваются с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в той среде, где отсутствуют доверительные и близкие отношения с родителями и детьми. Более того, по вине взрослых дети зачастую становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (1, с. 78).

Результаты опроса, проведённого НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что насилие в семье может иметь различные формы — от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. Отвечая на вопрос «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности — 26%; срывая раздражения — 29%; когда в доме беда — 20%; когда не могут справиться с ними другим способом — 19%; потому что их не любят — 5%; это делают психически неуравновешенные — 14%; это делают пьяницы и алкоголики — 29% (1, с. 78).

Особого внимания со стороны общества заслуживают дети, имеющие врожденные аномалии. Количество таких детей с каждым годом растёт и, думается, будет возрастать в геометрической прогрессии, так как практически все группы болезней (нервной системы, кровообращения, пищеварения, эндокринной системы и т.д.) имеют тенденцию к передаче их по наследству следующим поколениям. В общей сложности это приводит к нарушению генофонда страны, ибо гены оказывают влияние не только на формирование биологической природы человека, но и на социально значимые качества, на социальное поведение человека. Поэтому физическое здоровье современных детей определяет не только здоровье нации, но и социально-культурный климат будущего общества

Состояние образования и воспитания детей — важный аспект, характеризующий положение здорового образа жизни современных детей, так как именно цели и задачи образования и воспитания определяют способность общества к самосохранению и устойчивого развития. Со времен Древней Греции известно, что воспитательно-образовательная система общества строится в соответствии с потребностями правящего класса и с материально-производственными силами и отношениями, которые сложились в данном обществе.

Образование уже давно стало одним из первостепенных факторов экономического развития. Проблемы школьного образования, имеющиеся в настоящее время, представляют собой итог многолетнего невнимания государства к качественному развитию образования и просвещения. Одна из главных причин возникновения проблем в системе образования — это «остаточный» принцип его финансирования в советское время. Образовательная система находилась в полной зависимости от государственного финансирования и не обладала запасами и ресурсами к самосохранению и саморазвитию.

При переходе к новым социально-экономическим условиям рыночные отношения нашли отражение и в сфере образования. Наряду с государственными формами обучения появились альтернативные, была введена платная система обучения. Данные нововведения существуют во всех звеньях системы народного образования — начиная с дошкольных учреждений и кончая высшим звеном. Какие последствия мы можем наблюдать в результате этих преобразований?

Во-первых, дети, принадлежащие к различным социальным группам, поставлены

в неравноправное положение. Дети — представители малообеспеченных слоев, почти не имеют возможности получить доступ в воспитательные, образовательные и культурные учреждения. Дошкольные учреждения с набором всех услуг, общеобразовательные школы и гимназии со специальными программами, престижные высшие учебные заведения в большинстве своем чаще посещают и заканчивают дети богатых. В результате дети большинства малоимущих и беднейших родителей лишаются важной социальной гарантии (одной из главных достижений социализма) — бесплатного образования на всех звеньях системы народного образования.

Во-вторых, в связи с экономическими трудностями базовое среднее образование на уровне 11 классов снизилось до 9 классов. И опять-таки за стенами учебных заведений оказываются выходцы из малообеспеченных слоев населения. Таким образом, в российском обществе появляется и увеличивается категория детей (следовательно, взрослых членов общества), которые не могут получить полноценного образования в силу его финансовой недоступности. А отсутствие надлежащего воспитания и образования в детском возрасте в будущем ведет к снижению профессионального уровня населения, нравственной культуры, склонности к криминогенному поведению. Следовательно, особого внимания требует воспитательно-образовательная подготовка в детском возрасте.

Все сказанное подводит к выводу о том, что формирование у детей адекватного отношения к такой важнейшей ценности, как образование, - это совокупная задача семьи, образовательных учреждений, соответствующих общественных и государственных структур. Иными словами, степень популярности и значимости такой социальной ценности, как образование, находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в обществе и от общественных отношений, общественного мнения.

Характеризуя социально-педагогические и культурные проблемы формирования здорового образа жизни, необходимо отметить, что хотя и существуют оптимистические прогнозы на будущее в повышении образовательного уровня детей, фактически достижение желаемого результата сопряжено с множеством факторов, которые оказывают негативное влияние на интеллектуальный и культурный уровень подрастающего поколения.

Известно, что личность формируется и развивается в определенной духовно-нравственной среде, которая представляет собой совокупность идей, ценностей, общей духовной атмосферы. В этих условиях протекает жизнедеятельность личности, и именно они непосредственно или опосредованно влияют на душевное состояние и переживания человека, на его духовный мир и жизнедеятельность, на его образ жизни.

Духовная жизнь, атмосфера общества - это «дух времени», определенное состояние сознания общества. Духовная жизнь общества порождается спецификой функционирования и взаимодействия экономических, социальных, политических и духовных условий и уровнем социальной, политической и духовной активности масс на данном этапе общественного развития. Духовная атмосфера общества представляет собой определенное состояние сознания в каждый данный момент существования. А это значит, что духовная атмосфера, жизнь общества складываются под воздействием быстро меняющихся обстоятельств и факторов.

В связи с этим не менее важной проблемой формирования здорового образа жизни представляется проблема духовной интеграции детей в общество. Духовные и нравственные ценности — неотъемлемые компоненты жизни общества. Мир ценностей - это мир культуры, сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей. Системы ценностей, нравственных установок характеризуют культуру, которая является результатом функционирования в обществе специфических социальных институтов. В системе ценностей выражается отно-

шение человека, общества к миру, а ценности, принадлежащие различным социальным группам, являются выражением их социальных интересов. Социальные интересы, в свою очередь, являются отражением места индивида, человека, социальной группы в системе общественных отношений и окружающем их общественном бытии.

Существенной характеристикой здорового образа жизни в современном обществе является сформированность у детей духовных ценностей и социальных ориентации. У каждого человека есть цель жизни, ориентируясь на которую, он осуществляет свою жизнедеятельность. Цель жизни строится в соответствии с нравственными ценностями, которые он впитал в детстве в процессе социализации в семье, в школе и в общественной жизни. Стремление к комфорту и гармонии с окружением, в соответствии со своими нравственными представлениями о жизни, является естественным явлением. Разумеется, что ориентации и установки такого рода закладываются в детстве, и с этой точки зрения определенный интерес представляют социальные ориентиры самих детей.

Пропаганда культа материального достатка, красивой и беззаботной жизни, власти денег, которую видят современные дети с экранов телевизоров и в повседневной жизни, дают настораживающие результаты. Все более нарастает количество подростков, у которых по мере взросления наблюдается тяга к деньгам и веселому и беззаботному времяпрепровождению, а такие вечные ценности, как семья, уважение, любовь, труд, отодвигаются на второй план. Совершенно очевидно, что общество, самые перспективные члены которого — дети — основным фактором и признаком благополучия считают денежные средства и возможность беззаботно жить, воистину упускает главное — свое будущее.

В современных условиях духовно-нравственного выживания следует отметить и обозначить наиболее острые стратегические проблемы формирования здорового образа жизни, решение которых не требует отлагательства. Вот некоторые из них:

1. Положение детей в обществе и в семье, которое характеризуется: отсутствием в семьях необходимой материальной базы, возможностей для воспитания двух-трёх детей вследствие нарастающего финансового кризиса; ущербным воспитанием детей в неполных семьях, образующихся в результате разводов; нарастанием количества внебрачных детей, воспитание и социализация которых связаны со многими трудностями.

2. Состояние здоровья детей, обусловленное неблагополучным экологическим окружением; низкой санитарно-гигиенической культурой родителей; неполноценным питанием детей в образовательных учреждениях; увеличением количества детей с врожденными заболеваниями, хроническими болезнями и, как следствие, нарушением генофонда общества; ростом числа детей с умственными и физическими отклонениями; недостаточным вниманием к нуждам и потребностям учреждений детского здравоохранения.

3. Образование, воспитание и культурный досуг детей, характерными качественными сторонами которых являются: недостаточное финансирование деятельности государственных воспитательно-образовательных и культурных учреждений; коммерциализация услуг детских воспитательно-образовательных и культурных учреждений; нарушение прав детей из малообеспеченных слоев на получение полного образования; несоответствие нужд общества в высококвалифицированных педагогических кадрах с их положением в обществе; педагогическая неграмотность родителей; снижение заинтересованности детей в повышении образовательного уровня; сокращение доступа детей к предметам культуры, к различным видам проведения досуга (ввиду их коммерциализации); девиантное поведение детей; возникновение негативных явлений в формировании нравственных ценностей детей.

Таким образом, основные проблемы формирования здорового образа жизни кроются не только в финансово-экономическом кризисе нашего общества, но главным

образом в кризисе духовно-нравственных ценностей. Императив защиты здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей, несомненно, входит в содержание психолого-педагогической деятельности современных образовательных учреждений.

Примечания

1. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье / Л. С. Алексеева // Социс. - 2004. -№ 3.

2. Рагимова О. А. Здоровье младших школьников Саратова / О. А. Рагимова // Социс. -2003. - № 11.

А. В. Куликова

ПРИНЦИП ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Статья посвящена вопросам практики в обучении классическому танцу, ее роли в развитии творческого мышления у учащихся, осознании ими необходимости закрепления знаний, умений и навыков. В статье представлена педагогическая модель использования практики в процессе обучения движениям классического танца. Ключевые слова: образование в сфере культуры, классический танец, педагогическая модель использования практики, принцип практического обучения, двигательные умения и навыки.

This article discusses the use of the leaning of classical dance, the role of practice in the development of creative thinking in students, their awareness of the need to consolidate the knowledge and skills. The article developed the pedagogical model for the use of practice in the learning process of classical dance movements. Keywords: liberal education, leaning of classical dance, role of practice, the development of creative thinking, pedagogical model for the use of practice, classical dance movements.

Использование практики в обучении классическому танцу прослеживается еще со времени возникновения балета, когда практика выполняла лишь функцию иллюстрации к слову преподавателя. В течение исторического развития балета роль практики претерпела изменения: от отражения внешних, чувственно воспринимаемых свойств объекта и формирования эмпирических понятий, мышления к осознанию необходимости деятельностного подхода и управления учебно-аналитическими действиями учащихся.

В педагогике необходимость использования принципа практического обучения в качестве обязательного при обучении всем предметам осознавалась всегда, особое значение придавалось методу «нравственного обучения». Эти идеи получили развитие в российской школе в трудах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева. Неотъемлемыми условиями реализации практического обучения К.Д. Ушинский считал использование образного слова, необходимость формирования навыков «наблюдать верно», развитие логического мышления и умения выразить мысль в слове. П. Ф. Каптерев дополнил общую педагогическую школу понятием «элементарное обучение» и показал, что применение практики эффективно лишь при изобретательной организации учителем активной умственной деятельности учеников, когда педагог раскладывает знания на элементы, показывает важность и значение каждого, затем из рассмотренных элементов строит форму целого.

В структуре целенаправленного действия в процессе формирования умений и навыков, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, выделены ориентировочная, исполнительная, контрольная части действия. Также было доказано, что при обучении двигательным действиям усилия преподавателя могут быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.